Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

Что нужно знать о причинах мозговых дисфункций

Патология обнаруживается у 8-10% детей школьного возраста. Первые признаки нарушений можно обнаружить и раньше – с 1-3 лет. Механизмы возникновения изучены не до конца, но среди провоцирующих факторов можно выделить:

  • Тяжелая беременность (токсикоз, вирусы, угроза выкидыша);
  • Недоношенность или переношенность, затяжные роды;
  • Повреждение в родах шейного отдела позвоночника;
  • Травмы, операции или сильные инфекции в возрасте до 1 года;
  • Резус-конфликт у матери и ребенка;
  • Плохая экология, неправильное питание матери при беременности.

Как проявляется ММД

Основные симптомы патологии:

  • Эмоциональная возбудимость и неустойчивость;
  • Раздражительность, нетерпеливость;
  • Неврологические симптомы;
  • Речевые и моторные нарушения;
  • Искаженность восприятия;
  • Рассеянность;
  • Нарушение поведения;
  • Интеллектуальное отставание, проблемы в обучении;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Повышенный тонус мышц.

Дети, которые страдают ММД, рассеянные. Теряют вещи дома и в других местах. При обращении к такому ребенку может создаваться впечатление, что он не слышит, потому что постоянно отвлекается и не способен долго концентрировать внимание. Постоянно разговаривает, не дает договорить до конца, любит травмоопасные игры.

Такие дети не могут играть в тишине в одиночестве, не способны доводить дело до конца.

От 1 до 3 лет стоит обратить внимание именно на возбудимость, беспокойство, проблем со сном и аппетитом. Ребенок плохо засыпает, часто просыпается и кричит. На втором году жизни отмечается отставание в речевом развитии, к 3 годам выражена моторная неловкость, неуклюжесть, слабо развиты навыки самообслуживания.

В дошкольном возрасте многие симптомы сохраняются, к ним присоединяется трудность в рисовании и письме. Нарушается концентрация внимания, наблюдается интеллектуальное отставание.

В школьном возрасте дети с нарушениями затрудняются при усвоении письма, счета и чтения. Отмечается мышечная дистония, ассиметрия тонуса и рефлексов, слабость мимики. Возможны психические нарушения: неготовность к обучению, излишняя непосредственность, низкая работоспособность.

Чем грозит?

Если проблемой не заниматься, то у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы с обучением и даже социализацией. Таким детям крайне сложно адаптироваться к новым условиям, могут возникнут дислексия и дисграфия (проблемы с чтением и письмом), а также разные невротические реакции.

Важно обращать внимание на малейшие нарушения в поведении и развитии, чтобы вовремя принять меры.

Лечение мозговой дисфункции у детей

В Остеопатической клинике позвоночника проводится комплексная диагностика и лечение любых форм патологии. В некоторых случаях могут быть назначены какие-либо препараты, но в целом мы стараемся обходиться без лекарств. Делаем упор на оздоровление организма и приведение всех органов и систем в гармоничное состояние.

Важно, чтобы доктор работал в тандеме с родителями, поэтому мы даем важные рекомендации по режиму дня, отдыха, организации выходных. Специалисты клиники – опытные врачи с международной практикой. Любой доктор клиники назначит индивидуальный план лечения, в который может входить:

  • Массаж;
  • Гимнастика;
  • Рефлексотерапия и еще 10+ различных методов.

Плавно и методично придем к выздоровлению

Главная цель лечения – привести организм в равновесие, устранить негативные факторы. В результате полного комплекса у вашего ребенка:

  • Нормализуется работа нервной системы;
  • Исчезнут мышечные блоки зажимы;
  • Восстановится нормальное кровообращение;
  • Повысится иммунитет;
  • Улучшатся умственные и физические показатели;
  • Усилятся внимание и память.

Каждый доктор в нашей клинике – профессионал, которому ежедневно доверяют жизнь и здоровье более 10 пациентов. Не откладывайте решение важной проблемы — записывайтесь на консультацию к остеопату-неврологу и вы получите комплексное решение проблемы. Вам не придется бегать по разным специалистам и терять драгоценное время.

При малейших сомнениях в состоянии здоровья ребенка обращайтесь за консультацией в Остеопатическую клинику позвоночника. Есть достаточно серьезные состояния, которые тяжело поддаются коррекции, и нужно начинать лечение как можно раньше.

Врачи нашей остеопатической клиники позвоночника

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

  • Лазарева Наталья Геннадьевна
  • Руководитель клиники Врач высшей категории Ведущий детский остеопат СПб и России
  • Врач-невролог

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

Лазарев Владимир Александрович

Врач-невролог, остеопат, рефлексотерапевт, мануальный терапевт, гирудотерапевт, подолог, физиотерапевт

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

  1. Кривошеева Татьяна Геннадьевна
  2. Врач-невролог высшей категории, Доктор медицинских наук
  3. Гомеопат

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

Лазарев Владимир Александрович

Врач-невролог, остеопат, рефлексотерапевт, мануальный терапевт, гирудотерапевт, подолог, физиотерапевт

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

  • Кривошеева Татьяна Геннадьевна
  • Врач-невролог высшей категории, Доктор медицинских наук
  • Гомеопат

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

Савельева Наталья Александровна

Остеопат, врач-невролог

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

Месяцев Сергей Олегович

Остеопат, семейный доктор, массажист

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

Дорогой Антон Павлович

Массажист, мануальный терапевт, врач-невролог

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

Панова Елена Михайловна

Психолог

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

Троицкая Татьяна Евгеневна

Гирудотерапевт, физиотерапевт

Морозова Галина Васильевна

Старшая медицинская сестра высшей квалификационной категории

Все врачи центра

Как стать здоровым и жить без боли?

Записаться по телефону

access_time 5-10 минут

Прийти на первичный прием

access_time 30-40 минут

Пройти весь курс лечения

access_time от 3 до 7 недель

Методы лечения в остеопатической клинике

Хроническая недостаточность мозгового кровообращения

  • Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

Хроническая недостаточность мозгового кровообращения — медленно про­грессирующая дисфункция мозга, возникшая вследствие общего и/или мел­коочагового повреждения мозговой ткани на фоне длительно существующей недостаточности мозгового кровоснабжения.

Синонимы:

  • дисциркуляторная энцефалопатия,
  • хроническая ишемия мозга,
  • медленно прогрессирующее нарушение мозгового кровообращения,
  • хроническая ишемическая болезнь мозга,
  • цереброваскулярная недостаточность,
  • сосудистая энцефалопатия,
  • атеросклеротическая энцефалопатия,
  • гипертоническая энцефало­патия,
  • атеросклеротическая ангиоэнцефалопатия,
  • сосудистый (атеросклеротический) паркинсонизм,
  • сосудистая (поздняя) эпилепсия,
  • сосудистая деменция.

Наиболее широко в отечественную невроло­гическую практику вошёл термин «дисциркуляторная энцефалопатия», сохраня­ющий своё значение и на сегодняшний день.

Причины хронической недостаточности мозгового кровообращения:

Основные:

  • атеросклероз;
  • артериальная гипертензия.

Дополнительные:

  • болезни сердца с признаками хронической недостаточности кровообраще­ния;
  • нарушения сердечного ритма;
  • аномалии сосудов, наследственные ангиопатии;
  • венозная патология;
  • компрессия сосудов;
  • артериальная гипотензия;
  • церебральный амилоидоз;
  • сахарный диабет;
  • васкулиты;
  • заболевания крови.

Для адекватной работы мозга необходим высокий уровень кровоснабжения. Головной мозг, масса которого составляет 2,0-2,5% массы тела, потребляет 20% циркулирующей в организме крови.

Величина мозгового кровотока в полушариях составляет 50 мл на 100 грамм в минуту, потребление глюкозы составляет 30 мкмоль на 100 грамм в минуту, а в сером веществе эти величины в 3-4 раза выше, чем в белом. В условиях покоя потребление мозгом кислорода составляет 4 мл на 100 грамм в минуту, что соот­ветствует 20% всего кислорода, поступающего в организм.

С возрастом и при наличии патологических изменений величина мозгового кровотока снижается, что играет решающую роль в развитии и нарас­тании хронической недостаточности мозгового кровообращения.

Наличие головной боли, головокружения, снижения памяти, нарушения сна, появление шума в голове, звона в ушах, нечёткости зрения, общей слабости, повышенной утомляемости, снижения работоспособности и эмоциональной лабильности – эти симптомы чаще всего просто «информируют» человека об усталости. Только при подтверждении сосудистого генеза «астенического синдрома» и выявлении очаговой неврологической симптоматики устанавливают диагноз «дисциркуляторная энцефалопатия».

Основой клинической картины дисциркуляторной энцефалопатии в настоящее время признаны когнитивные (познавательные) нарушения.

При хроническом нарушении мозгового кровообращения следует отметить обратную зависимость между наличием жалоб, особенно отражающих способность к познавательной деятельности (память, внимание), и степенью выраженности хронической недостаточности: чем больше страдают когнитивные (познавательные) функции, тем меньше жалоб.

 Параллельно развиваются эмоциональные рас­стройства (эмоциональная лабильность, инертность, отсутствие эмоциональной реакции, потеря интересов), разнообразные «двигательные нарушения» (расстройства ходьбы и равновесия).

Неврологические синдромы при дисциркуляторной энцефалопатии:

  • —  вестибуломозжечковый синдром  — жалобы на головокружение и неустойчивость при ходьбе, сочета­ющиеся с нистагмом и координаторными нарушениями;
  • —  пирамидный синдром — характеризу­ется сухожильными рефлексами, парезы выражены нерезко, их нали­чие указывает на перенесённый ранее инсульт;
  • —  паркинсонический синдром характерен замедленными движениями, гипомимией, негрубой мышечной ригид­ностью, тремор отсутствует, нарушения походки характеризуются замедлением скорости ходьбы, уменьшением длины шага, «скользящим», шаркающим шагом, мелким и быстрым топтанием на месте, поворачиванием всем корпусом с нарушением равновесия, что иногда сопровождается падением. При хронической недостаточности мозгового кро­вообращения двигательные нарушения проявляются, прежде всего, расстройствами ходьбы и равновесия;
  • —  псевдобульбарный синдром — возникают и постепенно нарастают дизартрия, дисфагия, дисфония, эпизоды насильственного плача или смеха и рефлексы орального автоматизма;   
  • —  психоорганический синдром может проявляться эмоционально-аффективными расстройствами (астено- депрессивными и тревожно-депрессивными), когнитивными (познавательными) нарушениями;
Читайте также:  Что делать с панической атакой

—  цефалгический синдром (головная боль) — по мере прогрессирования забо­левания уменьшается. Этиологию и патогенез головных болей можно рассматривать как проявления остеохондроза шейного отдела позвоночника, а также как головную боль напряжения (ГБН) — нередко возни­кающую на фоне депрессии.

В основе всех синдромов, свойственных дис­циркуляторной энцефалопатии, лежит разобщение внутримозговых связей вследствие диффузного повреждения белого вещества мозга.

Нарушение мозгового кровообращения: симптомы, признаки, лечение в Санкт-Петербурге

Лечение нарушения мозгового кровообращения в «Мастерской Здоровья» нормализует кровоток и прочищает сосуды головного мозга. У человека проходят раздражительность и тревожность, головокружения, улучшается сон и эмоциональное состояние. Процедуры нормализуют обменные процессы, артериальное давление и устраняют признаки нарушения мозгового кровообращения.

Мы заботимся о пациентах после окончания курса. Врач посоветует, что делать для профилактики болезни и как улучшить мозговой кровоток. Пациент бесплатно приходит на консультации врача в течение года после окончания лечения.

Причины нарушения мозгового кровообращения

Мозговое кровообращение чаще всего нарушается из-за атеросклероза или гипертонии. При резком повышении давления может разорваться сосуд, возникает внутримозговая гематома.

Нарушению кровообращения способствуют черепно-мозговые травмы, остеохондроз шейного отдела позвоночника, сколиоз. Кровообращение головного мозга может ухудшиться из-за хронической усталости, постоянных стрессов, физического напряжения — например, работы за компьютером в неудобной позе.

Проблемы с кровообращением появляются из-за сахарного диабета, использования контрацептивов, нарушения текучести крови и жирового обмена, лишнего веса. Человек провоцирует болезнь, если курит, часто выпивает и мало двигается.

Виды нарушений мозгового кровообращения

Различают несколько видов болезни:

  1. Острое нарушение мозгового кровообращения. Возникает внезапно, бывает двух типов: геморрагический инсульт (кровоизлияние в мозг) и ишемический инсульт (инфаркт мозга).
  2. Хроническое нарушение мозгового кровообращения. Развивается постепенно, в отличие от острых форм. Начинается с быстрой утомляемости, головной боли и головокружений. Без лечения приводит к деградации личности.
  3. Преходящие нарушения мозгового кровообращения. Может вызвать онемение части лица или тела, приступ эпилепсии. Среди других возможных симптомов: нарушение речи, слабость в руках и ногах, сильная головная боль, тошнота. Симптомы проходят в течение суток.

Профилактика

Для улучшения мозгового кровообращения занимайтесь спортом: плаванием, танцами, йогой, бегом. Больше гуляйте на свежем воздухе, это снижает риск инсульта.

Принимайте контрастный душ: он укрепляет сосуды и нервную систему. Регулярно проверяйте артериальное давление: оно должно быть не выше, чем 140 на 90.

Не курите и умеренно пейте алкогольные напитки: эти вредные привычки увеличивают риск развития инсульта.

Диета

Для стимулирования кровообращения полезны продукты с витамином C: апельсины, лимоны, грейпфруты, перец. Чтобы сосуды стали эластичнее, добавьте в меню виноград, вишню, малину, сливу.

Ешьте продукты с большим содержанием клетчатки: орехи, каши, горох, фасоль, сливы, яблоки, киви.

Полезны продукты с витаминов E: авокадо, хлеб из муки грубого помола, оливковое и другие растительные масла.

Употребляйте меньше жирных, жареных, острых блюд, меньше солите еду.

Минимальная мозговая дисфункция

Еще раз остановимся на том, что дети с ММД иначе, чем остальные малыши воспринимают и усваивают информацию, они чуть по другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важная роль здесь отводится родителям:

  • Самое главное – соблюдать режим дня. Постарайтесь следить за тем, чтобы малыш вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и тоже время. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
  • Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), накапливает и однажды обязательно выдаст её на-гора.
  • Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции. Например, чем говорить: «Отступи четыре клеточки», лучше просто покажите пальцем.
  • Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую малышу нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка. Не переживайте: со временем его самостоятельность обязательно проявится.
  • Не заставляйте кроху сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диафрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время занятий ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Старайтесь, чтобы ребенок спал не меньше 10 часов в сутки. Желательно сохранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в течении дня (но не вечером!). Не перегружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физически, то заснет без проблем.
  • Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, мозаику, паззлы, конструктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, пространственную ориентировку и усидчивость.
  • Следите за тем, чтобы рацион ребенка включал продукты с повышенным содержанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка). Недостаток магния в крови усугубляет течение ММД.
  • Из спортивных занятий вашему малышу полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ!).
  • Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Если замечаете, что ребенок устал от общения с товарищем, аккуратно предложите детям на сегодня игры закончить. Перевозбуждение вашему малышу ни к чему.
  • Договаривайтесь заранее обо всех волнительных мероприятиях (походу к врачу, примерном поведении в театре и т.д.).
  • Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером! (не более 30 минут в день!)
  • Скорректировать состояние малыша помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды – 37-39 °. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на 1° прохладнее, надеть пижаму и уложить в постель.
  • Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружала доброжелательная атмосфера, терпение и мягкое руководство. И никаких семейных ссор при малыше!

В лечении ММД хорошо зарекомендовал себя такой относительно новый метод, как остеопатия. Врач-остеопат, в отличие от узких специалистов работает сразу со всеми системами, рассматривая организм как единое целое.

Мы уже говорили, в основе ММД чаще всего лежит травматическое воздействие, отчего у малыша нарушается мозговое кровообращения и венозный отток. Задача остеопата понять — что мешает этим жидкостям свободно циркулировать.

При осмотре ребенка сверхчувствительные руки врача-остеопата работают как датчики и улавливают любую дисфункцию.

Если выясняется, что все дело в травме шейного отдела позвоночника и в смещении отдельных позвонков или в блоке швов основания и свода черепа, остеопатическое лечение может быть очень эффективным.

Очевидно, что никакими лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно.

В арсенале остеопата более 3000 «мягких» техник, с помощью которых можно снять напряжения в шейном отделе позвоночника, мягко «поправить» косточки и тем самым убрать препятствия для хорошего кровообращения и тока ликвора.

Читайте также:  Причины смена пола, где в Москве транссексуалу можно получить консультацию и пройти комиссию

А организм дальше начнёт работать сам. Можно сказать, остеопат как бы направляет развитие ребенка в здоровое русло, запускает процесс самовосстановления.

Более того, опытный остеопат сможет уловить и едва наметившиеся отклонения в развитии ребенка. При обычном медицинском осмотре они не распознаются. Определив такие отклонения, удается предупредить дисфункцию.

Минимальные мозговые дисфункции у детей

Расстройства, непрогрессирующие, приводящие в последствии к незначительным нарушениям (задержкам в темпах развития) двигательного, речевого развития, поведения, внимания, памяти, трудностям обучения – чаще игнорируемые родителями и даже врачами относят к минимальным мозговым дисфункциям (ММД).

 

В настоящее время по данным разных исследователей  ММД встречается приблизительно у 20% детей разных возрастных групп.

 

Не смотря на то, что у детей с ММД общее интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме, эти дети испытывают трудности в школьном обучении и социальной адаптации, т.к.

отмечаются нарушения двигательного и речевого развития, формирования навыков письма, чтения, счета.

Им свойственна психоэмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, заниженная самооценка, агрессивное поведение.

 

В западных странах ММД называют «потенциально косвенно опасным заболеванием», т. к. в 2-5% случаев переходит во взрослое состояние, при этом у 30-40% нет проблем, они социально адаптированы, 30-50% — страдают от этих симптомов, у 10-20% — ухудшено качество жизни, они имеют проблемы с законом, безработные и наркоманы.

 

Причинами ММД могут служить: пре- и перинатальную патологию ЦНС, патологическая наследственность, нарушения обмена веществ в головном мозге, черепно-мозговая травма, инсульты, нейроинфекции. Некоторые исследователи указывают на средовые воздействия, объясняя это тем, что минимальные мозговые дисфункции часто встречаются в 7 – 10 лет.

 

При постановке диагноза необходимо исключить: умственную отсталость, аутизм, депрессии, эпилепсию (абсансные формы), а так же нарушение зрения (миопию), тугоухость.

 

Встречаются 5 форм, нередко сочетающиеся между собой:

  1. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, проявляющийся в виде повышенной возбудимости, рассеянным вниманием, невозможностью сконцентрироваться на чём-либо, а также агрессивностью и импульсивностью.
  2. Синдром гипоактивности с дефицитом внимания, характеризуется заторможенной реакцией, кратковременным сосредоточением внимания и вялостью.
  3. Нарушение общей и тонкой моторики (моторная неловкость): с трудом осваивает навыки ухода за собой, неуклюжая походка, нарушается плавность и последовательность движений и т. д.
  4. Изменение восприятия, проявляется неумением ориентироваться в различных ситуациях.
  5. Речевые нарушения – нарушения темпа речи, звукопроизношения, плавности, восприятия  и трудности в построении фраз.

 

Наиболее частым вариантом ММД является синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

 

Основными принципами лечения являются комплексный подход – сочетание лекарственной терапии с психолого-педагогической коррекцией (совместные усилия  родителей, педагогов, психологов).

 

Медикаментозная терапия направлена на купирование ведущего клинического синдрома, вызвавшего дезадаптацию синдрома. Используются: психостимуляторы, ноотропы, микроэлементы, антидепрессантов.

 

В виду наличия у лекарственных препаратов побочных эффектов, рекомендовано использование их по назначению и под контролем врача-специалиста.

 

Гаджиев Г.И., невропатолог

Наверх

Минимальная мозговая дисфункция

Минимальная мозговая дисфункция /ММД/ — это синдромальное состояние, характеризующееся легкими неврологическими расстройствами, преимущественно в виде двигательных, речевых, поведенческих нарушений. Данный диагноз правомочен после 3-х лет жизни ребенка.

Ведущая роль в возникновении минимальной церебральной дисфункции принадлежит гипоксии мозга в перинатальном периоде, особенно у недоношенных детей.

Также имеют значение инфекционные, токсические и травматические факторы, особенно в раннем детском возрасте,  и педагогическая запущенность со стороны родителей. При этом заболевании наблюдаются, хочу подчеркнуть, функциональные расстройства, т. е.

чаще всего проходящие со временем на фоне проводимых лечебных мероприятий. На первый план при этих расстройствах выступают, прежде всего, поведенческие нарушений и трудностям обучения в школе.

При осмотре часто выявляется ряд малых аномалий развития / стигмы эмбриогенеза/ в виде деформации черепа, ушных раковин, неправильного роста зубов, высокого неба и др.. В неврологическом статусе — признаки легкого /минимального/ поражения мозга резидуального /т.е тянущегося с момента рождения/ характера.

Например: косоглазие, асимметрия носогубных складок, мышечная дистония, нарушение координации движений, анизорефлексия, моторная неловкость и др.. Часто такие дети гиперактивны, не могут сосредоточиться, фиксировать внимание, плохо приспосабливаются к незнакомой обстановке, тревожны.

У них отмечается задержка речевого развития, затруднено обучение письму и счету, способность к абстрактному мышлению, образованию понятий, нарушено пространственное представление. У многих детей трудности контакта со сверстниками, плохая ориентация в коллективе.

На этом фоне может возникнуть ряд неврозоподобных расстройств: гиперактивность, тики, энурез, заикание. 

Лечение необходимо начинать с беседы с родителями, объяснения им необходимости единства требований от ребенка всеми членами семьи, учителями или воспитателями, нормализация режима дня.

Благотворно действуют подвижные игры, лечебная физкультура, вырабатывающие точность и соразмерность движений.

В зависимости от состояния можно использовать успокаивающие средства, транквилизаторы, антидепрессанты, целесообразно назначение ноотропных препаратов, витаминов, показана консультация психолога.

На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже в группе новорожденных детей.

В первую очередь это связано с патологией в период беременности и родов: гипоксичекими, инфекционными процессами перенесенными плодом внутриутробно, фето-плацентарной недостаточностью,/т.

е нарушения кровотока в системе «мать-дитя»/, групповым и резус-конфликтом крови, стрессовыми факторами, вредными привычками со стороны родителей, генетической предрасположенностью, плохой экологией, травмами в родах и другими реже встречаемыми причинами.

Со временем нервная система ребенка способна и самостоятельно компенсировать нанесенной ей ущерб. Но это возможно лишь при незначительном ее нарушении, больших индивидуальных компенсаторных ее возможностях.

Определить степень нарушенных функций нервной системы, особенно у  детей первого года жизни способен лишь узкий специалист — детский невролог. У маленьких детей, которые в отличии от взрослых не могут пожаловаться на то, что и где у них болит, определить локализацию и степень поражения достаточно сложно даже специалисту.

В этом к детскому неврологу на помощь приходят специальные методы исследования: нейросонография, эхоэнцефалография, электроэнцефалография, включающая длительный мониторинг, магнитно-резонаснная томография, осмотр глазного дна, транскраниальная ультразвуковая доплерография сосудов головы и шеи, биохимические исследования.  Все эти исследования строго по медицинским показаниям и стандартам, проводят в нашей поликлинике  высокопрофессиональные специалисты, имеющие достаточный опыт практической работы, на современном оборудовании.

В «Премиум клиник Семья» детский невролог не только поможет поставить точный диагноз вашему ребенку и назначить лекарственную терапию, но и при помощи специальных курсовых аппаратных и физиотерапевтических методик, массажа провести немедикаментозную коррекцию неврологических и соматических проблем вашего малыша.

Записаться

Июнь 2021 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Минимальные мозговые дисфункции у детей

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) — термин, обозначающий группу нервно-психических нарушений, различных по причине, механизмам развития и проявлению.

Диагноз ставится ребенку врачом-неврологом на основании диагностированных легких органических изменений ЦНС, на фоне которых наблюдается нарушение поведения и обучения, невротические реакции, расстройство речи. Что примечательно, — интеллектуальное развитие находится в пределах нормы.

Наиболее характерные клинические признаки минимальной мозговой дисфункции детей — преобладающие функциональные расстройства (изменение поведения, сложности в процессе обучения в младших классах школы, нарушения речи, недостаточная моторика, невротические реакции различного вида) над органическими.

Читайте также:  Проблемы социопсихологической адаптации

Как правило, родители сталкиваются с диагнозом «минимальные мозговые дисфункции» в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок проводит в коллективе длительное время, усваивает большое количество новых социальных правил, приступает к освоению учебного материала.

Проявления и симптомы минимальной мозговой дисфункции (ММД) у детей

Педагоги и родители могут отмечать у ребенка с минимальными мозговыми дисфункциями нарушение сна (долго укладывается, беспокойно спит), особенности эмоциональной сферы (частые смены настроения, раздражительность, импульсивность; при этом, сила проявления эмоций высока, ребенок трудно успокаивается). Данные проявления ММД связаны с нарушением регуляции процессов возбуждения-торможения. Может создаваться впечатление, что такие дети плохо слышат: их приходится окрикивать по несколько раз, повышать на них голос. Однако причина таких особенностей в трудностях внимания. Проблема удержания, распределения и переключения внимания лежит также в основе многих сложностей в обучении: невыдерживание общего ритма при групповой работе, частое «выпадение» из учебного процесса, вторичные нарушения запоминания, удержания и воспроизведения информации.

Двигательная сфера детей с ММД (минимальными мозговыми дисфункциями), начиная с раннего возраста, характеризуется повышенной моторной активностью. Как правило, имеют место мышечные дистонии, нередко наблюдаются черты дисплазии.

Кроме того, характерны многочисленные двигательные нарушения: такие дети неловки, неуклюжи, испытывают трудности в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, в манипулировании ножницами, при освоении велосипеда, играх с мячом и т.п.

Нарушение зрительно-моторной координации приводит к трудностям при овладении навыками чтения и письма.

Какие расстройства можно отнести к минимальной мозговой дисфункции у детей?

Разнообразие факторов, которые лежат в основе ММД, неоднородные клинические проявления приводят к тому, что необходимо дифференцировать  целый ряд состояний, объединявшихся ранее в диагноз «Минимальные мозговые дисфункции». Последняя редакция международной классификации болезней МКБ-10 выделяет следующие состояния, обусловленные ММД:

  • Нарушения психологического развития:
    • расстройства развития речи;
    • расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия;
    • расстройства развития двигательных функций: диспраксия.
  • Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста:
    • синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
    • поведенческие нарушения.

Кроме того, в ряде случаев, ММД является причиной различных речевых расстройств (задержки речевого развития, общего недоразвития речи).

С точки зрения нейропсихологии основой различных клинических форм нарушений развития и поведения служат различные сочетания пострадавших зон мозга или минимальных мозговых дисфункций.

Клиническая практика показывает, что у детей нередко наблюдаются сочетания симптомов, характерных не для одной, а для нескольких диагностических рубрик по классификации МКБ-10.

При этом, с целью выявления рациональной тактики диагностики и лечения, специалисты выделяют ведущий симптомокомплекс.

Диагностика и лечение минимальной мозговой дисфункции у детей

Родителям нужно знать, что дети с ММД нуждаются в комплексном подходе и, кроме медикаментозных препаратов, в процесс лечения следует включать психотерапию, нейропсихологическую коррекцию и модификацию поведения.

Психоневролог назначит необходимые аппаратные объективные исследования и, при необходимости,  медикаментозную терапию.

Нейропсихолог с помощью специальной диагностики выявит, какие именно отделы головного мозга ребёнка недостаточно зрелы, работают дефицитарно или компенсаторно; разработает индивидуальную коррекционную программу для их развития. Психотерапевт поможет наладить отношения в семье, ребенку адаптироваться в социуме, справиться с тревогой, агрессией и т.д.

Рекомендации и советы родителям

В процессе лечения минимальной мозговой дисфункции должны принимать участие не только родители и сам ребенок, но и остальные члены семьи и, безусловно, педагоги. Близкое к ребенку окружение должно понимать, что действия ребенка с ММД часто неосознанные; со многими сложными ситуациями он не может справиться самостоятельно в силу особенностей своей личности.

Очень важно с пониманием относится к ребенку, чтобы вокруг него не возникало излишнее напряжение. Спокойное и последовательное отношение к малышу имеет такое же значение, как и специально назначенное лечение.

Воспитание ребенка с диагнозом ММД — задача непростая, но вполне выполнимая, если обратиться за помощью к специалистам: в первую очередь, неврологу и нейропсихологу.

Минимальная мозговая дисфункция у детей. Автор статьи: невропатолог, к.м.н., доцент Маруллина Валентина Ивановна

15 ноября 2019

Журнал «Здоровье семьи»

Минимальная мозговая дисфункция является наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений в детском возрасте. При ММД наблюдается задержка развития тех систем мозга, которые обеспечивают такие функции как речь, внимание, память.

По общему интеллектуальному развитию дети с таким нарушением находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, социальной адаптации.

Вследствие поражения, недоразвития определенной части коры головного мозга у детей нарушается формирование навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Иногда эти нарушения встречаются в изолированном виде, но чаще они сочетаются между собой.

Наиболее распространенным вариантом ММД является гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. Причем уже в раннем возрасте у многих детей с этим диагнозом обнаруживается гипервозбудимость: как правило, с первых месяцев жизни, иногда – с 6-8 месячного возраста.

Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный немотивированный плач. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения, мраморности кожных покровов, усиленной потливости, учащения дыхания, сердцебиения.

Во время крика можно наблюдать повышения мышечного тонуса, тремор подбородка, рук. Практически у всех детей с синдромом гипервозбудимости наблюдается нарушение сна.

Оно выражается в затрудненном длительном засыпании, частом и раннем пробуждении, вздрагивании даже при незначительной силе звука, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца), а также появляется сонливость, возбуждение в течение дня, нарушается чередование сна и бодрствования.

Частым симптомом гипервозбудимости являются трудности с кормлением. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Отмечается предрасположенность к срыгиванию, рвоте, жидкий стул чередуется с запорами.

В возрасте от 1 года до 3-х лет детей с ММД отличает двигательное беспокойство, нарушение сна, аппетита, слабая прибавка в весе, отставания в психоречевом и моторном развитии. К 3-м годам обращают внимание на повышенную утомляемость, отвлекаемость, моторную неловкость, импульсивность, упрямство, негативизм.

В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (недержание мочи, кала во сне и в дневное время). Как правило, нарастание симптомов происходит, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. Увеличение нагрузок на ребенка может приводить к нарушению поведения в виде упрямства, непослушания, замедляется психоречевое развитие. Для детей этого возраста характерна школьная дезадаптация. Трудности психологического характера могут вызвать психосоматические нарушения, проявления вегето-сосудистой дистонии.

Таким образом, если в дошкольном возрасте у детей с ММД наблюдается гипервозбудимость или, наоборот, рассеянность, то у школьников на первый план выступают проблемы обучения, нарушения поведения, психоэмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, страхи, вспыльчивость, агрессивность.

В подростковом возрасте нарушение поведения нарастает, появляются трудности во взаимоотношениях, ухудшается успеваемость, появляется так называемый дух «бунтарства» (отрицания авторитетов, нарушение семейных и общественных правил поведения). Проявляется тяга к употреблению алкоголя, наркотиков.

Поэтому усилия специалистов (неврологов, психологов) должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию минимальной мозговой дисфункции у ребенка, сведение к минимуму факторов, усугубляющих проявления ММД и способных трансформировать эти проявления из «минимальных» в весьма драматичные.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *