Агрессивное поведение, что делать?

Агрессивное поведение, что делать?

Агрессивность – это качество личности, выражающееся в действиях и поступках, ориентированных на причинение вреда окружающим или самому себе. Проявляется враждебностью, нанесением физических травм, произнесением оскорблений. Агрессивные люди раздражительны, обидчивы, часто переживают гнев, злость, ярость. Диагностика выполняется клиническими методами, при помощи психодиагностических личностных опросников, проективных тестов. Для снижения агрессивности применяется психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, аутотренинг, медикаментозная коррекция.

С практической точки зрения агрессивность рассматривается как повышенная готовность человека к агрессивному поведению, которое не является врожденным, а приобретается в процессе социального взаимодействия. По качественным характеристикам различают агрессивность конструктивную и разрушительную.

Первая реализуется в оборонительных действиях, нанесении непреднамеренного вреда, позволяет социально адаптироваться, преодолевать препятствия, проявлять лидерство.

Вторая представлена неконструктивным агрессивными действиями, основанными на умысле причинения физического или психологического страдания другому.

По направленности агрессивность бывает ориентированной на окружающих и на себя. В соответствии с этим выделяют гетероагрессивные – оскорбления, побои, ругань и самоповреждающие или аутоагрессивные реакции. Крайним вариантом аутоагрессии являются попытки суицида.

Наиболее очевидные враждебные действия – использование физической силы против другого лица. Прочие возможные варианты – неприязнь, ехидство, негативизм, раздражение, обидчивость, подозрительность, высказывание угроз.

Агрессивность, направленная на себя, сопровождается чувством вины, самоуничижением.

Причины агрессивности

Становление агрессивности как черты личности – сложный процесс, в котором задействовано множество факторов. Враждебное поведение формируется постепенно под влиянием семьи, сверстников, средств массовой информации.

Дети учатся агрессии путем наблюдения и апробирования: видят, как можно проявить ненависть и враждебность, оценивают, к чему это приводит, реализуют полученные знания на практике. Если опыт агрессивных поступков положительный, они закрепляются в характере.

Причины агрессивности взрослого человека – социально-психологические факторы, психические болезни, состояния алкогольной и наркотической интоксикации.

Продуктивная враждебность позволяет добиваться намеченных целей, отстаивать личностные границы, собственные убеждения. Она противопоставляется бесхарактерности, присуща большинству людей.

Выраженность и частота агрессивности зависят от индивидуальных характеристик, таких как темперамент и характер, а также от социокультурных условий, случайных ситуативных влияний.

Психосоциальные причины подразделяются на несколько групп:

  • Ситуативные. Агрессивность провоцируется раздражающими внешними условиями и физиологическими состояниями. Так, более вспыльчивыми люди становятся при перегреве, нахождении в душном помещении, длительном воздействии шумов, вибраций. Самоконтроль ослабевает в ситуации стресса, при усталости, болевых ощущениях, половом возбуждении.
  • Поведенческие. К данной группе факторов относится любое поведение, которое расценивается окружающими как неприемлемое, вызывает ответную защитную реакцию. Например, агрессивность ребенка бывает связана с бесцельным времяпрепровождением, прогулами уроков, употреблением алкоголя – поступками, вызывающими осуждение родителей, педагогов.
  • Личностные. Агрессивными чаще бывают люди с сангвиническим и холерическим темпераментом, с возбудимыми и асоциальными чертами характера. Враждебное поведение реализуется на основе эмоциональной неустойчивости, раздражительности, депрессивности. Другие личностные причины – неадекватный уровень самооценки, готовность к риску, завистливость.
  • Микросоциальные. Микросоциальной средой является семья, школьный или трудовой коллектив. К демонстрации агрессии склонны люди, которые часто наблюдают насилие или испытывают его на себе, переживают унижения, оскорбления. Поэтому высокий уровень враждебности определяется у подростков из неблагополучных семей, у людей, работающих в силовых структурах.
  • Макросоциальные. Как причины агрессивности могут рассматриваться общественные, политические и культурные факторы. Враждебная настроенность формируется при пропаганде негативных событий СМИ, демонстрации ненормативного поведения значимыми людьми (руководителем страны, министрами), возведении в культ насилия. Провоцирующим фактором часто становится низкое социально-экономическое положение, зависимость от материальной помощи государства.

Агрессивное поведение, что делать?

Психические расстройства

Агрессивность – довольно распространенный поведенческий и эмоциональный феномен, встречающийся в практике психиатров.

Исследовательский и общественный интерес к проблеме агрессии у психических больных связан с высоким риском совершения ими опасных действий, которые направлены на близких, случайных людей или на самих себя.

Озлобленность, гневливость, импульсивность наиболее характерны для следующих расстройств:

  • Депрессия. У депрессивных больных агрессивность чаще интрапунитивная – направленная на самого себя. Она проявляется самоуничижением, чувством никчемности, переживанием вины. Сочетание тяжелой формы депрессии с импульсивностью характера повышает риск суицидальных попыток, нанесения самоповреждений. В отношении других людей агрессия реализуется через раздражительность, подозрительность, негативизм.
  • Деменция. Дементные больные утрачивают самоконтроль, не учитывают правила поведения, принятые в обществе. Они могут оскорблять, причинять вред окружающим, не осознавая тяжести своих поступков. Агрессия часто вызвана страхом, переживанием невозможности выполнять привычные действия, потерей независимости, а в тяжелых случаях – физическим дискомфортом (голодом, усталостью) и неспособностью попросить о помощи.
  • Шизофрения.

Подростковая агрессия: каковы ее причины и как с ней бороться

Настоящее Пользовательское соглашение является публичной офертой. Любые действия Пользователя (посетителя) Портала (в том числе, но не исключая – регистрация, размещение материалов, комментарии, распространение материалов и пр.), совершенные им на Портале, являются полным и безоговорочным акцептом указанной оферты.

Собственник: ИП Балыко Елена Николаевна, ИНН 505000901495, ОГРН 308505024000041

СМИ: Наименование ActivityEdu, свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 73397, от 03.08.2018

Контактные данные: Тел: 8 (495) 909-24-46, e-mail: info@activityedu.ru

2. Термины и определения, используемые в Пользовательском соглашении

Портал (сайт) — совокупность интегрированных программно-аппаратных и технических средств, а также информации, предназначенной для публикации в сети Интернет и отображаемой в определенной текстовой, графической или звуковых формах, расположенная по адресу https://activityedu.ru/.

Владелец (Администрация) Портала – собственник Портала либо лица, уполномоченные собственником представлять его интересы в силу трудового или гражданско-правового договора.

Пользователь — информационные агентства, электронные и печатные средства массовой информации, физические и юридические лица, получающие доступ к контенту, размещенному на Портале, а также в пределах функционала Портала и Личного кабинета, создающие такой контент. В зависимости от ролевой модели и функционала Пользователи могут делиться на несколько типов, в том числе:

  • Читатель – имеет доступ к контенту;
  • Автор – имеет доступ к контенту и создает контент;
  • Покупатель (Заказчик) – приобретает (заказывает) товары, работы, услуги, решения через Каталог.
  • Продавец (Поставщик) – загружает товары, работы, услуги, решения в Каталог и создает часть Контента.

Регистрация — действия Пользователя по созданию Аккаунта по установленной Администрацией процедуре. В процессе Регистрации Пользователь должен предоставить свои Аутентификационные данные, а также может указать иные необязательные сведения, которые сочтет необходимым.

Расширенная (дополнительная) регистрация – указание пользователем дополнительных данных после создания Аккаунта, необходима для доступа к некоторым разделам Портала и расширенному функционалу.

Аккаунт пользователя– набор данных о Пользователе, формируемый Пользователем самостоятельно при регистрации на Портале и в ходе дальнейшей работы с Порталом.

Профиль — информация, автоматически создаваемая при Регистрации и / или заполнении соответствующих данных в Аккаунте пользователя, содержащая часть данных из Аккаунта, а именно данные из разделов Фамилия, Имя, а так же изображение, загруженное Пользователем в Аккаунт в качестве фото. В профиле не отражается пароль.

Личный кабинет – инструмент управления данными Пользователя и размещаемым им контентом.

Блокировка пользователя – ограничение Администрацией прав Пользователя полное или частичное, влекущее за собой невозможность использовать функционал Портала полностью или частично.

Контент – любые материалы, размещенные на Портале как Пользователями, так и Администрацией, в том числе тексты, фото, видео и пр., в том числе информация, направляемая в личных сообщениях, отзывах и х.

  • Модератор –пользователь и / или уполномоченное Администрацией (Владельцем) лицо, которому Администрация (Владелец) предоставила доступ к функциональности, позволяющей осуществлять модерацию Контента Портала.
  • Модерация Контента (Модерация) –проверка контента на соответствие правилам Портала и настоящему Соглашению и его опубликование на Портале.
  • Редактор – уполномоченное Администрацией (Владельцем) лицо, которому Администрация (Владелец) предоставила доступ к функциональности, позволяющей осуществлять редактирование Контента Портала.
  • Редактирование — изменение Контента и его опубликование на Портале.
  • Блог – один из способов размещения контента на Портале (ведение Блога), при котором контент формируется Пользователем самостоятельно в личном кабинете, не редактируется Администрацией и размещается на Портале с меткой Блог.  
  • Каталог – раздел Портала, представляющий из себя базу товаров, услуг, работ и решений, формируемый Поставщиками, оборудованный системой поиска, заказа и обмена информацией об указанных товарах между Пользователями, третьими лицами и Поставщиками.
  • Форма обратной связи – система обращения Пользователей к Администрации, интегрированная в Портал.

3. Общая информация о Портале

ActivityEDU – интернет ресурс о школьном и дошкольном образовании, представляющий из себя совокупность текстовых, видео и фото материалов на обозначенную тематику, а так же каталог товаров, услуг и комплексных решений для образования. 

Читайте также:  Что такое аэрофобия и как она лечится

4. Общие положения об использовании Портала

  1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия использования информационных, новостных и иных материалов, размещенных на Портале.

  2. Портал доступен Пользователям, которые обладают дееспособностью для принятия условий настоящего Соглашения и достигшим возраста, который необходим для того, чтобы использовать Портал, в соответствии с законодательством страны гражданства или места жительства Пользователя.

  3. Использование Портала Пользователем означает, что Пользователь принимает и обязуется соблюдать все нижеприведенные условия настоящего Соглашения.

Настоящее Соглашение полностью или в части может быть изменено Администрацией Портала в любое время без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее опубликования на сайте www.activityedu.ru.

  • Пользователь, не согласный с условиями действующей редакции Соглашения полностью или в части, обязан прекратить любое использование Портала.
  • Нарушение Пользователем условий Соглашения может привести к блокировке Пользователя и / или удалению Аккаунта такого Пользователя, а также к полному или частичному удалению Контента или ограничению доступа к нему без предварительного уведомления.
  • Длительность блокировки определяется Администрацией по собственному усмотрению.

Решение о снятии блокировки принимается Администрацией Портала после направления Пользователем обращения на электронную почту info@activityedu.ru. В снятии блокировки может быть отказано без объяснения причин.

5. Условия использования материалов, размещенных на Портале

  1. Под использованием материалов понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

  2. Портал содержит материалы, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, включая, но не ограничиваясь, тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения.

  3. При этом все содержание сайта охраняется законом как произведение науки, литературы и искусства, созданное коллективным творческим трудом в соответствии с положениями 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации.

  4. Владельцу принадлежат исключительные права на использование содержания Портала, которые были переданы ему на основании настоящего Пользовательского соглашения авторами произведений науки, литературы и искусства (в том числе, право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Портале, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в настоящем Соглашении и / или в содержании опубликованных на Портале материалов.
  5. Использование любой информации с Портала в любых целях, кроме как в личных, без согласия Владельца не допускается.
  6. Распространяется бесплатно.

6. Обязанности Пользователей при использовании материалов

При использовании контента Портала в любых целях, кроме личных, ссылка на сайт Портала обязательна.

  • В печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях Пользователи обязаны в каждом случае использования контента указать источник — «Источник: https://activityedu.ru/».
  • в Интернете или иных формах использования в электронном виде, а также разместить гиперссылку на страницу Портала, где размещен соответствующий контент.
  • Ссылка на источник и гиперссылка, указанные выше, должны быть помещены Пользователем в начале используемого текстового контента, а также непосредственно под используемым аудио-, видео-, фотоматериалом, графическим контентом сайта.
  • Размеры шрифта ссылки на источник или гиперссылки не должны быть меньше размера шрифта текста, в котором используются контент сайта, либо размера шрифта текста Пользователя, сопровождающего аудио-, видео-, фотоматериалы и графические материалы.
  • Использование контента Портала, полученного из вторичных источников, возможно только со ссылкой на эти источники.

При использовании контента Портала не допускается переработка его оригинального текста. Сокращение, изменение, редактирование контента возможно только с согласия Администрации (Владельца), оформленного в виде электронного письма и направленного Пользователю с любого из адресов электронной почты, указанных на Портале в разделе Контакты (https://activityedu.ru/Pages/contacts/).

Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации не допускается копирование, распространение, передача третьим лицам, опубликование или иное использование в коммерческих целях контента, загруженного с Портала, без получения письменного разрешения Администрации (Владельца) или другого законного владельца авторских прав.

Коммерческое использование контента Портала осуществляется на основании договоров, заключенных в письменной форме.

Указанные в настоящем разделе Соглашения положения предусматривают защиту интересов Владельца и третьих лиц, являющихся обладателями прав в отношении контента сайта. При этом все обладатели прав вправе воспользоваться своими правами, указанными в настоящем Соглашении, самостоятельно.

7. Регистрация Аккаунта

Ряд функций Портала доступен Пользователю только после Регистрации.

Для Регистрации Пользователь предоставляет информацию, предусмотренную формой регистрации. Если у Администрации есть основания полагать, что предоставленная Пользователем информация не является достоверной и актуальной, Администрация вправе по своему усмотрению заблокировать Пользователя.

После заполнения формы Регистрации Пользователю надо подтвердить Регистрацию путем ее активации согласно инструкции, направленной Администрацией на адрес электронной почты, указанный Пользователем при Регистрации.

Администрация вправе по своему усмотрению установить требования к логину и паролю (количество знаков, допустимые символы и т. д.).

В результате Регистрации создается Аккаунт пользователя.

Пользователь несет ответственность за безопасность (устойчивость к атакам подбора) выбранных им Аутентификационных данных, и их конфиденциальность.

Пользователь несет ответственность за все действия, совершенные с использованием Аутентификационных данных Пользователя.

Все действия, выполненные после Авторизации с использованием Аутентификационных данных Пользователя, считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь в порядке, предусмотренном Соглашением, предварительно уведомил Администрацию о возможности несанкционированного доступа и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих Аутентификационных данных.

Пользователь несет ответственность за возможную потерю или искажение данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-занарушения Пользователем положений Соглашения.

Как работает агрессия? Механизм, причины, способы управления гневом. Рассказывает психиатр

Источник: Яндекс-картинки

Источник: Яндекс-картинки

Агрессия – одна из самых пугающих и непредсказуемых особенностей нашей психики. Главный психиатр нашей клиники Василий Шуров рассказывает, как работают механизмы агрессии, какой она бывает, по каким причинам появляется – и как научиться ее контролировать.

Агрессия – виды и механизм действия

  • Агрессия – осознанное деструктивное действие, направленное на другого человека и выходящее за социокультурные рамки.
  • В зависимости от проявления различают разные виды агрессии:
  • Физическая – нанесение повреждений и убийство.
  • Вербальная – угрозы, крики, оскорбления, психологическое насилие.
  • Косвенная направленная – насмешки и создание или участие в сплетнях.
  • Косвенная ненаправленная – крики или топот в толпе.
  • Раздражение – вспыльчивость и грубость в общении.

Наиболее распространенной и опасной формой становятся физическая и вербальная агрессия. Мы часто встречаемся с ней и в жизни, и на экранах. Источник: Яндекс-картинки

Наиболее распространенной и опасной формой становятся физическая и вербальная агрессия. Мы часто встречаемся с ней и в жизни, и на экранах. Источник: Яндекс-картинки

Как это работает?

Агрессия – один из главных активно-оборонительных механизмов реагирования на раздражители.

Она «рождается» в подкорковых структурах мозга, так называемых «центрах агрессии» − амигдале (миндалине, миндалевидном теле) и заднем гипоталамусе. Это эволюционно древние формирования – они есть и у людей, и у животных, и отвечают за автоматические поведенческие реакции, оценку угрозы и реакции самозащиты.

Особую роль в появлении агрессии играет амигдала. Это своеобразный «детектор опасности».

Эта структура анализирует текущую ситуацию (в том числе на основе предыдущего жизненного опыта) и при выявлении угрозы передает информацию гипоталамусу. А уже он запускает работу нейромедиаторов мозга и вегетативных реакций.

Так, гипоталамус передает химический сигнал надпочечникам (эндокринным железам), и они вырабатывают «гормоны стресса» − адреналин и норадреналин. Эти вещества повышают артериальное давление и ускоряют сердцебиение, стимулируют мышечный тонус, повышают потоотделение – готовят организм к защите от угрозы.

Под воздействием адреналина и норадреналина наше сознание сужается – все внимание концентрируется на источнике угрозы, «отсеивая» посторонние звуки и движения.

Именно поэтому человек в приступе ярости может не реагировать на предупреждения окружающих. Источник: Яндекс-картинки

Именно поэтому человек в приступе ярости может не реагировать на предупреждения окружающих. Источник: Яндекс-картинки

Все эти химические процессы помогают нашему мозгу выбрать реакцию на агрессор – знаменитое «бей или беги».

Тут в работу включаются центры мышления и принятия решений – ассоциативная лобная кора и поясная извилина. Первая выбирает – бежать от угрозы или атаковать в ответ? А вторая просчитывает возможный результат выбора и запускает «быстрые эмоции».

Читайте также:  Негативная симптоматика: вялотекущая неврозоподобная, параноидальная шизофрения и их негативные симптомы

В условиях дикой природы, при катастрофах, на войне и в других опасных для жизни ситуациях все эти механизмы спасают человеку жизнь. Но вот в повседневности они скорее могут навредить – и всему виной неправильная оценка угрозы.

Например, миндалина может счесть угрозой «безобидные» с точки зрения выживания ситуации – оскорбление, насмешку, стрессовые условия на работе.

Причины агрессивности

На повышенную агрессивность влияют генетические, биологические, психологические и психосоциальные факторы.

Генетика агрессии

  1. На уровень агрессивности влияет наличие генов, которые:
  2. · Усиливают активность «гормонов стресса» адреналина и норадреналина.
  3. · Снижают активность гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) – главного «тормозного» нейромедиатора центральной нервной системы, который снижает активность нервных импульсов.

Агрессия как симптом болезни

Повышенная агрессивность может быть вызвана психическими расстройствами. В первую очередь, это депрессия и шизофрения – обе патологии связаны с нарушениями работы поясной коры, которая помогает нам контролировать эмоции.

Кроме того, при депрессии снижается уровень серотонина, более известного как «гормон хорошего настроения». Он считается «тормозным» нейромедиатором, подавляет работу «центров отрицательных эмоций» − миндалины и заднего гипоталамуса – и помогает нам справляться со стрессом.

Повышенной агрессивностью страдают и люди с диссоциальным расстройством личности (более известные названия – социопатия и психопатия). Такие пациенты игнорируют социальные нормы и отличаются повышенной импульсивностью.

Согласно исследованиям среди заключенных тюрем, 47% мужчин и 21% женщин имеют диссоциальное расстройство.

Яркий пример такого преступника — “битцевский маньяк”, лишивший жизни 48 человек. Судебные психиатры выявили у него психопатию. А сам он пообещал в случае выхода “первым делом убить пару человек, чтобы стресс снять”. Источник: Яндекс-картинки

Яркий пример такого преступника — “битцевский маньяк”, лишивший жизни 48 человек. Судебные психиатры выявили у него психопатию. А сам он пообещал в случае выхода “первым делом убить пару человек, чтобы стресс снять”. Источник: Яндекс-картинки

Психосоциальные проблемы

Какие факторы могут вызывать разовые и регулярные вспышки агрессивности:

Хронический стресс. Это может быть как тяжелая нервная работа, так и недопонимание и частые конфликты с близкими, чувства зависти и ревности , жажды мести.

Острое эмоциональное потрясение. Неадекватное поведение в состоянии аффекта – при измене, предательстве, насильственных и аморальных действиях со стороны других людей.

Неудовлетворенность и подавление эмоций. Выход накопившегося психологического напряжения из-за запрета на выражение негативных эмоций , долговременного игнорирования важных для человека потребностей и желаний в угоду окружающим.

Социальные стереотипы. Разрушительные поведенческие установки, которые человек почерпнул от родителей и близкого окружения. Например, решение конфликтов криками, угрозами и кулаками, важность установки своего «авторитета» при помощи демонстрации силы.

Компенсация. Агрессия как способ самоутверждения при неудачах в отношениях, карьере или других видах самореализации.

Частый пример компенсаторной агрессии – запугивание, жестокость и садизм по отношению к близким членам семьи. К сожалению, такое поведение подкрепляется многочисленными социальными стереотипами. Источник: Яндекс-картинки

Частый пример компенсаторной агрессии – запугивание, жестокость и садизм по отношению к близким членам семьи. К сожалению, такое поведение подкрепляется многочисленными социальными стереотипами. Источник: Яндекс-картинки

Прием алкоголя и наркотиков

Отдельно стоит выделить один из наиболее распространенных факторов агрессивного поведения – употребление ПАВ.

По данным Генеральной Прокуратуры РФ, каждое третье преступление в стране совершается людьми в опьяненном состоянии.

Все «центры агрессии» в нашем мозге − подкорковые. Их деятельность ограничивается корой – ее отделы отвечают за контроль эмоций и поведения, осознанное мышление. А алкоголь и другие психотропные вещества нарушают работу корковых структур, забирают у человека способность к самоконтролю.

Как избавиться от агрессии?

В первую очередь от недостатка самоконтроля при гневе страдает семья, близкие родственники и друзья человека. Кроме того, повышенная агрессивность может стать причиной потери работы, репутационных потерь в бизнесе и проблем с законом. Поэтому при признаках такой предрасположенности у человека крайне важно вовремя обратиться к опытному психотерапевту и пройти курсы управления гневом.

История из практики доктора:

Ко мне обратился взрослый “солидный” мужчина. У него случилась проблема с неконтролируемой вспышкой гнева – в аэропорту США. Он агрессивно отреагировал на какие-то слова жены, начал кричать, она возразила – и мужчина ударил ее ладонью в область головы.

У ситуации было несколько свидетелей, мужчину забрали в полицейский участок на несколько суток, после чего отправили в суд. Судья дал три варианта – запрет на въезд в США, оплата крупного штрафа или годовые курсы управления гневом.

Мужчина выбрал третий вариант, обратился за помощью, и мы в течение года проходили специальную программу. Через год въезд в США был восстановлен, а сам пациент повысил навыки самоконтроля и стрессоустойчивости, значительно улучшил семейную жизнь.

Психотерапия управления гневом требует серьезной работы над собой, тщательного разбора индивидуальных причин повышенной агрессивности. Поэтому проходить ее лучше с опытным специалистом.

Но есть и простые методы, которые пригодятся всем:

Признание гнева и разрядка

Худшее решение при приступе ярости – подавлять эмоции. Нервное напряжение так лишь нарастает.

Поэтому в первую очередь нужно осознать свое состояние – например, проговорить про себя те чувства, что испытываешь: «Я очень злюсь, я в ярости, я раздражаюсь».

По возможности стоит дать себе вербальную и физическую разрядку – покричать под громкую музыку, сделать несколько силовых физических упражнений.

Дыхание и переключение внимания

Если кричать и заниматься спортом не получается, можно потренироваться в саморелаксации и переключении внимания:

1-3-10. Один раз проговариваем про себя «Я злюсь», 3 раза делаем глубокий вдох и выдох животом, считаем про себя до 10. Повторяем, пока ярость не отступит.

Пересчет предметов. Смотрим по сторонам, ищем взглядом и мысленно перечисляем предметы с заданнми параметрами – например, черные, мягкие, острые, шершавые.

Концентрация на деталях. Если есть возможность – включаем в наушниках любую музыку и вслушиваемся в голос, мелодию и мелкие звуки. Прикасаемся к предметам, пытаемся ощутить и проговаривать про себя их фактуру – гладкость, шершавость, остроту.

Я-сообщения

Нередко злость вызывает невыраженная обида , подозрения и другие негативные эмоции. Поэтому можно попробовать проговорить ее причину «я-языком» − вместо обвинений и критики описать свое текущее состояние:

«Я злюсь. Я устал. Мне непонятно и страшно. Мне тревожно. Я беспокоюсь. Мне неприятны эти слова. Мне оскорбительно и обидно это услышать.»

Если чувствуете, что собеседник настроен на продолжение конфликта, лучше завершить беседу словами «Мне лучше побыть одному» и уйти в другое помещение.

Письмо и зеркало

Если проговаривать обиды лично не хочется или опасно для отношений (в том числе рабочих) – можно выразить их на бумаге или высказать отражению в зеркале, фотографии человека.

При повышенной агрессии в помощи остро нуждается не только больной, но и его семья.

Поэтому, если у вашего близкого есть проблема с самоконтролем – нельзя терпеть и ждать очередного приступа агрессии. Важно обратиться к психотерапевту, а если близкий отказывается решать проблему – обеспечить психологическую помощь себе и разорвать отношения. О том, как это сделать — можно прочитать в этом материале .

  • Другие статьи по теме:
  • Как распознать мужчину, склонного к насилию: рассказывает психиатр
  • Психология серийных убийц. Рассказывает врач -психиатр
  • Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

  1. Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе .
  2. И будьте здоровы!
  3. Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Многоликая агрессия: как защитить себя и близких

Мы встречаем агрессию всюду: в СМИ и соцсетях, в магазинах и в транспорте, на улице и, самое страшное, — в семьях. Последнее особо актуально сейчас, в период долгой вынужденной самоизоляции миллионов россиян.

Взрослые и дети постоянно находят поводы для ссор, устают друг от друга и копят обиды. Для того, чтобы справиться с этой проблемой, необходимо понимать сам механизм агрессии.

Читайте также:  Пять доминирующих черт вашего характера

Это поможет принимать верные решения в сложной ситуации и выстраивать коммуникации в конструктивном русле.

Что же такое агрессия?

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу.

Важно различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — это поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда. Агрессивность — это устойчивая черта личности, для которой характерны готовность к агрессии и склонность воспринимать поведение другого как враждебное.

Мы не будем обсуждать агрессивность. Вряд ли эта статья поможет человеку справиться с этой чертой характера.

Тут необходима помощь узкого специалиста (психиатра, психотерапевта, психолога) и, самое главное, — признание того факта, что такая черта характера имеется, и что она значительно осложняет жизнь и самому человеку, и его близким.

Возвращаясь же к самому понятию «агрессия», давайте попробуем заглянуть в ее суть.

Слово происходит от латинского «aggredi» — нападать. Это порыв, движение. С психологической точки зрения, агрессия – это выброс атакующей энергии.

Как она проявляется?

Порой ее трудно распознать: бывает, что человек, вроде бы, не сделал нам ничего плохого, а неприятные ощущения от общения остались. Скорее всего, в основе этого контакта лежал агрессивный импульс, тщательно под что-то замаскированный: под заботу, под «искренний» интерес и даже под сочувствие.

  • Но в большинстве случаев проявление агрессии носит явный характер. Спектр проявлений достаточно широк:
  • — Припадки и истерики
  • — Агрессивные жесты
  • — Ворчание, ругательства
  • — Унижение и попытки пристыдить
  • — Сарказм и оскорбление
  • — Объявление бойкота и игнорирование
  • — Злорадство
  • — Фантазии о насилии
  • Агрессия может быть направлена и на самого себя в таких формах, как:
  • — Осуждение самого себя
  • — Повреждение своего тела (преднамеренные царапины, порезы)
  • — Мысли о самоубийстве и, как крайняя степень самоагрессии, — самоубийство.

Это все — на поверхности. Но каковы же корни любого агрессивного поведения?

Из-за чего возникает агрессия?

В основе агрессии лежит фрустрация. Фрустрация — это базовая эмоция (как бы прописанная в наших «базовых» настройках), которая возникает, когда что-то идет не так или что-то не получается, когда наши желания не удовлетворяются.

Фрустрация не требует задействования коры головного мозга, самой юной части нашей психики, в которой «живут» логика и самоконтроль, потому что исходит из лимбической системы — более древней части, в которой «живут» наши эмоции.

Все млекопитающие испытывают фрустрацию.

Хочется есть, но нет возможности сделать это прямо сейчас? Хотелось любви и ласки, а муж взглянул сурово? Хотелось тишины, а дети затеяли громкий спор? Хочется на море в отпуск, а тут не знаешь, на что купить продуктов завтра? Считаешь себя хорошим человеком, но почему-то не уступил место старушке в трамвае, и теперь мучает совесть? Результат один: мы чувствуем фрустрацию.

Дальше может быть несколько вариантов развития событий.

Сценарии для фрустрации

Первый вариант конструктивного сценария — вы свою эмоцию услышали, дали место и время грусти, обиде, разочарованию, негодованию, гневу и даже ярости. Вы признали, что испытываете этот горький коктейль из чувств, и попробовали изменить ситуацию (например, проговорили чувства, каким-то образом позаботились о себе). В таком случае произойдет разрядка, эмоция потеряет энергию и силу.

Второй вариант конструктивного сценария подходит в том случае, когда изменить ситуацию мы не можем и энергия фрустрации идет дальше, требуя выхода. Здесь очень важным становится переживание и принятие тщетности: иногда нужно просто смириться с ситуацией. Прямо сказать себе: «Все мои усилия и переживания тщетны, это очень разочаровывает и злит меня».

Дайте себе возможность выплакать эти чувства (чувства-это осознанные эмоции). В психологии развития есть замечательное понятие: «слезы тщетности». Наблюдая за маленьким ребенком, можно несколько раз на дню увидеть эти слезы: вот малыш что-то страстно захотел, например, съесть сладкое перед обедом или засунуть палец в розетку. Мама этого ну никак не может ему позволить.

И вот ребенок начинает громко рыдать. Сначала внимательный родитель услышит в этих слезах горькую обиду, злость, а то и ярость (энергия фрустрации требует разрядки). Взрослые по-разному могут реагировать на эти слезы: кто-то будет винить, стыдить и запрещать, кто-то проигнорирует.

Если рядом с малышом есть зрелый взрослый, который не «разрушается» от детских слез, который может их вынести, то ребенку очень повезло.

Такой взрослый возьмет его на руки, обнимет и даст возможность выплакаться в любящих, надежных руках. И тут можно заметить, как слезы обиды и злости сменяются «слезами тщетности»: в этот момент малыш смиряется и происходит адаптация-приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

В случае негативного сценария энергия фрустрации, которая не нашла выход ни в изменении ситуации, ни в переживании тщетности и адаптации, потечет дальше, она будет расти, накаляться и превратится в агрессию.

Да, бывает так, что эта яростная энергия нам необходима, чтобы защитить себя и своих близких. Но в большинстве ситуаций она просто сливается потоком ругани и негатива на голову более слабого, более уязвимого и не представляющего опасности человека.

Как правило, таким «помойным ведром» для слива эмоций становятся наши дети или пожилые родители.

Теория «разбитых окон» в соцсетях

Хочу поделиться с вами интереснейшей теорией «разбитых окон» и своими мыслями на ее счет. Теорию сформулировали в конце прошлого века американские социологи Джеймсон Уилсон и Джордж Келлинг.

Название происходит от типичного примера действия теории: «Если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна».

Попустительство общества к мелким правонарушениям — выбрасыванию мусора в неположенных местах, нецензурным надписям на заборах и стенах, вандализму, публичному пьянство и прочему — провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьезных преступлений. Психологический механизм такой провокации заключен во фразе: «Если другим можно, почему мне нельзя?»

Теория неоднократно подвергалась критике, но и эксперименты ученых-исследователей, и мой личный опыт подтверждают ее правдивость. Я замечала, как красивый, ухоженный двор может превратиться в заброшенное, удручающее, а порой и просто опасное место. А начнется эта деградация с похабной надписи на стене, которую никто не стер, или с разбитого окна в одной неблагополучной квартире.

К чему я веду? Позволю себе вольность предположить действие этой теории и в соцсетях. Стоит появиться одному негативному комментарию к посту или статье, как на автора обрушивается шквал чрезвычайно ценных мнений, высказанных в очень грубой форме. Все, снежный ком агрессии запущен, и есть опасность, что он превратится в лавину, не щадящую никого на своем пути.

Друзья, давайте повышать уровень своей культуры! Хорошие фильмы, глубокие книги, трогающая душу музыка нам в помощь. Давайте развивать осознанность — это не просто модное слово, а необходимое условие истинной зрелоси и настоящего счастья проживать всю полноту жизни.

Понимание и принятие своих эмоций, умение различать ситуации, в которых мы можем что-то изменить и с которыми нам нужно просто смириться. Внимание к себе. Наполнение внутренних энергетических резервуаров и предупреждение ситуаций, когда усталость валит с ног.

Умение оставлять свое очень ценное мнение при себе, понимая, что оно может спровоцировать злость и агрессию. Давайте начнем с себя!

В завершение хочу поделиться с вами способами цивилизованного проявления агрессии. Мы — существа вербальные, и о нашей фрустрации мы можем говорить, по адресу направляя претензии.

Если адресат недосягаем или ваша откровенность небезопасна, есть множество других вариантов реализовать атакующую энергию: бокс, бег, прыжки на скакалке или батуте, битье подушки, громкое пение, игра на музыкальных инструментах, энергичные танцы.

Однажды мы с сыном по рекомендации психолога с упоением крушили молотком пластиковые упаковки от яиц. Отлично расслабляет, надо сказать.

А как вы реализуете агрессивные импульсы? Расскажите об этом в х!

Наталья Безкорсая

depositphotos.com

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *