СДВГ у взрослых: симптомы. Как происходит лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ у взрослых: симптомы. Как происходит лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания (СДВГ) у взрослых – очень распространенная проблема на сегодняшний день. Вокруг нее разворачивается множество дискуссий и споров, сталкиваются мнения психологов, медиков и научных специалистов.

На самом деле, не имеет значения, является ли синдром дефицита внимания заболеванием или просто еще одним свойством характера. Важно лишь то, что это проблема, которая серьезно мешает жить многим людям. Можно ли ее преодолеть? Что необходимо сделать, чтобы СДВГ больше не мешал? Возможно ли самостоятельно побороть этот синдром?

Признаки СДВГ у взрослых

Прежде, чем начинать противостояние с самим собой и ломать привычки, однозначно решите, имеются ли у вас симптомы синдрома дефицита внимания. Сделать это достаточно просто.

 Ниже перечислены типичные признаки СДВГ, но, обнаружив у себя даже несколько из них, не спешите причислять себя к людям с этим синдромом.

Если вас ничего не тревожит и не портит жизнь вам или окружающим, проблемы с гиперактивностью у вас нет.

СДВГ у взрослых: симптомы. Как происходит лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

  1. Вы импульсивны и предпочитаете принимать решения любой степени важности мгновенно. Вам сложно обдумывать возникшую проблему в течение длительного времени или дожидаться более подходящих условий для организации лучшего решения. Поэтому вы редко строите планы на будущее, предпочитая жить настоящим моментом.

  2. Вы не способны долго держать в голове одну и ту же мысль – постоянно нужна смена деятельности или предмета размышлений. Сосредоточиться на одной масштабной задачи для вас – непосильная задача.

  3. Руки или рот у вас всегда чем-то заняты: вы теребите рукав, кусаете ручку, держите во рту сигарету, поедаете семечки, вертите в руках мобильный телефон и чувствуете себя неуютно, когда пальцы или губы ничем не заняты.

  4. Спокойное времяпровождение вас тяготит. Чтение книг, просмотр мелодрамы, долгое “запекание” на пляже – все это не для вас. Вам нужен постоянный драйв или быстрая смена видов деятельности.

  5. Долговременную работу вы крайне редко доводите до конца. Энтузиазм и желание работать присутствуют в вас лишь в течение очень короткого времени. Особенно сильно это проявляется, когда вам приходится делать что-то, чем вы не увлечены.

  6. Во время серфинга в интернете вы открываете сразу несколько страниц, открываете кучу вкладок, а смотря фильм, периодически открывая новую вкладку с новостной лентой или страницей профиля из соцсетей.

  7. Пребывание в очереди для вас – настоящее наказание. Вы не можете спокойно ждать, если под рукой нет телефона с увлекательными играми и интернетом. У вас часто возникают проблемы с дисциплиной и самоорганизацией. Вы не способны долго ждать, терпеть и что-то планировать.

Суета и спешка стали привычной составляющей нашего ежедневного быта, потоки информации льются в наши головы со всех сторон.

Стремление успеть все и сразу порождает нервозность, импульсивность, неусидчивость и прочие симптомы СДВГ.

Но как с этим бороться? В западных странах дошло до того, что лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности производится с помощью медикаментов и психостимуляторов.

Синдром дефицита внимания у взрослых: коррекция самодисциплиной

Стоит понять, что человек способен на многое, когда дело касается формирования его привычек и характера. Не каждый согласится пойти на неизбежные жертвы, но при большом желании противостоять синдрому дефицита внимания можно. Ключом к решению этой непростой проблемы является самодисциплина.

СДВГ у взрослых: симптомы. Как происходит лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

  1. Начните с малого: создайте для себя твердую установку не заходить в Сеть с трех часов дня до шести вечера. Постепенно увеличивайте это время «информационной голодовки» до необходимого минимума.

  2. Каждый раз, когда возникает желание бесцельно взять что-нибудь в руки, подавляйте его. Наблюдайте за собой и держите тело под полным контролем, не допуская нервных движений.

  3. Возьмите в руку толстую книгу и твердо решите не уходить от ее чтения в течение следующего часа. Постепенно вы приучите себя к усидчивости, а процесс длительного чтения при отсутствии внешних раздражителей начнет приносить удовольствие.

  4. Приучите себя больше слушать других, чем говорить. Всегда выслушивайте своего собеседника, даже когда очень хочется его перебить, чтобы сказать в подходящий момент меткую фразу. Помните, что ваша цель – корректировать синдром дефицита внимания, а не поразить друзей своим остроумием.

  5. Каждый раз, когда энергия будет в вас бурлить, требуя заняться чем-то – занимайтесь физическими упражнениями. Это не только приучит вас к дисциплине, но также поправит здоровье и поможет поднять настроение.

СДВГ у взрослых – проблема, связанная, прежде всего, с отсутствием самодисциплины и стремлением успеть слишком много. Медикаментозное лечение, принятое в западных странах, может лишь добавить проблем со здоровьем.

Опытным путем доказано, что лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности возможно собственными силами. Нужно лишь переступить через собственные привычки, сделать усилие над собой – и постепенно результат станет заметен.

А вы сможете избавиться от любых проявлений дефицита внимания, сохранив энергичность и укрепив стойкость.

Фгбну нцпз. ‹‹патология психического развития››

Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.

Термин «гиперкинетический синдром» имеет в психиатрии несколько синонимов: «гиперкинетическое расстройство» (hyperkinetic disorder), «гиперактивное расстройство» (hyperactivity disorder), «синдром дефицита внимания» (attention deficite syndrome), «дефицит внимания с гиперактивностью» (attention-deficite hyperactivity disorder) [Заваденко Н. Н. и др., 1997; Faraone S. V., Biederman J., 1998].

В МКБ-10 этот синдром отнесен к классу «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» (F90).

Распространенность. Частота синдрома среди детей первых лет жизни колеблется в пределах 1,5—2, среди детей школьного возраста — от 2 до 20 %. У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Клинические проявления. Гиперкинетические расстройства часто возникают в раннем детстве (до 5 лет), хотя диагностируются значительно позже. Расстройства внимания проявляются повышенной отвлекаемостью (без признаков гиперметаморфоза) и неспособностью к деятельности, требующей когнитивных усилий.

Ребенок не может длительно удерживать внимание на игрушке, занятиях, ждать и терпеть. Он испытывает затруднения при необходимость сидеть на месте, при этом он часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает, начинает вставать, бегать, испытывает затруднения в тихом проведении досуга, предпочитая моторную активность.

В препубертатном возрасте ребенок может кратковременно сдерживать двигательное беспокойство, ощущая при этом чувство внутреннего напряжения и тревоги. Импульсивность обнаруживается в ответах ребенка, которые он дает, не выслушав вопроса, а также в неспособности дожидаться своей очереди в игровых ситуациях, в прерывании разговоров или игр других.

Импульсивность проявляется и в том, что поведение ребенка часто маломотивировано: двигательные реакции и поведенческие поступки неожиданны (рывки, скачки, пробежки, неадекватные ситуации, резкая смена деятельности, прерывание игры, беседы с врачом и т. п.).

С началом обучения в школе у детей с гиперкинетическим синдромом нередко выявляются специфические проблемы обучения: трудности письма, расстройства памяти, слухоречевые дисфункции; интеллект, как правило, не нарушается. Почти постоянно у этих

детей наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные двигательные нарушения и расстройства координации. У 75 % детей довольно устойчиво возникают агрессивное, протестное, вызывающее поведение или, напротив, подавленное настроение и тревога, нередко как вторичные образования, связанные с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.

При неврологическом обследовании у детей обнаруживаются «мягкие» неврологические симптомы и координаторные нарушения, незрелость зрительно-моторной координации и восприятия, слуховой дифференциации. На ЭЭГ выявляются характерные для синдрома особенности [Горбачевская Н. Л. и др., 1998].

В некоторых случаях первые проявления синдрома обнаруживаются в младенчестве: дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раздражителям и легко травмируются шумом, светом, изменениями температуры окружающей среды, обстановки. Типичными являются двигательное беспокойство в виде чрезмерной активности в кровати, в бодрствовании и нередко во сне, сопротивление пеленанию, непродолжительный сон, эмоциональная лабильность.

Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило, купирование патологических симптомов наступает в возрасте 12—20 лет, причем сначала ослабевают, а затем исчезают двигательная гиперактивность и импульсивность; расстройства внимания регрессируют последними.

Но в некоторых случаях может обнаруживаться предрасположенность к антисоциальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам. В 15—20 % случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью сохраняются на всю жизнь человека, проявляясь на субклиническом уровне.

Синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать от других поведенческих нарушений у детей с агрессивностью и двигательной расторможенностью, которые могут быть проявлениями психопатоподобных нарушений на фоне церебрально-органических резидуальных дисфункций, а также представлять собой дебют эндогенных психических заболеваний (например, кататоническое возбуждение с гебефренными проявлениями в поведении и др.).

Этиология и патогенез Клинические проявления гиперкинетического синдрома соответствуют представлениям о задержке созревания структур мозга, ответственных за регуляцию и контроль функции внимания Это делает правомерным его рассмотрение в общей группе искажений развития.

Единой причины синдрома нет и его развитие может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами (травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологии беременности и родов и др.).

Среди них выделяют и психосоциальные факторы в виде эмоциональной депривации, стрессы, связанные с разными формами насилия, и т. п. Большое место отводится генетическим и конституциональным факторам.

Все перечисленные влияния могут приводить к той форме мозговой патологии, которая ранее обозначалась как «минимальная мозговая дисфункция». В 1957 г. M. Laufer именно с ней связал клинический синдром вышеописанного характера, который и назвал гиперкинетическим.

Этиологической гетерогенности гиперкинетического синдрома могут быть противопоставлены попытки современных исследователей установить его основные патогенетические звенья. Обобщение соответствующих данных было представлено в 1998 г.

S. V. Faraone и J Biederman.

В процессе семейных и близнецовых исследований, а также в работах, выполненных с помощью метода приемных детей, сегреционного и молекулярно-генетического анализа, было показано, что значительную роль в

развитии синдрома дефицита внимания играет генетический компонент Молекулярно-генетические исследования, в частности, дали основание предположить, что 3 гена могут увеличивать предрасположенность к синдрому: гены дофаминового рецептора D4 и D2, ген дофаминового транспортера У детей с гиперкинетическим синдромом был установлен нейропсихологический дефицит, касающийся прежде всего исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти: по своему типу этот дефицит сходен с таковым при лобном синдроме у взрослых. Это дало основание предположить существование дисфункции лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтвердила вовлеченность лобно-подкорковых путей Эти пути, как известно, богаты катехоламинами (чем отчасти может быть объяснено лечебное действие стимуляторов). Существует и катехоламиновая гипотеза синдрома, но пока прямых ее доказательств не получено.

Читайте также:  Лечение послеродовой депрессии, причины возникновения и симптомы. Сколько длится и как с ней справиться самостоятельно в домашних условиях

Лечение. Единой точки зрения на лечение гипердинамического синдрома нет. В зарубежной литературе акцент в терапии этих состояний делается на церебральные стимуляторы: метилфенидат (ритилин), пемолин (цилерт), дексадрин. Рекомендуется использовать препараты, стимулирующие созревание нервных клеток (церебролизин, когитум, ноотропы, витамины группы В и др.

), улучшающие мозговой кровоток (кавинтон, сермион, оксибрал и др.) в сочетании с этаперазином, сонапаксом, тераленом и др. Важное место в лечебных мероприятиях отводится психологической поддержке родителей, семейной психотерапии, установлению контакта и тесного сотрудничества с воспитателем и педагогами детских коллективов, где воспитываются или учатся эти дети.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Специфическое лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности будет назначено врачом ребенка на основании:

  • Возраста ребенка, общего состояние здоровья и истории болезни
  • Степени выраженности симптомов и их стриктуры
  • Предпочтений родителей

Основные компоненты лечения детей с СДВГ включают поддержку и психоэдукацию родителей и обучение их поведенческому тренингу, соответствующее участие преподавателей в школе и назначение психотропных препаратов. Комплексное лечение показывает свою эффективность в 75-90% случаев СДВГ.

Лечение может включать:

Психотропные препараты

Фармакологические средства используются из-за их способности уравновешивать баланс нейромедиатров в головном мозге, которые без лечения не позволяют ребенку сохранять внимание и контролировать свои импульсы. Для лечения обычно назначают Метилфенидат, Декстроамфетамин или Пемолин.

Эти средства действуют в организме быстро, на протяжении от одного до четырех часов, а затем быстро покидают организм.

Дозы должны быть рассчитаны по времени, чтобы соответствовать школьному расписанию ребенка — чтобы помочь ребенку уделять внимание в течение более длительного периода времени и улучшить успеваемость в классе.

Однако эти средства имеют побочные эффекты:

  • Бессонница
  • Снижение аппетита
  • Боли в животе
  • Головные боли
  • Нервозность
  • Временное усиление гиперактивного и импульсивного поведения

Детям и подросткам с СДВГ врач также можно назначать антидепрессанты, чтобы улучшить внимание и снизить агрессию, тревогу и депрессивные проявления.

Психосоциальное лечение

Воспитание детей с СДВГ может быть трудным и может создавать проблемы, которые создают стресс в семье. Уроки управления поведением для родителей могут помочь снизить стресс для всех членов семьи. Навыки поведенческой коррекции могут включать следующее:

  • Использование времени для отдыха
  • Балльные системы поощрения
  • Селективное уделение ребенку внимания (реакция положительным вниманием при возникновении желаемого поведения; отсутствие внимания при возникновении нежелательного поведения)

Учителей также можно обучить навыкам управления поведением для использования в классе. Подготовка учителей обычно включает использование ежедневных отчетов о поведении, которые сообщают родителям о поведении в школе.

Методы управления поведением, как правило, улучшают целевое поведение (например, выполнение школьных заданий или удерживание рук ребенка при себе), но обычно не помогают снизить общее невнимание, гиперактивность или импульсивность.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это заболевание предполагает функциональную незрелость в лобных долях головного мозга ребенка, отвечающих за поведение, самообладание, устойчивость внимания и принятие решений.

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, особенно у мальчиков часто нарушены психические процессы.

Ученые пока не могут объяснить почему возникает этот синдром. Многие говорят о том, что, если при беременности мать курила, употребляла алкоголь, жила в неблагоприятной среде, перенесла травмы или инфекции — все это может сказаться впоследствии на ее малыше.

На развитие у ребенка большой активности могут также сказаться хронические болезни матери, кесарево сечение, отравление наркозом, неправильное положение плода, угроза выкидыша.

Если малыш тяжело заболевает с высокой температурой — это тоже может стать причиной возникновения у него впоследствии синдрома.

Симптомы проявления заболевания

Как правило, в младенческом возрасте и в самые первые годы жизни заболевание синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) родители у ребенка не наблюдают.

О том, что СДВГ все — таки у малыша есть, они обнаруживают только тогда, когда приводят его в детский сад или в школу.

Воспитатели в детском саду или учителя в школе говорят родителям о том, что их ребенок невнимателен, импульсивен, гиперактивен.

Родители могут заметить это и дома. Малыш становится суетливым, не может на чем — то сосредоточиться, бесцельно бегает, не играет в спокойные игры.

Что же происходит с ребенком в этот момент? Просто его нервная система пока не готова справляться с такими сложными психологическими нагрузками, ему не нравится дисциплина в учреждении, у него часто меняется настроение.

Ребенок становится расторможенным, импульсивным, нетерпеливым, невнимательным, рассредоточенным.

В дошкольном учреждении такой ребенок болтает на занятиях, очень неусидчив. Нередко он совершает необдуманные действия, постоянно находится в движении. Многие считают такого ребенка невоспитанным, бесшабашным или излишне темпераментным малышом. Такой ребенок часто ломает или бросает на пол игрушки, часто становится агрессивным и. как правило, отстает от своих сверстников в речевом развитии.

Все эти симптомы усугубляются после того, как ребенок идет в школу. На уроках он может вставать с места и бегать по классу, часто перебивает учителя, выкрикивая ответ и не слушая до конца вопрос. Отсутствие внимания приводит к тому, что ребенок не может элементарно слушать учителя, доводить начатые задания до конца, легко отвлекается на что — то другое.

Как следствие, все это приводит к снижению его успеваемости, а значит и к снижению полноценного развития интеллекта. Ребенку становится тяжело учиться, и он не справляется со школьной программой.

В более тяжелых случаях у ребенка может возникнуть отставание от сверстников в развитии психики на полтора — два года, нарушение чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Как диагностировать и лечить это заболевание

Диагностировать синдром может только специалист. Детский невролог проведет с ребенком специальные тесты, проведет МРТ и ЭЭГ исследования и поставит правильный диагноз.

Часто родители тревожатся напрасно, путая особенности темперамента своего ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Заболевание можно вылечить двумя способами: фармакотерапевтическим и нейропсихологическим способом. Врач может назначить ребенку такие медикаменты, которые стабилизируют нервную систему малыша. Это первый подход к лечению заболевания, при котором метаболические препараты улучшают работу головного мозга.

Второй подход включает в себя лечебные занятия с логопедом, преподавателем при наблюдении ребенка у нейропсихолога. Кроме того, при лечении синдрома может использоваться метод воздействия на кору головного мозга слабым электромагнитным полем. Этот метод сглаживает основные симптомы синдрома. Помогает ребенку также рефлексотерапия, массаж.

СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности

содержание

В настоящее время специалистами психоневрологического профиля, а также педагогами, представителями детского сектора социальных служб и просто родителями, активно обсуждается проблема СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Несмотря на остроту дискуссии и, зачастую, полярность точек зрения (высказываются, с одной стороны, гипотезы о том, что СДВГ представляет собой мутацию человечества в направлении особых способностей; с другой стороны, ряд авторов вообще отрицает существование СДВГ как самостоятельного синдрома, объясняя известные случаи и клинические примеры банальными перекосами в воспитании и неверными педагогическими установками родителей), нозологический диагноз «СДВГ» был включен в Международную классификацию болезней десятого пересмотра (МКБ-10) – в раздел гиперкинетических расстройств, проявляющихся прежде всего повышенной, ускоренной, недостаточно координированной и малопродуктивной моторной активностью ребенка.

Частота встречаемости СДВГ среди детей школьного возраста, – а именно на этом этапе обычно возникает необходимость постановки или исключения такого диагноза, – разными источниками оценивается в очень широком диапазоне: от 2-3% до 18% и более.

Разноречивость статистических результатов обусловлена, в основном, региональными и методологическими факторами. Для России наиболее точной оценкой распространенности можно считать 8-10%, что включает все известные формы и степени выраженности СДВГ.

Среди детей с таким диагнозом, предполагаемым или официально установленным, достоверно преобладают мальчики (в исследованных выборках их от трех до пяти раз больше, чем девочек).

2.Причины

На сегодняшний день подлинные этиопатогенетические механизмы и факторы риска СДВГ остаются недостаточно изученными и во многом неясными. Вместе с тем, интенсивно и результативно исследуется несколько гипотез, ни одна из которых, впрочем, пока не имеет решающих доказательных преимуществ перед конкурирующими гипотезами.

Так, в пользу наследственной гипотезы многими независимыми исследованиями получены результаты, свидетельствующие о значимо высокой частоте обнаружения отягощенного семейного анамнеза у детей, страдающих симптомами гиперактивности и дефицита внимания. Наследственность в таких случаях отягощена, как правило, заболеваниями, обусловливающими нейромедиаторный дисбаланс. Выше случайного уровня оказывается также частота неврозов навязчивости, нервных тиков и т.д.

Множество аргументированных работ посвящено также изучению той роли, которую в развитии СДВГ играют врожденные или приобретенные дисфункции ретикулярной формации мозга, нарушения контрольно-регуляторных функций коры при нормальной или повышенной активности подкорки.

Основными факторами риска выступают те же вредоносные воздействия на этапе гестации (вынашивания беременности), которые чаще всего обусловливают врожденный неврологический дефицит и других типов, а именно курение, алкоголь, прием некоторых медикаментов, интенсивные или хронические стрессоры, неблагоприятная экологическая обстановка.

Читайте также:  Обсессивно-компульсивное расстройство личности

3.Симптомы и диагностика

Наиболее общими симптомами, клиническими проявлениями и диагностически-значимыми признаками СДВГ выступают нестабильность произвольного внимания; неусидчивость; существенно сниженная, по сравнению с возрастными нормативами, скорость и прочность усвоения новых знаний; неустойчивость запоминания. Такие дети быстро теряют интерес и мотивацию, спонтанно переключаясь с темы на тему и с одного вида активности на другой, причем воспитательные меры или санкции успеха, как правило, не приносят. В плане моторики дети с СДВГ обычно обнаруживают тенденцию к быстрым, импульсивным, недостаточно целенаправленным движениям. Успеваемость в школе в большинстве случаев хуже, чем могла бы быть при вполне достаточных интеллектуальных способностях ребенка; иногда выявляется задержка интеллектуального развития.

Различают три основные формы СДВГ: гиперактивность без дефицита внимания, преобладание неустойчивости внимания и памяти, а также смешанная форма, которая и превалирует в эпидемиологических исследованиях.

Вследствие особого когнитивного и двигательного статуса практически всегда нарушаются отношения ребенка с педагогами и родителями, если те пытаются скорректировать ситуацию строгостью и повышенными нагрузками, – тем самым только усугубляя ситуацию и снижая самооценку ребенка.

Постановка официального диагноза СДВГ требует самого тщательного обследования, – анамнестического, неврологического (с применением всех необходимых в данном случае лабораторных и инструментальных методов диагностики) и психологического, – а также соответствия полученных результатов целому ряду четко и подробно прописанных критериев. Решение принимается комплексной медико-педагогической комиссией или консилиумом.

4.Лечение

Доминирующие представления о происхождении синдрома дефицита внимания и гиперактивности, способах его коррекции и компенсации, в значительной степени отличаются в разных странах, однако наиболее эффективными подходами большинство специалистов признает коррекцию семейных отношений, оптимизацию нагрузок в соответствии с реальными возможностями ребенка, мягкие формы психокоррекции и адаптирующего психотренинга – с целью постепенно нивелировать или частично смягчить влияние нейрокогнитивного дефицита. Поскольку в основе заболевания лежит, по-видимому, функциональная слабость определенных мозговых структур, обычно эффективным оказывается назначение стимуляторов мозговой деятельности, ноотропов, нейропротекторов; в отдельных случаях по строгим показаниям назначаются антидепрессанты в минимально-необходимых дозах.

В прогностическом плане наличие синдрома не представляет какой-либо опасности для жизни или здоровья, однако в ряде случаев СДВГ негативно отражается на самооценке и дальнейшей успешности во взрослой жизни.

Доля случаев спонтанной редукции, на которую так надеются многие родители («надо просто перерасти, и все наладится»), относительно невелика и составляет не более одной трети от общего объема регистрируемых СДВГ.

Медикаментозное лечение синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Использование медицинских препаратов – это важный компонент при лечении СДВГ. Существует много типов препаратов, которые могут использоваться для того, чтобы помочь контролировать симптомы СДВГ.

Существуют разные формы медикаментов от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью – быстродействующие, со средним периодом действия и длительного действия. Скорее всего, лечащему врачу понадобится некоторое время, чтобы подобрать наиболее подходящую форму препарата, дозировку и периодичность приема для каждого пациента с СДВГ.

Стимуляторы

На протяжении многих лет для эффективного лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью используется класс препаратов, называемых психостимуляторами или просто стимуляторами. Эти медикаменты помогают человеку концентрировать внимание и более успешно игнорировать отвлекающие факторы. Их эффективность высока у 70-80% больных.

Они используются для лечения сложных форм синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и заболеваний средней степени тяжести. Эти медикаменты одобрены для лечения взрослых и детей старше 6 лет, у которых как дома, так и в школе или на работе проявляются симптомы СДВГ.

К стимулирующим препаратам для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью относятся следующие:

  • Аддерал или Аддерал XR.
  • Концерта.
  • Декседрин.
  • Фокалин.
  • Мета дат CD и Мета дат ER.
  • Метилин.
  • Риталин и Риталин LA.
  • Виванс.

Не стимулирующие медикаменты и другие препараты, используемые для лечения СДВГ

Страттера – это единственный не стимулирующий препарат, одобренный Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов для лечения симптомов СДВГ. Его используют для взрослых, детей и подростков.

Какие ещё препараты используются для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?

В случаях, когда стимуляторы и не стимулирующие медикаменты не дают результатов или плохо переносятся пациентом, возможно использование некоторых других препаратов, таких как:

  • Памелор или другие трицикличные препараты.
  • Катапрес или Тенекс.
  • Веллбутрин.
  • Эффексор.

Побочные эффекты

Иногда медикаменты от СДВГ дают побочные эффекты, но, как правило, это случается на ранних стадиях лечения и в слабой или умеренной форме. Ниже приведён перечень наиболее распространенных побочных эффектов:

  • ухудшение аппетита/потеря веса;
  • проблемы со сном;
  • головные боли;
  • повышенная раздражительность;
  • неприятие общества;
  • боли в желудке.

В большинстве случаев эти побочные эффекты можно ослабить при помощи приведённых ниже способов:

  • смена дозировки препарата;
  • смена графика приема препарата;
  • назначение другого медикамента.

Всегда консультируйтесь с Вашим лечащим врачом, прежде чем вносить изменения в схему лечения от СДВГ.

Сдвг (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Маленькими они кажутся забавными: проказники-непоседы с излюбленным словечком «нет». В младенчестве этим особенностям предшествовали плохой аппетит и сон, склонность к продолжительному плачу и чрезмерной подвижности.

В возрасте от полутора до трех лет родители замечают избыток самостоятельности, импульсивность, непослушание, агрессивность и приступы гнева.

С трех до шести лет «проказник» превращается в «трудного» или «проблемного» ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является наиболее частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и, в результате, — заниженной самооценки.

Непоседа получает звание «гиперактивный», и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих. Ребенок не реагирует на требования взрослых, страдает от неумения справиться с неудачами, от социальных трудностей, обманывает, портит имущество и иногда даже издевается над животными. Далее, в школьном возрасте, симптомы усиливаются, и к ним добавляется плохая успеваемость.

В школе и дома его считают «плохим ребенком», и нередко он «содействует» своему негативному образу и ведет себя еще хуже. Отношения между такими детьми и их родителями с годами становятся натянутыми и враждебными. Воспитательница или учительница звонят через день, чтобы сообщить, что дальше так продолжаться не может. Родственники и друзья обвиняют родителей в плохом воспитании.

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был опубликован в 1937 году.

Поначалу, из-за ярко выраженных неврологических признаков нарушение получило название ММП – минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД – минимальные мозговые дисфункции.

В 1980 году синдром получил в международной психиатрической классификации свое нынешнее название.

СДВГ – неправильное название. Слово «дефицит» означает, что детям чего-то не хватает. В действительности они супервнимательные. Иначе говоря, они обращают внимание на любой раздражитель, который возникает вокруг них, в т.ч. на запахи.

Люди без СДВГ могут поднять порог раздражителей, с тем, чтобы игнорировать лишнее. Они многое слышат, видят или чувствуют, но их это не отвлекает. Они не следуют за каждым раздражителем, который может увести их в сторону от того, что им нужно сейчас.

Это означает, что они могут сосредоточиться на том, что делают в данный момент.

Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Что такое дефицит внимания?

К нарушениям внимания у детей относятся проявления, описанные ниже:

1.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.

2. Часто ребенок оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

3.Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

4.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

5.Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

6.Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

7.Легко отвлекается на посторонние стимулы.

8.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Что такое гиперактивность?

1.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2.Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, в том числе, в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5.Часто суетится или находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6.Часто бывает болтливым.

Читайте также:  Виды и причины депрессии. Симптомы депрессии. Психиатр Игорь Степанов.

Что такое импульсивность?

1.Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, на уроке выкрикивает ответ, не дослушав вопроса.

2.Часто мешает другим, перебивает взрослых, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

3.Обычно с трудом дожидается своей очереди в играх, во время занятий, в иных ситуациях.

4.Без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

1000 «ПОЧЕМУ?» об СДВГ

1.Почему все подростки и взрослые люди с СДВГ тянут время? Они делают все в последнюю минуту или готовятся к экзамену только за два или три дня. Почему?

2.Люди с СДВГ склонны заниматься несколькими делами одновременно, но испытывают чрезвычайные трудности завершить любое из них. Почему?

3.Дети любят компьютеры, электронные игры, мультфильмы. Этому они могут часами уделять внимание. Почему? Почему они не способны уделить такое же внимание чему-то другому, спрашивают родители. Как объяснить это очевидное противоречие?

4.Часто родители, учителя и другие люди думают, что если им что-то нравится, то они будут это делать, иначе они откажутся или не будут этого делать. Это верно, но почему так происходит?

5.Многие занимаются смелыми или опасными видами спорта, такими как автогонки, парашютный спорт, скалолазание. Почему?

Возбуждение и некоторые формы страха высвобождают адреналин. Все, что высвобождает адреналин, корректирует проблему!!!

Причины СДВГ

Являясь результатом совместного воздействия биологических и психосоциальных факторов, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей в последнее время приобретает широкие масштабы. Высокая распространенность этого нарушения (от 5–10% до 20–28% детской популяции) подтверждает актуальность его изучения.

Десятки исследований, проведенных в последние годы, уделяют большое внимание вопросам генетики и демонстрируют, что некоторые аспекты СДВГ наследуются. Исследование, опубликованное в декабре 2003 в журнале Американской академии детской и юношеской психиатрии, охватило детей от 3 до 7 лет и сравнило 98 детей с СДВГ со 116 детьми без СДВГ.

Было обнаружено, что родители детей с СДВГ, особенно их матери, имели в 24 раза более высокую вероятность СДВГ по сравнению с родителями детей без СДВГ.

Кроме того, родители детей с СДВГ, у которых проявлялись серьезные формы негативизма в отношениях с людьми, в 5 раз чаще имели проблемы поведения или настроения по сравнению с родителями детей без СДВГ.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство

По словам руководителя программы исследований СДВГ в Мэрилендском университете доктора Андреа Кронис: «Один из важнейших выводов этого исследования — то, что необходимо широко взглянуть на границы лечения детей. Лекарств недостаточно, если вокруг ребенка происходит что-то не то».

Исследование показало, какреакция родителей может осложнить жизнь и лечение ребенка с СДВГ. «Мы должны всегда осознавать влияние родителей на лечение ребенка. Поэтому врачи не должны сосредоточиваться полностью на детях, а должны обращать внимание на то, как родители справляются с проблемами, которые могут затруднить лечение ребенка.

Мы хотим создать окружение, в котором ребенок может достичь больших успехов».

Андреа Кронис утверждает, что медикаментозное лечение самих родителей помогает им в воспитании их детей. «Мы как раз закончили одно исследование, в котором матерей детей с СДВГ лечили от депрессии. Если это улучшит их настроение, то это положительно повлияет на них и как на родителей».

Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с СДВГ

Влияние психосоциальных факторов и, в частности, семейного окружения и воспитания на развитие СДВГ исследовалось в парах «мать-ребенок» (возраст детей 5–10 лет) по методикам: АСВ, ИТО, PARI, «Рисунок семьи».

В семьях детей с СДВГ у матерей в 42% случаев выявлена воспитательная неуверенность, недостаточность требований, запретов и санкций. В 58% случаев наблюдается проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. В 36% пар «мать-сын» выявлено предпочтение матерью женских качеств у ребенка.

Тест «Рисунок семьи» показал: дети в 83% случаев испытывают тревожность и конфликтность во взаимоотношениях с родителями; в 56% испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации; в 72% случаев – враждебность.

Таким образом, выявлено, что особенности семейного воспитания, индивидуально-типологические свойства матерей влияют на развитие СДВГ у детей, способствуя его усилению.

К факторам окружающей среды может быть отнесен родительский стиль, например, недостаток внимания и тепла со стороны родителей. Каждый родитель любит своего ребенка, но не каждый способен выразить свою любовь путем, подходящим именно этому ребенку.

Такие вопросы, как стабильность, распорядок дня, обучение нормам поведения и границам, также имеют существенное значение в этой связи. Ребенок с нарушением поведения не способен усвоить нормы общественного поведения, иногда по той простой причине, что его не научили этому родители.

Когда мы говорим о границах важно, чтобы они соблюдались с двух сторон.

Существуют семьи, где границы очень размыты: еда и сон в любое время и в любом месте; жестокость, которую никто не останавливает, или родители даже верят, что агрессивное поведение поможет ребенку устроиться в жизни. Чем труднее ребенку сдерживаться из-за внутренних причин, тем ему больше нужно окружение, т.е.

родители, которые смогут обратить внимание на его возбуждение, усталость или голод, и заранее предотвратить взрыв. Родителям надо быть очень чувствительными, и здесь скрывается ловушка: родители, которые с трудом организовывают свой собственный распорядок дня, конечно же, вряд ли смогут сделать это для своих детей.

Так возникает замкнутый круг.

Т.о., окружающая среда не является, естественно, единственной причиной поведенческих проблем, но она может усугубить положение.

СДВГ – это семейная проблема

Уход за ребенком с СДВГ может создать проблемы во взаимоотношениях между домочадцами. Многие родители детей с СДВГ чувствуют вину, тревогу и усталость. Между супругами, воспитывающими ребенка с данным синдромом, легко возникают обвинения в адрес друг друга.

Возможно, возникают разногласия по поводу диагноза ребенка, лечения или дисциплины. Найти решения нелегко, но необходимо пытаться ежедневно разговаривать. Кроме того, родители уделяют много времени и внимания проблемному ребенку с СДВГ. В итоге остальные дети могут почувствовать себя обделенными.

Необходимо приложить все усилия, чтобы проводить время с другими детьми и помочь им построить отношения с ребенком с СДВГ.

Помощь семье, воспитывающей ребенка с СДВГПомощь включает: формирующее воспитание, психологическую коррекцию и психотерапию, лекарственные средства и дополнительные вспомогательные методы, такие как трудотерапия и занятия с фълогопедом/дефектологом/нейропсихологом, а также методы по коррекции поведения и улучшению моторики (занятия спортом).

Коррекционно-психологическая работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

1.Нормализовать обстановку в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

2.Приучить ребенка к послушанию, привить ему аккуратность и навыки самоорганизации, развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

3.Научить ребенка уважать права окружающих людей, сформировать правильное речевое общение и контроль собственных эмоций (поступков).

4.Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.

5.Повысить самооценку ребенка, уверенность в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижения успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Рекомендации родителям

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства.

Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п.

, а при наборе определённого их количества – вознаграждать.

  • Старайтесь реже говорить «нет» и «нельзя» – лучше попробуйте переключить его внимание.
  • Создайте для ребенка дома аккуратное и спокойное рабочее место.
  • Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца. Научитесь давать ребенку короткие и четкие указания.

Два или более элементов в указании могут привести их в растерянность, как например: «Пойди в папину комнату и принеси его туфли». Они идут в комнату и возвращаются с пустыми руками. Они услышали только первую часть.

Какие-то другие окружающие раздражители увели их внимание от сказанного вами.

Они часто лучше справляются на индивидуальных занятиях. Важно сократить количество окружающих раздражителей, когда они выполняют домашнее задание и т.п.

Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Готовьте вашего ребенка к любому изменению в этом порядке.

Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *