Когнитивная психотерапия — часть когнитивно-поведенческой психотерапии: особенности метода, его техники и цели

На днях позвонил человек. Вы, говорит, психотерапией занимаетесь? Да, отвечаю я. А какой именно? Я говорю: «Моя специализация — это когнитивно-поведенческая психотерапия.» «А-а-а, — говорит он, — то есть нормальной психотерапией, психоанализом, не занимаетесь?»

Так что же такое когнитивно-поведенческая психотерапия? Это всё-таки психоанализ или нет? КПТ — это лучше, чем психоанализ или нет? Вот такие вопросы часто задают потенциальные клиенты.

В этой статье я хочу рассказать об основных отличиях когнитивно-поведенческого подхода от остальных. Буду рассказывать, не вдаваясь глубоко в теорию, а на простом бытовом уровне. И я надеюсь, в конце-концов, читатели поймут, всё-таки это психоанализ или нет.

Вы прочитаете здесь:

  • Какие бывают подходы в психотерапии (список)
  • В чём суть когнитивно-поведенческого подхода
  • Основные типичные компоненты когнитивно-бихевиоральной психотерапии
  • Эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии

Современные подходы в психотерапии

Когнитивная психотерапия - часть когнитивно-поведенческой психотерапии: особенности метода, его техники и целиСлово «психотерапия» состоит из 2-х частей: «психо-» и «терапия». То есть целиком это слово означает «лечение психики». Это можно делать разнообразными способами, за всё время существования психологии люди накопили огромнейший опыт по этой части.

Эти способы «лечения психики» называются «подходы» или «направления» в психотерапии. Можно подойти со стороны головы, а можно — со стороны тела, например. Или можно лечить психику индивидуально один-на-один, или в группе с другими людьми, которым тоже требуется аналогичная помощь.

На сегодняшний день в мире существует не один десяток подходов. Вот список, не претендующий на полноту, просто всё, что мне прямо сейчас в голову пришло, по алфавиту:

  • арт-терапия
  • гештальт-терапия
  • когнитивно-поведенческая психотерапия (или когнитивно-бихевиоральная)
  • Подходы «третьей волны», вышедщие из когнитивно-поведенческой психотерапии, например, ACT (терапия принятия и ответственности)
  • психоанализ
  • психодрама
  • системная семейная терапия
  • сказкотерапия
  • телесно-ориентированная психотерапия
  • транзактный анализ и проч.

Какие-то подходы более старые, какие-то — более новые. Какие-то часто встречаются, какие-то — реже. Некоторые разрекламированы в кино, как, например, тот же психоанализ или семейное консультирование. Все подходы требуют длительного основного обучения и потом дополнительного у толковых учителей.

В каждом из подходов есть своя теоретическая база, то есть набор каких-то идей, почему этот подход работает, кому он помогает и как его нужно применять. Например:

  • В арт-терапии клиент, по всей вероятности, будет осмысливать и решать проблемы с помощью художественных и творческих методов, например, лепка, рисование, фильмы, создание историй и т.п.
  • В гештальт-терапии клиента будут привлекать к осознаванию своих проблем и потребностей «здесь и сейчас», расширяя его понимание ситуации.
  • В психоанализе будут иметь место беседы с терапевтом о сновидениях, ассоциациях, приходящих на ум ситуациях.
  • В телесно-ориентированной терапии клиент вместе с терапевтом работает в форме физических упражнений с зажимами в теле, которые определенным образом связаны с проблемами в психике.

И ярые приверженцы какого-то подхода всегда будут спорить с приверженцами иных подходов об эффективности и применимости именно своего метода. Я помню, когда я училась в институте, наш ректор мечтал о том, что когда-нибудь будет уже наконец создан единый унифицированный подход, который будет принят всеми, и он будет эффективен, и вообще тогда наступит счастье, по всей видимости.

Тем не менее, все эти подходы одинаково имеют право на существование. Ни один из них не является «плохим» или «хорошим».

Специалист, который использует, допустим, КПТ, но не использует психоанализ, не является каким-то недостаточно профессиональным.

Мы же не требуем, чтобы хирург также умел лечить ушные инфекции, иначе он и не хирург вовсе. Некоторые методы исследованы лучше, чем другие, но об этом чуть позже.

???? На ту же тему: Чем психолог отличается от психотерапевта и от психиатра

Суть когнитивно-поведенческого подхода

Когнитивная психотерапия - часть когнитивно-поведенческой психотерапии: особенности метода, его техники и целиОсновные теоретические предпосылки когнитивно-поведенческой психотерапии были разработаны Аароном Беком и Альбертом Эллисом.

Теперь возьмем один из этих подходов — когнитивно-поведенческий.

Одно из ключевых понятий КПТ заключается в том, что источник проблем человека с большой вероятностью находится в самом человеке, а не вне его. Что дискомфорт ему доставляют не ситуации, а его мысли, оценки ситуаций, оценки себя и других людей.

Людям свойственны когнитивные схемы (например, «настоящие мужчины так не поступают») и когнитивные искажения (например, «предсказания будущего» или «чтение мыслей у других«), а также автоматические мысли, которые провоцируют появление негативных эмоций.

В когнитивно-поведенческой психотерапии клиент вместе с терапевтом являются чем-то вроде исследователей мышления клиента.

Задавая разнообразные, порой каверзные или смешные вопросы, предлагая провести эксперименты, терапевт поощряет клиента обнаруживать у себя предубеждения, иррациональную логику, веру в неправду, максирующуюся под истину, и попробовать их оспорить, то есть поставить под сомнение.

Когнитивная психотерапия - часть когнитивно-поведенческой психотерапии: особенности метода, его техники и цели

Некоторые такие «оценки» или «убеждения» не помогают человеку приспосабливаться к этому миру и к другим людям, а наоборот, как будто бы подталкивают его к изоляции от других людей, себя, мира.

Именно они способствуют ухудшению депрессии, появлению тревоги, фобии и т.п.

???? На ту же тему: Колыбель Ньютона для объяснения, что такое ABC

В процессе когнитивно-поведенческой психотерапии клиент сможет увидеть свои убеждения со стороны и решить, придерживаться ли ему их далее, или можно попробовать что-нибудь изменить — и в этом ему помогает когнитивно-поведенческий психотерапевт.

Подобный «пересмотр» своих идей относительно себя, окружающего мира и других людей, помогает справиться с депрессией, избавиться от тревоги или неуверенности в себе, повысить ассертивность и самооценку и решить другие проблемы. Альберт Эллис в одной из своих книг изложил свою точку зрения на психическое здоровье, составив список основных критериев эмоционального здоровья человека.

Ещё один важный базовый момент в когнитивно-поведенческой психотерапии — это рассмотрение мыслей, чувств и поведения в комплексе, как взаимосвязанных, и, соответственно, сильно влияющих друг на друга.

Облегчив напряжение, идущее от мыслей, само собой облегчается напряжение в чувствах и в поступках. Как правило, людям легко удаётся применять навыки когнитивно-поведенческой терапии на практике. В каком-то смысле это направление психотерапии является чем-то вроде обучения / тренинга / коучинга, ставящего своей целью улучшить состояние клиента здесь, сейчас и в будущем.

???? На ту же тему: Почему когнитивно-поведенческая психотерапия — это делать, а не просто говорить

Основные компоненты когнитивно-поведенческой психотерапии

КПТ известна тем, что в ней якобы под каждое состояние есть «протокол». Типа простая в использовании инструкция для психотерапевта, которую он берет и применяет к клиенту. И клиент пошел счастливый без проблем. В начале каждого обучающего тренинга обычно спрашивают, каковы ожидания у присутствующих, и на тренингах по КПТ кто-нибудь обязательно упомянет «хочу протокол работы».

На самом деле это не пошаговые протоколы, а скорее схемы, планы психотерапии, в которых учтены особенности состояний. Так, например, для КПТ психотерапии тревожного расстройства в плане будет этап работы с нетерпимостью неопределенности, а в случае расстройства пищевого поведения нужно обязательно уделить время работе с самооценкой и некорректными стандартами относительно себя.

Никакой дословной, пошаговой инструкции (она же протокол) в КПТ нет.

Типичные и общие этапы когнитивно-поведенческой психотерапии:

  1. Психологическое просвещение.
  2. Работа над убеждениями, вносящими вклад в поддержание проблемы.
  3. Экспозиция, эксперименты вживую и в воображении, чтобы проверить убеждения.
  4. Предотвращение рецидивов на будущее.

Внутри этих этапов используются разнообразные методы: когнитивная реструктуризация, метод ABC, сократовский диалог, континуум мышления, оценка выгод и издержек, метод падающей стрелы, домашние задания и т.д.

Эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии

Результаты КПТ довольно неплохо изучены. Было ооооочень много исследований, которые обнаружили, что она является высокоэффективной для решения многих беспокоящих  проблем, хорошо воспринимается клиентами и относительно краткосрочна.

На ту же тему: Почему когнитивно-поведенческая психотерапия — это сегодняшний золотой стандарт психотерапии 

Мне лень копировать сюда ссылки на все эти исследования, если честно — их слишком много.

Эффективна в плане самооценки, тревоги, депрессии, фобий, личных проблем, хронической боли, неуверенности в себе, расстройств пищевого поведения…впишите своё. Я не имею в виду, что другие подходы хуже.

Я говорю, что эффект от конкретно когнитивно-поведенческого подхода изучали много раз, и выяснили, что он работает.

Сомневающиеся или желающие доказательств в студию — пожалуйста, проследуйте на pubmed с поиском «cognitive-behavioral therapy efficacy»

Вывод: когнитивно-поведенческая психотерапия — это не психоанализ ????

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Преимущества. Упражнения

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это одна из наиболее популярных форм психологической терапии, основанная на коррекции когнитивной и поведенческой сферы человека.

Читайте также:  Пейрафобия – страх сцены

Главной мишенью этой формы психологической работы являются эмоциональные и поведенческие реакции человека, при которых страдают отношения с окружающими, качество его жизни, личностное, внутреннее благополучие.

Основой когнитивно-поведенческой терапии выступает изменение эмоциональных реакций за счёт коррекции убеждений, мыслей и последующего изменения поведения.

КПТ является комплексной формой терапии, то есть она направлена на разные сферы жизни человека и имеет несколько составляющих, изначально существовавших как отдельные терапевтические подходы.

Когнитивная терапия

Основателем когнитивного подхода считают американского психотерапевта Аарона Бека, который предложил его для терапии эмоциональных расстройств. Существовавшие на тот момент способы терапии подразумевали, что причина расстройства кроется вне самого пациента, Бек же предложил искать эту причину внутри сознания.

Когнитивная составляющая основана на суждении о том, что психологические проблемы человека могут быть вызваны его собственными мыслями. Это могут быть нелогичные, нерациональные суждения и убеждения человека о чём-либо, стереотипы его мышления, которые приводят к невозможности решения проблемы или же к её усугублению.

В ходе когнитивной терапии клиент вырабатывает новые способы мышления, более подходящие к благоприятному разрешению ситуации. Человек в процессе терапии как бы переосмысливает собственное мышление.

Благодаря формированию новых способов мышления меняется поведение клиента, в знакомых ситуациях он начинает действовать иначе, что способствует решению проблем, из которых раньше не находилось выхода.

В основе когнитивной терапии лежат когнитивные модели психических расстройств или модели ситуаций, поведение человека в которых носит неадаптивный или разрушающий характер.

Работа психолога и клиента в ходе терапии состоит в вычленении суждений, составляющих фундамент модели поведения, и в проверке их эффективности с последующим поиском наиболее подходящих принципов жизнедеятельности.

Важным и характерным для когнитивной терапии является также её содержание, а именно проблемы «здесь и сейчас», то есть в процессе работы с психологом человек решает то, что беспокоит его в настоящем, в отличие, например, от психоаналитического подхода, в котором основная работа связана с анализом детства человека.

Существует четыре основные задачи когнитивной психотерапии:

  1. Исследование мыслей и чувств клиента;
  2. Выявление негативных, дезадаптивных мыслей, ставших стереотипными;
  3. Исследование аргументов, поддерживающих и опровергающих их;
  4. Замена ошибочных суждений на более рациональные и адаптивные.

Поведенческая терапия

Методы поведенческой терапии основаны на учениях об условных рефлексах русских ученых В. Бехтерева и И. Павлова, а также исследованиях американских психологов Д. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера.

На основе этих трудов впоследствии сформировалась теория бихевиоризма, которая говорит о том, что поведение человека во многом определяется тем, какая модель его поведения чаще подкрепляется извне.
В основе поведенческого подхода лежит идея о том, что проблемы в жизни человека и возможные симптомы психических расстройств появляются из-за неверно сформированных навыков поведения.

А значит, изменив их, выработав совместно с психологом полезные навыки, можно изменить и качество жизни клиента. К устоявшимся паттернам, то есть моделям поведения, относят также реакции со стороны гормональной и вегетативной систем, то есть организм конкретного человека отвечает на стресс определенным образом.

В ходе терапии поведение человека изменяется при подкреплении желаемой модели и отсутствии подкрепления нежелательной, вследствие чего изменяются эмоциональные реакции человека, и стереотипы мышления становятся более адаптивными. Этот процесс осуществляется по определенному плану:

  1. Оценка изначального состояния клиента и выявление ситуаций, в которых его поведение носит неадаптивный характер;
  2. Составление списка проблем и градация их по тяжести, важности и степени эмоционального влияния;
  3. Постепенная замена сложившихся стереотипов поведения на адаптивные;
  4. Научение человека выявлять разрушающие паттерны поведения и самому с ними справляться.

Поведенческий подход по аналогии с когнитивным применялся для решения проблем и симптомов, беспокоящих человека непосредственно в настоящий момент.
В чистом виде поведенческая терапия практически не используется для работы со взрослыми.

В то же время при работе с детьми применяются многие техники из арсенала бихевиоризма. Например, можно выделить отдельное направление в коррекционной работе с особыми детьми (аутизм, РАС, умственная отсталость и другие особенности поведения) – АВА – прикладной анализ поведения.

В современной практике используется когнитивно-поведенческая терапия, объединившая в себе подходы когнитивной и поведенческой терапий, которые до определенного этапа развития психологической науки существовали отдельно.
Объединению подходов в 1980-х годах способствовали ученые А. Лазарус, М. Махони и Д. Мейхнбаум.

Именно они дали научное обоснование новому психотерапевтическому направлению – когнитивно-поведенческой терапии.

КПТ сочетает в себе методы и техники каждого направления и тем самым повышает эффективность психологической терапии, а также делает возможным лечение более широкого спектра расстройств.

Преимущества КПТ

Когнитивно-поведенческий подход в психологической терапии имеет ряд преимуществ:

  • Эффективность терапевтической работы, доказанная на примерах различных расстройств. Например, по данным исследования применения методов когнитивной терапии в лечении мигрени, эффективность составила 68%.
  • Относительная краткосрочность терапии. Работа в когнитивно-поведенческом подходе длится 10-20 сессий.
  • Фундамент в виде научной базы. Подход основан на конкретных научных представлениях различных наук: когнитивной психологии, психофизиологии, нейробиологии и пр.
  • Понятная структура терапии. План терапии обсуждается с клиентом, работа ведется по нему и остается понятной для клиента.
  • Терапия преследует конкретные цели. Цели и задачи терапии обсуждаются психологом и клиентом в начале терапии, работа направлена на наиболее интересующие сферы жизни человека в настоящий момент.
  • Психолог становится партнером для клиента, в терапии исходит из его интересов, учитывая его мнение.
  • Отсутствие иррацональных компонентов. Терапия основывается на конкретно существующих проблемах, суждениях, не затрагивая мировоззрение и религиозную сферу.
  • Данная парадигма одной из немногих признана на уровне страховых компаний за рубежом (то есть расходы на психотерапию в ряде случаев покрываются медицинской страховкой).

При каких диагнозах показана когнитивно-поведенческая терапия

КПТ является терапией выбора при многих психических расстройствах.

К ним относят тревожные расстройства, шизофрению, некоторые разновидности депрессии, расстройства приёма пищи, зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, фобии, расстройства сна, асоциальное поведение и др.

Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия может быть применена при лечении хронических соматических или психосоматических заболеваний, таких как гипертония, астма.

Примеры упражнений КПТ

Когнитивные техники делятся на несколько групп. Упражнения первой группы направлены на выявление негативных установок. Например, ведение дневника мыслей с их последующей оценкой. Упражнения второй группы направлены на оспаривание выделенных установок.

Например, человек может составить список «за» и «против» какой-то конкретной установки.
Упражнения третьей группы направлены на коррекцию представлений.

Например, методом повторения позитивной установки возможно ослабить влияние провоцирующего фактора и устранить дезадаптивный стереотип.

  • Упражнения четвертой группы направлены на повышение эффективности терапии, например, выявление скрытых мотивов деструктивного поведения.
  • Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
  • Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:
  • [ht-ctc-chat number=79643424702 style=8 call_to_action=”WhatsApp” ]

Когнитивная психотерапия | База знаний

Когнити́вная психотерапи́я (англ.

 cognitive therapy) — распространённая форма психотерапии, основанная на предположении, что причины психологических проблем и нервно-психических расстройств человека кроются в ошибках мышления, и направленная на изменение нелогичных или нецелесообразных мыслей и убеждений человека, а также дисфункциональных стереотипов его мышления и восприятия. Основу когнитивной психотерапии в 1960-х годах заложили труды Аарона Бека, также давшие толчок развитию когнитивного подхода в психологии. Когнитивная психотерапия широко признана в научном сообществе.

Очень близкой к когнитивной психотерапии является рационально-эмоциональная терапия Альберта Эллиса. В некоторых источниках терапия Бека и терапия Эллиса рассматриваются как два подвида когнитивной психотерапии.

На основе когнитивной психотерапии и поведенческой психотерапии была разработана комплексная когнитивно-поведенческая психотерапия, в настоящее время имеющая очень широкое применение в клинической практике.

История

Основателем когнитивной психотерапии является Аарон Бек. Бек первоначально получил психоаналитическую подготовку, но, разочаровавшись в психоанализе, создал собственную теорию депрессии и новый метод лечения аффективных расстройств, который и получил название когнитивной терапии.

Её основные положения он сформулировал независимо от Альберта Эллиса, разработавшего в 50-е годы похожий метод рационально-эмоциональной психотерапии.

Различия между теориями Эллиса и Бека состояли в том, что Эллис был склонен искать универсальные для всех эмоциональных расстройств содержательные характеристики когнитивных процессов, а Бек попытался дифференцировать различные эмоциональные состояния на основе когнитивного содержания.

   По мнению Эллиса, его подход также в большей степени, чем когнитивная терапия, делает упор на эмоционально-воспоминательно-(эвокативно-) эмпирические способы.   Кроме этого, в модели Эллиса первоначальное восприятие раздражителя и автоматических мыслей не обсуждается и не подвергается сомнению.

Психотерапевт не обсуждает достоверность, а только выясняет, как пациент оценивает раздражитель; таким образом, основной акцент делается на оценке раздражителя, в отличие от подхода Бека.   Но в целом бо́льшая конкретность, целенаправленность и индивидуализированность подхода Бека привела к тому, что именно ему отводится ведущая роль в разработке данного направления в психотерапии. 

Читайте также:  Психолог-сексолог: сфера влияния

Основные труды Бека: «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (1976), «Когнитивная терапия депрессии» (1979), «Когнитивная терапия личностных расстройств» (1990).

В предисловии к первой монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» Бек заявляет о своём подходе как о принципиально новом, отличном от других ведущих школ, посвятивших себя изучению и лечению эмоциональных нарушений: традиционной психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии.

   Эти школы, по мнению Бека, несмотря на существенные различия между собой, разделяют общее фундаментальное допущение: пациента терзают скрытые силы, над которыми он не властен; источник расстройства пациента лежит вне его сознания.

   С точки зрения Бека, ведущие школы мало обращали внимания на сознательные понятия, конкретные мысли и фантазии, то естькогниции; его же новый подход — когнитивная терапия — предполагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти совершенно другим путём: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в самом сознании пациента. 

С самого своего появления когнитивная терапия оказалась в конфронтации с психоаналитическими направлениями в психотерапии, но быстро завоевала авторитет в академических кругах.

К достоинствам когнитивной терапии относятся: наличие естественнонаучного фундамента — наличие собственной психологической теории нормального развития и факторов возникновения психической патологии; наличие психологических моделей, описывающих специфику нарушений для каждой нозологической группы, этапы и техники терапии; краткосрочность терапии (в отличие, например, от психоанализа) — от 20—30 сеансов; наличие интегрирующего потенциала, заложенного в теоретических схемах (экзистенциально-гуманистическая направленность, объектные отношения, поведенческий тренинг и прочее).

Цели когнитивной терапии

Выделяют   пять целей когнитивной терапии:

  1. Уменьшение или полное устранение симптомов расстройства.
  2. Снижение вероятности возникновения рецидива после завершения лечения.
  3. Повышение эффективности фармакотерапии.
  4. Решение психосоциальных проблем пациента (которые могут либо быть следствием психического расстройства, либо предшествовать его появлению).
  5. Устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение дезадаптивных убеждений и паттернов, коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения.

Задачи в процессе лечения

В процессе лечения психотерапевт помогает пациенту решить следующие практические задачи:

  1. Осознать влияние мыслей на эмоции и поведение.
  2. Научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними.
  3. Исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, поддерживающие и опровергающие их («за» и «против»).
  4. Заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли.
  5. Обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.

Из указанных задач первая, как правило, решается уже в процессе первой (диагностической) сессии. Для решения остальных четырёх задач используются специальные техники, описанные ниже.

Основные теоретические положения

  1. Способ структурирования индивидом ситуаций определяет его поведение и чувства. Таким образом, в центре стоит интерпретация субъектом внешних событий, которая реализуется по следующей схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → аффект (или поведение).

    Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведёт к психической патологии.

  2. Аффективной патологией является сильное преувеличение нормальной эмоции, возникающее вследствие неправильной интерпретации под действием многих факторов (см. пункт 3). Центральный фактор — «частные владения» (личное пространство) — англ.

     personal domain, в центре которого лежит Эго: эмоциональные нарушения зависят от того, воспринимает человек события как обогащающие, как истощающие, как угрожающие или как посягающие на его владения. Примеры: — Печаль возникает в результате утраты чего-либо ценного, то есть лишения частного владения.- Эйфория — ощущение или ожидание приобретения.

    — Тревога — угроза физиологическому или психологическому благополучию.- Гнев является следствием ощущения прямого нападения (намеренного или непреднамеренного) либо нарушения законов, моральных норм или стандартов данного индивида.

  3. Индивидуальные различия.

    Они зависят от прошлого травматического опыта (например, ситуация длительного пребывания в замкнутом пространстве) и биологической предрасположенности (конституциональный фактор). Е. Т.

     Соколова предложила концепцию дифференциальной диагностики и психотерапии двух видов депрессий, основанную на интеграции когнитивной терапии и психоаналитической теории объектных отношений:Перфекционистская меланхолия (возникает у т. н. «автономной личности», по Беку). Провоцируется фрустрацией, потребностью в самоутверждении, достижении, автономии.

    Следствие: развитие компенсаторной структуры «Грандиозного Я». Т. о., здесь речь идёт о нарциссической личностной организации. Стратегия психотерапевтической работы: «контейнирование» (бережное отношение к обострённому самолюбию, уязвлённой гордости и чувству стыда). Анаклитическая депрессия (возникает у т. н. «социотропной личности», по Беку).

    Связана с эмоциональной депривацией. Следствие: неустойчивые паттерны межличностных отношений, где эмоциональное избегание, изоляция и «эмоциональная тупость» сменяются сверхзависимостью и эмоциональным прилипанием к Другому. Стратегия психотерапевтической работы: «холдинг» (эмоциональное «до-питывание»).

  4. Нормальная деятельность когнитивной организации тормозится под влиянием стресса. Возникают экстремистские суждения, проблемное мышление, нарушается концентрация внимания и прочее.
  5. Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующих тот или иной синдром.

    Примеры: депрессия — утрата, тревожное расстройство — угроза или опасность и т. п.

  6. Напряжённое взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг неадаптивных когниций. Страдающая депрессией жена, неверно трактуя фрустрацию мужа («Мне всё равно, она мне не нужна…» вместо реальной «Я ничем не могу ей помочь»), приписывает ей негативный смысл, продолжает негативно думать о себе и своих отношениях с мужем, отстраняется, и, как следствие, её неадаптивные когниции ещё более усиливаются.

Ключевые понятия

Схемы. Это когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию. Схемы могут быть:

  • Адаптивными/неадаптивными. Пример дезадаптивной схемы: «все мужчины — сволочи» или «все женщины — стервы». Разумеется, такие схемы не соответствуют действительности и являются чрезмерным обобщением, однако подобная жизненная позиция может нанести урон прежде всего самому человеку, создав ему трудности в общении с противоположным полом, поскольку подсознательно он будет заранее негативно настроен, и собеседник это может понять и обидеться.
  • Позитивными/негативными.
  • Идиосинкразическими/универсальными. Пример: депрессия — неадаптивные, негативные, идиосинкразические.

Автоматические мысли. Это мысли, которые мозг прокручивает настолько быстро, что они не успевают отразиться в словах во внутреннем диалоге, который человек обычно ведёт с самим собой, когда принимает решение. Однако при этом такие мысли успевают вызвать эмоции и влияют на принятие решений.

Автоматизация происходит обычно с теми мыслями, которые раньше часто повторялись или которым человек придавал особую важность. После того как мысль «автоматизировалась», мозг больше не тратит много времени на повторное медленное обдумывание этой мысли, а вызывает чувство или действие мгновенно, исходя из предыдущих чувств и действий, связанных в памяти с этой мыслью.

Подобная «автоматизация» может быть полезной, когда надо быстро принять решение, но может навредить, если автоматизируется неправильная или нелогичная мысль, поэтому в числе задач когнитивной психотерапии — распознавание таких автоматических мыслей, возвращение их из автоматического подсознания снова в область медленного словесного переосмысления, с тем чтобы удалить неверные суждения и перезаписать их в виде правильных контраргументов. Основные характеристики автоматических мыслей:

  • Рефлекторность.
  • Свёрнутость и сжатость.
  • Неподвластность сознательному контролю.
  • Быстротечность.
  • Персевераторность и стереотипность. После того как мысли становятся автоматическими, они больше не являются следствием размышлений или рассуждений, а вызывают чувства или действия мгновенно и субъективно воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающим нелепыми или противоречат очевидным фактам. Примеры: «Если я получу оценку „хорошо“ на экзамене, я умру, мир вокруг меня разрушится, после этого я не смогу ничего сделать, я окончательно стану полным ничтожеством», «Я разрушила жизнь своих детей разводом», «Всё, что я делаю, я делаю некачественно, поэтому я отказываюсь от любых сложных дел».

Когнитивные ошибки. Это сверхвалентные и аффективно-заряженные схемы, непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов. Виды:

  • Произвольные умозаключения — извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.
  • Сверхобобщение — умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией.
  • Избирательное абстрагирование — фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных её особенностей.
  • Преувеличение и преуменьшение — противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно преуменьшая свои возможности с ней справиться.
  • Персонализация — отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле.
  • Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление, или максимализм) — причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках). Например: «Если я не стану миллионером или знаменитостью, то я — полное ничтожество, и вся моя жизнь будет прожита зря». В психодинамическом ключе данный феномен можно квалифицировать как защитный механизм расщепления, что свидетельствует о «диффузности самоидентичности».
  • Долженствование — чрезмерное фокусирование на «я должен» поступать или чувствовать определённым образом, без оценки реальных последствий такого поведения или альтернативных вариантов. Часто возникает из-за навязанных в прошлом стандартов поведения и схем мышления.
  • Предсказывание — индивид считает, что может точно предсказать будущие последствия определённых событий, хотя он не знает или не учитывает всех факторов, не может правильно определить их влияние.
  • Чтение мыслей — индивид считает, будто точно знает, что по этому поводу думают другие люди, хотя его предположения не всегда соответствуют реальности.
  • Наклеивание ярлыков — ассоциирование себя или других с определёнными шаблонами поведения или негативными типажами.

Когнитивные содержания («темы»), соответствующие тому или иному виду психопатологии (см. ниже).

Когнитивная теория психопатологии

Депрессия

Депрессия — это преувеличенное и хроническое переживание реальной или гипотетической утраты. Когнитивная триада депрессии:

  • Негативные представления о себе: «Я неполноценен, я неудачник как минимум!».
  • Негативная оценка окружающего мира и внешних событий: «Мир беспощаден ко мне! Почему именно на меня всё это наваливается?».
  • Негативная оценка будущего. «А что тут говорить? У меня просто нет будущего!».

Кроме того: повышенная зависимость, паралич воли, суицидальные мысли, соматический симптомокомплекс. На базе депрессивных схем формируются соответствующие автоматические мысли и имеют место когнитивные ошибки практически всех видов. Темы:

  • Фиксированность на реальной или мнимой утрате (смерть близких, крушение отношений, потеря самоуважения и проч.).
  • Негативное отношение к себе и окружающим, пессимистическая оценка будущего.
  • Тирания долженствования.

Тревожно-фобические расстройства

Тревожное расстройство — это преувеличенное и хроническое переживание реальной или гипотетической опасности или угрозы. Фобия — преувеличенное и хроническое переживание страха.

Пример: страх утраты контроля (например, перед своим организмом, как в случае страха заболеть).

Клаустрофобия — боязнь замкнутых пространств; механизм (и при агорафобии): страх того, что в случае опасности помощь может не подойти вовремя. Темы:

  • Предвосхищение отрицательных событий в будущем, т. н. «антиципация всевозможных несчастий». При агорафобии: страх умереть или обезуметь.
  • Расхождение между уровнем притязаний и убеждённостью в собственной некомпетентности («Я должен получить оценку „отлично“ на экзамене, но ведь я же неудачник, ничего не знаю, ничего не понимаю»).
  • Опасение потерять поддержку.
  • Устойчивое представление о неизбежном провале в попытке наладить межличностные отношения, оказаться униженным, осмеянным или отвергнутым.

Перфекционизм

Перфекционизм очень тесно связан с депрессией, но не с анаклитической (той, которая возникает из-за утраты или потери), а с той разновидностью депрессии, которая сопряжена с фрустрацией потребности в самоутверждении, достижении и автономии (см. выше).

Основные особенности:

  • Высокие стандарты.
  • Мышление в терминах «всё или ничего» (или полный успех, или полное фиаско).
  • Концентрация на неудачах.
  • Ригидность.

Психотерапевтические взаимоотношения

Пациент и терапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать. Именно решение проблем, а не изменение личностных характеристик или недостатков пациента должно быть целью терапии. Терапевт должен обладать большой эмпатией, быть естественным и конгруэнтным (принципы, взятые из гуманистической психотерапии); не должно быть директивности. Принципы:

Основные характеристики когнитивно-поведенческой психотерапии

Основные характеристики когнитивно-поведенческой психотерапии

  • С успехом используется при различных психических расстройствах
  • Относительно краткосрочная и ограничена по времени
  • Основывается на всесторонней теории происхождения и поддержания психических расстройств
  • В основном директивная и высоко структурирована
  • Отношения между психотерапевтом и пациентом построены на взаимном сотрудничестве
  • Больше внимания уделяет факторам, поддерживающим текущие проблемы
  • Психотерапевтическая работа направлена на выявление конкретных жизненных проблем
  • В ходе психотерапии формулируются конкретные достижимые цели
  • Является научно-обоснованным видом психотерапии, имеет обширную доказательную базу

Научно доказана эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии в лечении депрессивных расстройств, биполярного аффективного расстройства, панического расстройства, агорафобии, обсессивно-компульсивного расстройства, посттравматического стрессового расстройства, расстройств пищевого поведения, соматоформных расстройств, разного рода зависимостей, нарушений сна, сексуальных расстройств, расстройств личности, органических заболеваний головного мозга и психосоматических заболеваний.

Когнитивно-поведенческая психотерапия относительно краткосрочна и ограничена по времени. Психотерапия, как правило, длится несколько месяцев; в исключительных случаях дольше, чем один год. Количество сеансов варьирует от одного до 20, один сеанс, как правило, длится от 45 до 90 мин.

, частота сеансов в начале терапии составляет от одного до 2 раз в неделю, позднее — раз в 2 недели и до одного раза в месяц. Обычными являются поддерживающие сеансы один раз в 2 — 3 месяца.

Психотерапия может проводится в амбулаторных условиях и в стационаре, как индивидуально, так и в группах, с парами и со всей семьей.

Когнитивно-поведенческая психотерапия основана на теории научения и когнитивной психологии. Использование определённых терапевтических процедур всегда теоретически обосновано и опирается на детальный анализ конкретных проблем и потребностей каждого пациента.

В ходе психотерапии собираются факты, свидетельствующие о частоте, продолжительности, степени тяжести негативных переживаний и проблемного поведения. Мысли и убеждения пациента расцениваем как гипотезы, чья реалистичность или ошибочность должна быть рассмотрена и проверена на практике.

С помощью регулярных занятий пациент получает определенные навыки формирования конструктивного мышления, учится управлять внутренним состоянием, тренирует свои способности и развивает уверенность в себе.

Как общий процесс психотерапии, так и отдельные сеансы имеют предварительно структурированную программу, что позволяет наилучшим образом использовать отведенное время.

Когнитивно-поведенческая психотерапия является директивной в том смысле, что ориентирована на конкретную проблему и достижение поставленных целей.

Психотерапевт изначально более активен и берет на себя роль эксперта, но постепенно в процессе психотерапии его активность уменьшается, основная ответственность переносится на пациента. По мере продвижения пациент все успешнее справляться со своими проблемами и перестает нуждаться в психотерапевте.

Основой психотерапевтических отношений в когнитивно-поведенческой психотерапии является открытое активное сотрудничество. Психотерапевт предоставляет пациенту необходимую информацию, объясняет ему смысл каждого терапевтического процесса. Психотерапевт является эмпатичным, чутким и принимающим.

Он использует только знакомые для пациента понятия, не пытается манипулировать, не говорит ничего, кроме того, о чем действительно думает.

От пациента психотерапевт ожидает, что тот будет активно пытаться решить свои проблемы, открыто говорить и записывать свои мысли, эмоции и переживания, будет готов попробовать новые способы мышления и поведения, даже при временном повышение эмоционального дискомфорта.

По сравнению с психодинамическими направлениями психотерапии, при когнитивно-поведенческой психотерапии меньше сосредоточенность на давних причинах проблемы.

Для проблем, которые длятся длительное временя, определение их первоначальных причин всегда спекулятивное, возможные гипотезы в этом направлении трудно проверить. В отличие от этого актуальны существующие факторы, которые поддерживают эту проблему.

Например, поведение избегания при агорафобии или дисфункциональное убеждение «Никто не может меня любить», можно детально проанализировать, гипотезы об их влиянии можно проверить эмпирически.

Для когнитивно-поведенческой психотерапии характерно то, что она направлена на выявление конкретных жизненных трудностей пациентов. Психотерапевт стремится к точному определению проблемы с точки зрения поведения, мыслей, представлений и убеждений пациента в конкретных ситуациях.

Диагностические категории психических расстройств используются, но считаются слишком общими для раскрытия особенностей проблем каждого конкретного пациента.

Например, проблема пациента определяется не как агорафобия, а более конкретно, как неспособность выйти из дома в одиночку далее, чем на 50 метров и не более чем на 5 мин.

При формулировке целей психотерапии так же, как при формулировке проблемы, существует стремление сделать их конкретными, функциональными, практичными, чтобы была возможность определить, были или не были они достигнуты.

Например, не является подходящей целью психотерапии установка «вылечить агорафобию», но как одну из целей возможно установить: «Я буду в состоянии ходить один за покупками в супермаркет раз в день».

Используемые терапевтические методы являются не самоцелью, а средством для достижения определенной цели, которую пациент и терапевт согласовали заранее.

Когнитивно-поведенческая психотерапия избегает мистики, спекуляции и непонятной терминологии, а также она опираться на конкретные факты и критически их исследует.

Ее значительным преимуществом является доказанная эффективность психотерапии, проверенная на больших группах пациентов с последующим многолетним мониторингом состояния.

Сила, но иногда и слабость когнитивно-поведенческой психотерапии в том, что она пытается приблизить психотерапию к науке и отдаляет ее от искусства и философии.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *