Подростковые страхи: акнефобия

Подростковые страхи: акнефобияПодростковый возраст является одним из наиболее важных периодов развития человека, который существенно влияет на всю его дальнейшую жизнь, это своего рода «мостик» между детством и зрелостью. Начинается он при половом созревании (приблизительно в 11–13 лет) и заканчивается к 16–18 годам, хотя нужно сказать, что возрастные границы достаточно размыты и индивидуальны для каждого ребенка. Помимо масштабной перестройки практически всех внутренних органов и систем, в этот период кардинально меняется и психоэмоциональное состояние. Очень часто родители сталкиваются с совершенно новым, непривычным поведением ребенка, повышенным уровнем тревожности, беспокойства. Крайняя степень подобных психоэмоциональных расстройств, подростковые фобии, встречаются относительно нечасто, однако без своевременной коррекции они чреваты серьезными проблемами и осложнениями, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. В центре психического здоровья «Лето» можно получить консультацию подросткового психотерапевта, который знает, как помочь ребенку, и подберет не только соответствующую программу психотерапии, но и (при необходимости) медикаментозное лечение.

Предпосылки для развития фобий у подростков

Подростковые страхи: акнефобияОсобенности подросткового периода во многом обусловлены началом активного функционирования половых желез. Сложное взаимодействие гормонов роста и половой системы вызывают бурное физическое развитие, что в свою очередь может сопровождаться временными, переходящими нарушениями работы сердца, легких и других внутренних органов, системы кровообращения.

Педиатры подтверждают, что у подростков часто отмечают перепады сосудистого и мышечного тонуса, разнообразные вегетативные расстройства, что и обуславливает нестабильность психики и поведения. Им очень сложно приспосабливаться к происходящим в организме изменениям, переживать «гормональную бурю».

Ситуация усугубляется тем, что внешние и физиологические перемены совпадают с социальными нагрузками. Нужно думать об успешном окончании школы, определяться с будущей профессией.

Невольно происходит интеграция во взрослую жизнь: подросток впервые сталкивается с проблемами взаимоотношений с противоположным полом, финансовыми трудностями, интенсивными умственными (нередко и физическими) нагрузками.

Незрелость мышления сочетается с появляющимся «чувством взрослости». С одной стороны, ребенок рьяно отстаивает свою точку зрения, стремится оградить свою жизнь и интересы от вмешательства родителей, но с другой — невозможность самостоятельно решить определенные проблемы вынуждают его обращаться за помощью к взрослым.

Психотерапевты сходятся во мнении, что формирование фобий у подростков во многом обусловлено их отношениями с родителями. Предпосылками для возникновения подобного расстройства могут быть: Подростковые страхи: акнефобия

  • гиперопека, стремление отца или матери все сделать вместо ребенка, ограждение его от каких-либо обязанностей, ответственности за собственные слова и поступки, естественно, он не готов ко взрослой жизни, принятию самостоятельных решений;
  • большое количество ограничений и запретов (особенно, необоснованных);
  • тотальный контроль, постоянное одергивание, замечания по любому, даже незначительному поводу (в частности, в присутствии других людей, сверстников, одноклассников и т.д.);
  • частые упреки со стороны родителей, которые постепенно закрепляют у ребенка чувство вины;
  • сильный испуг, психотравма из-за какой-либо аварии, катастрофы, семейных скандалов, физического и/или сексуального насилия, несчастного случая, болезни, травмы и т.д.

Клинические проявления фобий подростков

В определенном возрасте и определенных ситуациях тревожность и страх являются нормальной реакцией организма на происходящее вокруг.

Например, вполне объяснимо беспокойство перед предстоящей контрольной, экзаменом, выступлением в школе/ВУЗе, первым свиданием.

В данной ситуации тревога, наоборот, помогает мобилизовать все ресурсы организма перед важным событием, действовать более эффективно.

Важно!

В отличие от физиологически и психологически нормальной тревоги, фобии иррациональны. Они не связаны с реальной угрозой, страх сопровождается ощущением собственной беспомощности, полностью овладевает сознанием, негативно сказывается на образе жизни, ведь подросток всеми силами стремится избежать провоцирующих подобное чувство обстоятельств.

Постоянное беспокойство и тревога вносят разлад практически в любую деятельность. Падает успеваемость, может появиться враждебность. Типична заниженная самооценка, чувство неуверенности в себе, зависимость от мнения окружающих, безынициативность.

Классификация

В зависимости от содержания страхов выделяют несколько форм подростковых фобий: Подростковые страхи: акнефобия

  • Социофобия: сильнейший страх оказаться в центре внимания, сказать или сделать то, что вызовет насмешки или неодобрение окружающих. При агорафобии боятся публичных выступлений, избегают приема пищи в кафе, вечеринок, клубов и дискотек, иногда пациент, несмотря на физиологические потребности, не может пересилить себя и посетить общественный туалет.
  • Агорафобия; боязнь оказаться в толпе, общественном месте, транспорте. Для такой формы фобического расстройства характерны приступы панических атак, которые сопровождаются усилением сердцебиения, одышкой, тахикардией, не исключены нарушения сознания, дезориентация.
  • Специфические (изолированные) подростковые фобии. Отличаются появлением неконтролируемого страха в строго определенной ситуации или же перед какими-либо объектами. Это может быть боязнь высоты, темноты, животных, насекомых. Иногда на это долго не обращают внимания, так как подросток (и его родители) приспосабливаются к нему, избегая провоцирующих тревогу ситуаций.

В отдельную группу выделяют школьную фобию, которая проявляется боязнью оценки знаний, несоответствия требованиям учителей, перехода в следующий класс, другую школу и т.д. В подобных случаях характерны частые прогулы, уклонение от посещения занятий под любым предлогом.

Принципы лечения подростковых фобий

Учитывая, что расстройство влияет не только на психоэмоциональную сферу, но и вызывает различные соматические нарушения, без медикаментозного лечения обойтись практически невозможно. В первую очередь назначают препараты для симптоматической терапии. Прописывают: Подростковые страхи: акнефобия

  • ноотропы и церебральные вазодилататоры, улучшающие кровоснабжение головного мозга;
  • поливитаминные комплексы, стимулирующие обмен веществ, повышающие физическую и умственную выносливость;
  • кардиопротекторы;
  • антиоксиданты;
  • адаптогены;
  • нейропептиды;
  • ГАМК-ергические препараты;
  • общеукрепляющие средства.

В обязательном порядке требуется оптимизация режима дня, посильные физические нагрузки (ЛФК, плавание, длительные прогулки на свежем воздухе), рациональное полноценное питание.

Вопрос применения специфических противотревожных препаратов для лечения подростковых фобий по-прежнему остается открытым. Это связано с тем, что у пациентов этой возрастной группы риск нежелательных реакций выше из-за незрелости нейромедиаторных систем, особенностей функционирования серотонинергических, норадренергических и дофаминергических структур.

При изолированных фобиях, когда возможно исключить влияние объекта страха на повседневную жизнь, применения психотропных средств стараются избежать, однако при социальной и агорафобии без них обычно не обойтись.

Специалисты медицинского центра «Лето» отдают предпочтение антидепрессантам из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) последнего поколения.

Они не обладают выраженным седативным действием, не снижают работоспособность, умственную активность, что позволяет ребенку продолжить учебу.

При выраженных сопутствующих нарушениях сна, психомоторном возбуждении и ажитации на непродолжительный срок назначают транквилизаторы из группы бензодиазепинов. Однако длительность их приема не должна превышать 2 недель из-за риска развития привыкания. К этому времени полностью «раскрывается» лечебный эффект антидепрессантов, и бензодиазепины постепенно отменяют.

Психотерапия

Подростковые страхи: акнефобияВ работе с пациентом психотерапевт применяет различные стратегии преодоления тревоги. В первую очередь это зависит от содержания фобии, вызывающих беспокойство ситуаций, особенностей характера и поведения ребенка. В большинстве случаев практикуют адаптированный вариант когнитивно-поведенческой терапии.

Обычно пациент прекрасно понимает, что его страх и стремление избежать вызывающих его объектов и/или ситуаций иррационален. И очень важно, чтобы ребенок научился контролировать свои чувства. Врач помогает ему детально разобраться в природе и причинах тревоги, найти способ преодолеть и победить страх.

Что делать при фобиях у подростков, подробно расскажет наш врач на предварительной консультации. Для записи на прием звоните по телефону 8(969)060-93-93.

Первичная консультация для будущих пациентов и их родственников в нашем Центре психического здоровья “Лето” проводится абсолютно БЕСПЛАТНО.

Несмотря на то, что лечение платно, мы делаем все от нас зависящее, чтобы услуги были доступны большинству нуждающихся.

Вы можете обратиться в любой время дня и ночи, работаем 24/7

Читайте также:  Симптомы шизофрении у подростков: разноплановость и выразительность

Её можно пройти на дому, амбулаторно или в стационаре.

В случае необходимости, мы введем необходимые препараты на дому или сами осуществим доставку больного в клинику.

О возникших у вас проблемах узнают только те, кому вы скажете сами.

Мы придерживаемся международных протоколов лечения в психиатрической клинике.

Кошель Наталья Александровна

Врач психиатр-нарколог

Акнефобия – Боязнь прыщей

Главная Статьи Описание проблем Акнефобия – Боязнь прыщей

Подростковые страхи: акнефобия

Каждому молодому человека, да и не только ему, хочется иметь привлекательный внешний вид. И лицо особенно.

В подростковом возрасте, в силу влияния гормонов, дефектом, ухудшающим внешний вид лица, являются прыщи. Они не приносят физическую боль, но доставляют массу психологических проблем юным людям.

Так из-за прыщей, молодежь панически боится встреч и общений со сверстниками.  Название этому – акнефобия.

Акнефобия – страх появления прыщей, угрей, акне.

Акне – кожное заболевание, проявляющиеся в образовании  крупных угрей из-за нарушения работы сальных желез.

Излишнее выделение жира закупоривает поры, где любят поселиться бактерии. Так на лице появляются прыщи. В большинстве случаев появляются на лице.

В подростковом периоде лучший друг является авторитетом. Стоит ему подшутить над прыщами, все, страх быть осмеянным тут же появляется.

Молодые люди боятся быть некрасивыми из-за прыщей, в большей степени подвержены девушки этому. Они боятся физического уродства, быть осмеянными, быть непривлекательными.

Подростковые страхи: акнефобия

Причины возникновения акнефобии:

  • Свойства личности человека. Возможно, родители не уделяли внимание и не объясняли ребенку, что он личность, имеет определенные способности, качества. Подрастая, такой ребенок считает, что ему нечем привлечь внимание противоположного пола, а прыщи лишают этой возможности совсем.
  • Взаимоотношения родителей с ребенком. Возможно, родители слишком много акцентировали внимания на внешности ребенка. Родители всегда навязывали мнение, что девочка быть опрятной и красивой. И ребенок начинает бояться испортить внешность.
  • Легко внушаемые люди. Это про рекламу. Реклама играет на страхе подростков.  В ней преподносят, что прыщавый подросток не может пойти на вечеринку и свидание. А чудо-мазь его спасет. Может быть подросток и не мучился прыщами, а посмотрев такую рекламу, у него «откроются» глаза на проблему.

Симптомы акнефобии:

  • раздражительность, тревожное состояние,
  • человек внимательно относится к своему лицу и телу,
  • рассматривает лицо в зеркале, чтобы не пропустить появления сыпи,
  • при возникновении одиночного прыщика, подросток впадает в панику, применяет угревые средства, обрабатывает антибактериальными, противовоспалительными препаратами,
  • в сумке при себе имеется аптечка «первой помощи» при появлении прыщей,
  • выдавливание прыщей,
  • бережливое отношение кожи от загрязнений,
  • человек боятся выходить на улицу, чтобы не лицо не попадала пыль,
  • периодическое принятие душа в течение дня.
  • ощущение паники от нового прыщика,
  • прикрытие некрасивых мест волосами, шарфами,
  • тщательно проводит профилактическую обработку кожи, осуществляя ее несколько раз в день,
  • посещение косметологических салонов,
  • не идет на дискотеку, а остается дома.

Подростковые страхи: акнефобия

Самопомощь:

  • умывайтесь дважды в день,
  • пользуйтесь нежными средствами для умывания,
  • регулярно мойте волосы головы,
  • не стоит выдавливать прыщи,
  • наладьте питание,
  • защищайте кожу лица от длительного пребывания на солнце,
  • улыбайтесь чаще.

Лечение страха прыщей:

Очень эффективными методами являются:

  • Рациональная психотерапия. Человек пересматривает свое отношение к появлению прыщей, как к неизбежному возрастному изменению, которое никак не угрожает жизни.
  • Медикаментозная терапия. Если присуще высокий уровень тревожности, депрессии, то можно воспользоваться транквилизаторами, антидепрессантами, нейролептиками, но только строго по назначению специалиста. Но помните лекарства лишь ненадолго снимут симптомы и не избавят полностью от проблемы.
  • Психотерапия. Достигается моментальный результат. Во время сеанса с психотерапевтом разбирается подсознание пациента и выявляется причина его страха кожных высыпаний.
  • Гипноз. Специалист внушает пациенту правильное отношение на развитие фобии.
  • Аутотренинг. При регулярных сеансах сводится к минимуму чувство тревожности и страха кожных подростковых изменений.

Важна работа с неправильными установками личности, а потому доверить ее нужно психиатру или психотерапевту.

Врач психолог, аналитический психотерапевт Филиппов Андрей Александрович сможет обнаружить причины и устранить их последствия. Нужно осознать, что появление прыщей в подростковом возрасте  -нормальный процесс, и многие сталкиваются с такой проблемой. Поставить себе цель на ее лечение. И все у Вас получиться!

Назад к списку

Фобии у детей и подростков

Подростковые страхи: акнефобия

Фобии у детей и подростков – патологические, чрезмерно выраженные реакции страха, возникающие в ожидании или при непосредственном воздействии определенного объекта, ситуации. Проявляются повышенной тревожностью, эмоциональным напряжением, вегетативными реакциями (нарушениями сна, аппетита, учащением сердцебиения), избегающим поведением. Диагностика проводится методом беседы, клинического интервью, самоотчетов. Основой лечения является когнитивно-бихевиоральная терапия, метод систематической десенсибилизации, при выраженной симптоматике назначаются антидепрессанты, транквилизаторы.

Здоровые дети и подростки испытывают страх. Данная эмоция является нормальным ответом на опасность. Физиологические механизмы, составляющие основу данного состояния, мобилизуют организм для оценки ситуации, принятия решения о борьбе/бегстве. Фобия отличается от нормального страха выраженной интенсивностью, продолжительностью, неадекватностью, навязчивостью.

Характерно критическое отношение ребенка к переживанию, понимание его нелогичности, нецелесообразности, попытки противостояния, избегание. Тяжелые фобии, ограничивающие поведение, встречаются примерно у 1-1,5% детей и подростков. Расстройство чаще диагностируется у девочек дошкольного, младшего школьного возраста.

Отчасти это связано с их большей открытостью, готовностью обсуждать свои страхи.

Подростковые страхи: акнефобия

Фобии у детей и подростков

Фобические расстройства формируются на основе повышенной впечатлительности, мнительности, тревожности, склонности к фантазированию. Внешними факторами могут стать:

  • Способы воспитания. Фобии провоцируются жестким, директивным отношением, гиперопекой, тотальным контролем, тревожностью родителей.
  • Демонстрация насилия, запугивания. Патологические страхи возникают после просмотра кинофильмов, телевизионных передач, изобилующих сценами насилия, убийства, преследования, террора.
  • Сильный испуг. Устойчивые фобии развиваются после однократного интенсивного испуга: атаки уличными собаками, пожара, падения с высоты.
  • Психические заболевания. Фобии являются компонентом обсессивно-компульсивного невроза, шизофрении, биполярного, тревожного расстройства.

Согласно когнитивной теории неадекватные страхи появляются из-за неспособности правильно воспринять, переработать информацию. Искажается оценка ситуации, незначительные, не представляющие угрозы стимулы провоцируют панику, стремление к бегству.

Наибольшее искажение мыслительных процессов определяется при психозах – содержательной базой становятся бредовые идеи, галлюцинации. Более адекватные страхи формируются при выраженных психологических чертах, акцентуациях характера, реактивных неврозах.

Группу риска составляют тревожно-мнительные, внушаемые, впечатлительные дети. Поведенческая концепция рассматривает страх как обусловленную рефлекторную реакцию с неугасающим ответом на стимул.

Пусковым механизмом становятся внешние условия – стрессовая ситуация с испугом, высокая тревожность родителя, деструктивный стиль воспитания.

Наиболее значимым с практической точки зрения является разделение навязчивых страхов по степени выраженности – оцениваются изменения эмоционального, соматического состояния, уровень социальной дезадаптации.

Тяжелые формы характеризуются паникой, состоянием ужаса, моторным возбуждением, заторможенностью, нарушениями ритма дыхания, сердцебиения, избеганием ситуаций, где возможно появление стимула.

При легких формах фобии частично контролируются, внешних эмоциональных, вегетативных изменений нет, ограничения поведения компенсируются (выбором маршрута, способов времяпрепровождения). Отечественным психиатром А. Карвасарским предложена классификация страхов согласно фабуле – содержанию. Различают следующие виды фобий:

  • Боязнь пространства. Представлена страхом закрытого пространства (клаустрофобией), открытого пространства (агорафобией), глубины, высоты.
  • Социофобии. Основа – страх реакции окружающих. Включены страхи покраснеть, выступить публично, заговорить первым.
  • Нозофобии. Данную группу составляют различные страхи перед заболеваниями.
  • Страх смерти. Танатофобия развивается при ситуациях, воспринимаемых как жизненно опасные. Боязнь определенных животных, выдуманных существ нередко является страхом смерти.
  • Сексуальные страхи. Актуализируются у подростков, молодых людей, включают боязнь интимного контакта, романтичного поведения, последствий онанизма.
  • Страх повреждения. Представлен беспокойством о возможном самоповреждении, нанесении вреда окружающим.
  • Контрастные страхи. Боязнь совершить неприличное, непристойное действие.
  • Фобофобии. Развиваются вторично после приступов страха как боязнь их повторения.
Читайте также:  Психологический тест. Вы и Ваш мобильный телефон

Детям раннего возраста навязчивые страхи несвойственны, поскольку отсутствует критическое мышление, позволяющее оценить собственное состояние, выявить наличие фобий, начать противостояние. У дошкольников страхи доминируют, определяют направленность эмоций, поведения, развитие психических функций.

Школьники способны понимать неадекватность, нелепость существующих страхов, предпринимать попытки борьбы. С возраста 5-8 лет речь идет об истинных фобиях. Симптоматика развивается в ситуациях с определенной степенью вероятности воздействия пугающего стимула.

Чем тяжелее протекает расстройство, тем меньший риск необходим для развития симптомов.

Фобия проявляется на уровне эмоций, вегетативных реакций, поведения. Эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, тревогой, испугом. Дети помладше плачут, кричат, убегают, ищут помощи у взрослых.

Школьники и подростки, пытаясь противостоять страху, находят логическое обоснование избеганию ситуации, сдерживают проявления страха, тревоги. Вегетативные изменения различаются сочетанием, степенью выраженности.

Характерны головокружения, тошнота, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение, слабость, оцепенение или двигательная расторможенность, чувство нехватки кислорода. Переживание страхов возникает во сне, сопровождается бессонницей.

Самыми ранними фобиями дошкольников являются страхи животных (собак, лошадей, волков), несуществующих персонажей (Кощея, зомби, передвигающихся скелетов). Нередко они расширяются, становятся боязнью темноты, тишины, одиночества.

Младшие школьники начинают испытывать танатофобию, часто неопределенная боязнь смерти обретает конкретную форму страха войны, тяжелой болезни, природной катастрофы, преступного нападения. У подростков преобладают социальные фобии, связанные с потерей положения в значимой группе.

К концу подросткового периода прибавляются навязчивые страхи интимных отношений.

Основными осложнениями фобий являются эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация. По мере прогрессирования навязчивого страха ограничительное поведение распространяется, охватывает широкий круг привычных ситуаций.

Стремясь сохранить комфортное состояние, ребенок (подросток) редуцирует, «упрощает» повседневную активность: отказывается от прогулок по парку, улицам с активным движением, не проявляет инициативы к общению со сверстниками, участию в школьных мероприятиях.

В тяжелых случаях пространство ограничивается комнатой ребенка, требуется постоянное присутствие родителя. Сопутствующими эмоциональными расстройствами становятся депрессия, тревожность.

Диагностика фобий требует установления полноценного доверительного контакта между врачом и ребенком. Дети, подростки с навязчивыми страхами склонны испытывать смущение, застенчивость, избегать проявления эмоций при посторонних. Обследование проводится врачом-психиатром, психотерапевтом, психологом. Оно включает:

  • Интервью, беседу. Психиатр расспрашивает о существующих симптомах, их продолжительности, выраженности, влиянии на повседневные события. Проводя клиническую беседу, врач формулирует вопросы, учитывая предыдущие ответы пациента. Отсутствие жестких рамок способствует более открытому контакту. Диагностическое интервью выявляет признаки фобий, заданные официальной классификацией болезней. Структурированность вопросов позволяет получить более объективную информацию.
  • Методы самоотчета. Психолог, психотерапевт используют различные шкалы, позволяющие ранжировать страхи, определить доминирующие, установить степень тревоги, испуга. Карты ситуаций применяются для выявления стимулов, их интенсивности. Дополнительно используются рисуночные тесты с подробным опросом («дом-дерево-человек», «несуществующее животное»), методы интерпретации жизненных ситуаций (РАТ, ТАТ, тест Розенцвейга). Вопросы формулируются максимально конкретно, просто. Это позволяет снизить уровень эмоциональной напряженности ребенка, вызванный ситуацией обследования.
  • Опросники для родителей. Сопровождающему родителю предлагаются опросники, отражающие особенности эмоциональных реакций, поведения, самочувствия ребенка. Распространено применение рейтинговых шкал: «Детский поведенческий реестр», Луисвилльский детский опросник по страху. Результаты обрабатываются методом факторного анализа, итоговые данные позволяют оценить социальную компетентность ребенка, поведенческие проблемы, эмоциональные отклонения.

При наличии доминирующего страха дифференциальная диагностика не составляет труда. Нередко фобии выступают компонентом более широких психических расстройств: неврозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза.

Лечение базируется на применении техник поведенческой терапии. Дети младшего возраста приходят вместе с матерью, отцом, выступающими как сопсихотерапевты. Это ускоряет положительную динамику – ребенок чувствует себя более спокойным, уверенным, а родитель применяет элементы терапии дома.

Распространенным методом психотерапии является систематическая десенсибилизация, разработанная Дж. Вольпе. В ее основе лежит теория И. П. Павлова, объясняющая патологический страх как неугасающий рефлекс на стимул. Реакция не исчезает, а повторяется снова, потому что пациент избегает угрожающего фактора.

Чтобы добиться угасания рефлекторной условности (фобии) необходимо постоянное постепенное воздействие стимула. Терапевтический процесс состоит из нескольких этапов:

  • Когнитивная переработка. Психотерапевт использует логические доводы, рациональные объяснения причин страха. Корректирует иррациональные представления об угрожающем стимуле. Мотивирует, поощряет пациента к обсуждению эмоционального состояния.
  • Обучение релаксации. Важная характеристика страха – неконтролируемость. Через техники дыхания, мышечного расслабления психотерапевт обучает ребенка управлять физическим, эмоциональным состоянием. Умение расслабляться, концентрироваться повышает уверенность, формирует готовность к работе с фобией.
  • «Сближение». Пациент с психотерапевтом выбирают несколько однородных, но различных по интенсивности стимулов (ситуаций). Ранжируют от менее пугающего к провоцирующему панику, желание убежать. Процесс «сближения» начинается со слабого стимула, параллельно используются техники релаксации, когнитивной переработки. Постепенно страх угасает. На завершающем этапе ребенок перестает бояться ситуаций с интенсивным стимулом.

Выраженные эмоциональные расстройства (панические атаки, тревожность, депрессия) корректируются медикаментозно. Психиатр подбирает антидепрессанты, противотревожные средства.

Прогноз фобий у детей зависит от продолжительности их течения, выраженности симптоматики, наличия сопутствующих болезней. Вероятность выздоровления высока, если страхи развились на базе эмоционально-личностных черт, а не патологических психических процессов. Профилактические меры основаны на адекватном отношении близких родственников к страхам ребенка.

Важно признавать реальность боязни, исключить пренебрежение, обесценивание переживаний ребенка. Необходимо в спокойной обстановке обсуждать проблему, не стыдить за трусость. В ситуации, где возможна встреча со стимулом, нужно поддержать ребенка, высказать уверенность в его смелости.

Стоит применить принцип систематической десенсибилизации – постепенно приучать к объекту (ситуации).

Фобия у детей и подростков: симптомы и лечение

Практически каждый человек чего-то боится, однако далеко не у каждого имеется фобия. У малышей и подростков это состояние встречается гораздо чаще, что связано с особенностями мышления и восприятия окружающего мира.

Многие родители недостаточно серьезно относятся к опасениям ребенка, считая их глупыми и беспочвенными. Малыш замыкается в себе, становится нервным, плаксивым и раздражительным, а подросток может и вовсе свести к минимуму все контакты с близкими.

Что же делать в такой ситуации и как правильно помочь ребенку побороть навязчивые страхи и устранить их причину? Разбирался в этом MedAboutMe.

Фобия в трактовании психиатрии представляет собой патологическую повышенную реакцию на тот или иной раздражитель. Иначе говоря, это навязчивый и упорный страх, который обостряется под действием некоторых факторов или в определенных ситуациях.

Все здоровые подростки и дети так или иначе испытывают страх. Это чувство — вполне физиологический ответ на угрожающую жизни или здоровью опасность. Организм мобилизует свои силы для принятия решения «бей или беги», что является совершенно нормальной реакцией.

Фобия же, в отличие от обычного страха, имеет выраженную продолжительность, неадекватность и навязчивость. В ее основе зачастую отсутствует рациональный и логичный компонент: именно поэтому многие родители не воспринимают ребенка всерьез.

Известно, что до 5% подростков страдают от фобических расстройств, при этом большую часть из них составляют девочки.

В большинстве случаев принято разделять навязчивые страхи по степени выраженности. Оцениваются изменения эмоционального плана и соматического состояния, а также уровень социальной дезадаптации. Для тяжелых форм недуга характерно развитие паники, когда ребенок впадает в настоящий первобытный ужас.

Нарушается ритм дыхания, учащается сердцебиение, появляется моторное возбуждение. Пациент стремится избегать любых ситуаций, где возможен хотя бы минимальный контакт со стимулом, вызывающим раздражение. Легкая форма характеризуется частичным контролем поведения и отсутствием эмоционального компонента.

Читайте также:  Синдром Аспергера у взрослых: причины и симптомы, лечение

К примеру, ребенок может выбирать другой маршрут, чтобы не сталкиваться с объектом страха.

Подростковые страхи: акнефобия

На самом деле не стоит считать, что ни одна фобия не имеет под собой реальных оснований. Большинство из них связаны с индивидуальными особенностями сознания ребенка, его повышенной чувствительность и впечатлительностью. Ни для кого не секрет, что детская психика крайне лабильна, может искажать и гиперболизировать любые вещи. К внешним факторам, влияющим на развитие недуга, относятся:

  • особенности воспитания (жестокое отношение к ребенку, гиперопека, тотальный контроль и повышенная тревожность родителей);
  • демонстрация жестокого поведения (когда малыш или подросток видит насилие, террор или убийства в видеоиграх, новостях, телепередачах);
  • перенесенный сильный испуг (столкновение с уличными собаками, падение с большой высоты).

Малыши раннего возраста не страдают от навязчивых страхов, что связано с особенностью их психики и отсутствием критического мышления. У дошкольников же именно страхи определяют направление эмоций, поведения и даже развитие некоторых навыков. Дети школьного возраста уже осознают нелепость своих страхов и пытаются бороться с ними.

Эмоциональная составляющая фобического расстройства характеризуется выраженной напряженностью, нервозностью, испугом. Малыш может кричать, плакать, убегать от объекта страха, искать помощи у родителей.

Более старшие дети и подростки пытаются сдерживать проявления тревоги и не впадать в панику, но стараются всячески избегать ситуаций, когда им придется столкнуться с объектом страха лицом к лицу (включение ночника перед сном при боязни темноты).

Вегетативные реакции на раздражитель включают повышенное потоотделение, увеличение частоты сердечных сокращений, сухость во рту, одышку. В попытках контролировать страх подросток или ребенок может причинить себе боль (самоповреждения от ногтей или зубов).

Дошкольники довольно часто боятся животных (в особенности крупных), мифических персонажей (Бука, зомби). Школьники и подростки испытывают страх перед более реальными вещами: насекомыми, закрытыми пространствами.

Также нередко встречаются страхи одиночества, болезни, преступного нападения.

Подростковые страхи: акнефобия

Выявить фобию довольно непросто: для этого требуется установление тесного эмоционального контакта между маленьким пациентом и специалистом. Зачастую ребенок (а в особенности подросток) стесняется своих навязчивых страхов или же считает их не заслуживающими внимания. Обследование маленького пациента проводится с использованием:

Специалист выясняет у ребенка, как именно проявляются его страхи, как происходит борьба с ними. Также опытный психотерапевт сможет определить, что стало причиной появления фобического расстройства.

Некоторые шкалы позволяют оценить степень выраженности страхов и ранжировать их. Также могут быть использованы тесты-рисунки, методики интерпретации жизненных ситуаций. Это позволяет уменьшить напряжение ребенка и выяснить, как сильно пострадала психика.

В основе лечения лежат психотерапия и поведенческая терапия. После длительной работы с психотерапевтом фобия раскрывается перед ребенком совсем с другой стороны. Подобно борьбе с боггартом (призраком, который принимал форму того, чего человек боится больше всего на свете) в известной саге про Гарри Поттера, маленькому пациенту рекомендуется высмеять и обесценить свой страх.

Второй важный этап — обучение техникам релаксации. Не всегда удается быстро победить фобическое расстройство: зачастую паника одолевает ребенка при взаимодействии с пугающим стимулом.

В этом случае специалисты рекомендуют подобрать способ внутреннего успокоения. Это может быть счет до 10-ти в обратном порядке, перебирание камушков или брелока в руке.

Такая техника позволит ребенку чувствовать себя более защищенным, сосредоточенным и собранным.

Третий и финальный этап терапии — это помещение юного пациента в стрессовую ситуацию. Изначально стимул делают менее пугающим (игрушечная собачка вместо настоящей), затем постепенно увеличивают его интенсивность (встреча с настоящим псом). Это позволяет ребенку побороть имеющийся навязчивый страх, столкнувшись с ним лицом к лицу и почувствовав себя сильнее.

Акнефобия что это? Как избавиться от страха

Акнефобия — навязчивый страх перед появлением на коже угрей. Наблюдается главным образом в подростковом и юношеском возрасте. Иногда достигает степени дисморфофобии.

При нахождении на высоте у страдающего акрофобией наблюдается тошнота и головокружение.Головокружение на большой высоте является нормальной физиологической реакцией.

У акрофобов оно развивается в фобию, когда возникает страх даже небольшой высоты и при отсутствии риска падения.

Симптомы акнефобии

Явным признаком, акнефобии, является страх перед угрями.

Кроме этого, фобия имеет физические проявления следующего характера:

  • резкое увеличение или снижение кровеносного давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • расширение зрачков;
  • тремор в конечностях;
  • повышенное потоотделение;
  • изменение цвета кожных покровов
  • и др.

Причина возникновения акнефобии

Страх это базовая реакция, которая призвана защитить человека, в опасной ситуации. При этом не важно, несет ли ситуация реальную угрозу жизни или мнимую, страх работает всегда одинаково.

Причины возникновения акнефобии могут быть самые разнообразные. Развитие фобии, психологи связывают с влиянием, одного из следующих факторов:

  1. Генетический аспект — акнефобия , могла возникнуть в результате родственной передачи. Возможно, в вашем поколении, кто-то испытывал такой же страх и теперь он вам достался по наследству.
  2. Травмирующее событие в детском возрасте — в большинстве случаев, источником развития страхов, является травмирующее событие произошедшее в детском возрасте. Из-за того, что событие имело давний характер, оно было забыто в сознании и отложено в подсознание.
  3. Неудачный опыт — если человек, совершил действие и оно принесло результат, который не ожидался, то в следствии этого может возникнуть страх.
  4. Навязанный страх — так как человек, относится к социальному виду, то соответственно он подвержен влиянию его собратьев. Страх — это явление заразительное, поэтому акнефобия могла возникнуть в следствии полученной информации от друзей, сми, книг, фильмов и других источников.
  5. Подавленность — психические расстройства, стресс сильно изматывают организм. В следствии этого, ресурсов на поддержание активного состояния становиться все меньше. Что приводит к появлению различных фобий и страхов.

Как избавиться от акнефобии?

Самый простой и известный способ избавиться от акнефобии это взять преодолеть этот страх усилием воли. Однако на практике, на такое способен не каждый. Поэтому в психологической практики, использует несколько иные подходы.

Фармакологический подход

Для лечения страхов, а так же других психологических расстройств используют препараты разных групп.

  • Транквилизаторы: «Афобазол», «Феназепам», «Тенотен», «Триоксазин»;
  • Антидепрессанты: «Амизол», «Ребоксетин», «Ауторикс»;
  • Гипнотики: «Зопиклон», «Релаксон», «Золпидем»;
  • Нейролептики: «Аминазин», «Клопиксол», «Эглонил».

Обращаем внимание, что самостоятельное лечение, может привести к непредсказуемым последствиям. Так как множество из перечисленных здесь препаратов, имеют большое количество побочных эффектов. Определить дозировку и продолжительность курса, может только лечащий врач.

Психологический подход

Чаще всего, для лечения страхов и фобий использую психологический подход. Его использование оправдано, поскольку позволяет добиться быстрого и устойчивого результата. Самые распространенные практики, среди психологов следующие:

  • Психотерапия — с пациентом выясняется первопричина появления страха. После чего, проводиться его проработка на глубинном уровне подсознания.
  • Психо-коррекция — суть заключается в моделировании специальных ситуаций, справившись с которыми, человек избавляется от страха.
  • Гипноз — специалист водит человека, в транссовое состояние в котором, навязывает правильную реакцию на раздражитель.
  • Аутотренинг — в результате регулярных аутогенных тренировок, у человека снижается уровень стресса. Что соответственно облегчает его состояние.

В медицинской психологии, для преодоления страхов и фобий в основном используются комплексные методики и подходы. Из всего их многообразия, особо выделяется курс Страха НЕТ. С его помощью, можно преодолеть страх всего за 14 дней. Эффективность используемой методики, уже признали многие практикующие психологи.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *