Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Нарушения фонетики и просодики бывают спровоцированы неглубоким изменением мышечной иннервации органов артикуляции.

В этом случае диагностируется стертая дизартрия у маленьких детей – легкая форма патологии, проявляющаяся нечеткостью произношения и невыразительностью речи из-за искаженного звучания фонем. Несмотря на невыраженную симптоматику, патология требует лечения.

При игнорировании терапевтических мероприятий симптомы усугубляются, пациент сталкивается с нарушением восприятия, не может правильно читать и писать.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста – что это?



В логопедии под стертой дизартрией подразумевается патология, при которой искажаются фонетические и просодические элементы речи из-за органического поражения головного мозга.

Термин ввела в науку логопед О. А. Токарева. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме заболевания.

Патологию из-за смазанного течения можно выявить у ребенка только по достижению 5-летнего возраста. Назначается длительный курс комплексной терапии, включающей прием медикаментов и логопедические занятия. Терапевтический комплекс назначается каждому пациенту в индивидуальном порядке, универсальной схемы лечения пока нет.

Причины

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Стертая форма дизартрии – это детское заболевание. Факторы, провоцирующие его, воздействуют на организм ребенка еще на внутриутробном этапе развития.

Наиболее частые причины патологии:

  • задержка эмбрионального развития из-за недостаточного поступления кислорода через плаценту;
  • резус-конфликт матери и эмбриона;
  • тяжело протекающая беременность (токсикоз, высокое кровяное давление, диабет, патологии почек у вынашивающей женщины);
  • инфекционные болезни, перенесенные беременной женщиной на поздних сроках вынашивания (гепатит, герпес, токсоплазмоз, цитомегалия);
  • осложненные роды (длительное нахождение плода в безводном пространстве, недолгая асфиксия, применение вакуум-экстракции или щипцов для ускорения родоразрешения);
  • органические поражения головного мозга в младенческом возрасте, связанные с перенесенным менингитом, энцефалитом или иным инфекционным заболеванием (в группе риска находятся младенцы, патологически реагирующие на введение любой вакцины).

Ребенка, на организм которого воздействовал хотя бы один из вышеперечисленных факторов, обязательно наблюдает детский невролог. Если спустя год наблюдения признаков органического поражения мозговых тканей нет, то маленький пациент снимается с учета. Если отмечаются подозрительные симптомы, то медицинский мониторинг продолжается.

Классификация

Пациенты со стертой дизартрией делятся на три группы по степени нарушения речевого развития:

  1. Коммуникативная способность развита, но имеются проблемы с восприятием и применением предлогов и сложных глаголов. Речевые связи хорошие, словарный запас достаточный для возраста ребенка. Вызывает затруднение произношение сложных в артикуляционном плане слов. Возможна затрудненная пространственная ориентация.
  2. Помимо нарушения произношения звуков и неразвитой интонационной способности, отмечается изменение фонематического восприятия. Совершаются ошибки в проговаривании похожих фонем и слов. Словарный запас недостаточный для возрастной группы. Вызывает затруднение образование слов, согласование частей речи при построении предложения.
  3. Отмечается выраженное речевое и фонематическое нарушение. Словарный запас низкий. Возникают проблемы при построении слогов. Не соблюдаются грамматические нормы.

Эта условная классификация необходима, чтобы разделить детей в дошкольных и школьных учреждениях для проведения терапии.

Симптомы стертой дизартрии



Симптоматика определяется степенью выраженности патологии, возрастом ребенка, особенностями его речевого аппарата. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста характеризуется смазанностью признаков. В отдельных случаях родители вовсе не замечают у ребенка каких-либо патологических изменений.

Чаще всего диагностируют заболевание у детей, с рождения наблюдавшихся у логопеда и детского невролога по тем или иным причинам. Диагностика дизартрии осуществляется по нескольким симптоматическим категориям, описанным ниже.

Общая моторика

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Отмечаются скованность, ограниченность телодвижений, быстрое мышечное переутомление. Ребенку сложно стоять на одной ноге, прыгать, ходить по узкому пути.

Нарушение моторики особенно проявляется при попытках танцевать, совершать спортивные упражнения и иные схематически четкие и ритмичные движения. Пациент не чувствует ритм, не может в него влиться.

Мелкая моторика у детей с дизартрией

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Нарушение мелкой моторики становится заметным, когда ребенок начинает обслуживать сам себя. У него возникают затруднения в совершении простых манипуляций: застегивании пуговиц, размешивании напитка ложкой, завязывании шнурков. Больной ребенок отказывается от игр и занятий, требующих работы руками: от рисования, вырезания ножницами, создания поделок из пластилина.

У школьников возникают трудности с письмом: при написании слов буквы заменяются похожими по звучанию, не получается держать темп письма, даже при медленном написании получается непонятный и уродливый почерк.

Особенности артикуляционного аппарата

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Отмечаются скупая мимика, низкий тонус лицевых мышц, постоянное нахождение рта в приоткрытом состоянии. Слабые мышцы не позволяют сжать губы в трубочку, активность движения языка низкая. Из-за этого произносимые звуки искажаются, сливаются, интонация утрачивает четкость.

Особенности звукопроизношения у детей

Стертая форма дизартрии у детей проявляется искажением и смешиванием фонем, иногда они вовсе пропускаются в словах (но пациент может проговаривать их в отдельности). Речь невнятная, неразборчивая, что обусловлено проблемным произношением шипящих и межзубных звуков. Больному сложно произносить длинные слова, состоящие из множества слогов.

Нарушения просодики при дизартрии

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Интонация при стертой дизартрии невыраженная. Отмечаются проблемы с высотой и силой голоса, выдохи при разговоре слабые. Тембр неправильный, в большинстве случаев слишком быстрый, возможно появление гнусавости. Ребенок говорит монотонно, при долгом разговоре речь утрачивает внятность, голос постепенно слабеет. Голос не имеет глубины и силы, повысить его не получается. Маленький пациент не умеет подражать голосам животных и птиц.

Из-за слабого выдоха некоторые дети начинают говорить на вдохе, прерываясь и захлебываясь. Есть дети, у которых получается самостоятельно контролировать речь. У них произношение звуков нормальное, но скандированное (как будто они говорят заученные фразы), отмечаются только просодические нарушения.

Нарушение речевого развития у детей

Нарушение речевого развития определяется степенью выраженности стертой дизартрии. На начальном этапе у больного наблюдаются затруднения в просодике и восприятии звуков. Речевой аппарат и ориентационные способности в норме.

На второй стадии нарушение фонематического восприятия и просодические проблемы сопровождаются затрудненным произношением звуков, совершением грамматических и лексических ошибок в словах.

В тяжелом случае наблюдаются разнообразные нарушения звукового восприятия, произношения слогов и слов.

Стертая дизартрия у взрослых

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Для взрослых патология нехарактерна, но все же встречается. Стертая дизартрия диагностируется при:

  • опухолях в центральных зонах головного мозга;
  • ухудшении циркуляции крови в мозговых тканях;
  • демиелинизирующей болезни ЦНС;
  • инсульте;
  • сифилисе, поразившем мозговые ткани;
  • черепно-мозговой травме;
  • гнойнике в мозжечке;
  • отравлении тяжелыми токсинами;
  • паркинсонизме;
  • рассеянном склерозе;
  • тяжелом инфекционном поражении организма;
  • кровоизлиянии в мозг;
  • тяжелых нервных патологиях;
  • аутоиммунных заболеваниях, поразивших нервные и мышечные ткани;
  • сосудистых патологиях;
  • спинальной мышечной атрофии;
  • олигофрении.

В зрелом возрасте патогенез дизартрии обусловлен длительным нахождением в бессознательном состоянии из-за поразившего организм заболевания или черепно-мозговой травмы.

Иногда провокатором патологии становится некачественно проведенное хирургическое вмешательство на головном мозге.

С легкой дизартрией могут столкнуться люди, злоупотребляющие спиртными напитками, не соблюдающие дозировку и курс приема определенных медикаментов, принимающие наркотики.

В группе риска, не считая младенцев, находятся подростки и старики. У людей среднего возраста болезнь почти не диагностируется.

Дизартрия имеет приобретенную этиологию, не передается по наследству. Передаваться могут только некоторые заболевания головного мозга, провоцирующие нарушение речи.

Осложнения

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Нарушения звукопроизношения и просодики вызывают изменения фонематического восприятия. Причем пациент затрудняется воспринимать не только близкие, но и далекие по звучанию и артикуляционному формированию звуки.

В результате возникают трудности в понимании слогового деления слов, словообразования. Отмечаются грамматические ошибки, лексическая скудность, заторможенность мыслительного процесса, низкое усвоение семантики. Школьник с дефектом речевого развития не может нормально усваивать образовательную программу, вследствие чего развивается дисграфия – нарушение процесса письма.

Коррекция стертой дизартрии

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста требует комплекса мер, лечение обычно длительное, включает:

  • прием медикаментов;
  • коррекционные логопедические занятия;
  • сеансы у психолога.

С ребенком должны заниматься родители, логопеды, медицинские специалисты. Основа терапии – развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Проводятся логопедические упражнения, в домашних условиях делается массаж лицевой мускулатуры. Хороший эффект дает метод дыхательной гимнастики, помогающей вернуть плавность и четкость произношения.

Рекомендуются игры, в которых подразумевается взаимодействие пальцев и мелких предметов.

Назначаются седативные средства для нормализации состояния нервной системы, ноотропы для стимуляции работы головного мозга. Длительность курса и дозировка устанавливаются медицинским специалистом.

Сеансы у психолога необходимы для устранения скованности, закомплексованности, связанной с речевыми дефектами.

Упражнения при стертой дизартрии

Рекомендуется делать дыхательную гимнастику, разработанную педагогом А. Н. Стрельниковой: резко вдыхать при наклонах, выдыхать при распрямлении тела.

Читайте также:  Консультация психотерапевта онлайн - Платные и бесплатные виды, кому они помогают



Логопеды предлагают различные коррекционные упражнения для мышц губ, щек, языка, челюстей, которые после консультации можно проводить самостоятельно. Из простых упражнений можно отметить:

  • поочередное и одновременное надувание щек;
  • втягивание щек между челюстями;
  • рассасывание сахара или конфеты за щекой;
  • вибрационные движения губ;
  • открытие и закрытие рта со щелканьем зубами;
  • вытаскивание зажатой в зубах марли или бумаги;
  • облизывание губ.

Хороший эффект в развитии звукопроизношения дают скороговорки и стишки.

Артикуляционная гимнастика



Стертая дизартрия устраняется посредством гимнастики, лечение должно проводиться регулярно. Оно укрепляет лицевую мускулатуру, формирует навык правильного произношения, вырабатывает сильный и ровный воздушный поток, необходимый для правильного продуцирования звуков.

Гимнастические упражнения проводятся по принципу подражания. Логопед показывает, как надо двигать языком и челюстями, маленький пациент повторяет. На занятиях часто используются предметы, предназначенные для сжимания зубами или губами.

Посредством артикуляционной гимнастики:

  • расслабляются напряженные лицевые мышцы;
  • тонизируются органы артикуляции;
  • ставится сильный голос;
  • вырабатывается правильное произношение;
  • укрепляются лицевые и языковые мышцы;
  • улучшается циркуляция крови в лицевых тканях.

При регулярном проведении занятий с логопедом и дома формируется правильное и четкое произношение звуков и слов.

Логопедический массаж при стертой дизартрии

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Логопедический массаж для детей – обязательный пункт коррекции дизартрии. Он проводится либо в рамках логопедических занятий, либо отдельными сеансами. Необходим для подготовки лицевых и ротовых мышц к правильной артикуляции.

Как проводить массаж в домашних условиях, родителям рассказывает логопед. Движения осуществляются пальцами или используя зонды для логопедического массажа.

Стертая форма развития дизартрии не угрожает физическому здоровью ребенка, однако мешает полноценному общению, выбору профессии, вызывает комплексы и психологические проблемы. Поэтому с лечением заболевания затягивать не стоит.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста

Стертая дизартрия — расстройство речи, причиной которого является негрубое нарушение иннервации органов артикуляции. Страдает фонетический и просодический компоненты речи, то есть звукопроизношение, тон, тембр, интонация, выразительность. Диагностируется чаще у дошкольников. В статье расскажем про признаки стертой дизартрии, причины патологии и современные методы коррекции.

Как проявляется стертая дизартрия у детей

Особенностью стертой дизартрии является невыраженность симптомов, поэтому болезнь так и называется. Характерна нечеткая артикуляции вследствие нарушения моторики, искажение некоторых звуков.

Обращают на себя внимание отсутствие интонации и невыразительная речь, сложность автоматизации.

Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.

Нарушение звукопроизношения затрагивает две группы звуков или больше. Например, шипящие, свистящие и сонорные. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Малыш путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их правильно употребить. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма трудно.

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

В раннем возрасте такие дети обычно наблюдаются у невролога. Им ставят диагноз «перинатальное поражение ЦНС» и проводят медикаментозное лечение, курсы физиотерапии и массажа. С течением времени ребенка снимают с учета. Только когда речевые нарушения не проходят, родители и врачи начинают искать причину. Как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников — в 5 – 6 лет.

Характеристикой стертой формы дизартрии, которую могут заметить сами родители, являются бедность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта. При выполнении артикуляционных проб возникают непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность. Повышено слюноотделение. Органы речи трудно удерживать в одной позиции.

Малышу может быть трудно пережевывать пищу, он отказывается от еды, если она кусочками. У младенцев затруднено сосание молока, нарушено глотание.

Общее развитие

Изменен неврологический статус. Обращают на себя внимание стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений. Или наоборот, заторможены, медлительны. У них нарушены память, внимание.

В физическом плане дети отстают от своих ровесников и отличаются невысоким ростом, худощавостью, астеническим телосложением. Они быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи.

Страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика. Малышу тяжело застегнуть пуговицу, завязать шнурки, заниматься творчеством. На уроках физкультуры при выполнении заданий он испытывает затруднения.

Почерк нарушен, да и в целом ребенок пишет медленно.

Причины стертой дизартрии у детей дошкольного возраста

Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц губ, языка, мягкого неба.

К таким расстройствам приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде на плод негативно могут воздействовать инфекционные болезни матери (герпес-инфекция, краснуха, токсоплазмоз, вирусные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция). Играют роль иммунологическая несовместимость плода и матери, токсикоз, декомпенсированный сахарный диабет или гестационный диабет. Вследствие этих состояний развивается фетоплацентарная недостаточность, плод испытывает дефицит кислорода, то есть гипоксию;
  2. Во время родов возможно травматическое повреждение в результате стремительных или затяжных родов, применения акушерских щипцов. Негативно влияют длительный безводный период;
  3. В послеродовом периоде и в первый год жизни ребенка повреждение центральной нервной системы может случиться вследствие травм, инфекционных и других заболеваний тяжелой степени, воспалительных заболеваний вещества и коры головного мозга.

Все перечисленные факторы приводят к поражению нервов, которые иннервируют мышцы артикуляционных органов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, подъязычного. Для каждого нерва характерны свои признаки.

Например, о поражении тройничного нерва говорит ограничение движений в нижней челюсти, губ, языка, лицевого нерва — мимической мускулатуры, языкоглоточного нерва — корня и спинки языка, подъязычного нерва — нарушение моторики языка, трудность поднятия языка к небу.

Диагностика стертой дизартрии

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Стертая дизартрия диагностируется с помощью ряда медико-педагогических исследований. Обязательно изучают анамнез ребенка, а также течение беременности и родов у мамы. Проводится анализ амбулаторной карты: могут понадобиться результаты инструментальных методов диагностики.

Обследование поэтапное и включает в себя:

  1. Логопедическое обследование — предполагает оценку состояния моторики, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. После этого логопед изучает качество звукопроизношения, лексики, грамматики, способности улавливать различные звуки. При подозрении на стертую форму дизартрии пациента направляют на консультацию к неврологу;
  2. Осмотр невролога нужен для выявления характера нарушений — гиперкинезов, парезов, дистоний, атоний. Врач также определяет локализацию поражения головного мозга. Для уточнения диагноза назначают ЭЭГ, электронейромиографию, КТ, МРТ.

После того, как малыш пройдет все обследования, его повторно консультирует логопед/дефектолог. Имея на руках заключения, он определяет тип речевых нарушений, и составляет план и форму работы с ребенком.

Лечение стертой дизартрии

Терапия комплексная, проводится с участием невролога, психолога и логопеда. Такая тактика позволяет добиться положительного результата, закрепить его и компенсировать дефект речи.

Медицинская сторона коррекционной работы заключается в стимуляции мозгового метаболизма, что достигается назначением ноотропов, витаминов. Укрепляют эффект курсами массажа, лечебной гимнастики, рефлексотерапией, физиотерапевтическими методами. Если есть такая возможность, можно получить лечебные ванны, посещать бассейн.

Работа с логопедом

Логопед на начальном этапе «ставит» дефектные звуки, исправляет другие нарушения речи. Затем идет закрепление нормального произношения звуков: малыш учится использовать их в слогах, словах, фразах. Обычно на преодоление стертой дизартрии уходит много времени. Автоматизация звуков — сложная форма работы, требует терпения и старания.

Одновременно специалист устраняет фонематические нарушения, развивает интонацию и выразительность речи, обучает грамматике.

Одним из составляющих коррекционной работы при скрытой дизартрии является логопедический массаж. Очень эффективен зондовый массаж. Он позволяет нормализовать тонус мышц, участвующих при артикуляции, помогает малышу лучше чувствовать их при разговоре, значит, контролировать положение органов речи во время звукопроизношения. Проводится отдельно или параллельно с основным курсом.

Эффективны пальчиковая и артикуляционная гимнастики:

  1. Координированность движений рук связана с артикуляционной функцией, поэтому пальчиковой гимнастике уделяется много времени. Она может дополняться занятиями в игровой форме. Например, малышу предлагают собрать бусы, пазлы, построить конструктор, лепить, вырезать. Конечно же, важно подобрать такой комплекс, чтобы пациенту нравилось и он занимался с удовольствием;
  2. Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц. После них детям легче придавать правильную позицию органам речи во время звуковоспроизведения, переключаться на другие звуки.

Показана и дыхательная гимнастика — она тренирует дыхание, учит ребенка правильно использовать струю воздуха при разговоре, делает речь более выразительной.

Читайте также:  Лечение зависимостей (от наркотиков, спайса, алкоголя и т.д.) в Москве

Коррекционная работа при стертой дизартрии длительная: до 1 года и больше. Сроки зависят от тяжести болезни, сопутствующих речевых нарушений, регулярности занятий.

Роль родителей

При стертой дизартрии у дошкольников и младших школьников неоценима роль родителей. Ведь важно строго следовать рекомендациям врача и плану терапии. От этого зависит результат и как скоро дите начнет нормально разговаривать.

Если врач считает необходимым, выполняйте упражнения и дома: это ускорит выздоровление. Но не переусердствуйте, следите за тем, чтобы малыш во время домашних занятий был в хорошем настроении.

Сейчас он не расположен к занятиям, значит, отложите их.

Также малыш нуждается в вашей поддержке. Он должен знать и чувствовать, что не один на один с проблемой, что рядом папа с мамой, которые всегда поймут и поддержат, позаботятся. Ребенку важно знать, что его любят, несмотря на дефект речи. Так он будет усерднее заниматься и вам будет легче добиться эффекта.

Возможные осложнения

Расстройства при стертой форме дизартрии вызывают дефекты восприятия звуков. При этом нарушено восприятие не только схожих по звучанию фонем, но и остальных звуков. Со временем отсутствие четкой речи, невозможность нормального слухового восприятия приводит к сложностям в понимании слоговой структуры.

Наблюдаются проблемы с грамматикой, бедный словарный запас. Если не начать своевременную коррекцию, то у младших школьников будет страдать письмо.

У детей, даже с минимальными характеристиками стертой формы дизартрии, страдают коммуникативные навыки. Они не могут выстраивать диалог и вообще разговаривать с людьми. Они сторонятся коллективов, стараются избегать новых знакомств и вообще общения. Если посещают садик, они играют в одиночестве. В школе также находятся обособленно.

Это создает предпосылки для психологических проблем и вторичных речевых нарушений. Например, детки могут начать заикаться, у них развивается энурез.

Прогноз и профилактика

Любой дефект речи, в том числе стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста, влечет за собой психологические расстройства.

Если вовремя на обнаружить расстройство, поставить диагноз и не начать терапию, малыш так и вырастет с этой патологией, а к ней присоединятся другие.

В таких ситуациях человеку трудно жить в социуме: он ограничен в выборе профессии, самореализации. Из-за этого он может чувствовать себя угнетенно, что в дальнейшем привести к депрессии.

Профилактика стертой дизартрии начинается еще в периоде планирования беременности. Будущей маме необходимо уже на этом этапе пройти обследование и подготовиться к зачатию: пройти курс лечения, если есть какие-либо проблемы, устранить дефицитные состояния (анемия, гиповитаминоз).

После наступления беременности нужно внимательно относиться к выбору продуктов питания, режиму дня. Будущая мама должна достаточно отдыхать, гулять, избегать физического перенапряжения и травм, стрессов.

Важно грамотное ведение родов и исключение травм и гипоксии. В периоде новорожденности выполняйте рекомендации врача, вовремя проходите обследования. Если подозреваете какое-либо отклонение в развитии — сообщите об этом врачу. Своевременная диагностика и терапия — обязательные условия максимально раннего выздоровления и гарантия того, что нарушение не скажется в будущем на развитии малыша.

Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП – перинатальной энцефалопатии.

При знакомстве с ранним развитием ребенка отмечается задержка локомоторных функций.

Такие дети часто отказываются от грудного вскармливания, отмечается диспропорциональность развития: стоять начинают раньше, чем сидеть, ходьба опережает ползание, ползают назад или вбок, испытывают моторную неловкость при ходьбе, быстро утомляются при выполнении отдельных движений, не умеют прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч. Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту.

Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

Исследования неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет мозаичность нарушений иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. Волокна подъязычного нерва иннервируют мышцы языка. Эти нервные волокна идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка, что придает языку подвижность и гибкость, а также умение осаживать язык книзу.

В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза (девиация), ограничивается подвижность в средней части языка.

При подъеме кончика языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновение боковой струи воздуха.

При поражениях подъязычного нерва затруднены движения нижней челюсти, отмечается повышенная саливация, нарушения функции глотания.

Языкоглоточный нерв иннервирует язык, глотку, среднее ухо, околоушную железу.

У детей с преобладанием нарушения функции языкоглоточного нерва, ведущими в симптоматике являются изменения мышечного тонуса корня языка и мягкого неба, что приводит к расстройствам фонации, появлению назализации, искажению или отсутствию заднеязычных звуков [К ] [ Г] [Х].

Существенно страдает голос, он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, невыразительностью речи, монотонностью, т.е. нарушением просодики.

Исследования Лопатиной Л.В. и других авторов выявили у детей со стертой дизартрией нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, нарушения мышечного тонуса губ и их асимметрия, сниженный объем движений губ, наблюдаются трудности растягивания губ, подъема бровей, зажмуривания глаз.

Наряду с этим выделяются характерные для детей со стертой дизартрией симптомы: трудности переключения с одного движения на другое.

При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания, синюшность части языка при увеличении нагрузки. У многих детей отмечается: быстрое утомление, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры.

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике.

Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы.

Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Многими авторами: Левиной Р.Е., Киселевой В.А., Лопатиной Л.В. – установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений. Как указывает Р.Е.

Левина, нарушение речевых кинестезий при морфологических и двигательных поражениях органов речи оказывает влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы языка. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и самоконтроля.

Читайте также:  После смены пола: девушки из парней - этапы перехода, как происходит гендерная операция, что ей предшествует, реабилитационный период новоявленной женщины

Это приводит к тому, что у детей со стертой дизартрией имеется недоразвитие фонематического восприятия, что еще более усугубляет нарушение звукопроизношения. У таких детей неразличение собственного неправильного произношения затормаживает процесс “подлаживания” артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта.

В свою очередь, нарушение фонематического восприятия приводит к вторичному недоразвитию грамматического строя речи, которое проявляется как незначительные задержки в формировании морфологической и синтаксической системах языка, так и выраженных аграмматизмов.

Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии является нарушение дифференциации фонем. Это нарушение вызывает у детей трудности различения грамматических форм слов из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний.

Лопатина Л.В. выделяет три группы детей со стертой дизартрией, ознакомление с которыми позволит нам более точно диагностировать логопедическое нарушение. В первой группе детей основным нарушением является искажение или отсутствие звуков.

Нарушения звукопроизношения выражаются во множественных искажениях и отсутствии звуков. Фонематический слух полностью сформирован. Слоговая структура не нарушена. Дети успешно овладевают навыками словоизменения и словообразования.

Связная монологическая речь формируется в соответствии с возрастными нормами. Если рассматривать детей со стертой дизартрией в рамках психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием. (ФН). По данным Архиповой Е.Ф.

количество детей с со стертой степенью дизартрии с первоначальным заключением “сложная дислалия” составляет 10%.

Во второй группе детей нарушение звукопроизношения носит характер множественный замен, искажений .В большей или меньшей степени нарушен фонематический слух. При обучении их звуковому анализу возникают трудности. При воспроизведении слов сложной слоговой структуры – перестановки и другие ошибки.

Активный и пассивный словарь отстает от нормы. Отмечаются ошибки при грамматическом оформлении речи. Связная монологическая речь характеризуется употреблением двусложных, нераспространенных предложений. По классификации Левиной – это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. (ФФН), по данным Архиповой Е. Ф.

они составляют примерно 30–40 % от всей группы с ФФН.

В третьей группе детей – экспрессивная речь сформирована неудовлетворительно. Отмечаются трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций предложений. Нарушения звукопроизношения носит полиморфный характер.

Выраженное нарушение фонематического слуха: недостаточно сформированы слуховая и произносительная дифференциация звуков, что не позволяет овладеть звуковым анализом. Более выражено нарушение слоговой структуры слов.

Активный и пассивный словарь значительно отстает от возрастных нормативов, а лексико-грамматические ошибки носят множественный и стойкий характер. Эта группа детей со стертой дизартрией не овладевает связной речью.

По классификации Р.Е. Левиной третья группа детей соотносится с общим недоразвитием речи. (ОНР). В этой группе стертая степень дизартрии может быть у 50 до 80 % детей.

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Эту работу осуществляют по двум направлениям:

  1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
  2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н.

рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор.

Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]).

Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

Стертая форма дизартрии — Логопедический центр УЛЫБКА

В статье «Дизартрия» мы последовательно рассказали Вам об этом диагнозе.

В этот раз уделим время и поделимся с читателями информацией о стёртой форме дизартрии, потому что она встречается в логопедии чаще остальных форм.

Характерное проявление – нарушение в произношении шипящих и свистящих звуков. Данная форма относится к I степени дизартрии, ещё её называют «лёгкой», со стёртыми признаками.

  • Причины
  • Причина, по вине которой появляется диагноз – микроорганическое поражение головного мозга неясного происхождения.
  • Предположительно, негативными провоцирующими факторами выступают:
  • – патологии при внутриутробном развитии;

– инфекции мозга (менингит, энцефалит и т.п.);

  1. – асфиксия (удушье из-за кислородного голодания), травмы младенца в процессе родов.
  2. Речевые проявления
  3. В этом разделе подробно остановимся на проявлениях стёртой дизартрии в речи детей:
  • Невнятная речь с нечёткой дикцией;
  • Речь монотонная, без интонации;
  • Иногда речь как бы захлёбывающаяся, с повышенным слюноотделением;
  • Искажение, пропуск звуков в речи, но их правильное произношение по отдельности;
  • Поставленные звуки продолжительное время не применяются в речи
  • Неверное расположение органов речи при звукопроизношении;
  • Трудности с удерживанием артикуляционной позы;
  • Невозможность сделать сложные движения языком (апраксия);
  • Слабость мышц языка, губ;
  • Напряжение лицевых мышц;
  • Дрожание голоса, языка;
  • Голос тихий или стихающий в конце разговора, либо резкий, высокой тональности;
  • Не получается изменить высоту голоса при подражании;
  • Неправильное дыхание;
  • Темп речи замедленный либо слишком быстрый;
  • Лицо ребёнка не выражает эмоций;
  • Ограниченный словарный запас;
  • Ошибки в применении ударения в словах.

Таким образом, при стёртой дизартрии у детей имеются проблемы с произношением звуков, интонационно-выразительной окраской речи.

Общие проявления

  • Трудности с координацией, удерживанием равновесия, повторением движений, пространственной ориентацией (неловкий, неуклюжий ребёнок). Сложности с ритмом и темпом.
  • Из-за проблем с моторикой рук, нескоординированности движений, ребёнку тяжело одеваться, застёгивать пуговицы и т.д.
  • Рисование, лепка, изготовление поделок и аппликаций – нелюбимые занятия, потому что не получается подобрать нужные для этого движения.

Диагностика

Так как нарушения при стёртой дизартрии не такие явные и схожи с признаками дислалии, то диагноз ставят логопеды после специальной диагностики.

При подозрении на диагноз проводится обследование у невролога с выполнением ряда исследований. По показаниям он назначает курс лечения ноотропными препаратами. Они активизируют мышление, внимание, память.

  • Логопед изучает данные неврологических обследований, узнаёт у родителей особенности речевого развития ребёнка.
  • Далее с помощью тестов он определяет развитие общей и мелкой моторики, состояние артикуляционных мышц, дыхания, координацию движений.
  • По результатам диагностики оценивает степень нарушений и подбирает индивидуальный план коррекции.
  • Методы коррекции
  • Для преодоления недуга методы коррекции используются в комплексе:
  • – постановка и автоматизация проблемных звуков;
  • – артикуляционная гимнастика;
  • – логопедический массаж;
  • – дыхательная гимнастика;
  • – правильное диафрагмальное дыхание;
  • – развитие мелкой моторики;
  • – развитие чёткой дикции и выразительности речи.
  • Важно выполнять рекомендуемые упражнения дома!
  • Совет: разучивайте дома с ребёнком скороговорки, чистоговорки для отработки трудных звуков.
  • Прогноз
  • Стёртую форму дизартрии возможно устранить, при условиях:
  • Постановки диагноза на ранних сроках (до 5-и лет);
  • Выполнения всех рекомендаций логопеда, невролога;
  • Желания и усердия самого ребёнка;
  • Участия, помощи и психологической поддержки родителей.

Родители, сегодня Вы узнали новую информацию: что такое стёртая дизартрия, причины возникновения, её проявления, диагностика, коррекция, прогноз.

Проследите за речью, поведением ребёнка. Возможно, Вы заметите некоторые из признаков.

Проконсультируйтесь с логопедом по поводу подозрений. Он, продиагностировав малыша, развеет или подтвердит догадки.

  1. В коррекции диагноза работает правило: чем раньше, тем лучше.
  2. Педагоги центра «Улыбка» имеют успешный опыт помощи детям со стёртой дизартрией.
  3. Интересная информация для родителей в нашей рубрике:
  4.  вопросы-ответы
  5. Вставить табличка с иконками и подписями:
  6. Логопедический массаж: виды, цели и задачи
  7. Общее недоразвитие речи
  8. Артикуляционная гимнастика

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *