Проблемы социопсихологической адаптации

Проблема социальной адаптации личности является одной из сложнейших проблем психологии. Данная проблема чрезвычайно актуальна для многих областей психологической науки.

Она ставится (и в рамках собственной специфики рассматривается там) в таких разделах психологии, как психология личности, педагогическая психология, юридическая психология, психология труда, медицинская психология и психология зрелости.

Проблемы, связанные с психодиагностикой социальной адаптации личности, очень разнообразны и сложны. В настоящее время, пожалуй, нет какой-либо специальной методики, которая бы надежно решала задачу комплексного изучения социальной адаптации личности.

При этом необходимо отметить, что, конечно, существуют методики, связанные с проблематикой социальной адаптации. Но все они направлены на диагностику только какой-то одной составляющей социальной адаптации. Хотя в описании методик это важное обстоятельство вовсе не всегда оговаривается.

Сложность же проблемы состоит в том, что комплексная психодиагностика социальной адаптации должна быть одновременно направлена на диагностику общего уровня социальной адаптации личности, на диагностику адаптированности как конкретно­го состояния личности, на диагностику адаптационного потенциала личности.

Разработка адекватного психодиагностического инструментария в этой области затрудняется к тому же и существованием ряда проблем в рамках самой теории социальной адаптации личности. Обратимся к рассмотрению некоторых из них.

Сама по себе проблема «адаптации» по укоренившимся в науке методологическим воззрениям почему-то считается «одной из кардинальных и важнейших задач биологии», но никак не психологии.

И в данном положении, на мой взгляд, очень четко просматривается достаточно большое упущение со стороны психологической науки, так как на самом деле названная выше проблема заслуживает самого пристального внимания именно со стороны психологов.

Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье личности.

Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации личности в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Приоритетного внимания заслуживает изучение этого феномена в связи с профессиональной деятельностью руководителя любого ранга (с учетом специфических условий, разумеется).

Поскольку люди по-разному реагируют на изменения в своей деятельности и различные стрессоры (то есть отличаются по своей приспособляемости), то наиболее приоритетными становятся задачи изучения и разработки системы улучшения этого качества (или способности) с целью оказания эффективного воздействия на него; кроме того, включения этого параметра как одного из основных в разработку профессиограммы специалиста любого уровня (и в первую очередь — руководителя).

Справедливо говорят, что если развитие есть стратегия жизни, то адаптация — это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса.

Несмотря на то обстоятельство, что биологи считают адаптацию одним из наиболее общих, если не самым широко распространенным, в своей среде понятий, они сами признают, что до сих пор не только не существует общей теории адаптации, но и не сформулированы даже общие принципы анализа адаптивных явлений, не установлены их основные закономерности, нет достаточно четких и однозначных определений (а некоторые из определений аналогичны по своей сути) [25, с. 14].

До настоящего времени остаются справедливыми слова одного из крупнейших специалистов в области теории автоматического регулирования Роберта Калабы, отметившего в 1962 г.: «В настоящее время мы можем сказать, что адаптивное регулирование есть тайна, завернутая в головоломку, спрятанную внутри загадки» [14, с. 4].

В период всей жизни личности — с момента рождения (то есть выделения из утробы матери как автономного, самостоятельного организма) и до самой смерти — его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием «жизнь»: немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

Итак, адаптация является свойством любого живого организма. Однако личность — это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный.

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда».

Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.

Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации.

Вышеприведённое относится в равной степени и к животным и к личности. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной.

Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса.

Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

  • Психофизиологическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:
  • а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
  • б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Вся система нейрогуморальной регуляции обеспечивает функционирование организма как целого за счет диалектического единства расходования и восстановления энергетических, структурных и регуляторных резервов. Механизмы саморегуляции (наследственные и приобретенные), действующие при тех или иных изменениях в организме человека и направленные на сохранение его жизнедеятельности, имеют ведущее значение.

В этой связи И. П. Павлов, подчеркивая значение рассматриваемых физиологических механизмов, писал: «…человек есть, конечно, система (грубее говоря — машина) единственная по высочайшему саморегулированию сама себя поддерживающая, направляющая и даже восстанавливающая» [30, с. 187-188].

Отличительной чертой любой системы является наличие у нее входа и выхода. Вход иначе обозначается такими терминами, как стимул, воздействие, возмущение и т. д., а выход — эффект, ответ, реакция и т. д. Все эти названия указывают на то, что изменение входного воздействия определяется законом поведения системы.

Согласно первому закону термодинамики, любую открытую систему можно вывести из состояния равновесия, затратив на это энергию, то есть проделав работу.

При прекращении поступления энергии система через некоторое время вновь придет в состояние равновесия, поскольку энергия будет диссипировать вовне.

Живые организмы — открытые системы, постоянно потребляющие энергию, следовательно, они длительное время (устойчиво) находятся в неравновесном состоянии.

Очевидно, что устойчиво неравновесная система обладает запасом потенциальной энергии, поэтому она чувствительна к внешним воздействиям и способна отвечать на слабые раздражения реакцией большей силы.

Неравновесная система при этом или совершает работу, направленную против внешнего воздействия, или приходит в состояние равновесия.

Живые организмы выполняют первое требование, поскольку второе означает для них смерть.

Поскольку адаптация — это процесс реализации способности организма регулировать свои параметры таким образом, чтобы удерживать их в пределах функционального оптимума, то главным критерием их классификации служит характеристика регуляторной системы, которая ответственна за рассматриваемый адаптационный процесс. Адаптационные способности организмов, находящихся на разных уровнях филогенеза, различаются из-за продвинутости их регуляторных систем.

Очевидно, что как во взрослом, так и в развивающемся организме, наряду со способностью к сенсибилизационным адаптациям, должна существовать возможность стабилизационных адаптации.

Под ними мы понимаем процесс реализации способностей всего организма или отдельных его реагентов удерживать свои параметры в пределах функционального оптимума при изменяющихся факторах внешней среды.

В филогенезе возможность стабилизационных адаптации развивается параллельно с сенсибилизационными адаптациями.

В понятие целостности организма неотъемлемой частью входит взаимодействие человека с окружающей средой. В ходе социального прогресса происходит не ослабление, не разрыв, а обогащение связей человека с природой и социальной средой. Тем самым все более возрастает роль физического совершенствования человека.

Физическое совершенство — понятие не только биологическое, но и эстетическое, и социальное. Физически совершенным мы называем человека, обладающего высокой дееспособностью и устойчивостью в служебной и повседневной (бытовой) деятельности.

Его организм отличается наилучшим развитием и состоянием взаимосвязи его функций, органов и систем друг с другом и окружающей средой. Это наилучшее состояние определяется в связи с возрастом человека и имеет оптимальную характеристику для каждого периода его жизни.

Физическое совершенство может быть достигнуто в том случае, если человек сохраняет здоровье в течение своей жизни.

Здоровье — это такая динамика гомеостатических и адаптивных процессов в организме человека и его психике, которая обеспечивает ему возможность длительно жить и активно трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам.

Читайте также:  Как избавиться от порнозависимости: решение

Так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много.

К примеру, в системе «человек-среда» уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся.

Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности «личность-среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги.

Тревога, обозначаемая как: 1) ощущение неопределенной угрозы, 2) чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, 3) неопределенное беспокойство, — представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса.

Это вытекает из уже упоминавшегося ощущения угрозы, которое представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли.

С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации.

Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли, тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает, скорее, индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Ф. Б. Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

  1. 4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
  2. 5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
  3. 6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.
  4. При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.

Проведенные исследования убедительно продемонстрировали, что молодёжь более адаптивна и менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения.

Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

  • Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:
  • 1) аллопсихический механизм действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из нее;
  • 2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.
  • Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:
  • 1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;
  • 2) фиксация тревоги на определенных стимулах;
  • 3) снижение уровня побуждения, то есть обесценивание исходных потребностей;
  • 4) концептуализация.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок , представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», она активизирует адаптационные механизмы и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений.

Повышение уровня тревоги обусловливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации.

Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации макросоциального взаимодействия.

При конфликтных ситуациях в семейной или служебной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения.

Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.

Что такое расстройство социальной адаптации?

Расстройство социальной адаптации — это состояние, которое некоторые люди могут испытывать в течение нескольких месяцев после стрессового события или изменений в жизни. Расстройство социальной адаптации может вызвать целый ряд симптомов, таких как депрессия, тревога и нарушение эмоций.

МКБ-10 — Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43)

Расстройство социальной адаптации — это крайняя эмоциональная и поведенческая реакция в течение 3 месяцев после стрессового или монументального события в жизни.

Люди могут испытывать ненормальную реакцию или высокий уровень эмоционального расстройства, чем ожидалось в ответ на определенную ситуацию. Этот стресс может вызвать целый ряд симптомов, которые могут повлиять на людей умственно и физически.

Симптомы расстройства адаптации не связаны с каким-либо другим психическим заболеванием, с обычным процессом скорби или адаптацией к драматическим изменениям в жизни.

Причины расстройства социальной адаптации

Даже позитивные события могут вызвать расстройство социальной адаптации, если они представляют собой значительные изменения. Примеры жизненных событий или изменений, которые могут вызвать расстройство социальной адаптации:

  • переезд
  • развод или раздельное проживание
  • потеря любимого человека
  • рождение ребенка или родного брата
  • серьезное заболевание или тяжелая травма
  • переход в новую школу
  • семейные проблемы
  • выход на пенсию
  • финансовые трудности
  • потеря работы
  • стихийное бедствие или травматическое событие

Некоторые факторы могут увеличить риск расстройства адаптации.

Генетика, жизненный опыт, личность и существующие проблемы психического здоровья — все это может играть определенную роль в том, как люди реагируют на жизненные события.

Если люди испытывают сразу несколько стрессоров, это может привести к нарушению адаптации. У детей с частым стрессом чаще развивается расстройство адаптации.

Расстройство адаптации происходит одинаково как у мужчин, так и у женщин.

Расстройства адаптации начинаются в течение 3 месяцев после стрессового события и не длятся более 6 месяцев после этого события. Однако в некоторых случаях хроническое расстройство адаптации может длиться дольше.

Типы расстройств адаптации

  1. С тревогой — чувство нервозности, беспокойства или страха разлуки.
  2. С подавленным настроением — чувство подавленности, безнадежности или слезливость.
  3. С тревогой и подавленным настроением — сочетание вышеперечисленных симптомов.

  4. С нарушением поведения — нарушение прав других лиц, общественных норм и правил.
  5. С нарушением эмоций и поведения — сочетание всех вышеперечисленных видов расстройства адаптации.
  6. Неопределенные — симптомы, которые не вписываются ни в одну из вышеперечисленных категорий.

  7. Симптомы

Симптомы расстройства адаптации могут включать в себя:

  • подавленное настроение
  • частое беспокойство или чувство тревоги
  • постоянный плач
  • безнадежность
  • взволнованность
  • безрассудное поведение или нарушение общественных правил
  • социальную самоизоляцию
  • суицидальные мысли или поведение
  • трудности в школе или на работе

Люди могут иметь только эмоциональные симптомы, в то время как другие могут иметь поведенческие симптомы. Симптомы расстройства адаптации могут зависеть от возраста человека.

Дети и подростки могут иметь больше поведенческих симптомов, таких как деструктивное поведение. Взрослые могут испытывать более выраженные депрессивные симптомы.

У детей могут наблюдаться следующие симптомы:

  • проблемы со сном
  • частый плач
  • нежелание ходить в школу
  • изоляция от друзей и семьи
  • провоцирование драк
  • раздражительность
  • вандализм
  • проявление враждебности
  • депрессия и тревога

Люди с расстройством социальной адаптации могут иметь группу симптомов, которые перекрываются симптомами других состояний. К ним относятся:

  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • депрессия
  • тревожность

Люди могут испытывать подавленное настроение и беспокойство с расстройством адаптации. Однако расстройство социальной адаптации имеет иной набор критериев, чем другие состояния психического здоровья, что позволяет врачам различать их.

ПТСР обычно происходит после угрожающего жизни события, такого как война или физическое нападение, по сравнению с изменением жизни или стрессором, который может вызвать расстройство адаптации. ПТСР также может длиться дольше, чем расстройство адаптации. Сложное ПТСР может возникнуть, если человек пережил длительную или повторную травму, а не одно событие.

Расстройство адаптации трудно отделить от депрессивных расстройств, так как они могут иметь схожие симптомы.

Диагностика

Врач оценит симптомы человека, спросит о его истории болезни и проведет психиатрическую экспертизу, чтобы диагностировать расстройство социальной адаптации. Это обследование помогает исключить любые другие возможные психические расстройства. Врач может расспросить о любых недавних событиях, которые могли бы вызвать расстройство адаптации.

У детей врачи могут проверить, как идет их развитие, поскольку это может повлиять на эмоциональные и поведенческие реакции.

Читайте также:  Деменция альцгеймеровского типа, что это за болезнь, причины старческого слабоумия, симптомы и лечение

В некоторых случаях назначают анализы крови и мочи, чтобы убедиться, что другое состояние не вызывает симптомов.

Лечение

Психотерапия может помочь людям преодолеть расстройство адаптации.

Психотерапевт поможет проработать эмоциональные и психические симптомы расстройства. Другим людям может помочь групповая терапия для развития социальных и межличностных навыков.

Один из подходов может включать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Эта техника фокусируется на изменении паттернов мышления, чтобы помочь людям решать проблемы и развивать позитивные методы совладания.

Дети с расстройством адаптации могут получить пользу от семейной терапии. Члены семьи будут работать вместе с терапевтом, чтобы внести позитивные изменения, такие как улучшение общения, взаимодействия и поддержка в семье.

В некоторых случаях врач может назначить медикаментозное лечение наряду с психотерапевтическим лечением таких симптомов, как депрессия и тревога. Однако медикаментозное лечение обычно не является первой линией лечения расстройств адаптации.

Заключение

Расстройство социальной адаптации — это крайняя реакция на стрессовое жизненное событие или значительное изменение. Оно может проявляться у людей различного возраста и пола. Изменения в семье, развод или переезд — все это может вызвать расстройство адаптации.

  • Люди могут испытывать чувство депрессии, тревоги и безнадежности, могут замкнуться в себе, у них может появится плаксивость и трудности со сном.
  • Дети и подростки могут проявлять деструктивное поведение.
  • Расстройство адаптации возникает в течение 3 месяцев после стрессового события и обычно длится не более 6 месяцев после события, а его последствия устраняются.
  • Люди могут обратиться к врачу, если у них появляются симптомы расстройства адаптации.
  • Статья по теме: Как отличить ситуационную депрессию от клинической депрессии?

Перед применением советов и рекомендаций, изложенных на сайте «Medical Insider», обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Социально-психологическая адаптация личности как интегральный показатель состояния человека

  • Государственное бюджетное профессиональное
  •  образовательное  учреждение
  • «Сахалинский политехнический центр № 5»
  • Тема: Социально-психологическая адаптация личности как интегральный показатель состояния человека.

Выполнила: Сидельникова Т.Д.

Горнозаводск 2017г

                             Социально-психологическую адаптацию обычно рассматривают как приспособление личности к условиям социальной сферы.

Это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватно воспринимать окружающую действительность, строить оптимальную систему отношений и общения с окружающими; быть способными к труду, обучению, изменять свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Основные проявления же её – взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

Социально-психологическая адаптация является неотъемлемой составляющей успешного процесса реабилитации пациентов, страдающих тяжёлой, инвалидизирующей патологией либо перенёсших серьёзные стрессы, соматические заболевания или травмы. Она жизненно необходима для нормального взаимодействия личности и общества.

Одним из важнейших аспектов, составляющих общую интеграционную проблему современности, является процесс социально-психологической адаптации лиц, имеющих ограниченные возможности, к условиям жизни в современном обществе. Именно он коренным образом, по сути, определяет эффективность абсолютно всех коррекционных мероприятий, предпринимаемых специалистами, которые работают с данной категорией населения.

Не следует инвалидность воспринимать как проблему определённого круга людей, эта проблема должна рассматриваться с позиции общественности. Ведь её сущность определяется и правовыми, и производственными, и экономическими, и коммуникативными, и психологическими особенностями взаимодействиями лиц с ограниченными возможностями с окружающей их действительностью.

  1. Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: — первая – общие, которые соответствуют нуждам всех остальных граждан, вторая – это особые, то есть непосредственно связанные с той или иной болезнью.
  2. Наиболее типичными из второй категории являются следующие:
  3. -восстановление и адаптация нарушенных способностей к общению
  4. -передвижению
  5. -различным видам деятельности
  6. -обеспечение возможности получать необходимые знания
  7. -работу
  8. -иметь комфортные бытовые условия
  9. -иметь свободный доступ к объектам культурной, общественно-бытовой и других социально значимых сфер.

Всё это требует адекватной социально-психологической адаптации инвалида, так как его физическое самочувствие и состояние личности, как правило, сопровождаются существенными ограничениями жизнедеятельности, не позволяя ему чувствовать себя полноправным членом общества. На этом фоне у лиц данной категории населения нередко имеет место отсутствие или снижение интереса к жизни, исчезновение желания заниматься общественно полезной деятельностью.

Поэтому необходимую психологическую помощь инвалиды получают в специальных медико-учебных учреждениях, где с такими людьми работают квалифицированные специалисты.

Благодаря таким проводимым занятиям больные люди приобретают новые навыки, учатся адекватно воспринимать окружающий мир, общество, борются с депрессивными состояниями, учатся жить, не зацикливаясь на своих ограничениях, находятся в струе общественной активной жизни.

Такая социально-психологическая адаптация должна быть обязательно включена в комплексную реабилитационную программу лиц, получивших тяжелые травмы или мозговые катастрофы и т.д.

Взаимоотношение инвалидов и здоровых людей является мощнейшим фактором адаптационного процесса.

Но опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим.

Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является отношение к собственной жизни.

Замечено отличие в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Наименее адаптированными являются одинокие инвалиды.

Черты социально-психологической дезадаптации одиноких инвалидов имеют место, несмотря на то, что в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет.

Но видимо, в первую  очередь необходима психолого-педагогическая помощь этим людям.

Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, её активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, её результаты во многом зависят от активности самой личности.

На каждой стадии социализации человек должен овладеть не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.

Процесс социализации – это процесс взаимодействия личности и общества.

Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятие «инвалид», «физическая активность», а тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом.

Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта. Адаптивный спорт оказывает глубокое многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически. Это длительный процесс формирования личности, аккумулирующий в себе ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения. Само понятие «вовлечение» в спорт уже тесно связано с социализацией, так как в процессе общения происходит освоение и присвоение опыта данной общности людей.

Особенно ярко социализация проявляется в системе спортивных соревнований инвалидов, которые можно рассматривать как форму их социальной активности, в процессе которой создаются такие ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание и др.

Спорт для инвалидов – это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения.

Это активная творческая деятельность, где инвалиды, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик.

Это позволяет инвалиду повысить самооценку собственного «Я», чувствовать себя полезным гражданином своего общества, то есть социализироваться в нем.

Таким образом, понятие социально-психологической адаптации отражает сложные процессы, происходящие с человеком в изменяющем социальном окружении и направленные на достижение гармонии с социальной средой.

Успешность СПА обеспечивает целенаправленная деятельность человека в интересах изменения внешних условий и самого себя.

В её основе лежат сложные механизмы структурной перестройки личности и её окружения, поиск и формирование новых смыслов в жизнедеятельности, овладение новыми трудовыми навыками, трансформации ценностного, мотивационного, смыслового ядра личности.

В отличии от психофизиологической адаптации, которую можно считать процессом краткосрочного приспособления, СПА является механизмом долгосрочного планирования и обеспечения жизни индивида.

Проблемы психологической адаптации

Проблемы психологической адаптации

«Культура, включая язык, является первичной человеческой адаптацией.

Культура состоит из производных опыта, более или менее организованного, выученного и вновь созданного индивидами, составляющими популяции, и интерпретации значений, передаваемого от прошлого поколения, от современников или формируемого самим индивидом. Это прежде всего касается природы культуры.

Изучение культуры или культур, и их отражение в индивидах и популяции является основной задачей антропологии, «[1] писал современный психологический антрополог Теодор Шварц. В этом разделе мы рассмотрим ряд концепций адаптации и культуру как адаптационной механизм.

Читайте также:  Приступ панической атаки: симптомы непреодолимой тревоги, паники и страха без видимых причин, почему возникает данный синдром, как проводится лечение и как самостоятельно бороться с паническими атаками.

В культурной экологии (некоторых проблем которой мы коснемся в этом разделе) «процесс адаптации рассматривается на двух уровнях: вопервых, изучается способ адаптации культурной системы к ее целостному внешнему окружению; вовторых исследуется способ, посредством которого институции данной культуры адаптируются друг к другу «.[2]. В отличие от культурных экологов нас будет интересовать психологический аспект адаптации на обоих выделенных здесь уровнях. Первый из них дает возможность понять временную (вертикальную) динамику культурной традиции, а второй ее горизонтальный срез, то есть распределение культуры на социальном уровне.

Что касается школы психологической антропологии, то она рассматривала проблему адаптации прежде всего с точки зрения адаптации личности к обществу, к своему социальному окружению.

Процесс психологической адаптации общества к окружающей среде до сих пор изучен слабо, и поэтому этнопсихология самостоятельно разработала соответствующую теоретическую базу.

При всех трансформациях жизни этноса, при любой смене инвариантов культурной традиции, присущей тому или иному этносу, неизменной остается «центральная зона » его культуры.

До тех пор пока эта «центральная зона » не разрушена, этнос сохраняет свою идентичность, каковы бы ни были внешние формы выражения этой идентичности.

Поэтому относительно вертикального (временного) среза процесса адаптации мы можем сказать, что элементы культуры кристаллизуются вокруг ее «центральной зоны » сообразно условиям, задаваемым культурнополитическим окружением.

Этот процесс мы можем наблюдать, например, при смене идеологий, принятых в том или ином обществе. Причем смена идеологии имеет свои закономерности и вызывается необходимостью выражения культурной традиции на новом языке языке, соответствующем настоящему социальнополитичеcкому состоянию этноса.

Более сложно объяснить процесс адаптации в горизонтальном срезе. Здесь мы должны ответить на два вопроса: каково содержание «центральной зоны » и каким образом она в каждый данный момент обеспечивает то распределение культуры, которое дает возможность этносу жить. Таким образом, мы, по существу, встаем перед проблемой взаимоотношения культуры и природы (в самом широком смысле слова).

Начнем с отношения природы к культуре.

Как можно представить себе функцию культуры как психологического адаптивного механизма? Культура должна дать человеку возможность определить себя в мире и дать ему такой образ мира, в котором он мог бы действовать, некий бессознательный комплекс представлений упорядоченную и сбалансированную схему космоса, обеспечивающую возможность человеческой активность в мире, индивидуальной для каждого этноса. По нашему представлению, первичны в этой схеме элементы, относящиеся к способу и условиям действия человека в мире. Дать определение такой схеме и является одной из задач нашего исследования.

Теперь об отношении культуры к природе.

Сформированная на основе данной схемы картина мира, присущая тому или иному этносу, должна быть устойчивой, то есть не рассыпаться при соприкосновении с реальностью, и, следовательно, в этническом бессознательном должны быть заложены определенные защитные механизмы, поддерживающие внутреннюю целостность этнической картины мира, подобно тому, как индивидуальны защитные механизмы сохраняют целостность психики отдельного человека.

Концептуальное обоснование характера взаимоотношения культуры и природы представляется нелегким делом, поскольку, рассматривая отношение природы к культуре, мы должны описать новый подход к проблеме этнического бессознательного, а рассматривая отношение культуры к природе, корректно перенести уже хорошо разработанную в психоанализе теорию функционирования защитных механизмов психики индивида в сферу коллективной психологии.

Проблемы психологической адаптации —

[1] Thedore Schwartz. Anthropology and Psychology. In: New direction in Psychological Anthropology. Theodor Schwartz, Geoffry M. White, Сatherine A. Lutz (eds.) Cambridge: Cambridge University Press, 1994, pp. 324 325.

[2] Aceves J. B. and Hing H. G. Cultural Anthropology. New York: General Learning Press, 1978.

источник неизвестен

Cоциально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах

Ф. Б. Березин, Т. В. Барлас

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

Характерные для современного этапа развития общества изменения социальных процессов, разрушение сложившейся системы жизненных стереотипов, привычной социальной среды для большинства людей, расширение зоны социальных конфликтов, создающих угрозу благополучию, а иногда и физическому существованию человека, повышают требования к адаптационным ресурсам человека и увеличивают роль социально-психологических факторов в возникновении невротических и психосоматических нарушений. Этим вопросам посвящена обширная литература, в которой обычно используются термины «психосоциальная адаптация» («психосоциальные факторы») и «социальная адаптация».

Под психосоциальными факторами, как правило, подразумевают набор социальных и психологических характеристик, имеющих отношение к здоровью индивида [11, 18].

Многочисленные исследования в данном направлении не объединены какой-либо концептуальной позицией, а конкретный перечень характеристик (личность, ситуация на работе, ситуация в семье, общественные связи, межличностное поведение, поведение в ситуации конфликта) определяется контекстом проводимого исследования и может охватывать широкий диапазон сфер функционирования индивида [13].

В отличие от упомянутого выше подхода термин «социальная адаптация» во взаимосвязи с заболеваемостью получил распространение в рамках исследований, посвященных анализу влияния на здоровье жизненных событий и стресса.

| Соответствующие исследования проводятся обычно с помощью оценочных шкал социальной адаптации, получивших обобщенное название «опросники жизненных событий» [15].

В них каждому происшедшему в жизни обследуемого событию за период, предшествовавший заболеванию или проведению исследования, приписывается определенный балл, условно отражающий величину жизненных изменений; сумма баллов соответствует обобщенной оценке жизненных изменений за тот или иной период.

В исследованиях данного направления неоднократно подтверждалась взаимосвязь между количественными характеристиками жизненных изменений, с одной стороны, и наличием или тяжестью возникающего впоследствии соматического или психического заболевания, с другой [14, 21].

Рассмотренные исследования, начатые в конце 60-х годов и продолжающиеся до последнего времени, продемонстрировали очевидные недостатки обсуждаемого подхода [8]. Так, хотя достоверные корреляции между жизненными событиями и заболеванием установлены, величина коэффициента корреляции, как правило, не превышает 0, 3.

Это указывает на то, что изолированно взятые события не играют решающей роли в возникновении заболевания. Недостатком метода является и то, что балльная оценка не явно предполагает одинаковую важность события для разных людей, т. е.

не учитываются его индивидуальная значимость и возможность селективного отбора фиксируемых событий, зависящего от личностных особенностей испытуемого.

Приведенные соображения свидетельствуют о том, что для углубленного понимания роли жизненных событий и социальных изменений в генезе невротических и психосоматических расстройств необходимо расширение круга, анализируемых переменных и изучение не только непосредственных связей типа событие — заболевание, но и их более сложных опосредованных взаимоотношений.

Прежде всего необходимо расширить временные рамки изучаемых явлений. Установлены достоверные различия между особенностями ранней социализации больных неврозами и лиц без психических нарушений [7, 19 ]. Имеются сведения о различной зависимости особенностей личности и вероятности возникновения психогенных расстройств у взрослых от наличия стрессов в детстве [9, 20].

Именно в детстве формируются индивидуальные личностные стереотипы преодоления стрессовых ситуаций, в которых существенную роль играет пример поведения родителей [17]. Если с этой точки зрения детство протекает благополучно, то формируется так называемая базисная безопасность, определяющая последующую устойчивость к неврозам и психосоматическим расстройствам [12].

Важным направлением разработки и углубления представлений о роли жизненных событий и социальной адаптации в генезе невротических и психосоматических расстройств стало их включение в широкий контекст психологических, и психофизиологических исследований человека.

Показано опосредующее воздействие ряда характеристик личности и психического состояния на соотношение жизненных событий и заболевания [4, 16]. При этом допускается многоуровневый характер опосредования [16].

Высказывается точка зрения, согласно которой анализ проблемы социальной адаптации возможен только при рассмотрении ее как «диалектического взаимодействия личности и ситуации» [3].

Таким образом, анализ «социальной» или «психосоциальной» адаптации закономерно перерастает в анализ социально-психологической адаптации как элемента единой системы психической и психофизиологической адаптации человека,

В рамках адаптационного подхода под социально-психологической адаптацией понимаются процессы, обеспечивающие адекватную организацию микросоциального взаимодействия и достижение социально значимых целей [2].

Социально-психологическая адаптация тесно связана с двумя другими аспектами единой психической адаптации человека — с собственно психической адаптацией, обеспечивающей поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья, и с психофизиологической адаптацией, реализующей оптимальную организацию психофизиологических соотношений и сохранение соматического здоровья.

В соответствии с адаптационной концепцией вопрос о сходстве и различии патогенетически значимых факторов невротических и психосоматических расстройств можно представить как вопрос о сходстве и различии факторов, лежащих в основе развития клинически выраженных форм нарушения двух взаимосвязанных аспектов психической адаптации: психопатологические явления, которые носят характер неврозов, могут быть связаны преимущественно с нарушениями собственно психической адаптации, а психосоматические расстройства — с нарушениями преимущественно патофизиологической адаптации. Оценка значения социально-психологической адаптации и особенностей ее нарушения предполагает изучение опыта ранней социализации и жизненных: событий зрелого возраста, их соотношения с особенностями личности и психического, состояния. Наибольший интерес для исследования в рамках данного подхода представляет не столько объективная картина ранней социализации и последующих событий, сколько их субъективная оценка испытуемыми, отражающая индивидуальную значимость стрессоров. Из последнего обстоятельства, в частности, вытекает необходимость изучения значимых событий, происшедших на протяжении всей жизни испытуемого, а не только в период, непосредственно предшествующий развитию нарушений.

Решение поставленных проблем требует сопоставления различных групп испытуемых: лиц с невротическими расстройствами, с психосоматическими нарушениями и испытуемых с эффективной адаптацией без нарушений психического и соматического здоровья. В каждой из групп было по 60 человек. В дальнейшем анализируются только значимые корреляционные связи и достоверные различия между группами (р

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *