Лечение психологических кризисов

Вне зависимости от вашего опыта, возраста и жизненных обстоятельств, вы наверняка сталкивались с такой вещью, как личностный и психологический кризис.

Это тяжелый период, который сопровождается негативными эмоциями, чувством бессилия, ощущением, что ничего не изменить, и иногда еще и чувством собственной никчемности, если самооценка не в порядке.

Что с этим делать? И что вообще означает кризис? Это нормальный этап развития или признак того, что человек неправильно живет? А может, это надуманные проблемы и нужно просто меньше жаловаться и заняться делом?

И как понять, что с вами происходит именно кризис, что это не просто стресс, застой или саботаж?

Что такое психологический кризис?

Кризис – столкновение с переломным моментом, поворотной точкой в жизни. Это ситуация, когда в жизни то, что раньше работало, теперь почему-то перестало.

Лечение психологических кризисовНапример, мужчина и женщина десять лет жили вместе, а потом женщина поняла, что хочет замуж, мужчина оказался не готов, она не отступила, они начали ссориться и предъявлять друг другу претензии. Это кризис отношений.

Или человек работал инженером и был вроде как всем доволен, но потом начал задумываться о детской мечте стать художником, исполнять свои обязанности все хуже и хуже, и через полгода его уволили. Это кризис самореализации.

У кризиса могут быть внешние или внутренние причины. Может быть, изменились обстоятельства, а может, накопилось слишком много того, что мы игнорировали: подавляемых негативных эмоций, желаний, скрытых проблем. Как правило, внешние и внутренние причины действуют совместно.

В примере про отношения женщина могла сама переживать о статусе своих отношений, но, скажем, посмотрела передачу психолога («Если он не женится, что-то не так!») или поговорила с мамой («Когда уже свадьба?!») и проблема вылезла наружу.

Кризис часто связан с моментом осознания. Раньше было хорошо (нормально, терпимо), а теперь человек понимает, что так больше жить невозможно.

Какие бывают кризисы?

Я описал кризис отношений и кризис самореализации. Есть также кризисы автономии, возрастные, конца жизни, здоровья, смысла жизни и многие другие.

Самые известные возрастные кризисы – рождения, кризис трех лет, семи лет, подростковый, взросления, среднего возраста. В психологии отношений говорят о кризисе семи лет.

В связи со смертью близких, разводом или расставанием человек тоже может переживать психологический кризис – кризис потери. Увольнение с работы, переезд в другую страну или город, болезнь тоже могут вызывать кризисную реакцию.

Зачем нужны кризисы? Кризис, как способ решить проблемы

Лечение психологических кризисовКризис всегда сопровождается негативными эмоциями. Собственно, по ним мы и понимаем, что он с нами случился. Поэтому, когда человек говорит «у меня кризис», обычно он подразумевает, что у него что-то не в порядке. На самом деле что-то не в порядке было уже давно, а кризис означает, что все вышло наружу. И это неплохо. Наоборот, это возможность признать, а затем и исправить ситуацию. Так что в результате кризиса человек может выиграть.

В примере про отношения мужчина и женщина год за годом игнорировали проблемы в отношениях, замалчивали претензии и скрывали обиды. То, что мужчина не женился – далеко не единственная из них.

Вполне возможно, что у него тоже было что предъявить подруге, но он это по каким-то причинам не озвучивал.

И вот накопилось столько всего, что пара начинает ссориться, расходится или в самом лучшем случае идет к семейному психологу, где есть шанс услышать друг друга.

Несостоявшегося художника уже уволили, а рисовать он даже не начинал.

Пять лет потрачено на техническое образование, три – на работу, у него ипотека и дети, в художественный вуз поступать поздно, а тоска по призванию осталась.

И непонятно, то ли пойти за мечтой, то ли спешно искать работу, ведь есть обязательства и привычка, да к тому же кажется, будто глупо в тридцать лет учиться рисовать.

Кризис обычно ощущается человеком не просто как негативный период, а как беспросветный тупик, личный конец света. Это болезненно, но порой необходимо.

Иначе человек может очнуться на пенсии, обнаружив, что потратил всю жизнь на нелюбимой работе или на партнера, которому нельзя доверять, что он ничего толком не умеет и никогда не прислушивался к своим желаниям. А через кризис есть шанс что-то изменить.

Зачем нужны кризисы?

Благодаря кризису человек может не только решить проблемы, которые не осознавал и игнорировал, но и достичь своих целей.

Кризис заставляет человека открыть глаза и внимательнее посмотреть на свою жизнь. Многие, чтобы выбраться из проблем, вынуждены провести своего рода инвентаризацию – «что у меня есть, что я могу, что я хочу». Очень часто при этом они обнаруживают пути и возможности, которые раньше не видели. В момент кризиса мы более открыты к переменам, чем обычно. А без этого целей не достичь.

В итоге кризис становится мощным инструментом роста. И если воспользоваться им, если использовать свои осознания, то можно не просто вернуть и улучшить то, что вы потеряли, но выйти на новый уровень во всех смыслах: личностном, материальном, духовном.

Кризис – для многих людей единственный способ изменить жизнь. Потому что, пока все нормально, не возникает мотивации меняться, даже если теоретически хотелось бы… Кризис – ступень на пути к вашей мечте. Серьезные позитивные перемены в жизни обычно происходят после и в результате кризиса.

Лечение психологических кризисов

Поэтому к кризису хорошо бы отнестись серьезно, не игнорировать его и не пытаться продолжать действовать по-старому – не сработает, только потеряете еще больше времени и сил.

Можно ли избежать кризиса?

Если кризис – это механизм развития, можно ли избежать его, прорабатывая свои проблемы заранее? Если вести осознанную жизнь и постоянно расти над собой, может, тогда и кризисам незачем случаться? Теоретически, да.

Но по моим наблюдениям, людей, которые развиваются без кризисов, нет. Даже самые осознанные среди нас остаются людьми, а потому не хотят меняться добровольно, застревают в гордыне, попадают в ловушки саботажа. Это нормально.

При этом, работая со своими проблемными зонами регулярно, а не только в период острой необходимости, вы можете смягчить свои кризисы. Тогда они не будут каждый раз превращаться в конец света и тяжелое испытание для вас и ваших близких.

Неплохо было бы постоянно уделять время себе, своим отношениям, своему призванию, близким людям. Каждый год или в идеале два раза в год проводить ревизию своих целей и ценностей. Планомерно работать с коучем или психологом, которые помогут вам выделить и проработать проблемные зоны.

Как проходит кризис?

Кризис можно разделить на стадии. Они немного похожи на этапы проживания горя и порой идут параллельно.

  • Причина кризиса: старые схемы перестают работать, накапливается негатив, происходит негативное событие.
  • Начало кризиса: осознание, что что-то не работает, попытки «вернуть, как было», решить проблему привычными средствами, отрицание проблемы
  • Собственно кризис: неприятие, негатив, печаль, стресс. Человек может впасть в состояние жертвы или депрессию.
  • Начало выхода из кризиса: человек осознает проблему и необходимость ее решения
  • Работа с кризисом: выработка новой стратегии жизни, поиск решения
  • Выход из кризиса: освоение новых моделей, адаптация к новому, изменение ситуации или принятие того, что есть (если речь идет о невозвратимой потере), делает выводы.

Лечение психологических кризисов

На нашем примере с парой, которая десять лет не могла пожениться, выглядит это примерно так.

Причины кризиса: накопившиеся претензии пары друг к другу и отчасти давление окружения.

Начало кризиса: разговор и ссора – женщина требует, чтобы мужчина женился и пытается его продавить. Мужчина пытается ее успокоить и получить то, что нужно ему – например, внимание и уважение, продолжать жить вместе без обязательств.

Кризис: оба партнера не уступают и обвиняют друг друга, ссорятся и грустят. Мужчина понимает, что женщина не успокоится, как было в предыдущие двадцать разговоров. Женщина видит, что мужчина по-прежнему не готов делать решительные шаги на ее условиях.

Начало выхода из кризиса: осознание одним или обоими партнерами, что придется что-то изменить, или отношения разрушатся.

Работа с кризисом. Мужчина и женщина пытаются понять и услышать друг друга. Они могут работать самостоятельно или обратиться за помощью к тренингам или психологу. Главное, они находят пути: учатся разговаривать, проводят больше времени вместе. Или наоборот, меньше, если каждому нужно пространство.

Выход из кризиса. Скорее всего, это будет разрыв или выход на новый уровень отношений и свадьба.

Вместо выхода из кризиса может быть отказ от выхода (на мой взгляд, наихудший вариант): оба партнера смиряются с тем, что их потребности в этих отношениях не удовлетворяются, но смиряются с ситуацией из страха перемен. Взаимные претензии не решаются и продолжают замалчиваться.

Попробуйте ради интереса сами разложить по стадиям кризиса ситуацию с инженером, который хотел стать художником. Или свою собственную, что гораздо полезнее.

Как преодолевать кризисы?

  • Признайте кризис и свои эмоции по этому поводу
  • Признайте необходимость изменений
  • Обратитесь за помощью к близким, к психологам, книгам
  • Дайте себе время отдохнуть и пережить стресс
  • Дайте себе время найти новое решение
  • Отнеситесь к кризису как к новой возможности, зоне роста, возможности достижения целей.

Вадим Куркин

Психологические особенности кризисных состояний. Стратегии помощи

Психологические особенности кризисных состояний. Стратегии помощи.

Педагоги-психологи отделения медиации

Шкрябина О.Н., Клюшова О.В.

Кризисное состояние — это психологическое состояние максимальной дезинтеграции и дезадаптации личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, т.е. привычного образа Я, «Я-концепции») и возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта.

  • В структуре кризисного состояния можно выделить четыре основных компонента:
  • — информационную неопределенность, неизбежно порождающую тревогу;
  • — эмоциональное напряжение, включающее в свою структуру тревогу, депрессию и враждебность;
  • — потенциальную возможность развития и роста;
  • -экзистенциальные аспекты переживания.
  • В остро начавшемся кризисном состоянии представляется возможным выделить 4 последовательные стадии:
  • 1) стадия психотравмы («психического шока») – длится от нескольких часов до 2 – 3-х суток;
  • 2) стадия дезорганизации – длится от одних суток до двух недель;
  • 3) стадия «принятия» (адаптации) – длится несколько недель;
  • 4) стадия восстановления – длится от нескольких недель до нескольких месяцев.
  • Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию:

— стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т.п.), провоцирующие различные виды кризисных реакций (острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза), отсроченная реакция на стресс от 2 месяцев до 1 года (посттравматическое стрессовой расстройство) и сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма);

— переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы);

— переход на новый этап индивидуализации (экзистенциальные кризисы).

Обычно человек может самостоятельно преодолеть кризисное состояние. В начале кризиса усиливаются напряжение и тревога, затем активизируются стратегии решения проблем.

Для разрешения кризиса и облегчения состояния используются все психологические и физические ресурсы. В этот период человек восприимчив к самой минимальной помощи и может извлечь значительную пользу из простой поддержки и выслушивания.

Поэтому кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений, это нормальная реакция человека на аномальные события.

В процессе преодоления кризиса человек может приобрести новый опыт, расширить диапазон адаптивных реакций.

С другой стороны, в том случае, если человек склонен реагировать на кризис дезадаптивными реакциями, кризис может углубиться, а болезненное состояние — усилиться.

Читайте также:  Преждевременная эякуляция, как ее лечить. Причины и симптомы преждевременного, то есть раннего семяизвержения у мужчин, где в Москве производится лечение.

Развитие клинических симптомов вызывает новые дезадаптивные реакции, которые могут принять катастрофический характер и привести к тяжелым нарушениям психики, смерти или суициду.

Человек, оказавшийся в затяжном кризисном состоянии, обнаруживает, что его упорядоченный, тщательно выстроенный мир стал шатким и неопределенным.

Все привычные способы, с помощью которых он справлялся с жизненными трудностями, подвергаются сомнению, и он вынужден искать новые пути решения проблем, вырабатывать новые способы поведения, которые могут оказаться более эффективными, чем предыдущие.

  1. Какие это будут способы, во многом зависит от того, к кому он обращается за помощью.
  2. Кризисная терапия в рамках психологического подхода строится на основе следующих принципов:
  3. — не существует каких-либо специальных кризисных технологий и практик,
  4. — кризисная помощь может исключать применение психофармакологии,
  5. — основная стратегия помощи личности и группе в кризисном состоянии заключается в объяснении того факта, что все происходящее с человеком в этом состоянии — нормально и имеет свой смысл,
  6. — основная тактика при работе с экзистенциальными кризисными состояниями — поддержка, и ничего более.

Подавляющее число видов кризисной помощи в настоящее время носит групповой характер.

Это связано с тем фактом, что при кризисах в наибольшей степени терпит ущерб именно социальная адаптированность человека, что проявляется в виде социально-психологической фрустрации («Я ничего не могу делать», «Я никому не нужен», «То, что я делал всю жизнь, бессмысленно», «Людям не дано понять друг друга» и т.п.).

Психологически это состояние находит выражение в форме всепоглощающего чувства одиночества, непричастности к миру окружающих людей («Меня никто не понимает», «Я совершенно одинок в этом мире», «Я никому не нужен и мне никто не нужен» и т.п.).

Ситуация совместного (группового) переживания столь сильных эмоциональных состояний носит терапевтический, коррекционный характер вследствие того, что любая группа есть некоторое «маленькое общество», которое понимает, принимает состояние личности как естественное и преходящее.

Тем не менее, индивидуальные формы консультирования и психотерапии кризисных состояний также продолжают развиваться и совершенствоваться.

  • Отсутствие специфических «кризисных технологий и техник» связано с уникальностью переживания кризиса каждым человеком.
  • Основу как групповой, так и индивидуальной психологической помощи в ситуации кризиса составляют три базовых положения: безопасность (как возможность для изменения), ресурс (силы для изменения), творчество (новые способы изменения).
  • Почему именно арт-терапии удостоилась почетного места среди других подходов и методов в работе с кризисными состояниями?
  • Как убеждает практика, при работе с кризисом необходимы «техники», которые отвечали бы следующим требованиям:
  • — быть совершенно новыми, не имеющими аналогов в привычной деятельности индивида и участников группы;
  • — вызывать в личности состояние максимальной креативности;
  • — воздействовать на психику на глубоком уровне и, если можно так сказать, «глобально».

Всем этим требованиям как нельзя более отвечает стремительно развивающаяся в последние годы стратегия исцеления с помощью искусства, или арт-терапия.

Обладая рядом специфических особенностей, она эффективно способствует восстановлению целостности личности, выходу ее из состояния дезинтеграции (а дезинтеграция, как уже говорилось выше, служит одним из основных психологических «симптомов» переживаемого кризиса).

Однако главная особенность арт-терапии заключается в способности пробуждать и развивать в каждом человеке креативность.

Актуализированная креативность как личностная характеристика (а мы понимаем, что этой способностью потенциально наделены все люди без исключения, так как иначе человек просто не смог бы жить) является мощным ресурсом в критических жизненных ситуациях.

В ходе работы с людьми, переживающими внутренний кризис, актуальными становятся методы, направленные на прямой диалог с бессознательным.

Их цель — дать страдающему человеку возможность услышать свой внутренний голос, принять неизбежность того, что с ним происходит, обрести внутри себя покой.

Когда состояние внутренней пустоты и хаоса разрушается, происходит освобождение от деструкции, начинается путь к исцелению (восстановлению психологической целостности).

Основанием для завершения работы с человеком служит не только изменение его состояния в положительную сторону, но и его очевидный личностный рост.

Используемые источники:

1. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984;

2. Граф С., Граф К. (редакторы-составители). Духовный кризис: когда преобразование личности становится кризисом. — М.: ТПИ-Класс, 1999.

Как пережить кризис?

Что такое кризис? Кризис – период так называемого перелома, когда появляются проблемы, с которыми невозможно справиться прежними способами. После кризиса всегда следует период лизиса – это период стабильности.

 Как известно, мудрость многих поколений закреплена в культуре, языке и традициях. В японском языке слово кризис состоит из двух иероглифов. Первый означает «проблема, потеря чего-то важного», а второй означает «новые возможности».

Так и в жизни – кризисный период начинается тогда, когда в жизни человека появляются новые условия. Эти условия сложны, потому что они не привычны для нас, они являются совершенно новым опытом, таким с которым мы никогда раньше не сталкивались.

Но это не значит, что никто и никогда не сталкивался с подобным в своей жизни.

Случай из практики. На телефон экстренной психологической помощи обратилась молодая семейная пара. Женщина объяснила, что муж к ней совсем потерял интерес, у него тоже накопились к ней претензии. Всего через год, семейная жизнь стала скучной и бессмысленной.

Раньше они много гуляли вместе, предпочитали походы в кино, театр, дискотеки. Но прежние совместные интересы перестали быть актуальны (надоели), а новые, увлекательные для обоих, они ещё не нашли. В результате, они практически перестали проводить время вместе.

Это угнетало обоих, но они смогли решиться и честно признаться себе в том, что изменения в их отношении друг к другу произошли.

Вся жизнь человека связана с постоянным прохождением через кризисные периоды и спокойные. Все кризисы человечество обычно переживает циклично, за кризисом следует спокойный период, когда новых знаний и умений достаточно, чтобы справляться с трудностями. Потом, появляются новые проблемы, и все повторяется вновь.

Люди рождаются, взрослеют, стареют и умирают с одними и теми же проблемами в течение многих тысяч лет. Выйти из кризиса сможет лишь тот, кто сумеет приспособиться к изменившимся новым условиям.

Вспомним, что человечество как вид, выжило лишь благодаря тому, что смогло приспособиться к изменению климатических условий среды. В северных странах наши предки не ходили нагишом, как это делали люди из южных стран, а согревались у костра, закутавшись в теплые шкуры.

Умение изменить свое поведение в соответствии с условиями, которые выдвигает нам жизнь в данный момент и есть адекватный способ решить проблему, а значит, и преодолеть кризис.

Для примера вспомним историю взросления и развития человека. Каждый этап в нашей жизни связан с прохождением критического периода. Сначала человек, рождаясь на свет, переживает свой первый кризис. Он заключается в том, что ребенка привыкшего находиться в тепле и постоянстве среды материнской утробы, переносят в холодную внешнюю среду.

В утробе питание происходит за счет пуповины, а температура достаточная и стабильная. В момент рождения ребенок попадает в совершенно иные условия: яркий свет после внутриутробной темноты, жесткие пеленки и руки врачей после мягкой плаценты, вынужденное питание через рот после питания через пуповину.

Доказательством того, что ребенок переживает в этот момент кризис, служат и объективные признаки, которые можно наблюдать: потеря в весе новорожденного, физиологическая желтуха и т.д. Но уже через несколько дней ребенок снова начинает набирать вес, а желтуха проходит сама собой.

Природа наделила малыша врожденными способностями приспосабливаться к новым сложным условиям.

Потом наступает кризис конца первого года жизни, поэтому, когда у ребенка крепнет костный аппарат (скелет), он научается ходить, а когда у него созревают зоны мозга, он начинает говорить первые слова. Прежние навыки ползать уже не нужны, а чтобы дотянуться до нужного предмета ребенку приходится учиться держать свое тело ровно.

Дальше, ребенок постепенно учится лучше действовать с предметами (игрушками, бытовыми приборами) и ему уже не нужен взрослый как посредник. Это тоже кризисный период, потому что родители привыкли давать ребенку какие-то вещи, руководить его действиями, а теперь он умеет это делать сам. Это кризис трехлетнего возраста, его так и называют – период «Я сам».

Как видим, психологический смысл каждого кризиса в том, чтобы человек научился менять свое поведение на то, которое адекватно и соответствует новым изменившимся условиям и потребностям самого ребенка. Чтобы он приспособился жить по-новому, адекватно оценивая свою новую роль, выполняя новые обязанности, развивая новые качества так, чтобы это помогало ему в дальнейшей жизни.

Трагедия лишь в том, что мы – люди – в отличие от животных в процессе эволюции научились чувствовать. Мы помним что-то хорошее, что было в нашей прежней жизни, и оно не дает нам покоя. Часто клиенты спрашивают, как быть, если воспоминания не дают покоя, а окружающие вещи постоянно напоминают о прошлом.

Случай из практики. Мужчина 30 лет обратился на телефон экстренной психологической помощи с запросом: новая девушка категорически требует забыть старые отношения и перестать общаться с бывшей женой. Как не испортить отношения с новой, но и остаться друзьями с прежней?

Мы не можем забыть все, что происходило с нами раньше – это невозможно сделать. Мы можем помнить все хорошее, потому что имеем на это право. Поступать адекватно – это, значит, не забывая прежнее (все хорошее и плохое) жить дальше, делать выводы из совершенных ранее ошибок и стараться не допускать их.

Справляться с кризисом нам помогают механизмы психологической защиты. Их много (рационализация, проекция, вытеснение, замещение, компенсация, морализация и др.

), но биологических механизмов, помогающих справиться с опасностью, у человечества только два. Ими пользовались всегда, издревле и продолжают до сих пор – бегство и борьба.

Источником опасности может служить все, что угодно: предмет, вредная привычка, другой человек.

Бегством можно назвать избегание проблем, когда человек предпочитает не связываться с источником опасности, старательно забывает про него, вычеркивает из своей жизни, меняет темы разговора, ну и, конечно же, в буквальном смысле, просто убегает от него.

Например, человек любит свою работу, но не любит своего коллегу, с которым вынужден каждый день сидеть в одном кабинете рядом.

Избегание заключается в том, что постоянно он придумывает причины, чтобы как можно меньше видеться с ним, например, уходит из кабинета, задерживается в курилке или даже чаще болеет.

Борьба – это обратная модель поведения, когда человек занимает активную деятельностную позицию и начинает бороться с возникшей проблемой.

В конечном итоге и то и другое является нашей защитой от пугающего фактора. Но не всегда этот защитный механизм бывает адекватным ситуации, и поэтому не помогает решать главную проблему – не устраняет причину кризиса, а лишь снимает симптомы.

Можно долго и безуспешно лечить насморк различными мазями, каплями, микстурами, пытаясь устранить симптом, но болезнь не пройдет до тех пор, пока вы не устраните причину – вирусы и бактерии её вызывающие.

Как показывает практика, самым сложным для человека, оказавшегося в кризисной ситуации, бывает просто обратиться за помощью к другим людям или довериться специалисту. К психологу приходят уже после того как проблема проявила себя в полной мере.

Каждая трудность, с которой мы сталкиваемся в своей жизни, несет в себе определенный смысл, который мы не всегда можем точно, быстро и правильно понять. Для того чтобы ее преодолеть, важно понимать суть происходящего. Человеку легче принять что-то, когда он это понимает, когда событие вкладывается в его систему ценностей, представлений, ожиданий.

Читайте также:  Психологический тест. Вы и Ваш мобильный телефон

Каждая проблема индивидуальна, но в целом, можно сказать, что они проходят и уходят по одинаковой схеме у всех людей.

Сначала, у каждого человека, оказавшегося в неожиданной и трудной ситуации, происходит шок, потом человек пытается отрицать происходящее, когда пришло понимание, наступает стадия агрессии или другими словами, стадия поиска виновных, за ней следует депрессия, завершается все стадией принятия.

Шок. Человек сталкивается с непредвиденным, неожиданным событием, которого никогда не было в его жизни раньше. Женщина воспитывалась в семье, где не было принято силой решать конфликты. Когда муж впервые ударил ее во время ссоры, она была просто не готова к этому.

Смысл этой стадии в том, чтобы, подготовить сознание и тело (тесно связанные между собой) человека к чему-то неизвестному. На физиологическом уровне происходит сбой прежних «настроек» организма. У человека может начаться не контролируемая дрожь, конечности становятся ватными, язык перестает двигаться и т.д. Организм должен перенастроиться, и для этого ему нужно время.

У каждого человека длительность пребывания в этой фазе различна и может колебаться от нескольких минут, до нескольких часов.

Отрицание. Смысл стадии в том, чтобы осознать, что не все события нашей жизни подвластны нашему контролю. На этой стадии люди, ставшие жертвой насилия или потерявшие близких отказываются верить в произошедшее с ними. Говорят, что ничего не помнят и отказываются говорить об этом с другими людьми. Эта стадия может длиться от нескольких часов до нескольких дней или даже недель.

Агрессия. Поиск виновных является способом выплеснуть внутренние эмоции, попыткой вернуть контроль над ситуацией. Довольно часто проявляется аутоагрессия (агрессия, направленная на себя), человек винит себя за то, в чем объективно он не может быть виновен.

Под действием эмоций, человек может впасть в состояние аффекта и попытается причинить вред себе или другим людям.

Длительность этой стадии может затянуться до нескольких месяцев или даже лет, но также может пройти очень быстро – все зависит от индивидуальных особенностей человека.

Депрессия. Когда человек, в конце концов, понимает, что ничего уже нельзя изменить, он может впасть в депрессивное состояние. Это время снижения активности, попытка переосмыслить свою роль в том, что произошло.

Человеку, в этот момент, скорее всего, может потребоваться поддержка окружающих, но ни в коем случае не навязчивая болтливость, а простое спокойное сочувствие и понимание. Длительность депрессии, также зависит от индивидуальных особенностей человека, она может длиться, в среднем, от нескольких суток до года.

Особенностью депрессии является то, что при неблагоприятных условиях, она может стать затянувшейся, либо перерасти в заболевание.

Принятие. Эта стадия является завершающей. В конечном итоге, она наступает всегда и у каждого человека, независимо от его возраста и жизненного опыта. На стадии принятия человек понимает, что жизнь, какая бы она ни была, продолжается и любую проблему, при желании можно решить. А то, что произошло, является его новым опытом, с которым можно и нужно научиться жить дальше.

Савинков С. Н.,

ведущий психолог ОДМПКиИП ФКУ ЦЭПП МЧС России

Что такое личностный кризис?

Кризис… Это не очень приятное на слух слово пришло к нам из древнегреческого языка. Оно переводится как: «решение, разделение дорог или поворотный пункт». Значений же его великое множество.

В медицине это термин, который определяет пограничное состояние больного между жизнью и смертью. В экономике это падение национальной валюты, безработица и рост цен.

В политике, вообще – конфликт, война, революция! Что же касается человеческой психики…

Что значит «кризис личности»

Каждый из нас на протяжении жизни периодически испытывает некий внутренний дискомфорт от недовольства самим собой, который приводит к появлению вопросов о смысле собственного существования и правильности своих поступков и действий.

Это как раз и есть личностный кризис.Переживание переломного момента, который влияет на дальнейший ход жизни.

Такие периоды обычно отличаются сильными негативно окрашенными эмоциональными переживаниями и чаще всего связаны с возрастными изменениями социального характера.

Кризисы в жизни человека

Первый, уже взрослый кризис, обычно случается на пороге совершеннолетия, когда юношеская «безбашенность» позади, а на горизонте поднимается призрак личной ответственности за собственную жизнь. Когда появляется вполне реальная вероятность принятия судьбоносных решений в плане образования, работы и личной жизни.

Дальше идет пресловутый «кризис среднего возраста». Ему в основном подвержены люди, достигшие 35-40 лет. Это время подведения предварительных итогов жизненного пути, оценки полученного опыта, успехов, поражений и разочарований. Но нельзя не учитывать, что одновременно это момент и для планирования дальнейшего пути.

Следующий кризис связан с неизбежным выходом на пенсию. Для профессиональных военных и полицейских (имеются в виду офицерский состав) это 45 лет, для гражданских – 55-60. Пенсия – это смена привычного образа жизни и совершенно другие деньги на выживание, и необходимость снова искать свое место в нашем непростом мире.

Проявление психологических кризисов у мужчин и женщин

Личностные кризисы мужчин и женщин значительно отличаются друг от друга. Мужчины более остро и глубоко переживают кризисы, связанные со своей самореализацией в социуме. Женщины тяжелее переносят кризисы, связанные с возрастом и отношениями.

Во время личностных кризисов мужчины чаще женщин испытывают отчаяние, агрессию по отношению к окружающим и к себе, а также больше фиксированы на телесных ощущениях. В то время как женщины чаще говорят о чувстве одиночества и о боязни одиночества.

Женщины в кризисных переживаниях чаще жалуются на несправедливость жизни, мужчины же размышляют о ее смысле и смысле собственного существования. Мужчины переживают кризисный период более тяжело и чаще склонны «смягчать» негативные чувства алкоголем, и даже совершать суициды.

Интересно, что даже если женщина переживает кризис эмоционально тяжелее, из этого состояния она выходит намного легче и быстрее, чем мужчина.

Причины психологических кризисов

На самом деле, личностных кризисов больше, чем перечислено выше. Состояние кризиса может возникать при любых изменениях в жизни человека. Причиной могут послужить: смена места учебы или работы, переезд в другой город или страну, потеря близкого человека, болезнь и т.п.

Существует так же понятие «экзистенциального кризиса» (латинский. existentia — существование; др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт).

Его характеристиками являются состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта, депрессия, которые возникают при вопросе о смысле собственного существования на планете Земля.

Экзистенциальный кризис наиболее распространен в цивилизованных культурах, где основные потребности для выживания человека уже удовлетворены. Экзистенциальный кризис так же может быть следствием: хронического недосыпания, одиночества, психологической травмы, депрессивного расстройства, установлением смертельного диагноза.

Зачем нужен психолог

Состояние личностного кризиса обязательно отразиться на самом человеке и на его взаимоотношениях с окружающими людьми. Как следствие, он может погрузиться в себя, не обращаясь за помощью.

Но, если разобраться, любой кризис – это отправная точка к чему-то новому, и его преодоление по силам каждому человеку.

Главное, не терять контроль за сложившейся ситуацией, поставить перед собой задачи и постепенно работать над своей целью в дальнейшей жизни.

                               Что такое психологический кризис?

Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт). Психологический кризис  это процесс перехода от дезадаптированного состояния после резкого изменения в жизни в адаптированное.

Кризис это столкновение вашего прежнего Я с новым Я, которое пережило какой- то новый опыт, перешел в другое состояние, другой статус.

Кризис это столкновение конфликтующих идей, установок, понимания мира, вариантов решений, которые вам надо принять после того, как что то у вас изменилось или произошло.

Кризисы, конечно, никто не любит, но в целом, если отвлечься от эмоций, и увидеть всю картину вашей жизни, кризис это позитивное явление, которое подталкивает к развитию, к изменению. 

Например,  после развода,   я  думала, что это конец света. Но в результате, это пошло мне на пользу. Я стала более самостоятельной, научилась сама решать  бытовые вопросы, которые раньше и не думала, что могу решить. Я освободилась от страха и тревоги. Стала более уверена, спокойна и радостна. То есть, мое состояние и поведение изменились в лучшую сторону.

 Люди, по понятным причинам, боятся кризиса и впадают в панику. Никто не хочет менять что-то в жизни, где все налажено. Ведь неизвестно, к чему это приведет. Неизвестность всегда пугает. Я тоже была в панике первое время, но потом стала работать над собой, и кризис обернулся мне на пользу.

  •  КРИЗИС — ЭТО ВСЕГДА РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ В ЖИЗНИ И СИГНАЛ К ИЗМЕНЕНИЮ.  
  • И ЭТО ХОРОШО!
  •  Какие бывают кризисы?
  • Шведский психиатр Йохан Кульберг, в своей книге «Кризис и развитие» (Johan Cullberg “Kris och utvecking”, Lund, 1983) определил два типа психологических кризисов: патологический и нормальный.  

Нормальные кризисы Нормальные кризисы сопровождают людей по жизни и дают им новый опыт и мудрость. Они их успешно преодолевают и взрослеют. Нормальные кризисы делятся на кризисы развития и травматические.  

Кризисы развития – это кризисы, которые отражают стадии развития человека. Например, первый кризис – рождение. По мере роста ребенка, выход из симбиоза с матерью – это кризис 3-х лет ,  ребенок идет в школу – это кризис 7 лет,  далее идет подростковый кризис.

Когда юноша идет в армию это кризис превращения из мальчика в мужчину.  Начало учебы в университете.  Начало работы, смена работы.  Переезд на новое место, иммиграция. Кризисы зрелости (сексуальный дебют, женитьба, кризис середины жизни). Это все примеры кризисов развития.

И это нормальные кризисы.

Травматические  кризисы – смерть близких, несчастные случаи, гражданский стыд, телесное повреждени (например, ампутация), серьезная болезнь. C  этими кризисами человек обычно справляется, поскольку он запрограммирован на них в течение жизни.

 Нормальный кризис обычно преодолевается в течение 1 года. Можно справиться с ним самому, а можно обратиться за помощью. Если обратиться к психологу,  коучу, духовнику, то можно сократить это время и выйти из кризиса с наименьшими потерями.  Заметьте, к психиатру обращаться не надо, вам дадут таблетки, которые могут только затянуть кризис. 

Паталогические кризисы — это те,  с которыми человек не справился за год. Симптомы  стрессового расстройства сохраняются и даже ухудшаются. Тогда может развиться посттравматическое стрессовое расстройство, депрессии, невротическое развитие личности и т.п.

 В этом случае обязательно нужна помощь специалиста, возможно психиатра.Если ваш близкий человек в депрессии, говорит о том, что не хочет жить, не видит будущего, не игнорируйте эти сигналы, не ждите когда само собой все рассосется, не позорьте его за слабость и неспособность справиться с эмоциями.

Ведите его к специалисту.

Поведенческие проблемы. Кризы 1 года, 3 лет и 7 лет. Адаптация к детскому саду и школе

Вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название «возрастные», т.е.

такие, которых избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно.

Читайте также:  Биполярное аффективное расстройство: два полюса настроения

Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода.

Любой кризис – это своеобразный скачок в развитии. В это время ребенок приобретает такие новые черты и качества, которые позволят ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности маленького человека, которой необходимо, чтобы с ней считались.

Кризисов не надо бояться. Существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать.

Итак, приближается первый день рождения вашего малыша. С некоторых пор вы начинаете замечать, что ваш ребенок стал вести себя по-другому.

Он вдруг стал неуправляем, с вашей точки зрения странно и необъяснимо себя ведет: может без объяснимых причин упасть на пол, закапризничать, отказаться от еды, сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости.

Всегда спокойный малыш почему-то превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло? Просто ваш малыш подрос. С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства. А это грань между двумя эпохами.

Это новая ступенька в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности, к независимости.

И вот прошло еще немного времени и у вашего малыша все чаще в речи звучит: «Я сам!» У ребенка появляется желание все сделать наоборот, то есть прямо противоположно тому, о чем ему сказали или попросили. Он становится упрямым и настойчивым, иногда требуя то, чего ему не так уж и хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Чем бы вы его не соблазняли, он не может отказаться от своего первоначального решения. Малыш требует, чтобы с его мнением считались. В три года ребенок впервые способен поступать вопреки своему собственному желанию.

То, что малыш учится поступать не под влиянием любого случайно возникшего желания, является важным завоеванием в его развитии. Такое поведение ребенка называют кризисом трех лет. Если в год ребенок отделяется от мамы физически, то суть кризиса трех лет – психологическое отделение от взрослого.

Это значит, что ваш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и сам хочет принимать решения, куда пойти и что сделать.

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития.

Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. У 6-7 летнего ребенка возникает новая потребность узнать скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков.

Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.

В период кризисов нелегко приходится как родителям, так и самому малышу. Профессиональные рекомендации детского психолога помогут родителям справиться с этими нелегкими периодами в жизни каждой семьи.

Адаптация к детскому саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
  2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три — пять месяцев).
  3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
  • Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
  • тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки. 1-й вариант: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания — более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов. 2-й вариант: Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Любые родители хотят, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации.

Обращение к детскому психологу перед поступлением ребенка в детский сад поможет вам максимально справиться с этой задачей.

Специалист проведет диагностику готовности малыша, даст профессиональные рекомендации родителям, чтобы процесс привыкания ребенка к новым условиям был менее болезненным как для ребенка, так и для всей семьи.

Адаптация к школе

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня.

Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания.

Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду.

Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.

Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Трудности в общении с братьями и сестрами

В вашей семье появился второй ребенок. Это испытание не только для родителей, но и для их первенца. Нужно помнить, что в эти недели не только папы и мамы приноравливаются к характеру нового члена семьи, но и первенец формирует свое отношение к младенцу. Любой здоровый ребенок при рождении братика или сестрички испытывает дискомфорт, беспокойство и чувство незащищенности.

Причина всех этих переживаний – страх, вызванный тем, что он перестал быть главным действующим лицом в жизни родителей. Роль, которая отводится старшему ребенку, весьма сложна, многогранна и ответственна.

Очень скоро первенец утверждается в сознании того, что в родной семье его главенство безнадежно утрачено, что он перестал быть уникальным и незаменимым, что к нему относятся более строго, чем к младшему, что от него ожидают непомерно многого, что его считают более компетентным, умным и сильным, что, с одной стороны, лестно, а с другой – влечет за собой требования быть во всем образцом для младшего. Если даже некоторые ощущения старших детей не соответствуют реальности, в абсолютном большинстве случаев дети совершенно правы в своей оценке действительности.

Многие дошкольники и младшие школьники высказывают желание обрести братика или сестричку. Однако, в первую очередь, эта просьба отражает стремление ребенка поскорее вырасти, стать взрослым или хотя бы старшим.

Он рисует в своем воображении будущего партнера по играм и более интересную замену мишкам и куклам.

Однако, рождение долгожданного братика или сестрички становится жестоким разочарованием для старшего ребенка: предполагаемый партнер по играм оказывается может только кричать и писать в штанишки, а главное, для мамы и папы он перестал быть единственным и уникальным.

Разочарование старшего ребенка, как правило, трансформируется в непослушание, капризы, гнев и агрессию по отношению к новорожденному. Порой объектом агрессии становятся и родители, особенно мама.

Родители, в свою очередь, испытывают разочарование в старшем ребенке: не он ли упрашивал – родите мне братика или сестричку? Иногда, правда, поведение первенца может быть, наоборот, слишком ласковое по отношению к сопернику.

Но, если внимательно наблюдать за общением детей, можно заметить, что при всем якобы «замечательном» отношении старшего к младшему, первый ребенок всегда норовит «немножко» сильнее прижать младшего, незаметно его ущипнуть или толкнуть. Так проявляется ревность – чувство, которое неизбежно в случае рождения второго ребенка.

В данном случае родители сталкиваются с такими вопросами, как:

  • когда лучше рожать второго ребенка?
  • когда рождается ревность?
  • как усилить преимущества и уменьшить трудности?
  • как отличить игру первенца от его регрессивного поведения?
  • с какими трудностями может столкнуться старший и младший ребенок?
  • с какими трудностями может столкнуться третий ребенок в семье? и т.д.

Консультация детского психолога поможет родителям добиться определенных позитивных результатов в своих отношениях со старшим ребенком и восстановить мир и гармонию в семье.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *