Нейропсихологические исследования

От души поздравляю Вас с нашим профессиональным праздником – Днем медицинского работника!

Наша профессия – это колоссальная ответственность, поскольку мы стоим на страже самых больших ценностей – человеческой жизни и здоровья. Именно к нам идут люди, идут со своей болью, и мы помогаем им. Ваш самоотверженный ежедневный труд – это спасенные жизни, это возвращенное здоровье миллионов людей в нашей стране.

Мы все знаем, что в последние годы, тем кто посвятил свою жизнь медицине, было нелегко. Очень много говорится о том, что здравоохранение – главный приоритет социальной политики государства и это правда. Сейчас мы переосмысливаем уроки пандемии, мы только в начале этого пути. Это касается финансирования здравоохранения, кадровой политики, укрепления регионального здравоохранения.

Мы говорим, что медицинские работники сегодня – социально-уязвимая часть населения, что необходимо законодательно повысить и закрепить особый социальный статус медицинского работника. И не только говорим об этом, но и предпринимаем для этого конкретные шаги. Мы четко представляем, что нужно сделать.

Несмотря на все трудности Вы продолжаете честно и самоотверженно выполнять свой профессиональный долг.

Мы активно поработали с Вами над Конституцией страны, внесли в неё важные поправки, продолжаем работать над разработкой профессиональных стандартов и аккредитации, непрерывного медицинского образования, независимой медицинской экспертизы, совершенствования системы вручения профессиональных категорий, защитой чести и достоинства наших членов от незаслуженных судебных дел и пр. Нам необходимо повышать роль как территориальных, так и общероссийских профессиональных организаций. Стать членом НМП — должно быть честью для каждого врача России.

Мои дорогие коллеги, я благодарю Вас за вашу преданность делу, увлеченность, умение не склонять голову перед новыми вызовами. Желаю Вам здоровья, счастья, удовлетворения от жизни и работы, хорошего настроения. Вместе мы победим и сделаем и нашу жизнь лучше, а удовлетворённость населения нашей страны здравоохранением выше.

  • С уважением,
  • Ваш Л. Рошаль
  • Президент НМП

Курс лекций поможет вам изучить законодательство, регулирующее здравоохранение, правовые аспекты оказания медицинской помощи, получить знания о правах пациентов и медицинских работников и особенностях их реализации в современных условиях, узнать эффективные методы профилактики правонарушений в здравоохранении и средства правовой защиты интересов медицинских работников в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Лекторы

Нейропсихологические исследования

руководитель юридической службы Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата»

Нейропсихологические исследования

профессор кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции, эксперт «Национальной Медицинской Палаты»

Нейропсихологические исследования

президент НП «Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», член общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре

Нейропсихологические исследования

начальник отдела организации исследований ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»

Нейропсихологические исследования

заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции, профессор, заслуженный юрист РФ

Нейропсихологические исследования

адвокат, член адвокатской палаты города Москвы

Курс носит практическую направленность и способствует не только совершенствованию теоретических знаний, но и формирует компетентность для применения полученных знаний в повседневной практике. В качестве примеров используются случаи реальных судебных дел.

Начать обучение

Юристы НМП готовы оказывать бесплатную юридическую помощь на досудебном этапе врачам по различным аспектам медико-правовой специализации: законотворческая работа, претензионно-исковая работа, корпоративное право, уголовное право, трудовое право, лицензирование, общеправовая работа.

Чтобы получить консультацию, вы должны быть зарегистрированы на нашем сайте и авторизованы.

Нейропсихологические исследования

Практикум по тактике

Союз медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» издал сборник, в котором собраны воедино и подробно освещены наиболее актуальные проблемы, скопившиеся в правовом поле, с которым сталкиваются работники медицинских организаций в своей практике.

Медицинские юристы подробно рассматривают правоотношения врача и пациента, дают практические советы по защите чести, достоинства, доброго имени и профессиональной репутации медицинского работника.

В сборнике изложены нюансы привлечения медицинских работников к уголовной ответственности, аспекты гражданско-правовой ответственности медорганизаций и их сотрудников, трудового права. Приводятся ссылки на нормативно-правовую базу и даются четкие алгоритмы решения тех или иных проблем.

Из материалов издания вы узнаете о том, какими правами обладают врачи, разберетесь в сложных ситуациях и нюансах законодательства, что позволит эффективно реализовывать и защищать свои права.

Конференция «Медицина и право: новые реалии». 23.04.2021. Саратов

Доклады

«Вопросы профилактики нарушений законодательства, регулирующего медицинскую деятельность»

  • докладчик – Объедкова Людмила Васильевна, ВРИО руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области

Особенности регулирования труда медицинских работников: основные права, гарантии их осуществления и способы защиты

  • докладчик – Абалдуев Владимир Александрович, профессор кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии – ФГБОУ ВО «СГЮА», к.ю.н., доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Грамотное оформление медицинской документации как профилактика правовых последствий для врача и медицинской организации

  • докладчик – Еругина Марина Василидовна, заведующая кафедрой общественного здоровья ФГБОУ ВО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России, д.м.н., профессор

Ответственность медицинских работников за коррупционные правонарушения

  • докладчик – Чайковский Юрий Юрьевич, заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Саратовской области

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере здравоохранения

  • докладчик – Айдарова Лилия Альбертовна, руководитель юридической службы Союза «НМП»

Актуальные вопросы современной судебной практики по делам о ненадлежащем оказании медицинской помощи

  • докладчик – Чупрова Антонина Юрьевна, профессор кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), д.ю.н., профессор

Все семинары

Нейропсихологические исследования

28.12.2020

Медицинская палата Ульяновской области

Губернатор Ульяновской области С.И.Морозов поручил продлить на 2021 год региональную программу «Спасибо медикам!»

Закончилась реализация программы оздоровления медицинских работников, задействованных в борьбе с новой коронавирусной инфекцией, в санаториях Ульяновской области и экскурсий по памятным местам родного края для медицинских работников в рамках региональной программы «Спасибо медикам!» в 2020 году. Губернатор Ульяновской области С.И.Морозов поручил продлить программу «Спасибо медикам!» по реабилитации и эмоциональному восстановлению медицинских работников, которые борются с коронавирусной инфекцией на 2021 год.

https://www.youtube.com/watch?v=-gMX2IjmpII\u0026t=86s

Конкурс среди медицинских и фармацевтических работников на присуждение Премии Медицинской Палаты Ульяновской области

Одной из задач Медицинской Палаты является объединение медицинского сообщества региона и повышение престижа профессии медицинского работника.

Ежегодно, начиная с 2014 года, проводится Конкурс среди медицинских и фармацевтических работников на присуждение Премии Медицинской Палаты Ульяновской области.

Цель Конкурса – выявление и поощрение лучших медицинских и фармацевтических работников, содействующих повышению престижа профессии и развитию здравоохранения Ульяновской области.

Формирование и развитие корпоративной культуры в отрасли здравоохранения

Четвёртое направление – формирование и развитие корпоративной культуры в отрасли здравоохранения как важного фактора успешного функционирования медицинских организаций в условиях оптимизации деятельности системы здравоохранения.

Последовательность и содержание основных практических действий по формированию, поддержанию и развитию корпоративной культуры – это внутренние коммуникации (стенды, мониторы, электронные ссылки); обучение и развитие медперсонала, корпоративные мероприятия в учреждениях.

Правовая защита медицинских работников и медицинских организаций

Медицинская Палата Ульяновской области взаимодействует с Ульяновским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (в рамках заключенного договора о сотрудничестве).

Это и приём юристов по вопросам правовой поддержки медицинских работников, и консультации по правовым вопросам руководителей лечебных учреждений и многое другое. В 2017 г.

заключён договор о сотрудничестве с Адвокатской Палатой Ульяновской области.

Принципы этики и деонтологии в деятельности медицинских работников

Учитывая нередко поступающие жалобы на некорректное отношение (поведение) медицинских работников по отношению к пациентам, для осуществления контроля за соблюдением медицинскими работниками норм профессиональной этики и деонтологии во взаимоотношениях с коллегами и пациентами, а также для рассмотрения конфликтных ситуаций, относящихся к сфере профессиональной этики, в лечебных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, созданы комиссии по этике и деонтологии,

Читайте также:  Виды и причины депрессии. Симптомы депрессии. Психиатр Игорь Степанов.

Методы нейропсихологии

Нейропсихологические исследования Нейропсихологические исследования

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь нейропсихология

Если Вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит нейропсихология

           Нейропсихология — образовавшееся в середине двадцатого века направление в науке. Методы нейропсихологии, их совокупность, позволяют изучать связи деятельности мозга и психических явлений.

Это необходимо для того, чтобы выявить, как различные участки мозга влияют на человека и его поведение.

Любая человеческая деятельность задействует совокупность сигналов и импульсов, и для овладения какими-либо навыками необходима синхронная работа всех отделов мозга на протяжении всей жизни.

Методы нейропсихологии подразделяют на две категории.

  1. Сравнительно-анатомический метод и методы раздражения и разрушения;

Сравнительно-анатомический метод выявляет, как связаны жизнь и поведение животных с тем, как устроена их совокупность нервных структур. Это позволяет изучить особенности деятельности мозга, строение коры больших полушарий.

Метод раздражения изучает специфику высших психических функций,  их реакции на определённое влияние на мозг. Типы раздражений: прямое, косвенное, раздражение некоторых нейронов.

1) При методе прямого раздражения влияние оказывается на выбранные участки коры головного мозга. Используются электрически заряженные частицы, механические или химические раздражители. Однако данный метод не сильно применим к людям, что позволило выявить новый метод непрямого раздражения.

2) Непрямое воздействие на кору головного мозга позволило выявить реакцию различных отделов мозга на определённые факторы (один из примеров: для исследования активности нейронов мозга в них вживляли электроды).

3) Методика разрушения (выключения) основывается на необходимости разрушения выбранной области мозга животного и изучении дальнейшего его поведения. Для людей подобные методики применяются во время нейрохирургичесих операций, при ранениях мозга.

Рассмотрим виды нарушений: необратимые (устранение определённых частей мозга хирургическим путём), при которых функция как бы пропадает, и обратимые нарушения, они предполагают отключение определённого мозгового участка на неопределенный период времени с дальнейшим восстановлением функций.

  1. Практические методы подразделяются на три вида:

1) А. Р. Лурия разработал методику синдромного анализа — батарею Луриевских методов. Он изобрёл тестовую систему, которая позволяет оценить работу функционирования параметров ВПФ. Это необходимо для того, чтобы зона повреждения головного мозга была правильно выявлена.

Что включают в себя данные методы:

1) задокументированное описание пациента, истории его болезни и результаты разного рода обследований (ЭКГ, ЭЭГ, химический состав организма и тому подобное);

2) оценка психического состояния больного — правильно ли человек ориентируется во времени, месте, в каком эмоциональном состоянии находится и т.п.;

  • 3) проверка произвольного и непроизвольного внимания;
  • 4) проверка реакции пациента с помощью его оценивания лиц на снимках, различных ситуаций на картинах или фотографиях;
  • 5) оценка зрительного восприятия
  • 6) исследования, связанные с узнаванием предметов по тактильным ощущениям;
  • 7) исследования слуха; пациент должен узнавать различные музыкальные мотивы, знать, откуда идёт звук, уметь распознавать повторяющиеся ритмы;
  • 8) изучение движений, которые пациент выполняет по инструкции или же когда его поставят в определённую позу;
  • 9) оценка состояния речи; с больным проводятся разговоры, повторяются звуки и фразы, человек называет предметы, показывает, что понимает редковстречаемые слова;
  • 10) изучение почерка пациента, используемых им слов и предложений;
  • 11) изучение чтения больного — как он читает буквы, осмысливает ли фразы и видит ли неправильно записанные слова;
  • 12) проверка состояния памяти — помнит ли человек определённые слова, истории, картинки;
  • 13) исследование счётных способностей пациента;
  • 14) изучение интеллектуальных способностей — понимает ли пациент рассказы, способен ли правильно произносить окончание фраз, решать математические задания;
  1. Психометрический метод предполагает использование системы разработанных тестов с оцениванием их по общепринятой шкале.
  2. Индивидуально-ориентированные методы. В первую очередь выделяют, какие исследования необходимо пройти. Т.е. сначала идёт отбор исследований, затем — корректировка, и лишь потом разрабатываются индивидуальные тесты.

Таким образом, в нейропсихологии существует множество методов для изучения различных повреждений мозга, норм его функционирования и способов, которые помогут его восстановить.

Методы нейропсихологии необходимы для того, чтобы найти к каждой проблеме индивидуальный подход; каждый пациент должен получить максимально эффективное лечение, и потому важно использовать определённые методы нейропсихологии для каждого случая.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце Нейропсихологические исследования

Нейропсихологическое исследование

Нейропсихологическое исследование — метод, позволяющий на основании специально разработанных видов стимульных материалов получить не только количественные, но и качественные данные о работе и характере нарушений развития и функционирования определённых участков коры головного мозга.

До создания данного метода практически невозможным оказывалась не только диагностика, но и качественная помощь в развитии или коррекции, восстановлении высших психических функций человека.

Когда применяется нейропсихологическое исследование?

Строго говоря, его неплохо было бы пройти каждому из нас, начиная с пятилетнего возраста. В детстве это нужно для того, чтобы определить, насколько успешно протекает созревание тех или иных высших психических функций, соответствует ли оно норме, гармонично ли.

Во взрослом возрасте это тем более необходимо как с целью профилактики возможных нарушений, определения последствий черепно-мозговых травм, синдрома усталости, если порой беспокоит рассеянность или неготовность к обычной трудовой или повседневной активности, сложность концентрации внимания и проч.

В нашей практике мы применяем методы нейропсихологического исследования практически применительно ко всем пациентам, поскольку, пожалуй, сложно будет назвать еще хотя бы одну из исследовательских методик, которая была бы столь же информативна, и, одновременно, безопасна для всех исключительно пациентов.

Какую информацию можно получить в ходе нейропсихологического исследования детей и взрослых?

Нейропсихологические исследования

Так, расхожее мнение, что речь может потребовать коррекции исключительно в детском возрасте, не совсем верно.

Поскольку некоторые виды неврологических или психических расстройств также в очень сильной степени способны вызывать речевые нарушения (различные виды деменций, органические поражения мозга и прочее).

Мы нередко сталкиваемся с такими явлениями, а потому нейропсихологическое исследование речи — один из необходимых этапов как уточнения локализации повреждения, так и простроения дельнейшей стратегии лечения и реабилитации.

Одной из наиболее частых причин обращения к нашим специалистам является нарушение памяти.

К большому сожалению, очень часто мы (а также специалисты во всем мире) сталкиваемся со случаями различного вида деменций, о начале развития которых сигнализируют именно забывчивость, рассеянность.

Чаще всего причиной такого рода расстройств становится Болезнь Альцгеймера, но установить наиболее точный диагноз можно только получив результаты комплексного обследования, одним из компонентов которого является нейропсихологическое исследование памяти.

Таким образом, на протяжении более 10-ти лет работая в области сохранения психического здоровья, мы непременно используем методы нейропсихологического исследования детей и взрослых, с целью уточнения диагноза и определения направления когнитивной реабилитации.

Именно на основании нейропсихологического исследования памяти, внимания, восприятия (различных его форм), нейропсихологического исследования речи можно достоверно и точно определить, как возникло то или иное нарушение, как работает определенный участок головного мозга, при этом неинвазивным, совершенно безопасным, информативным методом.

Возникли вопросы? Требуется консультация специалиста? Позвоните нам

Нейропсихологическое обследование в Москве — цены и условия

Нейропсихологическое обследование – процедура, позволяющая оценить продуктивность функционирования различных зон головного мозга, определить области нарушения/дефицитарности функционирования.

Обратиться к специалистам клиник, вы можете по телефону в Москве: +7 495 135-01-09,.

Нейропсихологическое обследование в клинике

Нейропсихологические исследования

Исследование позволяет получить информацию о таких аспектах:

  • мышление, внимание, память;
  • слуховое восприятие, слухомоторная координация;
  • эмоциональные реакции;
  • характеристики внимания;
  • речь, письмо, чтение;
  • движения и действия;
  • зрительное и пространственное восприятие.

Данное обследование рекомендовано при ряде нарушений: расстройства личности, депрессия, деменция, рассеянный склероз, ЧМТ, инсульт, органическое тревожное расстройство, органическое изменение личности и т. д.

Диагностика занимает 1,5–2 часа.

Возможности нейропсихологического обследования

Так же, с помощью повторных обследований, появляется возможность отследить динамику улучшений на этапе активного лечения и реабилитации пациента, тем самым контролировать ход лечения. Данное обследование направленно на выявление особенностей функционирования всех видов памяти, внимания, восприятия (зрительного, пространственного, соматосенсорного, слухового), речи.

Читайте также:  Как развивается наркомания, возможные методы лечения

Подробно производится исследование всех сторон мышления – анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. В ходе диагностической ситуации тестируются также способности к целенаправленной деятельности и планированию, мотивационная сфера, необходимые для социальной адаптации в целом, для профессионального становления пациента.

Нейропсихологическая диагностика проводится посредством специальных проб, заданий, стандартизированных тестов, т.е. не является аппаратной процедурой, благодаря чему определяет все тонкие нарушения функций, а также любое изменение в лучшую или худшую сторону.

Когда применяется нейропсихологическое обследование

Расстройства, при которых показано прохождение нейропсихологического обследования:

  • Шизофрения
  • Биполярное аффективное расстройство
  • Депрессия
  • ПТСР
  • Тревожное расстройство
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Умственная отсталость
  • Органическое изменение личности
  • Деменция
  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульт
  • Артериальная гипертензия
  • Атеросклероз сосудов
  • Рассеянный склероз
  • Сосудистые заболевания головного мозга

В отличие от более распространённого в психиатрии патопсихологического обследования, нейропсихологическое обследование имеет явные преимущества, поскольку является более подробным и определяет локализацию нарушения функционирования на уровне головного мозга.

К стандартной процедуре обследования, в зависимости от проблематики пациента, могу т добавляться: батарея лобных тестов, краткая шкала психического статуса, субтесты Векслера по исследованию составляющих вербального и невербального интеллекта.

Задачи нейропсихологического обследования

Обобщая вышесказанное, задачи нейропсихологического обследования в психиатрии сводятся к следующему:

    Диагностика локализации нарушения функционирования на уровне головного мозга, определение актуального состояния функционирования.
    Описание и определение степени нарушений высших психических функций.
    Выявление причин аномального психического функционирования.
    Отслеживание динамики восстановления высших психических функций и повышения показателей продуктивности функционирования различных областей головного мозга в процессе лечения.
    Отслеживание динамики состояния высших психических функций на этапе амбулаторного наблюдения.

Особенности нейропсихологического обследования

Нейропсихология — научная область на стыке психологии и нейробиологии. Изучает особенности функционирования головного мозга и связь его структур с высшими психическими функциями: мышлением, речью, памятью, счетом, письмом и др. Нейропсихологическая диагностика необходима для:

  1. Выявления нарушений функционирования головного мозга, локализации этих нарушений, определения степени тяжести.
  2. Обнаружения дефицитарных областей, выявления причин аномальной работы.
  3. Поиска компенсаторных отделов и участков, то есть областей, которые смогут взять на себя функции поврежденных структур.
  4. Назначения грамотного лечения, реабилитационного курса.
  5. Отслеживания динамики проводимой терапии, анализа изменений.

Проводит такое обследование специалист — клинический психолог или невролог, практикующий в области нейропсихологии.

Когда назначается нейропсихологическое обследование

Нейропсихологическое исследование назначается отдельно или в комплексе с другими обследованиями при:

  • органические нарушения и травмы головного мозга;
  • старческой деменции и дегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, лобарная атрофия, болезнь Паркинсона и пр.);
  • умственной отсталости, задержках психического развития и педагогической запущенности;
  • в детской практике;
  • для дифференциальной диагностики психических болезней;
  • сосудистых заболеваниях;
  • дислексии, дисграфии.

Нейродиагностика назначается при различных заболеваниях центральной нервной системы. Результаты обследования помогают поставить точный диагноз, предсказать дальнейшие развитие заболевания, разработать программу терапии.

Пациенту рекомендуется нейропсихологическая коррекция и/или комплекс других мероприятий (медикаментозная терапия, общеукрепляющее лечение, психолдогическая коррекция, занятия с логопедом и т.п.), даются рекомендации для обучения, работы.

В ходе терапии и после нее исследование может проводиться повторно.

Методики и оборудование

Нейропсихологическое обследование включает в себя две основных группы методик: аппаратные и тестовые. В первую входит компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ), электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и др. Методики проводятся при помощи специализированного оборудования и дают возможность посмотреть изменения в работе головного мозга на биологическом уровне.

Во вторую группу входят специально разработанные тесты и пробы. Они направлены на изучение особенностей письма, счета, отдельных мыслительных процессов (обобщение, классификация и др.), гнозиса, праксиса и т.д. Для диагностики применяется специально разработанный стимульный материал, продукты творчества.

Точный набор методик зависит от задач исследования и индивидуальных особенностей пациента. Дополнительно применяются патопсихологические методики на память, внимание, восприятие, мышление, тесты на определение коэффициента интеллекта (IQ), личностные особенности, эмоционально-волевые особенности. У детей могут определяться «ведущие» органы: глаз, ухо, рука, нога.

Запись на нейропсихологическое обследование

Нейропсихологический центр — клиника «Преображение» предлагает полную профессиональную нейропсихологическую диагностику. Обследование назначают наши специалисты, или врачи из других больниц, также проводим исследование по желанию клиента. Гарантируем:

  • профессиональных специалистов;
  • персональный подход;
  • составление заключения и индивидуальных рекомендаций;
  • консультации по результатам диагностики;
  • оперативность.

Узнать стоимость консультации

Провести нейропсихологическое обследование в Москве

Записывайтесь на консультацию по телефону 8 (495) 632-00-65

Нейропсихологическое обследование в клинике Преображение даст Вам возможность не только узнать своё психическое состояние, но и повысит качество жизни.

Нейропсихологическая диагностика. Нейропсихологическое обследование

Нейропсихологическая диагностика – это проведение и анализ специальных функциональных проб, в результате которых специалист выясняет, какие зоны (отделы) головного мозга работают с нарушением.

Нейропсихологические исследованияВся нейропсихологическая диагностика базируется на понятии синдромного анализа. Это значит, что результатом обследования будет вывод о наличии или отсутствии определенных синдромов, которые указывают на дисфункцию какого-либо мозгового фактора (другими словами, выявляются нарушения работы одной или нескольких зон головного мозга, которые участвуют в реализации психических функций).

Представление о мозговой организации человеческой психики со временем менялось.

Ранее в науке существовала теория о том, что каждая функция психики или качество характера имеет четкую однозначную локализацию в мозге, то есть за каждой, даже самой небольшой, функцией или за каждым психическим процессом «закреплен» отдельный участок мозга.

Считалось, что при его повреждении функция утрачивается безвозвратно. Противники теории локализационизма придерживались мнения, что мозг в целом обеспечивает нашу психическую деятельность, то есть не существует отдельных зон: зоны речи, зоны зрения, зоны памяти и так далее.

Согласно этой теории (она называется «эквипотенционализм», от латинского слова «aequus» – «равный») при получении мозговой травмы человек мог восстановить свои психические функции за счет сохранных частей центральной нервной системы.

Современный подход, который стремительно наращивает свою доказательную базу, объединил обе теории, и с 50-х годов двадцатого века по сей день нейропсихологи используют так называемую теорию системной динамической локализации психических функций.

Согласно данной теории каждая зона мозга может участвовать в осуществлении различных функций, объединяясь с другими зонами в функциональные системы в зависимости от текущих задач.

И если одно из таких звеньев «выпадает» (например, страдая в результате инсульта, опухоли) или не развивается вовремя (если речь идет о мозге ребенка), то искажается работа всех функциональных систем (и психических функций), которые использовали данную зону мозга.

Поэтому именно комплекс различных тестов на разные психические функции может определить, какое именно звено потеряно или не сформировано.

Конечно, в 21 веке существует большое количество аппаратных методов диагностики и нейровизуализации: магнитно-резонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов, допплерография, нейросонография (НСГ). Каждый год список пополняется все новыми видами подобных диагностических процедур. Зачем же тогда нейропсихологу проводить диагностические пробы?

Наличие проблемы можно выявить с помощью медицинской техники, но понять, как именно то или иное нарушение влияет на функционирование психики конкретного человека, соотнести с его возрастными нормами, составить план коррекции и прогноз, увидеть «ресурсные звенья» может только человек со специальным образованием.

Что и как диагностирует нейропсихолог?

В случае со взрослыми и с детьми диагностика будет носить принципиально разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформировался, а у детей еще только развивается.

Поэтому и синдромы, и прогноз, и коррекция будут различными. Если нейропсихолог обследует взрослого, то в заключении он будет писать о дефицитарности определенных отделов и зон мозга, полей коры больших полушарий.

Если обследуется ребенок, то обычно делается вывод о несформированности определенных отделов мозга или нервных путей соответственно возрасту, за некоторым исключением (иногда и у детей обнаруживается дефицитарность, например, дефицитарность стволовых образований мозга или дефицитарность базальных ядер мозга).

Нейропсихология как наука развивалась на основе данных, собранных при исследовании поведения и нарушений мозга взрослых людей (большое количество информации о функционировании мозга было собрано во время Второй мировой войны в военных госпиталях).

Поэтому основная «батарея» методик (так называется комплекс диагностических тестов и функциональных проб) была разработана еще в те времена. По мере развития детской нейропсихологии пробы были адаптированы для применения в области нейродиагностики детей.

Читайте также:  Лечение психосоматических заболеваний

По «классике» нейропсихолог дает задания для исследования межполушарной асимметрии, двигательной сферы (праксиса), восприятия (гнозиса), пространственных представлений, памяти, речи, письма, чтения, счета и интеллектуальных функций.

Однако классическая нейропсихологическая диагностика в случае с неговорящим ребенком 3-4 лет, имеющим трудности поведения, попросту невозможна.

Поэтому специалисты в подобных ситуациях используют метод клинического наблюдения и альтернативных оптимизированных проб для экспресс-оценки.

Например, в нашем центре нейропсихолог Александрова Ольга проводит обследование неговорящих детей по методу доктора наук А.В. Цветкова. Такая экспресс-оценка в сочетании с результатами аппаратных обследований очень информативна.

Таким образом, специалист оценивает одни и те же психические функции у взрослых и детей, но в зависимости от возраста клиента и задач обследования методики будут различными.

Кому рекомендована нейропсихологическая диагностика?

  • Основная задача такого обследования – выявить механизмы нарушения/задержки/асинхронии развития у ребенка и определить пострадавшее звено в осуществлении какой-то психической функции у взрослого.
  • Консультация нейропсихолога необходима при диагнозах или подозрениях на них:
  • У детей:
  • ЗПР, ЗРР, ЗПРР, ЗПМР (задержки развития психики, речи и моторных функций);
  • Алалия, общее недоразвитие речи, нарушения понимания обращенной речи, слуховая агнозия;
  • Аутизм, расстройство аутистического спектра;
  • Дислексия, дисграфия, дискалькулия, дизорфография (нарушения чтения, письма и счета, нарушения школьных навыков);
  • СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания);
  • Последствия травм, опухолей и инсультов у детей и подростков.

У взрослых:

  • Нарушения после инсультов, травм, опухолей.

Как проходит консультация?

В нашем центре первичная консультация нейропсихолога длится 60 минут. При необходимости расширенного обследования (как правило, это требуется, когда выявлен основном синдром, но требуется более детальная диагностика) назначается еще одна встреча с проведением функциональных проб и тестов.

После диагностики специалист пишет нейропсихологическое заключение и дает свои рекомендации по нейрокоррекции выявленных дисфункций. Основная цель нейрокоррекции – это восстановление работы психической функции в полном объеме (если это возможно) и адаптация к окружающей среде.

Про нейрокоррекцию на нашем сайте есть отдельная статья.

Для того, чтобы диагностика была более эффективной, в ряде случаев мы рекомендуем услугу консилиума (например, при алалии, аутизме/РАС, задержке речевого развития (ЗРР), общем недоразвитии речи (ОНР), афазии, дислексии, дисграфии, дискалькулии и др.). В таком случае вместе с нейропсихологом в консультации участвуют логопед и дефектолог.

Специальной подготовки к нейропсихологической диагностике не требуется. Важно, чтобы ребенок или взрослый, который будет обследоваться, имел хорошее настроение, был не голодный и выспавшийся.

Если на консультацию приходят родители с ребенком, то специалист также побеседует с мамой и папой, соберет анамнез и уточнит информацию о том, как ведет себя маленький клиент в повседневной жизни, с какими задачами справляется, а что дается с трудом.

Когда обследование проводится для взрослого человека с органическим поражением мозга (после травмы, инсульта, операции), желательно, чтобы аналогичную информацию мог предоставить сопровождающий.

С собой желательно принести медицинские документы: медицинскую карту и заключения невролога, ЛОР-врача, сурдолога (при наличии), а также результаты ЭЭГ, ВП (вызванных потенциалов), МРТ, нейросонографии (если речь идет о ребенке), допплерографии, если данные обследования проводились.

Клиническая психология

Одним из наиболее распространенных методов оценки синдромов в нейропсихологии является система, которую предложил А. Р. Лурия. Она включает в себя:

1) формальное описание больного, историю его болезни;

2) общее описание психического статуса больного (состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и т. д.);

3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;

4) исследования эмоциональных реакций;

5) исследования зрительного гнозиса (по реальным объектам, по контурным изображениям и т. д.);

6) исследования соматосенсорного гнозиса (узнавание объектов на ощупь, по прикосновению);

7) исследования слухового гнозиса (узнавание мелодий, повторение ритмов);

8) исследования движений и действий (оценивание координации, результатов рисования, предметных действий и т. д.);

  • 9) исследования речи;
  • 10) исследования письма (букв, слов и фраз);
  • 11) исследования чтения;
  • 12) исследования памяти;
  • 13) исследования системы счета;

14) исследования интеллектуальных процессов.

Один из важных разделов нейропсихологии исследует механизмы и способы восстановления высших психических функций, нарушенных в итоге локальных патологий головного мозга.

Было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, определяющих реализацию высших психических функций.

В работах А. Р. Лурия и его учеников были выявлены механизмы восстановления высших психических функций:

  1. 1) перевод процесса на высший осознанный уровень;
  2. 2) замена выпавшего звена функциональной системы новым.
  3. Перечислим принципы восстановительного обучения:
  4. 1) нейропсихологическая квалификация дефекта;
  5. 2) опора на сохраненные формы деятельности;
  6. 3) внешнее программирование восстанавливаемой функции.
  7. Психология bookap

Практика лечения раненых во время Великой Отечественной войны доказала эффективность этих представлений. В дальнейшем нейропсихологические методы стали применяться совместно с медикаментозными.

Развитие представлений о функциональной асимметрии мозга человека в истории нейропсихологии связано с именем французского врача М.Дакса, который в 1836 г.

, выступая в медицинском обществе, привел результаты наблюдения 40 больных.

Он наблюдал больных с повреждениями мозга, сопровождавшимися снижением или потерей речи, и пришел к выводу, что нарушения вызывались только дефектами левого полушария.

Нейропсихологическая диагностика детей и подростков в центре психологии и нейропсихологии PsyMed в Москве

При трудностях в обучении

Дети, которые с трудом обучаются чтению, письму, счёту, тяжело усваивают и запоминают информацию; допускают «глупые» ошибки, неряшливо пишут («грязь в тетради»), выучив дома урок затрудняются ответить у доски, успешны по одним предметам и «проваливаются» по другим

При пространственных нарушениях

Детям, путающим право-лево, верх-низ, спереди-сзади; трудно усваивающим предлоги «в», «на», «под», «за», «перед», «около»; «зеркалящим» буквы при письме и т.д.

При недостаточности функций регуляции

При недостаточности функций регуляции, контроля и программирования. Гиперактивным, расторможенным, импульсивным, неусидчивым или, наоборот, излишне медлительным, рассеянным, невнимательным детям

При нарушениях поведения

Детям с проявлениями агрессии, капризах, «истериках», застенчивости, тревожности, нарушениях сна и аппетита, проблемах общения, тошноте и рвоте, ночных страхах, тиках и др.

При гипер или гипотонусе

Детям с нарушением мышечного тонуса

При хронических заболеваниях

Дети, которые часто болеют, с высокой истощаемостью

При моторной неловкости

Детям, которые вечно натыкаются на все углы, не могут научиться кататься на велосипеде, самокате, не могут удержать равновесие, поймать мячь, падают, ломают руки и ноги и т.д

При сенсорной дезинтеграцией

Дети с признаками тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, аудиальной, визуальной дисфункции (гипер- или гипочувствительность, нарушения в обработке сенсорной информации)

При односторонним или смешанным доминантным профиле

Дети, которые отстают по технике чтения и не любят читать, отказываются рисовать по заданию или сами ничего не рисуют, не в ладу с орфографией, плохо пишут или пропускают буквы,плохо усваивает учебный материал, их способности сильно зависят от состояния или места действия.

При дисгармоничном развитии

Если у ребенка какие-то психические процессы в норме, или даже опережают возрастное развитие, а какие-то оставляют желать лучшего;

При особенностях здоровья и развития

Детям с ДЦП, ЗПР, ЗПРР, ПЭП, СДВГ, РАС и др.

При нарушение и недоразвитие речи

Детям, которые имеют нарушения устной и письменной речи, дизорфографию, заикание, афазия, ринолалия, брадилалия, тахилалия, дисграфия, проблемы при обучении чтению.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *