Патопсихологическое исследование

Что такое патопсихологическое обследование и зачем оно необходимо. Когда и кому рекомендуется пройти его. Проведение и суть методики обследования ЦНС.

Патопсихологическое обследование важнейший показатель состояния ЦНС

Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии.

Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

В Брейн Клиник широко применяются различные модернизированные и классические методики патопсихологического обследования, что позволяет провести полное обследование нервной системы.

Именно поэтому Брейн Клиник является наиболее передовой в системе медицинского обслуживания и имеет высокие результаты лечения различных расстройств нервной системы.

Нужна помощь? Звоните +7495 135-44-02 мы сможем оказать Вам всю необходимую помощь.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Патопсихологическое исследование

Патопсихологическое обследование включает в себя ряд компонентов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение за поведением больного во время проведения исследования, анализ истории жизни заболевшего человека (которая представляет собой профессионально написанную врачом историю болезни), сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.

Чрезвычайно важно (хотя в силу объективных обстоятельств это не всегда возможно) проводить патопсихологическое обследование в динамике, т.е. через год-два.

Методы психологического исследования в зависимости от указанных психических величин разделяются на следующие:

  • Анализ ощущений.
  • Методы анализа восприятия.
  • Измерения времени психических процессов.
  • Методы анализа воспроизведений: простых воспроизведений,сложных представлений.
  • Анализ сложных психических актов.

Патопсихологическое обследование и нарушения сознания

Понятие сознания, которое А.В.Снежневский определяет как «условное», базируется на взглядах немецкого психиатра К.Ясперса, рассматривающего сознание как фон, на котором происходит смена различных психических феноменов. Соответственно при душевных заболеваниях сознание может нарушаться независимо от других форм психической деятельности и наоборот.

Так, в историях болезни можно встретить выражения, что у больного имеет место бред при ясном сознании, нарушено мышление на фоне ясного сознания и т.п. Метафорические признаки «ясности» и «помрачения» сознания, введенные К. Ясперсом, стали определяющими для характеристики сознания в учебниках психиатрии до настоящего времени. Вслед за К.

Ясперсом в качестве критериев помраченного сознания берутся:

  • дезориентировка во времени, месте, ситуации; отсутствие отчетливого восприятия окружающего: разные степени бессвязности мышления;
  • затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

Для определения состояния помраченного сознания решающее значение имеет установление совокупности всех вышеперечисленных признаков. Наличие одного или нескольких признаков не может свидетельствовать о помрачении сознания.

В психиатрии различают разные формы нарушения сознания

Оглушенное состояние сознания

Одним из наиболее распространенных в патопсихологическом обследовании считается наличие синдромов нарушения сознания, что является синдром оглушенности, который чаще всего встречается при острых нарушениях ЦНС, при инфекционных заболеваниях, отравлениях, черепно-мозговых травмах.

Делириозное помрачение сознания. Это состояние резко отличается от оглушенного. Ориентировка в окружающем при нем тоже нарушена, однако она заключается не в ослаблении, а в наплывах ярких представлений, непрерывно возникающих обрывков воспоминаний. Возникает не просто дезориентировка, а ложная ориентировка во времени и пространстве.

Онейроидное (сновидное) состояние сознания (впервые описанное Майер-Гроссом) характеризуется причудливой смесью отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера. Больные «совершают» межпланетные путешествия, «оказываются среди жителей Марса».

Нередко встречается фантастика с характером громадности: больные присутствуют «при гибели города», видят, «как рушатся здания», «проваливается метро», «раскалывается земной шар», «распадается и носится кусками в космическом пространстве».

Сумеречное состояние сознания, в патопсихологическом обследовании, является важным показателем состояния человека. Этот синдром характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением, вследствие чего его называют транзисторным, т.е. преходящим.

Псевдодеменция. Разновидностью сумеречного состояния сознания является псевдодеменция.

Она может возникнуть при тяжелых деструктивных изменениях в центральной нервной системе и при реактивных состояниях и характеризуется остро наступающими расстройствами суждения, интеллектуально-мнестическими расстройствами.

Больные забывают название предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами можно отметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством.

Деперсонализация. Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего «Я», которые воспринимаются как бы со стороны.

Частым проявлением деперсонализации является нарушение «схемы тела» — нарушение отражения в сознании основных качеств и способов функционирования собственною тела. его отдельных частей и органов.

Подобные нарушения, получившие название «дисморфобии», могут возникать при разных заболеваниях — при эпилепсии, шизофрении, после черепно-мозговых травм и др.

Патопсихологическое обследование

Патопсихологическое исследование

Пути обследования нарушений личности при патопсихологическом обследовании перед психологом стоит сложнейшая задача. В ней можно разобраться, лишь давая ответ на определенный, заданный жизненной практикой вопрос. Исследователь должен себе ясно представить, что следует в каждом конкретном случае исследовать. Надо найти возможность распутать этот сложнейший клубок диалектических противоречий — мотивов, установок, ценностей, конфликтов, который мы называем личностью. Поэтому любая задача, относящаяся к проблеме личности, — будь то теоретическая или практическая — требует глубокого методологического подхода, который должен стоять за применяемыми методами.

Патопсихологическое обследование и нарушение иерархии мотивов

Усложнение мотивов, их опосредование и иерархическое построение начинаются у ребенка уже в дошкольном возрасте и происходят дальше в течение всей жизни: мотивы теряют свой непосредственный характер, они начинают опосредоваться сознательно поставленной целью, происходит подчинение одних мотивов другим. Например, желание овладеть какой-нибудь профессией как общий мотив поведения включает в себя целый ряд частных: овладеть нужными знаниями, усвоить определенные навыки и многое другое. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается в реальной деятельности на ряд более мелких, которые и определяют в каждом конкретном случае поведение человека. Поэтому деятельность человека отвечает всегда не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами. Однако в конкретной человеческой деятельности можно выделить ведущий мотив. Именно он придает всему поведению определенный смысл.

Выявление ведущих мотивов патопсихологическим обследованием не устраняет необходимости мотивов дополнительных, непосредственно стимулирующих поведение, однако без ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Именно этот ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов.

Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций, ценностей. Патологический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности.

Как нам кажется, наиболее отчетливо эти закономерности можно обнаружить у больных психическими заболеваниями, при которых процесс нарушения мотивов, установок и ценностей происходит достаточно развернуто, позволяя проследить его отдельные этапы.

Одной из адекватных моделей для анализа оказались нарушения личности, выступающие при хроническом алкоголизме.

В качестве методического приема в этой работе был применен предложенный нами в 1965 г. метод патопсихологического обследования историй болезни в их сопоставлении с данными экспериментально-психологических исследований.

При таком подходе имеют место две группы фактов: одна из них касается нарушения иерархии мотивов, другая — способа формирования новой потребности (патологической).

Структуры иерархии мотивов не выводятся непосредственно из нарушений мозга, а проходят длинный и сложный путь формирования, при котором действуют механизмы, во многом общие с механизмами нормального развития мотивов.

Патопсихологическое обследование и нарушение смыслообразования

Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Ослабление и искажение этих функций — смыслообразующей и побудительной — приводят к нарушениям деятельности.

Виды смысловых нарушений

Парадоксальная стабилизация какого-нибудь круга смысловых образований. Например, больной Н. отказался получить зарплату, так как «пренебрегал земными благами», больной М. годами не работал и жил на иждивении старой матери, к которой при этом «хорошо относился».

Этот механизм наглядно обнаружился при общем и контрольном экспериментально-психологическом исследовании больных, когда больной оставался «нейтральным» по отношению к патопсихологическому обследованию. Сужение круга смысловых образований.

Выражается в том, что мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заболевания.

В результате многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл (например, учеба, работа, дружба, отношение к родителям и т.п.), постепенно теряет его.

Патопсихологическое обследование и нарушение саморегуляции

Одним из важнейших индикаторов уровня развития личности является возможность опосредования, самостоятельного регулирования своего поведения.

Процесс опосредования совершается на разных уровнях психического отражения и зависит от многих детерминант: от содержания выполняемой деятельности, от ситуации, в которую данная деятельность включена, от целей, которые ставит перед собой человек, от степени иерархизации его мотивов , от самооценки, от восприятия людей, с которыми человек вступает в общение , от направленности личности .

Читайте также:  Психопатия: причины возникновения, признаки, симптомы

Опосредствуя свое поведение, человек получает возможность вырабатывать новые способы действования, активности, новые мотивы. Поведение человека становится более произвольным и осознанным.

Патопсихологическое обследование и нарушение поведения

Патопсихологическое исследование

Понятие критичности носит в психиатрии неоднозначный характер; часто имеется в виду критичность к бреду, галлюцинациям и другим болезненным переживаниям. Особенно важен тот вид критичности, который состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями реальности. Нередко некритичность принимает особую форму, проявляясь в виде нарушений спонтанности поведения, инактивности. Подобное поведение на патопсихологических обследованиях мы часто наблюдали у больных с грубыми поражениями лобных отделов мозга. При поверхностном наблюдении эти больные производили впечатление относительно сохранных людей. Они усваивали предъявляемые им вопросы, были ориентированы в месте и времени, в общественных событиях, принимали участие в трудовых процессах, выполняли поручения, читали книги, запоминали прочитанное, слушали радио.

Однако при ближайшем наблюдении можно было отметить неадекватность их поведения. Вслушиваясь в их беседы с родными, можно было установить, что больные правильно отвечали на вопросы, но сами их не задавали, не интересовались жизнью своих близких, не говорили о своих планах на будущее.

Они сами не предъявляли жалоб, считали себя здоровыми, готовыми нести и дальше свои трудовые обязанности; лишь путем настоятельных опросов и бесед на патопсихологических обследованиях удалось выяснить, что у них имеют место головные боли и другие недомогания, которым они не придавали значения: «пустяки, поболит голова и пройдет», «чувствую некоторую слабость, отлежусь недельку и могу обратно пойти на фронт» — подобные фразы были частыми их высказываниями.

Соматическое состояние этих больных часто было хорошим. Однако поведение этих больных обнаруживало патологические особенности. Адекватность их поведения была кажущейся. Так, они помогали сестрам, санитарам, если те их просили, но они с той же готовностью выполняли любую просьбу, даже если она шла вразрез с принятыми нормами поведения.

Так, на патопсихологическом обследовании больной К. взял без разрешения у другого больного папиросы, деньги, так как кто-то «его попросил сделать это»; другой больной Ч.

, строго подчинявшийся режиму госпиталя, «хотел накануне операции выкупаться в холодном озере, потому что кто-то сказал, что вода теплая».

Иными словами, их поведение, действия могли в одинаковой мере оказаться адекватными и неадекватными, ибо они были продиктованы не внутренними потребностями, а чисто ситуационными моментами.

Точно так же отсутствие жалоб у них обусловливалось не сдержанностью, не желанием замаскировать свой дефект, а тем, что они не отдавали себе отчета ни в своих переживаниях, ни в соматических ощущениях.

Эти больные не строили никаких планов на будущее: они с одинаковой готовностью соглашались как с тем, что не в состоянии работать по прежней профессии, так и с тем, что могут успешно продолжать прежнюю деятельность.

Больные редко писали письма своим родным, близким, не огорчались, не волновались, когда не получали писем. Отсутствие чувства горести или радости часто выступало в историях болезни при описании психического статуса подобных больных.

Чувство заботы о семье, возможность планирования своих действий были им чужды. Они выполняли работу добросовестно, но с таким же успехом могли бросить ее в любую минуту.

После выписки из госпиталя такой больной мог с одинаковым успехом поехать домой или к товарищу, который случайно позвал его. Действия больных не были продиктованы ни внутренними мотивами, ни их потребностями. Отношение больных к окружающему было глубоко изменено.

Это измененное отношение особенно отчетливо выступает, если проанализировать не отдельные поступки больного, а его поведение в трудовой ситуации.

Трудовая деятельность направлена на достижение продукта деятельности и определяется отношением человека к этой деятельности и ее продукту.

Следовательно, наличие такого отношения к конечному результату заставляет человека предусматривать те или иные частности, детали, сопоставлять отдельные звенья своей работы, вносить коррекции.

Трудовая деятельность включает в себя планирование задания, контроль своих действий, она является прежде всего целенаправленной и сознательной. Поэтому распад действия аспонтанных больных, лишенных именно этого отношения, легче всего проявляется в трудовой ситуации обучения.

Патопсихологическое обследование и особенности личности

Свойства характера формируются прижизненно, как в норме, так и в патологии. Важны условия, приводящие к аномалии мотивов. Болезнь же создает условия для этой аномалии.

Патопсихологическое обследование нарушений восприятия

Восприятие следует рассматривать как перцептивную деятельность, характеризующуюся обобщенностью и мотивированностью.

Восприятие может оказаться нарушенным в разных характеристиках деятельности — в нарушении обобщения, личностной обусловленности.

Эти нарушения проявляются в затрудненности узнавания, в искажениях воспринимаемого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности. Остановимся на некоторых из них.

Патопсихологическое исследование

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологическая диагностика (экспериментально-психологическое исследование) – это один из видов обследования.

В ходе работы оценивается профиль работоспособности и возможных нарушений, работа познавательных функций, таких как внимание, мышление, память, ассоциативные процессы, проводится оценка интеллектуальных возможностей и уровня достижений, а также волевые и личностные особенности, актуальное состояние ребенка.

Патопсихологическое исследование

Патопсихологическая диагностика детей

С помощью специальных методов сбора и анализа данных медицинский психолог помогает врачу-психиатру установить причины трудностей адаптации, особенностей поведения, общения со сверстниками и в семье, сложностей в учебе, выявляет потенциально сильные стороны ребенка, которые могут стать подспорьем в коррекционных занятиях.

Патопсихологическую диагностику проводит медицинский психолог – специалист с высшим психологическим образованием со специализацией в области клинической психологии.

Направление на экспериментально-психологическое исследование дает лечащий врач-психиатр или врач-психиатр КДО (консультативно-диагностического отделения). Это одна из основных форм обследования, которая назначается большинству тех, кто обратился за помощью.

Она предлагается, когда врачу-психиатру нужно более детальное изучение психологического профиля ребенка, и обычно используется, чтобы проверить гипотезы врача о наличии или отсутствии специфических особенностей в работе познавательных функций, в проявлениях личности ребенка и (или), чтобы получить более полное представление о психологической составляющей клинической картины. Прохождение патопсихологической диагностики обязательно для подготовки к ряду комиссий, например, по решению вопросов инвалидности и мерах социальной поддержки.

Патопсихологическая диагностика: формы и задачи

Патопсихологическое обследование может проводиться в нескольких формах с учетом решаемых задач:

  • Классическая патопсихологическая диагностика необходима для того, чтобы установить целостную картину психологического функционирования ребенка по основным психическим функциям, выявить, какие трудности на данный момент выходят на первый план, а также отметить те проявления, которые могут быть полезны врачу-психиатру (на амбулаторном приеме или в стационаре) для постановки (уточнения) диагноза.
  • Дополнительная патопсихологическая диагностика может проводиться с целью детального изучения познавательных, интеллектуальных возможностей, эмоционально-личностной сферы, а также для решения специфических запросов специалистов (например, оценка суицидального риска) или после периода адаптации ребенка к условиям стационара с формированием доверительного контакта со специалистом, когда клиническая картина тем не менее остается неясной.
  • Динамическое патопсихологическое обследование позволяет оценить изменения в настроении, актуальном эмоциональном состоянии, особенностях концентрации внимания, в способности к произвольной саморегуляции, работоспособности на этапе завершения лечения в стационаре, по итогу смены терапии, проведения коррекционных занятий.

Как проходит патопсихологическое обследование?

Патопсихологическое обследование длится от 30 минут до 2,5 часов в условиях стационара, при амбулаторном приеме до 1,5 часов. Время рассчитывается с учетом состояния, возраста, особенностей контакта ребенка, запроса врачей и целей психолога. Иногда может потребоваться несколько встреч с ребенком.

Сама встреча обычно состоит из нескольких основных шагов: беседа и выполнение методик.

Патопсихологическое обследование отличается от других форм диагностики тем, что большую часть времени ребенок и специалист сидят за столом. В первую очередь, психолог устанавливает доверительный контакт.

Ребенку во время беседы предоставляется возможность высказать то, что его беспокоит, поделиться своими интересами и возникающими трудностями.

Если ребенок не говорит, предлагаются простые, а по возможности чуть усложненные инструкции, исследуется понимание речи.

Затем, предлагается выполнение заданий доступного уровня сложности, подобранные индивидуально в зависимости от диагностических предположений врача, запроса родителей, гипотез специалистов и с учетом актуального состояния ребенка, его возрастных возможностей.

Если школьные задания еще недоступны ребенку, то инструкции предлагаются в игровой форме для оценки уровня развития бытовых навыков, а также простые задания на выявление возможных достижений, способности к усвоению новых знаний, готовности к контакту со взрослым. В качестве диагностики с ребенком может проводиться игра, во время которой оценивается способность к сотрудничеству, качество доступной сюжетной игры со специалистом и без него, готовность использовать игровые предметы, понимание их назначения.

Для детей более старшего возраста используются задания, которые скорее напоминают школьные, например, нарисовать дом или дерево. Если ребенок не понимает инструкцию, психолог его направляет, таким образом исследуя обучаемость.

В арсенале медицинского психолога присутствуют методики разных форм и видов подачи:

  • стандартизированные опросники,
  • специализированные тесты (например, разложить предложенную стопку карточек в соответствии с заданием или показать цифры в определенной последовательности),
  • проективные методики (например, ребенка просят придумать рассказ или образ, завершить предложенную фразу или продолжить сказку),
  • оцениваются школьные навыки (например, даются задачи или счет, предлагается прочитать и пересказать текст), общий кругозор (например, знание дней недели или географических объектов).
Читайте также:  Мания преследования: причины психического расстройства, симптомы, особенности лечения

В процессе выполнения заданий психолог наблюдает за поведением ребенка, его эмоциональным состоянием, подбирая методики и инструкции. Так, с одной стороны, выявляется готовность ребенка к принятию неудач, умение справляться с трудностями, потребность в игровых формах подачи, в дополнительном поощрении, а, с другой, сохраняется нацеленность на выполнение заданий.

Родители и законные представители могут присутствовать при патодиагностике. Это часто имеет достаточно важную диагностическую информацию, когда психолог видит, как ребенок обращается к родителям, как реагирует на их слова.

Стоит отметить, что во время беседы психолога с ребенком и выполнения им диагностических заданий активное участие родителей нежелательно. На некоторое время специалист может попросить взрослых выйти.

Это важный момент для оценки сформированного типа привязанностии поведения ребенка в контакте с другим взрослым.

Также, возможно, есть ситуации или проявления, о которых ребенок/подросток готов рассказать специалисту только наедине.

Патодиагностика. Подводим итоги

После патопсихологического обследования специалист пишет в структурированной форме с использованием специальных терминов заключение для врача-психиатра, в котором отражены психологические особенности ребенка, причины возможных нарушений, даются рекомендации.

Это заключение законные представители ребенка могут получить по запросу. Итоговые выводы также содержаться в выписке (выписном эпикризе).

Полученная информация строго конфиденциальна, на неё распространяется закон о врачебной тайне, то есть данные могут быть переданы третьим лицам только в случаях, определенных действующим законодательством РФ.

Родители могут узнать результат патопсихологической диагностики и дальнейшие возможности лечения и коррекции. Не стесняйтесь задавать вопросы! Психологи и врачи-психиатры Центра им. Г.Е.Сухаревой в простой, доступной и понятной форме расскажут о полученных результатах и подскажут, как действовать дальше.

Патопсихологическая диагностика проводится лучшим специалистом

Патопсихологическая диагностика сейчас становится все более и более востребованной. Это происходит в следствии продвижения психиатрии на более высокий уровень и поэтому требуются новые технологии диагностики высшей нервной деятельности.

В клинике Преображение проводится полная патопсихологическая диагностика, поэтому диагноз, устанавливаемый нашими врачами максимально точен.

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологическое исследование

Патопсихология — прикладная отрасль клинической (медицинской) психологии, которая изучает когнитивные (познавательные), эмоциональные и поведенческие процессы в структуре личности.

К когнитивным процессам относится: восприятие, внимание, память и мышление. Патопсихологическая диагностика ставит своей целью анализ актуального состояния пациента, чтобы:

  • выявить имеются ли какие-либо изменения, нарушения познавательных процессов в сравнении с нормой и/или результатами предыдущего обследования;
  • поставить точный диагноз;
  • отграничить одно психическое расстройство от другого (дифференциальная диагностика);
  • назначить целесообразную терапию на основе полученных результатов.

Патопсихологическое обследование проводит клинический психолог с помощью специализированных методик.

Каждая из них направлена на исследование конкретного процесса: исключение лишнего (мышление), таблицы Шульте (внимание), запоминание 10 слов (память) и др.

По результатам диагностирования специалист пишет заключение, где перечисляет полученные результаты, делает на их основе выводы и выявляет симптомокомплекс, характерный для какого-либо заболевания.

Далее этот документ отправляется врачу-психиатру, который на основе полученных данных и собственного обследования ставит диагноз. Конечно, первичным является непосредственное изучение больного во время беседы с врачом. Но патопсихологическое тестирование уточняет детали и помогает провести дифференциальную диагностику между несколькими подозреваемыми заболеваниями.

Когда назначается

Патопсихологическое исследование назначается при первичной, повторной или дифференциальной диагностике таких заболеваний, как:

Для каждой группы патологий существует собственный симптомокомплекс и типичные нарушения памяти, восприятия, мышления, внимания и поведения. Также по выраженности этих нарушений можно определить степень развития заболевания, а значит – назначить правильное лечение и реабилитационный курс. Повторное исследование помогает понять, насколько результативна назначенная терапия.

Помимо диагностики заболеваний, патопсихологическое обследование может назначаться для проверки трудоспособности, выявления личностных особенностей, важных для конкретного вида деятельности, то есть для определения талантов и способностей к определенному виду деятельности. По результатам исследования клиентам выдается заключение и рекомендации, при необходимости, желании назначается консультация со специалистом.

Патопсихологическая диагностика в клинике Преображение

В клинике «Преображение» проводится профессиональная патопсихологическая диагностика и психотерапия на основе полученных результатов. Мы гарантируем:

  1. Персональный подход. Время обследования и подбор методик может варьировать, это зависит от проверяемых характеристик, изменяющихся при той или иной болезни, либо – индивидуального запроса тестируемого.
  2. Оперативность. Время исследования занимает 1-1,5 часа. Результаты будут готовы в минимальные сроки.
  3. Анонимность. Обращаясь к нам за помощью, Вы можете быть уверены, что результаты диагностики не станут достоянием гласности.

Прием ведут опытные клинические психологи.

Узнать стоимость консультации. Подробнее узнать, как проходит обследование, можно у операторов и специалистов клиники по телефону +7 495 135-01-09, 8 (800) 200-01-09 или e-mail: info@preobrazhenie.ru. Другие контакты указаны в одноименном разделе.

Патопсихологическое обследование

     Патопсихологическое обследование выявляет нарушения высших психических функций   — памяти, внимания, мышления, воли, эмоций, восприятия, интеллекта.

     Патопсихологичсекое обследование помогает в диагностике психической и поведенческой патологии.

Патопсихологическое обследование – вид психологической помощи, направленый на изучение индивидуальных особенностей взрослых и детей старше 6-ти лет.

Оно включает в себя исследование основных психических процессов – мышления, памяти, внимания, а также личности клиента, особенностей его эмоционального состояния и мотивационной сферы.

     Патопсихологическая диагностика включает в себя применение достаточно обширного, тщательно разработанного и многократно апробированного комплекса методик. Продолжительность патопсихологического обследования зависит от индивидуальных особенностей клиента и варьирует от 1 до 1,5 часов.

По результатам патопсихологического обследования специалист нашего психологического центра дает развернутое заключение, в котором отражает все полученные в ходе обследования данные. На основании заключения клиент получает рекомендации психолога, касающиеся дальнейшего оказания психологической помощи специалистами нашего центра.

     Патопсихологическое заключение, полученное в нашем психологическом центре, соответствует всем требованиям медицинской документации и, с согласия выдавшего его специалиста, может быть использовано клиентом в личных целях.

     Патопсихологическое обследование проходит в строго определенных условиях, учитываемых психологом. Одним из основных принципов патопсихологического обследования является системный качественный анализ исследуемых нарушений психической деятельности.

Поэтому патопсихологическое обследование направлено не на исследование и измерение отдельных процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность. Он направлен на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления.

Если речь идет о нарушении познавательных процессов, то экспериментальные приемы должны показать, как распадаются мыслительные операции больного, сформированные в процессе его жизнедеятельности, в какой форме искажается возможность пользования системой старых, образовавшихся в прежнем опыте связей.


 Чем младше ребенок, тем более важную роль играют особенности патологически измененных проявлений нормального возрастного развития .Поэтому прежде всего необходимо изучить те психологические образования, которые на данном возраст ном этапе имеют решающее значение в психическом развитии.

     Например, задержка развития речи в раннем детском возрасте (3-4 г), ее специфическое искривление (сохранение автономной речи, неологизмы, аутичный направленность и тд) свойственны ранней детской шизофрении.

  В возрасте 4-5 лет признаки этой болезни проявляться уже не в особенностях языка, а в смысле ролевой игры ребенка, его рисунках, фантазиях На продукты этой ведущей для данного возраста деятельности, можно обнаружить эмоциональные расстройства (страхи, агрессивные тенденции), интеллектуальные нарушения (патологические ассоциации, неадекватность мыслительной деятельности.

  •      Поскольку психика ребенка находится в постоянном развитии, в патопсихологического характеристике обследуемого надо различать два вида симптомов:
  • а) первичные, то есть непосредственно связанные с вредным воздействием (болезнь, травма и др.);
  • б) вторичные — является результатом нарушения психического развития вследствие болезненного процесса (что продолжается или уже завершился)
  •      Например, в младшем школьном возрасте формируются понятия о сохранении числа, объема, автоматизируются навыки чтения и письма Поражение или недоразвитие психических функций, не позволяют овладеть ты данной информацией, приводят к недостаточности (задержки) формирование логического мышления, способности прогнозирования.
  • Опираясь на эти принципы, патопсихолог в ходе исследования психики ребенка решает следующие задачи:
  • а) выявляет нарушения психической деятельности и дает им патопсихологического квалификацию;
  • б) проводит структурный анализ замеченных нарушений, выделяет первичные и вторичные симптомы;
  • в) разрабатывает программу корректирующих мероприятий
  • Н Ю Максимова выделяет два подхода к решению этих задач психологом:
  • 1 — проблемный подход к исследованию психики ребенка Описанный, в основном в трудах зарубежных авторов (когнитивная, позитивная психотерапия) По этому подходу психолог выясняет:
  • — существует проблема;
  • — для кого жгучего (например, нарушения поведения могут быть весьма безразличными для самого ученика, но беспокоить учителя и родителей);
  • — возможные пути решения этой проблемы;
  • — выбирает оптимальный путь решения проблемы, исходя из заинтересованности всех задействованных сторон;
  • — реализует выбранный путь
  • В данном подходе сочетании психодиагностика и психокоррекция.
  • — психодиагностических подход к исследованию психики Его основы в отечественной психологии разрабатывали Л Выготский, Б Зейгарник, В Блейхер, Л Бурлачук, и Крук, В Лебединский, О Личко, С Рубинштейн и иейн та ін.
  • По этому подхода перед патопсихологи встают следующие задачи:
  • — исследовать функции психических процессов и выявить отклонения;
  • — определить возможности улучшения результатов при оказании помощи;
  • — диагностика личностных особенностей ребенка;
  • — сопоставление полученных результатов с »нормативными» и постановка патопсихологического диагноза;
  • — определение возможностей развития ребенка и путей решения ее социальных проблем
Читайте также:  Диагностика первых признаков анорексии. Лечение болезни нервная анорексия

     Случаи, в которых используется проблемный подход: — при решении задач, связанных с нарушением поведения, негативными личностными особенностями (т.е. когда мала вероятность того, что причиной ю обращения к психологу могут быть нарушения развития психических процессов)

  1. — когда необходима длительная психологическая коррекция, то он позволяет определить сферу приложения усилий психолога, позицию ребенка и других участников проблемной ситуации, наладить отношения сотрудничества.
  2.      Случаи, в которых используется диагностический подход:
  3. — решение экспертных вопросов, прежде всего связанных с обучением ребенка и выбором места учебы;
  4. — в случаях высокой вероятности наличия у ребенка отклонений в психическом развитии;
  5. — при необходимости — проведение психотренинговых мероприятий;
  6. — при выяснении причин социальной дезадаптации ребенка
  7.      Современная патопсихология использует много экспериментальных методик исследования психических процессов и состояний Суть их применения заключается в моделировании проблемных ситуаций их решение требует от обследуемого того вида психической деятельности, которая является объектом исследования.
  8.      Например, в исследовании интеллекта роль «функциональной пробы» выполняют экспериментальные задания, позволяющие анализировать мыслительные операции, которыми человек пользуется обычно в свое реальной жизни.
  9. Примерная схема психологического исследования нарушений психической деятельности ребенка младшего и среднего школьного возраста
  10. 1 Исследование умственной работоспособности с выявлением показателей истощаемости; колебаний работоспособности
  11. 2 Изучение внимания — ее объема, способности ребенка к произвольной концентрации, распределения и переключения
  12. 3 Исследование процессов запоминания и воспроизведения
  13. 4 В некоторых случаях — изучение процесса восприятия (если возникает подозрение относительно нарушения этого процесса)
  14. 5 Изучение интеллекта уровень развития вербального и невербального интеллекта, формирования школьных умений и навыков, жизненной ориентированности, возможностей развития интеллекта в процессе обучения
  15. 6 Исследование процесса мышления: поиск специфических феноменов мышления, характерных для нарушений психического развития (конкретность, инертность или искажения мышления) Изучение процесса мышления имеет основания во всех случаях, когда есть подозрение на нарушения психического развития, и независимо от определенного уровня развития интеллекта.
  16. 7 Исследование особенностей языка: развитие и сохранение смысловой, содержательной структуры языка, наличие нарушений в виде фонетических дефектов, заикание, недостаточность функции чтения и письма.
  17. 8 Изучение эмоций: преобладающий эмоциональный фон, наличие различных колебаниям эмоций, феномены страхов, тревожности вообще и школьной особенно, наличие склонности к концентрации отрицательных эмоций
  18. 9 Исследование личностных особенностей: главная мотивация деятельности, самооценка и отношение к окружающим, уровень притязаний и его динамика в случае успеха и неудачи, наличие внутренне личных конфликтов и механизмов компенсации, реакции в состоянии фрустрации, параметры экстраверсии, особенности темперамента.
  19. На основании полученных данных психолог может сделать такие выводы:
  20. — есть ли вообще у данного ребенка нарушения психической деятельности, или ее проблемы связаны только с недостатками микросоциальной ситуации развития;

— если есть нарушение, то какой тип нарушений преобладает в данном случае, какие механизмы привели к его формированию (структура первичного и вторичного дефектов, явление ретардации, асинхронии т.д.);

— нуждаются ли обнаружены феномены вмешательства (т.е. является социальная дезадаптация, формируется вторичный дефект, состояние ухудшения и т д);

  • — какая зона ближайшего развития ребенка;
  • — кто и на каком уровне может провести коррекцию нарушений развития (варианты: достаточно изменения воспитательного подхода; желательно сменить место и формы обучения; необходима консультация специалиста другого профиля ю — врача, логопеда; необходимые психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия.
  • Особенности патопсихологического обследования подростков:
  • — обычное обследование;
  • — исследование наличия и типа акцентуаций характера;
  • — обследование мотивационной структуры личности;
  • — исследование направленности личности;
  • — исследование самооценки;
  • — диагностика реакции адаптации;
  • — диагностика нарушений в формировании поездов;
  • — выяснение личностных кризисов
  • Для эффективного патопсихологического обследования детей важно:
  • — установить хороший контакт с ребенком, уметь заинтересовать ребенка задачами, задать положительно насыщенный эмоциональный тон;
  • — обдумать стиль общения с подростком, а также то, как объяснить ему цель обследования;
  • — иметь отдельное помещение, куда не заходили бы во время эксперимента посторонние, где не было бы ярких предметов, отвлекать внимание, желательно, чтобы как можно меньше проникал шум;
  • — обследование проводится индивидуально: если ребенку меньше шести лет, то допускается присутствие матери;
  • — не следует проводить обследование, если ребенок переутомленный или, наоборот, сильно возбуждена, если он голоден или только что поела, если болен, испытывает боль или другие виды дискомфорта;
  • — при необходимости повторных обследований желательно проводить их в одно и то же время;
  • — патопсихологическое обследование детей проводится в форме обучающего эксперимента; если у ребенка возникают трудности, ей надо помогать: это можно сделать в виде общей стимуляции (подбадривание я, похвала), организации деятельности, наводящих вопросов, прямой подсказки, демонстрации или обучения на материале аналогичного задания с последующим контролем за переносом способа действия При анализе полученных них результатов следует учитывать, какой вид помощи и в какой степени был предоставлен ребенку и насколько эта помощь способствовала выполнению задания; — необходимо фиксировать выражения и эмоционально-двигательные проявления ребенка но поскольку общение психолога с ребенком должно быть живым, непосредственным, то не следует отвлекаться во время обследования на длительные записи, поэтому информацию нужно в основном запоминать.

     Патопсихологическое обследование детей имеет свою специфику по сравнению с патопсихологическим обследованием взрослых. Чем младше ребенок, тем более важную роль играют особенности возрастных проявлений, отражающие патологически измененные проявления нормального возрастного развития.

Поэтому прежде всего необходимо исследовать те психологические образования, которые на данном возрастном этапе играют определяющую роль в психическом развитии ребенка. Именно эти психологические образования особенно насыщены признаками болезненной симптоматики.

Так, например, задержка развития речи в младшем дошкольном возрасте, ее специфическое искажение (сохранение автономной речи, неологизмы, аутистическая направленность и т. д.) свойственны для ранней детской шизофрении. В возрасте 4–5 лет признаки этой же болезни будут уже проявляться не в особенностях речи ребенка, а в содержании его ролевой игры, в рисунках, фантазиях.

Анализируя продукты этой ведущей для данного возраста деятельности, можно выявить эмоциональные расстройства (страхи, агрессивные тенденции), интеллектуальные нарушения (патологические ассоциации, неадекватность мыслительной деятельности).

Поскольку психика ребенка находится в постоянном развитии, в психологической характеристике обследуемого всегда следует отличать два вида симптомов: первичные, т.е. непосредственно связанные с вредоносным воздействием (болезнью, травмой и т.д.), и вторичные являющиеся результатом нарушения развития под влиянием болезненного процесса (текущего либо уже завершившегося).

Например, в младшем школьном возрасте происходит становление логического мышления. У ребенка формируются понятия о сохранении числа, массы, объема, автоматизируются навыки чтения и письма.

Поражение либо недоразвитие психических функций, не позволяющее освоить необходимую информацию и навыки, приводит к недостаточности (либо задержке) формирования логического мышления, способности к прогнозированию.

     Таким образом, исследуя нарушения психической деятельности ребенка, необходимо учитывать не только характер нарушений, но и ту возрастную фазу, в которой отмечалось вредоносное воздействие, а также влияние этого первичного дефекта на возникновение вторичных образований, которые проявляются на момент исследования.

     Опираясь на указанные выше принципы, детский патопсихолог решает в ходе исследования психики ребенка такие задачи:

  • выявляет нарушения психической деятельности и дает им патопсихологическую квалификацию;
  • проводит структурный анализ выявленных нарушений, выделяет первичные и вторичные симптомы;
  • разрабатывает программу коррекционных мероприятий.

1 Материалы для этого раздела взяты из книги Максимова Н Ю, Милютина К Л, Пискун В М Основы детской патопсихологии: Учеб пособие — М.: Перун, 1996 — 464 с

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *