Симптомы шизофрении у подростков: разноплановость и выразительность

Содержание

Общие сведения о шизофрении
Этиология и патогенез шизофрении
Клиническая картина шизофрении 
Лечение шизофрении в подростково-юношеском возрасте

Общие сведения о шизофренииСимптомы шизофрении у подростков: разноплановость и выразительностьШизофрения (от др.-греч. oχίζω «расщеплять», «раскалывать» + φρήν «ум, мышление, мысль») — наследственное психическое заболевание, характеризующееся дисгармоничностью и утратой единства психических функций (мышления, эмоций, моторики), хроническим прогрессирующим течением с нарастанием эмоционально-волевых нарушений и нередкой утратой трудоспособности.
По данным Всемирной организации здравоохранения (2018), в мире 20 млн человек страдают шизофренией. Транскультуральные различия в распространенности данного заболевания отсутствуют, составляя около 1% населения.
Впервые данное заболевание под названием dementia praecocx (раннее слабоумие) было описано в 1893 г. E. Kreapelin, который объединил в особую группу «процессов психического распада» несколько форм психозов (кататонию, гебефрению и параноидное помешательство), развивающихся в юношеском возрасте и заканчивавшихся слабоумием (Grrabe J., 2000). Изначально шизофрения считалась исключительно прерогативой молодого и юношеского возраста. В дальнейшем были описаны формы данного заболевания с началом в более зрелом периоде. Э. Блейлер (1905) ввел термин «группа шизофрений» делая акцент на феномене дезинтеграции личности и отмечая, что в данном заболевании расщепление психических функций является более объединяющей характеристикой, чем возраст начала болезни и ослабоумливающее течение, которые, как выяснилось, наблюдаются далеко не у всех заболевших. Э. Блейлер выделил четыре основных нарушения, характерных для шизофрении:

• аутизм (особое состояние больного, при котором его мысли, его кредо, его представления существуют в нем самом и оторваны от реальности);

• ассоциативные расстройства (нарушение мыслительных процессов, утрата их целенаправленности);
• амбивалентность (одновременное сосуществование двух противоположных намерений, желаний, устремлений);
• снижение аффекта (эмоциональная монотонность, обеднение эмоций). По данным критериям шизофрению иногда образно называют «болезнью четырех А».
Частота заболевания у мужчин и женщин существенно не различается, при этом у мужчин оно обычно начинается в возрасте 18-25 лет, у женщин — в 25-30 лет (Тиганов А.С., 2012; Краснов В.Н., 2018). D.A. Regier и J.D. Burke (1989) наивысший уровень болезненности шизофрении отмечают в возрастной группе 25 лет — 44 года (11 случаев на 1000 населения) и несколько ниже (8 больных на 1000 населения) — в возрастной группе 18 лет — 24 года, за пределами указанных периодов число больных шизофренией уменьшается (Тиганов А.С., 2012).
Еще с эпохи E. Kreapelin (конец XIX — до начала XX в.) подчеркивалось нередкое неблагоприятное течение этого заболевания, манифестирующего в молодом возрасте, в дальнейшем отечественными психиатрами такие формы описывались как «юношеская злокачественная шизофрения» (Наджаров Р.А., 1964; Личко А.Е., 1989; Гуткевич Е.В., 1989; Цуцульковская М.Я., 1968). Приводились сведения, что на долю злокачественного течения приходится около 1/4 всех заболеваний шизофренией в возрасте до 20 лет (Наджаров Р.А., 1964) и 27% случаев — в возрасте с 15 до 24 лет (Гуткевич Е.В., 1989). А.Е. Личко (1989) указывал, что наибольший пик заболеваемости юношеской злокачественной шизофренией приходится на возраст 15-19 лет и составляет 44%. В настоящее время термин «злокачественный» утратил свою актуальность в связи с произошедшим патоморфозом шизофрении (исчезновением вариантов течения, приводящих к грубой деградации с утратой человеческого облика, в пользу смещения в сторону более благоприятно протекающих форм этого заболевания). Тем не менее шизофрения продолжает считаться серьезным заболеванием ввиду нередких тяжелых последствий, вызываемых им и приводящих к утрате трудоспособности. Несмотря на то что в сравнении с другими психическими расстройствами шизофрения является не такой уж распространенной, среди всей психической патологии подростков на долю шизофрении приходится 36,7% инвалидов детства (по этому показателю шизофрения уступает только умственной отсталости — 49,4% инвалидов детства) (Мазаева Г.А., 2012).

  • Этиология и патогенез шизофрении

Природа заболевания до сих пор не до конца установлена. В настоящее время возникновение шизофрении видят в сложном взаимодействии генетических факторов (поломке во множественных генах, передающейся по наследству, обусловливающей предрасположенность к данному заболеванию) и средовых условий (включающих воздействие вредных факторов в период беременности и раннем возрасте, а также других стрессовых и негативных влияний). Генетический вклад подтверждается установленными закономерностями: при наличии болезни у одного из родителей риск заболевания у ребенка составляет 10% (против 1% в общей популяции), если больны оба родителя — 40% (Краснов В.Н., 2018). Раннее считалось, что данное заболевание развивается на неповрежденном мозге. В результате нейрофизиологических, нейропсихологических и нейровизуализационных исследований головного мозга выявлены аномалии в функционировании нейрональных сетей, затрагивающих взаимодействие с лобной корой головного мозга, развитие которых приходится на подростково-юношеский возраст. Данные компьютерной томографии у пациентов, страдающих хроническими прогрессирующими формами заболевания, показывают атрофические изменения, происходящие в мозговых структурах (уменьшение отдельных участков головного мозга в объеме), и снижение функционирования в префронтальных отделах коры головного мозга. Гистологические исследования показывают нарушение строения нейронов, участвующих в формировании миелиновых оболочек, у пациентов, страдающих шизофренией (Уранова Н.А., 2018). Все вышеперечисленное позволяет в настоящее время рассматривать данное заболевание с позиции нейродегенерации.

С нейрохимической позиции заболевание представляется как дисбаланс в дофаминовых структурах головного мозга в виде его избыточного накопления в подкорке и дефицита в лобных отделах коры (рис. 1.1).

В результате избытка дофамина в подкорковых отделах развиваются такие расстройства, как бред, галлюцинации, страхи, нарушение целенаправленности мышления.

В лобных долях, наоборот имеет место дефицит дофамина, с развитием явлений гипофронтальности — негативной симптоматики, характеризующейся апатией (безразличием), нарастанием пассивности, безынициативности, бездеятельностью и другими ослаблениями волевых побуждений.

Симптомы шизофрении у подростков: разноплановость и выразительностьРис. 1.1. Дофаминергический дисбаланс при шизофрении
Клиническая картина шизофрении 
Заболевание нередко отличается медленным («крадущимся») началом (инициальный этап), с появлением первых едва заметных неотчетливых признаков в подростково-юношеском возрасте, иногда за несколько лет до формирования яркой клинической картины.
Основным проявлением шизофрении является нарушение мыслительных процессов и эмоционально-волевой сферы, нередко имеют место бред (стойкие ложные убеждения, не поддающиеся разубеждению) и галлюцинации (пациент слышит несуществующие голоса, видит то, чего на самом деле нет, ощущает движения под кожей либо во внутренних органов различных существ, несуществующие запахи). Происходит утрата целенаправленности мышления: появляется разноплановость, склонность выстраивать ассоциации по несущественным признакам; может наблюдаться резонерство — пустое многословие, рассуждательство с отсутствием конкретных идей. При шизофрении утрачивается автоматизм мыслительных процессов, возникают такие явления, как ощущение пустой головы, остановка, обрыв, параллельное течение или наплыв мыслей, ощущение каши в голове. Может иметь место неадекватное поведение: бесцельное хождение, бормотание и беспричинный смех, странный вид, неряшливость или неопрятность. Нарушения в эмоциональной сфере проявляются обеднением эмоций, появлением равнодушия к близким, безразличия. Имеет место диссоциация между имеющимися переживаниями и их выражением в мимике и жестах: как о нейтральных, так и о волнующих событиях больные сообщают безэмоционально-монотонным голосом со спокойным выражением лица. В мимике утрачивается тонкая эмоциональная модуляция. Волевые нарушения характеризуются нарастанием пассивности, безынициативности, бездеятельности, сужением круга интересов и ограничением контактов.
В Международной классификации болезней 10-го и 11-го пересмотров для диагностики шизофрении предложено использовать следующие симптомы:

Читайте также:  Пугающие симптомы панического расстройства

A. Эхо мыслей, вкладывание или отнятие мыслей, их радиовещание (открытость — ощущения, что собственные мысли известны другим людям либо что в голову теми или иными способами поступают не свои мысли, собственные мысли кто-то забирает).

Б. Бред воздействия, влияния или пассивности, отчетливо относящийся к движениям тела или конечностей либо к мыслям, действиям, ощущениям; бредовое восприятие.
B.

Симптомы шизофрении у детей 10 лет и другого возраста

О таком психическом отклонении, как шизофрения, существует достаточно много информации. К сожалению, это заболевание способно развиваться и у взрослых людей, и у детей. Поэтому очень важно вовремя диагностировать патологию, определив ее форму.

Своевременно начатое лечение, поддержка ребенка со стороны родных, близких людей дают все шансы для больного в будущем вести полноценную, активную социальную деятельность.

Общее понятие о болезни, особенности ее симптоматики

Детский тип шизофрении – это разновидность психического заболевания, которая проявляется в раннем возрасте и характеризуется такой же симптоматикой, как и взрослая ее форма. Патология оказывает влияние на поведение, эмоциональное состояние, мышление ребенка, что приводит к неправильной интерпретации им окружающей реальности.

Очевидные симптомы отклонения психики проявляются, чаще всего, по достижении 7-летнего возраста. В некоторых случаях диагностировать заболевание можно уже на первом году жизни младенца.

Признаки шизофрении у детей и подростков нелегко поддаются классификации. Поэтому постановлением окончательного диагноза с последующей терапией больного должен заниматься психиатр, у которого имеется достаточный опыт работы с такими больными.

Зарождение шизофренического процесса происходит в том возрасте, когда психическое сознание индивида только начинает свое становление. Поэтому симптомы детской патологии обладают такой спецификой:

  • неясность клинического проявления. Признаки шизофренической болезни у детей не достигают степени зрелой патологии. Однако опытный специалист в состоянии определить группу риска даже у младенцев от одного года;
  • подростки склонны к фантазированию и философствованию. Их стремление к ассоциативному образу жизни не всегда свидетельствует о наличии болезни, а может быть «отзеркаливанием» негативного окружения;
  • непостоянность развития. Она заключается в том, что в жизни малолетнего члена общества происходят чередования периодов опережения нормального формирования личности и таких, что характеризуются явными задержками развития.

Основные признаки

На протяжении длительного периода детское шизофреническое расстройство рассматривали в качестве отдельного, самостоятельного вида заболевания, которое не связано с его взрослой формой.

Современные исследователи пришли к единому мнению о том, что патология, начавшая развиваться в младшем возрасте, трансформируется в аналогичное расстройство взрослого человека, но с более тяжелой формой протекания.

Возможными признаками начала шизофренического процесса, о которых следует сообщить детскому психиатру, выступают:

  • необычные фантазии, отличающиеся особой устойчивостью. Это могут быть не видимые окружающим людям «друзья», которые приходят к ребенку, или отождествление его с конкретным персонажем. Например, малыш может изображать кошку, принимать еду только с кошачьей миски, спать в самых неподходящих для человека местах;
  • необъяснимый страх. В данном случае ребенок затрудняется ответить, чего именно он боится, или, наоборот, уверенно, четко показывает на «чудовищ», которые его пугают, их месторасположения;
  • резко ухудшается уровень бытового и социального поведения. Больной перестает следить за собой, предпочитает уединенное времяпрепровождение. Одновременно внезапно снижается успеваемость в учебных заведениях. Поведение шизофреника начинает отвечать не фактическому, а более раннему возрастному развитию;
  • в процессе разговора шизофреник часто прерывает беседу, начинает пугливо осматриваться по сторонам, или к чему-то прислушиваться. При этом он часто теряет нить разговора, его речь становится бессвязной и лишенной смысловой нагрузки. В особо запущенных случаях наблюдается распад речи;
  • беспричинная агрессия, жестокое отношение к окружающим сменяется апатией, равнодушием. Часто возникают эмоции, которые не соответствуют ситуации – вместо того, чтобы плакать, больной начинает истерично смеяться, и наоборот;
  • в рисунках шизофреника начинают проявляться яркие, контрастные цвета, не отвечающие действительности – синяя трава, зеленое солнце и т.п. Доминантность черного цвета на изображениях свидетельствует о сопутствующем депрессивном расстройстве. Сюжеты рисунков часто пугающие – это существа с огромными, выпученными глазами, устрашающими клыками, оторванными конечностями и т. п.

Данное отклонение психики достаточно редко встречается до 11-12 лет, явная симптоматика заболевания чаще активизируется в подростковом периоде.

Легче диагностировать психическое отклонение у детей, которые имеют предрасположенность к заболеванию. Наряду с нормальным уровнем интеллекта у них страдает приспособленность к практической деятельности, например, они не могут выполнять обычные действия по самообслуживанию. Для их поведения характерны такие особенности:

  • они игнорируют забавы, где требуется активно двигаться, предпочитают играть в спокойные игры;
  • выборочность в общении со сверстниками;
  • не обладают способностью постоять за себя;
  • в раннем детстве часто ноют без видимой причины;
  • при возникновении конфликтной или проблемной ситуации такой шизотип старается не выдавать своей эмоциональной реакции, а уходит в себя, закрывается.

Поведенческие сигналы в разный возрастной период

Первые симптомы шизофренииу детей проявляются по-разному, и зависят от возраста.

  1. Младенчество. У малыша отсутствует сфокусированный взгляд, часто возникает невозможность определить, что именно он наблюдает. Сон короткий и беспокойный. Нередко наблюдается торможение в развитии базовой моторики, способности говорить. Дети очень чувствительны к посторонним громким звукам, часто пугаются, раздражены, эмоционально холодны к родителям: не проявляют радости, когда их берут на руки или обнимают.
  2. От 1 до 3 лет. У детей проявляются двигательные особенности – они могут бесцельно и хаотично ходить из стороны в сторону, или по кругу, часто внезапно срываются с места и убегают. В эмоциональном плане выражается импульсивность, немотивированные слезы или радость, беспричинное чувство предметного страха.
  3. От 4 до 5 лет. Все разговорное время в этот период у ребенка занимают личные фантазии. Не прошедший с более раннего возраста страх трансформируется в фобии необычной тематики – малыш начинает бояться своей тени, языка, облаков и т. п. У больного появляются опасения, касающиеся его собственного или родительского благополучия – он боится быть потерянным, украденным, за жизнь близких людей.
  4. От 5 до 6 лет. Шизофреник много раз задает один и тот же вопрос, не нуждаясь в ответе, или, наоборот, требуя одной определенной реакции. Он навязчиво рифмует слова, придумывает новые словоформы, которые имеют бессмысленный характер. Появляются элементы асоциального поведения –ругательства, опасное для жизни и здоровья поведение, агрессия, направленная на окружающих людей и животных. Часто больные жалуются родителям на повторяющиеся, страшные сны.
  5. От 6 до 7 лет. В этом возрасте начинает отчетливо выражаться негативизм к социуму. Отношение неприязненности к определенному человеку может выражаться по-разному: ребенок становится суетливым, старается причинить вред несимпатичным ему людям. Не проходит страх, который начинает приобретать четкие очертания – больной хочет, но боится есть, потому что его отравят, не может купаться, потому что утонет, боится засыпать, потому что не хочет видеть страшные сны и т. д. Нередко наблюдается состояние гипомании, характеризующееся повышенным тонусом и двигательной суетливостью, которые не подразумевают целенаправленную деятельность.
  6. От 10 до 12 лет. Детская шизофрения, которая проявляется в эти годы жизни, наиболее похожа на взрослую ее форму, и характеризуется устойчивыми проблемами с концентрацией внимания, нарушениями периодами сна и бодрствования. Школьник избегает любого общения, надолго уединяется. Бессвязная речь сопровождается слуховыми, зрительными галлюцинациями, параноидальными проявлениями. В период обострения заболевания поведение шизофреника становится непредсказуемым для окружающих, агрессивным.
  7. От 12 до 15 лет. Риск развития отклонений психики в подростковом возрасте в несколько раз выше, чем в детском. У подростка начинают формироваться патологические психические и эмоциональные состояния, которые связаны с восприятием окружающей действительности. На первый план выходят признаки психопатии – сексуальная распущенность, агрессивность, непослушание. У подростка с шизофреническим расстройством наблюдаются изменения в эмоциональной сфере (он испытывает затруднения в выражении адекватных эмоций), появляются галлюцинации и бредовые идеи, нарушения поведенческого характера (пассивность, неуправляемость, примитивность интересов).
Читайте также:  Коварство шизофрении у детей, ее симптомы и признаки

Вышеперечисленные симптомы у шизофреников могут проявляться не одновременно, а сменять друг друга в зависимости от фазы заболевания.

Формы и диагностика детской шизофрении

При диагностике данного психического заболевания психиатр не ориентируется  на один признак, а на их комплексность, скорость развития и порядок проявления. В случае, когда психика находится только на стадии развития, сделать это своевременно и квалифицированно крайне важно.

В зависимости от симптоматики детская и подростковая форма шизофрении имеет такие формы:

  • простая. Ведущими симптомами являются обеднение в эмоциональном плане, угнетение воли и мотивации. Бредовые идеи и галлюцинации отсутствуют. Дети с психическим отклонением такой формы максимально поддаются лечению;
  • параноидная. Отличительная черта данной формы болезни – наличие бреда, который связан с неправильным толкованием разных событий и переживаний – подростку кажется, что у него много дефектов внешности;
  • гебефренная. Характеризуется чрезмерной импульсивностью, вычурным кривлянием, протестностью, агрессивным поведением по отношению к себе и окружающим. Задержка в лечении таких детей приводит к практически полной утрате ими способности к обучению;
  • резидуальная. Острые проявления болезни отсутствуют, но остается равнодушие к своему внешнему виду, низкие показатели социальной активности, общая заторможенность;
  • кататоническая. Данной форме характерны нарушения в двигательной сфере – подросток либо чрезмерно активно, бессмысленно двигается, или, наоборот, на длительное время застывает в одной позе. Состояния буйства резко сменяются периодами апатии. Активизируются галлюцинации и бред.

Следует искать не только в момент обострения болезни, но и в межприступные периоды. Точный диагноз врач может поставить только после динамического контроля больного на протяжении определенного времени.

Симптомы детской психической патологии не относятся к специфическим, особенностями обладает только их взаимосвязь и комплексность. Поэтому диагностировать данную психическую патологию опираясь только на один или несколько признаков шизофрении у детей некорректно. Эта коварная болезнь, на первый взгляд, может быть похожей на депрессивное состояние, невроз или детское слабоумие.

Первые симптомы шизофренического процесса может обнаружить практикующий психолог после беседы с пациентом, в процессе которой врач выполняет патопсихологическое исследование. Оно заключается в тестировании когнитивных процессов, которые проходят у ребенка. Благодаря этому нарушения в области мышления можно обнаружить уже на ранних стадиях развития болезни.

Сопутствующим современным методом диагностирования психических отклонений является нейротестирование. С его помощью врач проводит исследование проб крови. У шизофреников показатель исследуемых веществ повышен, что дает возможность поставить окончательный диагноз.

ТЕРАПИЯ

Целью лечения детского шизофренического расстройства является минимизация проявления патологии, приостановление развития психического заболевания.

Терапевтические мероприятия направлены на то, чтобы болезнь не препятствовала интеллектуальному развитию пациента.

Значительно улучшить жизнь шизофреника и его социальную адаптацию помогут общие усилия врачей психологов, дефектологов и психиатров.

В качестве фармакологических препаратов назначают нейролептики, антидепрессанты, стабилизаторы настроения.

Затруднение возникает в связи с тем, что большинство таких средств не рассчитано на применение их в детской практике.

Поэтому очень важно регулярно посещать лечащего врача, который сможет оперативно подбирать препараты, их комбинации и дозировку, ориентируясь на изменение состояния пациента.

РЕКОМЕНДАЦИИ

С целью профилактики возникновения шизофренического расстройства у детей и подростков родители должны проводить следующие мероприятия:

  • регулярно проходить обследования у психолога и психотерапевта, особенно если их чадо принадлежит к группе риска по возникновению патологии;
  • обращать внимание на все личностные изменения, особенно в подростковом возрасте;
  • нужно проводить беседы о вреде алкоголя и наркотиков;
  • дети должны чувствовать поддержку близких людей в развитии социальных навыков, формировании положительных взаимоотношений между членами общества;
  • в семье важно сохранять здоровую психологическую и психическую атмосферу, не использовать моральное и физическое насилие.

Специалисты советуют родителям и окружающему социуму придерживаться некоторых правил воспитания и общения с шизотипальными личностями.

  1. Оберегайте их от стрессовых ситуаций, общение должно проходить в разъяснительном, а не приказном тоне.
  2. Слишком ранние психологические нагрузки в виде обучения иностранным языкам, математике и т. п. приводят к ухудшению общего состояния.
  3. Проявление максимально возможного количества внимания и терпения к больному.
  4. Общение с шизофреником должно проходить максимально уважительно, без любого давления или высмеивания.
  5. Хороший результат показывает лечебная физкультура.

Шизофреническое расстройство – серьезное заболевание, которое может сломать жизнь еще психически неокрепшему ребенку.

Поэтому родители должны быть максимально внимательными к детям, и запомнить одно: чем раньше будут выявлены симптомы болезни, тем быстрее можно будет приступить к лечению.

Это, в свою очередь, существенно увеличивает шансы на то, что в дальнейшем такой человек сможет вести активную, полноценную жизнь.

Читайте также:  Преждевременная эякуляция, как ее лечить. Причины и симптомы преждевременного, то есть раннего семяизвержения у мужчин, где в Москве производится лечение.

Глава 16. Прогредиентная (непрерывнотекущая и приступообразная) шизофрения

Особенности простой формы

Эта форма по клиническим проявлениям, особенно в начале болезни, сходна с вялотекущей шизофренией и некоторыми авторами включается в рамки последней. В современной американской психиатрии, вместе с псевдоневротической и псевдо­психопатической, простая форма вообще изъята из числа шизофренических расстройств и отнесена к расстройствам личности [Личко А. Е.., 1983].

Однако простая форма существенно отличается от вяло­текущей неуклонной прогредиентностью и худшим прогнозом — нарастанием основных симптомов шизофрении — эмоционального оскудения, безинициативности, бездеятельности, замкнутости и от­гороженности от окружающего, а также формальных нарушений мышления.

Данные катамнеза свидетельствуют о том, что даже при интенсивном лечении лишь у 1/4 больных наступают продолжи­тельные ремиссии.

В прочих же случаях развивается более или менее выраженный шизофренический дефект или болезнь пере­ходит в другие прогредиентные формы.

Более благоприятные катамнезы при простой форме были представлены лишь теми авторами, которые чрезвычайно раздвигали ее границы, включая в нее, например, неврозоподобную и психопатоподобную формы.

Простая форма у подростков развертывается быстрее, чем у взрослых. Нередко ее типичным проявлением в этом возрасте предшествует особый период, когда в течение нескольких месяцев наблюдаются изменения поведения, как бы контрастные классическим симптомам.

В этом инициальном периоде выступают эмоциональная лабильность, изменчивость настроения и склон­ность к напряженным занятиям — многими часами сидят над уроками, или целиком отдаются какому-нибудь увлечению, или запоем читают.

Однако уже в этот период аффективные реакции становятся немотивированными, а интенсивные занятия скоро оказываются непродуктивными.

Затем постепенно или довольно круто происходит перелом. Нарастающее эмоцииональное оскудение прежде всего сказывается в охлаждении к семье и близким.

Враждебность может вспыхивать именно к тем членам семьи, к которым ранее были особенно привязаны (у юношей часто к матери). Угасают прежние интересы, забрасывается учеба, теряются прежние приятели. Время проводят в безделье, к сверстникам не тянутся.

 Появившиеся небрежность и неряшливость в одежде вскоре достигают нечистоплотности – не хотят мыться, отказываются менять белье.

Контакт становится формальным. Мимика утрачивает живость и тонкую выразительность. Голос делается монотонным, лишен­ным эмоциональных модуляций. Одним тоном, как бы на одной ноте, говорят и о вещах индифферентных, и о том что должно было бы волновать и живо задевать. Болезненными переживаниями делятся крайне неохотно.

Лишь иногда подтверждают трудность сосредоточиться, ощущение пустоты в голове — «про­валы в мыслях». Нередко настораживаются при расспросе об идеях отношения или о дисморфоманических переживаниях, но их не высказывают. В то же время вопросы о других темах бреда (преследования, воздействия и т. п.) оставляют совершенно безучастными.

Из галлюцинаторных переживаний иногда удается выявить наличие эпизодических «окликов» по имени.

Описанные проявления болезни без активного лечения склонны медленно, но неуклонно нарастать, приводя больного к полной инвалидизации.

Другие прогредиентные формы с постепенным началом в подростковом возрасте

Паранойяльные дебюты. У подростков шизофрения с пара­нойяльного дебюта начинается довольно редко — в 1—2 % случаев, по нашим данным, причем почти все случаи падают на старший подростковый возраст. А. Б. Смулевич I М. Г. Ширина (1972 — цит. по «Руководство по психиатрии…», 1983) нашли, что лишь 10 % дебютов паранойяльной шизофрении приходится на возраст до 20 лет.

В преморбиде отмечаются черты эпилептоидной акцентуации характера, а именно — «гиперсоциальность», подчеркнутое желание показать себя «правильным» во всех отношениях, а вместе с тем упрямство, высокомерие, переоценка собственной персоны, пренебрежение к интересам окружающих и чрезвычайное внимание ко всему «своему» — вещам, делам, интересам, своей личности в целом. Такие подростки бывают склонны обвинять учителей в несправедливости к ним, в занижении оценок и нередко убеждают в этом близких.

Бредовая система формируется постепенно. Ее истоком часто бывают прежние увлечения — например, участие в работе кружка юного техника — для бреда изобретательства, увлечение детективном литературой – для бреда преследования.

В других случаях толчком могут быть психические травмы: смерть кого-либо из близких от тяжелого заболевания — для бредовой убежденности в наличии у себя неизлечимой болезни и т. п.

Очень характерны «монотематичность» бреда и отсутствие гал­люцинаций.

В отличие от взрослых, паранойяльный дебют у подростков быстрее переходит в параноидную форму, а также преобладает иная тематика бреда. Например, бреда ревности, сутяжного бреда видеть не приходится. Чаще всего встречаются следующие виды паранойяльного бреда.

Детективный паранойяльный бред проявляется в том, что подросток заподозревает кого-либо из близких или знакомых в связях с иностранной разведкой или в какой-то «преступной деятельности» или «открывает» какую-то группу лиц, готовящую диверсию, террористический акт или иные опасные действия. Подросток начинает выслеживать «преступников», при­нимает меры самообороны от возможной мести с их стороны и т. п.

Подобный монотематический бред может держаться месяцами, почти не сказываясь на учебе и обыденных занятиях, хотя появля­ются напряженность и подозрительность. Болезненное состояние иногда обнаруживается только тогда, когда сам подросток обра­щается со своими «открытиями» к властям.

Научно-фантастический бред и бред изобре­тательства питаются новинками технического прогресса и особенно распространившейся в последние десятилетия научно-фантастической литературой. «Изобретаются» новое оружие, способ связи с инопланетянами и т. п. Эти занятия захватывают все время в ущерб учебе и отдыху, свои «результаты» держат в строгом секрете из опасения, что идею украдут враги.

Бред реформаторства у подростков отличается большой наивностью в отношении мер улучшения и совершенствования человеческого общества. При этом в новом «улучшенном» обществе своей персоне явно или скрыто всегда отводится выдающаяся роль.

Под влиянием этих бредовых идей под­ростки могут развивать бурную деятельность — пишут нелепые воззвания и т. п. В исключительных случаях, чтобы обратить всеобщее внимание на свои «идеи», могут публично совершать смертельно опасные действия.

Чрезвычайная активность отличает бред реформаторства от сходных идей при синдроме мета­физической интоксикации в рамках вялотекущей формы.

Бред неизлечимой болезни (рак, сифилис, поражение сердца и т. п.) отличается от ипохондрического бреда тем, что никаких субъективных жалоб не предъявляется, больной целиком оперирует «объективными признаками» — пятном на коже, хрупкостью волос, изменением частоты пульса и т. п. В отличие от дисморфоманий, больного не волнует отношение к нему окружающих, а страшит сама мнимая болезнь.

  • Развивается этот бред обычно на фоне эпилептоидной или конформной, а не сенситивной акцентуации характера.
  • Паранойяльные дебюты у подростков чаще всего в срок от нескольких месяцев до 1—2 лет трансформируются в параноидную форму.
  • диагноз «шизофрения» – предыдущая | следующая – острый гипертоксический синдром

Подростковая психиатрия. Содержание.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *