Синдром Аспергера у взрослых: причины и симптомы, лечение

Синдром Аспергера — психическое расстройство, проявляющееся нарушенным взаимодействием в обществе, ограничением круга интересов и занятий. При этом сохранены интеллектуальные и речевые функции. Часто протекает доброкачественно и к взрослому периоду может сглаживаться. Является одной из разновидностей аутизма.

Назван в честь австрийского врача психиатра Ганса Аспергера, описавшего это расстройство. Другие распространенные названия синдрома Аспергера: аутистическое расстройство личности, аутистическая психопатия. Шифр по Международной Классификации Болезней (МКБ-10) F 84.5. Распространенность у детей от 7 до 16 лет составляет около 0,7%. Чаще встречается у мальчиков.

Синдром Аспергера у взрослых: причины и симптомы, лечение

Симптомы

На ранних этапах развития у ребенка часто не обнаруживаются никакие симптомы. Но с первыми попытками взаимодействия с обществом (при посещении детского сада, поступлении в школу) начинаются проблемы: не получается естественным для всех образом контактировать со сверстниками.

У детей с синдромом Аспергера отсутствует эмоциональная чувствительность (не понимают где должно быть весело, что интересно другим, чего нужно опасаться и т.п.), не чувствуют выражения взглядов, жестов и мимики.

Из-за этого они плохо слушают собеседника, не понимают намеков и юмора, не чувствуют дистанции, могут разговаривать сами с собой. Замкнуты, предпочитают сосредотачиваться на своих интересах, не понимая что нужно окружающим. Характерной чертой является неуклюжесть, им свойственны странные и чудоковатые движения.

Часто в своем повседневном поведении следуют стереотипным привычкам, шаблонам и ритуалам. Плохо спят. Не переносят беспорядок.

При этом характерны раннее и богатое речевое развитие (начинают говорить и читать раньше сверстников), хорошо развито абстрактное мышление и воображение, высокий (не по возрасту) интеллект.

Причины

Окончательно причины не установлены. По мнению врачей имеет те же причины, что и аутизм. Большую роль играют генетические нарушения и минимальные органические повреждения мозговой ткани на ранних этапах развития (во время беременности, в родах, в период грудного возраста).

Выявление

Для того, чтобы поставить этот диагноз нужен осмотр врачом психиатром, на котором доктор соберет анамнез (историю жизни и заболевания) и оценит состоянии психики.

Помимо клинической картины с описанными выше симптомами для синдрома Аспергера свойственны специфические изменения на ЭЭГ. Проявляется преобладанием специфического α (альфа) — ритма высокой частоты.

Патопсихологическое обследование выявляет специфические изменения некоторых высших психических функций.

Синдром Аспергера у взрослых: причины и симптомы, лечение

У детей

Наиболее тяжело протекает в детском возрасте. У таких детей не складываются дружеские отношения, часто, они становятся объектами насмешек и издевательств со стороны детских коллективов. Оценивая их историю жизни можно увидеть, что они не удерживаются в детских садах, часто вынуждены менять школы.

Именно из-за возникающих конфликтов в детских и подростковых коллективах происходят ухудшение психологического состояния с развитием депрессивных состояний, навязчивостей, агрессивности. С такими жалобами попадают в поле зрения врачей психиатров.

Если помощь врача будет адекватной, то состояние улучшается, нормализуется взаимодействие со сверстниками и общение уже не приносит им столько страданий.

У взрослых

К периоду окончания школы состояние обычно сглаживается. К моменту окончания школы они сосредотачиваются на интересных для них специальностях и направлениях и, в дальнейшем, могут быть очень успешны в них. Достаточно поздно (после 30-40 лет) создают свои семьи.

Во взрослом возрасте на прием к врачу психиатру попадают редко, но могут быть частыми клиентами психологов: из-за повышенной чувствительности и непонимания мотивов других людей часто страдают невротическими состояниями в виде тревожности, навязчивостей, эмоциональных срывов и сниженного настроения.

Синдром Аспергера у взрослых: причины и симптомы, лечение

Лечение

Лечением занимается врач психиатр. В нетяжелых случаях проводится в домашних условиях. Если поведение осложняется агрессивным поведением, бессонницей, изнуряющими навязчивостями, депрессией, то терапия сначала осуществляется в специализированном стационаре.

Методики лечения:

  • Психотерапия. Психокоррекция. Тренинги навыков.
  • Психотерапевтическая работа с семьей пациента.
  • БОС-терапия.
  • Медикаментозная терапия (нейрометаболическая, общеукрепляющая, нормотимическая, антидепрессивная, нейролептическая и др.)
  • Лечебная физкультура.
  • Трудотерапия.
  • Терапия путешествиями. Музыкотерапия. Арт-терапия.

Не существует универсальных схем лечения синдрома Аспергера, к каждому пациенту подбирается свой уникальный терапевтический «код» из сочетания вышеперечисленных методик.

Лечение синдрома Аспергера в клинике РОСА:

  • Мы — специализированная и официально лицензированная клиника для лечения нарушений поведения у детей и взрослых. Располагаем собственным стационаром в Москве. Принимаем,
  • Большой опыт помощи лицам с синдромом Аспергера и другими видами аутизма, в том числе, и со сложными случаями.
  • Собственный штат психиатров, психотерапевтов, неврологов, психологов и реабилитологов.
  • Психотерапевтическая помощь родственникам пациента.
  • Консультации специалистов в клинике, выезд на дом.
  • Работаем круглосуточно.
  • Анонимно и конфиденциально.

Синдром Аспергера у подростков: признаки и симптомы — Новости АМО

Длительность прочтения: 2 мин.

Синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра. Он проявляется серьёзными нарушениями адаптации человека в социуме вкупе с поведенческими моделями и интересами, которые ограничены и регулярно повторяются (вплоть до автоматических действий). При этом интеллектуальные и речевые способности у таких людей, на первый взгляд, выглядят вполне нормальными.

Ганс Аспергер, педиатр из Австрии, в 1944 году сделал описание четырёх клинических случаев этого расстройства у детей. Особенно страдали у них невербальные коммуникативные навыки.

Также эти дети не понимали чувств других людей, а движения у них выглядели нелепыми и неуклюжими. Безусловно, все эти особенности поведения и по сей день являются серьёзным препятствием для полноценной социальной адаптации таких пациентов.

Сам Аспергер, описывая синдром, говорил об аутичной форме психопатии, последствием которой может быть социальная изоляция.

Синдром Аспергера у взрослых: причины и симптомы, лечение

Как ведут себя подростки с синдромом Аспергера?

Как правило, диагноз синдрома Аспергера не вызывает значительных трудностей у специалистов. Его чаще устанавливают в детском возрасте, когда родители начинают замечать у ребёнка целый спектр «странностей» и «несоответствий» в поведении.

Позже, в подростковом возрасте, течение заболевания приобретает более яркий и порой драматический характер.

Период взросления и без того является переломным для молодых людей, а если подросток страдает ещё и расстройством аутистического спектра, ему требуется постоянное наблюдение со стороны лечащего врача.

В целом, симптоматика заболевания у подростков мало чем отличается от взрослых людей. Как правило, они:

  • не всегда осознают и принимают правила, признанные в социуме;
  • лишены чувства эмпатии к другим людям;
  • не могут внятно рассказать о том, что думают или чувствуют сами, несмотря на отсутствие проблем с интеллектом и речью;
  • склонны к проявлению грубости и эгоизма, но часто только на первый взгляд;
  • не любят зрительный контакт;
  • рано проявляют склонность к педантичности и автоматическому поведению (например, им свойственно изо дня в день следовать определённому расписанию, а когда оно по каким-то причинам меняется, подросток раздражается и проявляет беспокойство);
  • не любят близкого контакта с окружающими и прикосновений посторонних людей;
  • проявляют повышенное внимание к мелочам и деталям;
  • живо интересуются какой-нибудь необычной или узконаправленной сферой деятельности.

Иногда у них полностью отсутствует мимика, а моторика выглядит слишком стереотипной. У подростков с синдромом Аспергера движения выглядят заторможенными, автоматичными, речь часто выстроена по принципу монолога, лишённого эмоциональной окраски.

Чем старше становится человек, тем более узконаправленными и «сфокусированными» становятся его стремления и увлечения. Если они находят поддержку в этом у родителей, сверстников или педагогов, то успешно могут вовлечь в своё хобби окружающих людей.

Часто таких подростков (а позже и взрослых) называют «активными, но очень странными».

Люди, не понимающие сути этого расстройства, могут считать их зацикленными на себе эгоистами, хотя на самом деле человек, как и другие, стремится быть замеченным и признанным.

Чуткость и понимание могут стать первыми шагами на пути социального взаимодействия с этими пациентами, и чем раньше они получат поддержку и понимание, тем легче будет впоследствии протекать болезнь.

Синдром Аспергера у взрослых: причины и симптомы, лечение

Подростки с синдромом Аспергера проявляют по отношению к другим людям так называемый «избирательный мутизм». Иными словами, они очень осторожны в контактах с большинством людей и выбирают из них тех, кто им понравился. Безусловно, причина такого поведения часто кроется в прежних социальных контактах, которые завершились неудачно.

Полностью излечить синдром Аспергера невозможно, но если работа специалиста (психотерапевта, психолога и проч.) будет направлена на социальную адаптацию пациента, он может не только стать полноценным членом социума, но и применить на практике свои необычные способности и таланты.

Синдром Аспергера у детей. Лечение в Центре им. Сухаревой ДЗМ

Еще в далеком 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер опубликовал диссертацию, в которой описал четырех мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет. Он заметил, что у всех четверых наблюдаются довольно специфические симптомы:

  • снижение сопереживания эмоциям другого человека;
  • неспособность устанавливать зрительный контакт;
  • недостаточное понимание жестов;
  • физическая неловкость.

Он назвал такое состояние «аутистическим расстройством личности в детском возрасте».

Синдром Аспергера у взрослых: причины и симптомы, лечение

По ряду причин, в том числе и ввиду разгара военных действий, мировая научная общественность обратила пристальное внимание на его работу только в 80-е годы.

Появившийся именно тогда термин «синдром Аспергера» был признан специалистами всего мира.

Научные изыскания, цель которых найти ответы на вопросы, связанные с обнаружением причин возникновения, разработкой диагностических критериев и коррекцией проявлений этого состояния, продолжаются до настоящего времени.

На текущий момент Всемирная Организация Здравоохранения относит синдром Аспергера у детей к расстройствам аутистического спектра. Синдром Аспергера – это особое изменение психологического развития, при котором нарушается взаимодействие и общение с другими людьми, но сохраняются функции интеллекта и речи.

Синдром Аспергера у детей: причины и симптомы

К сожалению, причина его появления до сих пор остается неизвестной. Ряд исследований видят связь Синдрома Аспергера с генетической историей семьи и предполагает возможность генетических поломок, однако до сих пор не выделено ни одного конкретного гена, вызывающего этот синдром.

Синдром Аспергера считается врожденным состоянием, но в раннем возрасте его проявления малоспецифичны, т.е. могут встречаться и при других нарушениях, в т.ч. не психического характера. Родители могут обращать внимание на чрезмерное спокойствие ребенка («идеальный младенец») или, наоборот, возбудимость, отмечать проблемы со сном и выборочный аппетит.

С самого начала своей жизни дети с синдромом Аспергера могут негативно реагировать на прикосновения других людей, не устанавливать зрительного контакта («смотрят на человека, как будто он предмет мебели»).

Причина появления синдрома Аспергера  у детей до сих пор остается неизвестной

По мере социализации, с началом посещения детского сада или школы, признаки Синдрома Аспергера становятся более заметными.

В дошкольных учреждениях такие ребята испытывают трудности привыкания, крайне неохотно расстаются с родителями, держатся в стороне от других малышей, играют одни, обнаруживая в играх проявления стереотипий (выстраивают предметы в ряды, по-особому их складывают, выравнивают).

Читайте также:  Медикаментозное лечение депрессии: с помощью каких препаратов и витаминов можно выйти из этого психического расстройства, избавиться от него, схема приема

Часто детям с Синдромом Аспергера присущи необычные, несвойственные возрасту страхи, а также чрезмерная педантичность, склонность к соблюдению определенного порядка действий, изменение которого способно вызвать сильное беспокойство. К примеру, если малыш имеет привычку ходить на детскую площадку одним и тем же маршрутом, попытка мамы поменять дорогу может спровоцировать бурную «истерику».

Синдром Аспергера у детей: речь, интеллект, моторика

В интеллектуальном и речевом развитии такой ребенок, как правило, опережает сверстников. Часто речь дошколят с Синдром Аспергера довольно своеобразна. Они имеют богатый словарный запас и используют сложные, неприсущие возрасту словесные обороты и грамматические конструкции.

При этом отличает их в первую очередь слабость коммуникативной функции речи: однообразие интонации, чрезмерно высокая или низкая тональность, ускоренный или замедленный темп, отсутствие направленности на собеседника («говорят для себя», «разговаривают не с людьми, а среди людей»).

Бросается в глаза несформированность мелкой моторики: неловкость при застегивании пуговиц, молний, шнурков, плохой почерк, неуклюжесть походки и движений. Могут присутствовать и стереотипные, повторяющиеся движения, например, взмахи руками, поворот головы, движения всем телом.

Нередко такие дети еще дошкольниками проявляют стойкий интерес к каким-либо узким областям знаний, что в дальнейшем может лечь в основу профессии. Они демонстрируют склонность к систематизации и высокую внимательность к мелким, второстепенным деталям.

С началом школьного обучения отличие ребенка с синдромом Аспергера от нейротипичных детей становится все более видимым. Главное, что мешает его адаптации в школьных условиях – расстройство социального поведения. Он плохо понимает эмоции и чувства других («слепота к чужому разуму»). Ему недоступно значение жестов и мимики.

Он не понимает юмора, двусмысленных высказываний, не различает тонкостей и подтекстов межличностных взаимоотношений.

Часто кажущийся странным, эксцентричным, «бестактным», «грубым и бесчувственным», этот ребенок стремится к дружескому взаимодействию и страдает от непонимания со стороны окружающих, а в ряде случаев становится жертвой травли со стороны других учеников.

Расстройства поведения, такие как агрессивность, нехарактерны для детей с Синдромом Аспергера. Однако некоторые дети могут проявлять поведенческие реакции, которые окружающие могут воспринимать, как не совсем адекватные.

Остро переживая свою непохожесть на других, дети и подростки с Синдромом Аспергера могут обнаруживать ряд депрессивных и тревожных расстройств, различные формы суицидального поведения, что требует от семьи немедленного обращения за медицинской и психологической помощью.

Диагностика и лечение 

Диагноз синдрома Аспергера обычно ставится ребенку в возрасте 6-11 лет врачом-психиатром после комплексного обследования, обязательно включающего в себя сбор анамнестических сведений (т.е. истории жизни и развития ребенка), патопсихологическое исследование, уточнение уровня интеллекта.

Специфического лечения проявлений синдрома Аспергера не существует, однако в рамках повышения уровня социальной адаптации активно используются различные психотерапевтические средства: социальные тренинги, когнитивно-поведенческая и семейная терапия.

Медикаментозное лечение применяется исключительно по рекомендации врача-психиатра для устранения расстройств настроения (депрессия, тревога), а также выраженных поведенческих нарушений, таких как двигательная расторможенность, импульсивность, агрессивные проявления.

Под тщательным контролем врача могут быть назначены антидепрессанты, противотревожные средства или нейролептики.

Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах

Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах. В ряде случаев, ввиду неспособности преодоления социальных и поведенческих трудностей, необходимо создание специальных образовательных условий. Это может быть посещение класса с небольшим количеством учащихся или предоставление тьютора (наставника).

В целом прогноз, как правило, благоприятный. С возрастом у ребенка постепенно формируются функции адаптивного поведения, отличия от нейротипичных сверстников становятся менее заметными.

Большинство взрослых с данным расстройством, несмотря на сохраняющиеся особенности социального и коммуникативного взаимодействия, могут жить самостоятельно, работать и создавать собственные семьи.

Кондратьева Римма, врач-психиатр Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ

Синдром Аспергера – жестокость и чёрствость

Синдром Аспергера у взрослых: причины и симптомы, лечение

Синдром Аспергера – это психическое расстройство, проявляющееся в виде жестокости и черствости пациента. Прежде его расценивали, как один из симптомов детского аутизма, однако учёный Ганс Аспергер досконально изучил особенности поведения пациентов, и пришёл к выводу, что симптоматика всё же разная. Пациенты, страдающие синдромом Аспергера отличаются от здоровых людей специфическим рядом интересов и предпочтений. Внешних проявлений у синдрома нет, как и речевых отклонений.

Результаты исследования ученых психиатров

Ганс Аспергер детально изучил данное расстройство при наблюдении за молодыми нацистами, а также за детьми, общающимися с другими людьми, используя только речь – без эмоциональной составляющей. Он выяснил, что из-за некого отклонения, такие дети совершенно не умеют сострадать или сопереживать. Они очень истеричны, неуклюжи и абсолютно не сочувствуют другим людям.

Другой психиатр, Лорной Уинг, предположил, что в основе синдрома Аспергера лежит генетическое отклонение. Однако, до сих пор данное утверждение не подтверждено. Уинг также выяснил что проявления данного синдрома выявляются лишь у людей старшего подросткового возраста и что у детей его гораздо сложнее выявить, чем у взрослых.

Подростки с синдромом Аспергера имеют склонность к коллекционированию и собирательству, редко заводят друзей среди сверстников, замкнуты для новых знакомств и чувств.

В обществе у них часто проявляются приступы страха от таких вещей, как, например, движущийся автомобиль или автобус.

Пациенты имеют склонность к фантазированию – они часто становятся известными художниками, архитекторами и программистами.

Синдром Аспергера – лечение и адаптация

Лечение синдрома Аспергера сводится к смягчению симптоматики проявлений, влияющих на жизнь человека, а также развитие способностей пациента к общению и состраданию, обычную для его сверстников.

Как правило, используется сочетание медикаментозного лечения и социального воздействия на пациента.

При помощи препаратов психиатр подавляет агрессию у пациента, а немедикаментозные методы направлены на тренинг личности и его социализацию.

Как правило, эти методы позволяют избавиться еще и от сопутствующих проблем. Например, от невроза или депрессии. В качестве дополнительной меры, назначают пациенту лечебную физкультуру, благодаря которой человеку становится проще управлять своим телом.

Есть дополнения?

Если вы можете дополнить статью или встретили хорошее определение синдрома Аспергера – оставьте комментарий на этой странице. Мы обязательно дополним словарь. Уверены, он поможет сотням нынешних и будущих психиатров-наркологов.

Словарь терминов

В этом разделе мы собрали все термины, с которыми вы могли столкнуться в этой статье. Постепенно, мы соберём из этих пояснений настоящий словарь нарколога-психиатра. Если какие-то понятия остались для вас непонятными – оставляйте ваши комментарии под статьями нашего сайта. Мы обязательно поможем вам разобраться во всём.

Детский аутизм – совокупность видимых поведенческих особенностей развития ребенка, связанные с его неспособностью адекватно взаимодействовать с окружающими людьми – как с родственниками, так и со сверстниками. Детский аутизм – проблема нервной системы, он никак не связан с физическими отклонениями в развитии ребенка.

Лечение логоневроза у взрослых в Москве в центре ДокторНейро

Заикание – это сложное нарушение речи, проявляющееся в виде повторения отдельных звуков, слогов, слов или в виде увеличения пауз в речи и протягивании отдельных звуков.

В рамках отечественной психолого-педагогической классификации речевых нарушений «заикание» относится к категории «нарушение использования средств общения», то есть заикание — это несистемное речевое нарушение, незатрагивающее внутреннюю речь (в отличие от афазии у взрослых и алалии у детей, хотя некоторые проявления могут быть схожи).

Существуют разные определения и классификации заикания.

Виды заикания у взрослых

С точки зрения проявлений в речи, заикание разделяют на:

  • клоническое (частое повторение одного элемента из-за повторяющихся судорог мышц речевого аппарата),
  • тоническое (протягивание отдельного элемента речи из-за длительного сокращения мышцы),
  • смешанное (комбинация обоих механизмов возникновения запинок в речи).

В качестве синонима к термину «заикание» часто используется понятие «логоневроз», однако это не всегда верно.

Причины заикания

Причины невротического заикания (логоневроза) у взрослых часто следует искать в детстве. Как правило, логоневроз проявляется в детском возрасте в период становления фразовой речи на фоне однократного или повторяющегося эмоционального стресса.

Наличие выраженных нарушений в функционировании мозговых структур по данным функциональной диагностики (ЭЭГ) не отмечается, либо подобные нарушения минимальны. Речевые запинки у таких детей во многом связаны с особенностями общения и актуальной психологической ситуацией.

Состояние пациентов с заиканием во многом соответствует критериям невроза, отчего и появилось соответствующее название — логоневроз.

Неврозоподобная форма заикания возникает вследствие неврологического нарушения, приводящего как к нарушению общей и мелкой моторики, так и к нарушению артикуляции. Под неврологическим нарушением часто имеют в виду последствия внутриутробной гипоксии, последствия осложнений при беременности, а также заболевания и травмы в младенческом возрасте.

Из-за нарушений в работе определённых мозговых структур, на этапе формирования речи ребенок сталкивается с трудностями в произношении, которые перерастают в заикание. Этот вид заикания в детском возрасте часто сочетается с другими речевыми и когнитивными нарушениями.

При данной форме заикания так же могут возникать невротические реакции, которые добавляют дополнительные механизмы патогенеза по типу логоневроза.

Во взрослом возрасте заикание часто имеет компенсированную форму, когда человек уже адаптировался к собственным речевым особенностям, либо научился их контролировать. Симптомы логоневроза или заикания могут обостряться на фоне стресса, переутомления у людей, которые в том числе никогда не страдали заиканием.

Заико-подобные ошибки во взрослом возрасте могут появиться после перенесённого инсульта (ОНМК), черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или операции на головном мозге (удаление опухоли, гематомы). В таком случае, говорить о заикание (логоневрозе) как таковом не приходится — речь будет идти о речевом нарушении по типу афазии или дизартрии.

Лечение

При первичном появлении любых речевых нарушений во взрослом возрасте следует немедленно обратиться к врачу-неврологу для определения причины нарушения и составления плана дальнейшей реабилитации.

В случае с заиканием или логоневрозом во взрослом возрасте, так же необходимо определить его вид и причины, установить степень влияния неврологических и психологических факторов на речевую деятельность.

Диагностикой состояния нервной системы занимается врач-невролог при помощи методов функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ). Диагностика состояния речевой сферы и последующие речевые занятия лежат в компетенции логопеда. При необходимости к работе с пациентом также привлекаются психолог, нейропсихолог и психотерапевт.

Читайте также:  Психотерапевтический центр: какая помощь здесь оказывается кроме психологической, лучшие центры в Москве.

Аспергер Ганс. Пополняемая база данных специалистов в сфере расстройств аутистического спектра

Ганс Аспергер был одним из первых исследователей, которые занимались РАС. В 1944 году в публикации Die, Autistischen Psychopathen» im Kindesalter (««Аутистические психопаты» в детском возрасте») он дал описание синдрома, названного впоследствии его именем. Его работа внесла значимый вклад в формирование диагностической категории синдрома Аспергера.

Публикации Аспергера долгое время не были замечены мировым научным сообществом.

Но в 1981 году британский психиатр Лорна Винг ввела в обращение термин «синдром Аспергера», в 1991 году Ута Фрит перевела работу Die, Autistischen Psychopathen» im Kindesalter на английский язык — и с этого началось международное признание работы Аспергера.

В 1992 году Всемирная организация здравоохранения внесла синдром Аспергера в МКБ-10. В 1994 году он также был внесен в DSM-IV.

Каждый год Общество специальной педагогики Австрии вручает награду имени Ганса Аспергера за содействие развитию исследовательской полемики в сфере специальной педагогики. Однако в последнее время появилась информация о сотрудничестве Аспергера с фашистским режимом, в связи с чем ведется дискуссия о том, что термин «синдром Аспергера» больше не стоит употреблять.

Аспергер родился в 1906 году в Хаусбрунне (Австрия). Он с трудом устанавливал контакты с другими детьми, имел мало друзей, считался замкнутым и нелюдимым, часто говорил о себе в третьем лице. Некоторые исследователи считают, что он сам был носителем синдрома Аспергера.

С детства испытывал интерес к языку и литературе. В 1920-х годах присоединился к молодежному движению Bund Neuland. Здесь он приобрел несколько друзей, с которым поддерживал близкие отношения всю жизнь. Впоследствии Аспергер писал, что именно в эти годы начал увлекаться специальной педагогикой.

Среднее образование получил в гуманитарной гимназии в Вене. Затем поступил в Венский университет на медицинский факультет.

В 1931 году защитил диссертацию по педиатрии и начал работу в Университетской детской клинике.

Спустя год получил должность руководителя лечебно-педагогического отделения, которое возглавлял в течение 20 лет, за исключением короткого перерыва в 1934 году, когда он посещал психиатрическую клинику в Лейпциге.

В октябре 1938 года Аспергер выступил с лекцией Das Psychisch Abnormel Kind («Психически ненормальный ребенок»), в которой представил свои исследования детей с задержкой развития, с которыми он работал в клинике. В этой лекции на базе работы Эйгена Блейлера 1911 года Аспергер выделил основные характеристики «аутистической психопатии».

После Второй мировой войны он стал временным главой университетской клиники. В 1948 году соосновал Австрийскую ассоциацию специальной педагогики для развития междисциплинарных исследований, обучения и обмена опытом в сфере специальной педагогики.

В 1952 году Аспергер опубликовал книгу Heilpädagogik. Einführung in die Psychopathologie des Kindes für Ärzte, Lehrer, Psychologen, Richter und Fürsorgerinnen («Специальная педагогика. Введение в психопатологию ребенка для врачей, учителей, психологов, судей и социальных работниц»). В ней он развил заключения своей публикации 1944 года об аутистической психопатии.

В 1957 году Аспергер стал адъюнкт-профессором педиатрии в Университетской детской клинике Инсбрука, где проработал до 1962 года, когда вернулся в Вену, чтобы занять аналогичную должность в Университетской детской клинике.

В 1963 году основал департамент терапевтического лечения организации «Детские деревни-SOS» в городе Хинтербрюль. В 1964 году стал президентом Международного общества специальной педагогики.

В 1967 году — членом Национальной академии естественных наук Германии «Леопольдина», в 1973 году — почетным членом Педиатрического общества Германии.

В 1965 году был награжден золотой медалью Вены, в 1968 году — Почетным крестом федеральной земли Бургенланд. В 1972 году Аспергеру было присвоено звание почетного доктора медицинского факультета Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана. В 1975 году был награжден высшей премией кардинала Иннитцера.

В 1977 году Аспергер ушел из Университетской детской клиники, но продолжал преподавать практически до самой смерти. Он умер спустя 6 дней после своей последней лекции, 21 октября 1980 года, в возрасте 74 лет.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера- относится, как и синдром Каннера, к непроцессуальным, дизонтогенетическим формам РДА. В последнее время его относят к конституциональной патологии характера аутистического типа.

1) Как и при других видах аутизма, состояние при синдроие Аспергера определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, что отличает таких детей от сверстников.

2) Нарушение социального взаимодействия может проявляться в следующих формах:

  • экстремальный эгоцентризм – невозможность взаимодействовать со сверстниками;
  • взаимодействие со сверстниками возможно, но не является привлекательным, не значимо и не ценится высоко;
  • социальная и эмоциональная неадекватность общения.

3) Ребенок производит впечатление старомодности, “маленький старичок”, воспринимается другими детьми, как эксцентричный профессор. Живет в своем мире с узкими, необычными интересами.

Демонстрирует необычные склонности (коллекционирование).

Собирает факты, касающиеся определенных событий, но не всегда понимает смысл (читает энциклопедии о динозаврах – все запоминает (у них нередко хорошая механическая память), но что такое эра может не понимать).

4) У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны.

5) Ребенок может быть на удивление успешен в чем-то одном и неуспешен в другом. Например, свободно владеет языком, но затрудняется приспосабливаться к социальному контексту и различным слушаниям (ему трудно вести диалог). Отмечаются трудности понимания переносного смысла метафор (что не связано с уровнем интеллекта).

6). Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

7) Наблюдается отклоняющийся, необычный стиль коммуникации:

  • ослаблена коммуникативная функция речи. Речь — формальная, педантичная, скучная, бедная интонационно, необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу (роботоподобный, маломодулированный язык, ребенок говорит как бы разными голосами), голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечается тенденция к словотворчеству, что иногда сохраняется и после пубертата. Ребенок часто непроизвольно издает различные звуки “прочищает горло”, смеется;
  • выявляются проблемы невербальной коммуникации: неумение использовать жесты, неуклюжесть, ограниченность мимической экспрессии,
  • отмечается необычный стиль глазного контакта (очень пристальный взгляд или избегание взгляда).

8) У детей с синдромом Аспергера снижена эмпатия (снижена способность понимать чувства других людей и подстраиваться под них). Характерна привязанность к дому, а не к близким.

9) У них нет близких друзей. Их часто обижают. При этом ребенок хочет общаться, быть социализированным, но сделать это ему крайне трудно. Он может находиться с другими детьми, но только если эти дети подстраиваются под него. Отмечается влечение к аутистическим играм. Командные игры затруднены, так как ребенка-аутиста интересует только собственный счет, а не счет команды.

10) Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное выражение лица, что придает ему “красивость”, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало (минимальная экспрессия), жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен “внутрь себя”.

11) Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления (нередко поведению недостает внутренней логики).

12) Моторная сфера развита плохо:

  • отмечается неуклюжесть, неловкость;
  • моторика угловатая, движения неритмичные с тенденцией к стереотипиям.

13) Интеллект. В отличие от других случаев аутизма при синдроме Аспергера нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Интеллект чаще нормальный (общий показатель IQ не менее 70, при этом вербальный интеллект развит лучше, а невербальный хуже) или выше нормы.                                                                                       

Письменная Н.В.

Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. — Москва. — “Медицина”. — 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — Москва. — “Медицина”. — 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. — “Теревинф”. – 1997г.

Виды аутизма. Атипичный, синдром Ретта, Аспергера — Капсула Жизни

  • ранний
    детский аутизм;
  • атипичный
    аутизм;
  • синдром
    Ретта;
  • синдром
    Аспергера.

Остальные виды аутизма, которые встречаются достаточно редко, относятся к рубрике «другие виды аутистических расстройств».

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм – это один из видов аутизма, при котором психические и поведенческие расстройства начинают проявляться с первых дней жизни ребенка. Вместо термина «ранний детский аутизм», в медицине также используют «синдром Каннера».

Из десяти тысяч младенцев и детей раннего возраста этот вид аутизма встречается у 10 – 15 малышей. Мальчики страдают синдромом Каннера в 3 – 4 раза чаще, чем девочки. Признаки раннего детского аутизма могут начать проявляться с первых дней жизни младенца.

У таких детей матери отмечают нарушение реакции на слуховые раздражители и заторможенность реакции на различные визуальные контакты. В первые годы жизни у детей появляются трудности с пониманием речи. У них также отмечается задержка в развитии речи.

К пяти годам у ребенка с ранним детским аутизмом наблюдаются сложности с социальными взаимоотношениями и устойчивые поведенческие нарушения.

Основными проявлениями раннего детского аутизма являются:

  • собственно
    аутизм;
  • присутствие
    страхов и фобий;
  • отсутствие
    устойчивого чувства самосохранения;
  • стереотипы;
  • особенная
    речь;
  • нарушенные
    познавательные и интеллектуальные способности;
  • особенная
    игра;
  • особенности
    двигательных функций.

АутизмАутизм, как таковой, в первую очередь, характеризуется нарушением зрительного контакта. Ребенок не фиксирует свой взгляд на лице кого-либо и постоянно избегает взгляда в глаза. Он будто смотрит мимо или сквозь человека. Звуковые или визуальные раздражители не способны вызвать оживление ребенка.

Улыбка редко появляется на лице, и даже смех взрослых или других детей неспособен ее вызвать. Другой выраженной чертой аутизма является особое отношение к родителям. Потребность в матери практически никак не проявляется. Дети с задержкой не узнают мать, поэтому при ее появлении не начинают улыбаться или двигаться навстречу.

Также отмечается слабая реакция на ее уход.

Появление нового человека способно вызвать выраженные негативные эмоции – тревогу, страх, агрессию.

Общение с другими детьми сильно затруднено и сопровождается негативными импульсными действиями (сопротивление, бегство). Но иногда ребенок просто полностью игнорирует любого, кто находится рядом с ним.

Реакция и отклик на словесное обращение также отсутствует или сильно заторможена. Ребенок может даже не откликаться на свое имя.

Присутствие страхов и фобийВ более чем 80 процентах случаев ранний детский аутизм сопровождается присутствием различных страхов и фобий.

Основные виды страхов и фобий при раннем детском аутизме

Виды страхов Основные предметы и ситуации, вызывающие страх
Сверхценные страхи (связанные с переоценкой значимости и опасности определенных предметов и явлений) одиночество; высота; лестницы; незнакомые люди; темнота; животные
Страхи, связанные с аудитивными (слуховыми) раздражителями бытовые предметы – пылесос, фен, электробритва; шум воды в трубах и туалете; гудение лифта; звуки машин и мотоциклов
Страхи, связанные с визуальными раздражителями яркий свет; мигающие лампы; резкая смена кадра в телевизоре; блестящие предметы; фейерверки; яркая одежда окружающих людей
Страхи, связанные с тактильными раздражителями вода; дождь; снег; вещи из меха
Бредоподобные страхи собственная тень; объекты определенного цвета или формы; любые отверстия в стенах (вентиляция, розетки); определенные люди, иногда даже родители

Отсутствие устойчивого чувства самосохраненияВ некоторых случаях раннего детского аутизма нарушено чувство самосохранения. У 20 процентов больных детей отсутствует «чувство края».

Читайте также:  Возможности детско-подростковых психологов

Малыши иногда опасно свешиваются за борт колясок либо перелазят за стенки манежа и кроватки. Часто дети спонтанно могут выбежать на дорогу, спрыгнуть с высоты или зайти в воду до опасной глубины. Также у многих не закрепляется отрицательный опыт ожогов, порезов и ушибов.

Более взрослые дети лишены защитной агрессии и не способны постоять за себя, когда их обижают сверстники.

Стереотипы

При раннем детском аутизме у более чем 65 процентов больных появляются различные стереотипы – частые повторения определенных движений и манипуляций.

Стереотипы раннего детского аутизма

Виды стереотипов Примеры
Двигательные раскачивание в коляске; однообразные движения конечностями или головой; длительное прыганье; упорное раскачивание на качелях
Речевые частый повтор определенного звука или слова; постоянный пересчет предметов; непроизвольное повторение услышанных слов или звуков
Поведенческие выбор одной и той же еды; ритуальность в выборе одежды; неизменный маршрут прогулок
Сенсорные включает и выключает свет; пересыпает мелкие предметы (мозаику, песок, сахар); шуршит обертками от конфет; обнюхивает одни и те же предметы; облизывает определенные предметы

Особенная речьПри раннем детском аутизме развитие и освоение речи запаздывает. Малыши поздно начинают произносить первые слова. Их речь неразборчива и не обращена к определенному человеку.

Ребенок с трудом понимает или игнорирует словесные указания. Постепенно речь наполняется необычными словами, комментирующими фразами, неологизмами.

К особенностям речи также относятся частые монологи, диалоги с самим собой и постоянная эхолалия (автоматическое повторение слов, фраз, цитат).

Нарушенные познавательные и интеллектуальные способности

При раннем детском аутизме познавательные и интеллектуальные способности отстают либо ускоряются в развитии. Примерно у 15 процентов больных эти способности развиваются в пределах нормы.

Нарушение познавательных и интеллектуальных способностей

Вариант нарушения Проявления
Задержка развития трудность в сосредоточении; быстрая пресыщаемость восприятия; нет целенаправленности в действиях; ощущения, различные по времени, становятся одинаково актуальными
Ускорение развития некоторых сторон чрезмерный интерес к определенным предметам, знакам; накопление знаний в узких, достаточно необычных областях; уникальная слуховая или визуальная память

Особенная играЧасть детей с ранним аутизмом полностью игнорируют игрушки, и игра отсутствует вообще.

У других – игра ограничивается простыми однотипными манипуляциями с одной и той же игрушкой. Часто в игре участвуют посторонние предметы, не относящиеся к игрушкам.

При этом функциональные свойства этих предметов никак не используются. Игры обычно происходят в уединенном месте в одиночестве.

Особенности двигательных функций

У более половины больных ранним детским аутизмом отмечается гипервозбудимость (повышенная двигательная активность). Различные внешние раздражители могут спровоцировать выраженную двигательную активность – ребенок начинает топать ногами, размахивать руками, отбиваться.

Пробуждение часто сопровождается плачем, криком или хаотичными движениями. У 40 процентов больных детей наблюдаются противоположные проявления. Сниженный тонус мышц сопровождается малой подвижностью. Груднички вяло сосут. Дети слабо реагируют на физический дискомфорт (холод, влагу, голод).

Внешние раздражители не способны вызвать адекватные реакции.

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм представляет собой особую форму аутизма, при которой клинические проявления могут быть скрыты долгие годы либо быть слабовыраженными.

При данном заболевании выявляются не все основные симптомы аутизма, что усложняет постановку диагноза на раннем этапе.

Клиническая картина атипичного аутизма представлена разнообразными симптомами, которые могут проявляться у разных больных в разных комбинациях. Все множество симптомов можно разделить на пять основных групп.

Характерными группами симптомов атипичного аутизма являются:

  • расстройства
    речи;
  • признаки
    эмоциональной недостаточности;
  • признаки
    социальной дезадаптации и несостоятельности;
  • расстройство
    мышления;
  • раздражительность.

Расстройства речиЛюди с атипичным аутизмом встречают сложности при изучении языка. Они с затруднениями понимают речь других людей, воспринимая все буквально.

За счет малого словарного запаса, не соответствующего возрасту, выражение собственных мыслей и идей осложнено. Изучая новые слова и фразы, больной забывает освоенную в прошлом информацию.

Пациенты с атипичным аутизмом не понимают эмоции и чувства окружающих, поэтому у них отсутствует способность сопереживать и беспокоиться за родных.

  • Признаки эмоциональной недостаточности
  • Признаки социальной дезадаптации и несостоятельности
  • К основным признакам социальной дезадаптации и несостоятельности относятся:

Другим важным признаком атипичного аутизма является неспособность выражать свои эмоции. Даже когда у больного появляются внутренние переживания, он не способен объяснить и выразить, что чувствует. Окружающим может показаться, что он просто равнодушный и безэмоциональный. В каждом отдельном случае признаки социальной дезадаптации и несостоятельности имеют различную степень выраженности и свой особый характер.

  • склонность
    к одиночеству;
  • избегание
    любых контактов;
  • нехватка
    общения;
  • сложности
    при налаживании контакта с посторонними;
  • неспособность
    заводить друзей;
  • затрудненный
    зрительный контакт с оппонентом.

Расстройство мышленияУ людей с атипичным аутизмом наблюдается ограниченное мышление. Им сложно принимать любые нововведения и изменения. Смена обстановки, сбой в установленном режиме дня или появление новых людей вызывает растерянность и панику. Привязанность может наблюдаться по отношению к одежде, еде, определенным запахам и цветам.

Раздражительность

При атипичном аутизме нервная система является более чувствительной в отношении различных внешних раздражителей. От яркого света или громкой музыки больной становится нервным, раздражительным и даже агрессивным.

Синдром Ретта

Синдром Ретта относится к особой форме аутизма, при которой появляются тяжелые психоневрологические нарушения на фоне прогрессирующих дегенеративных изменений в центральной нервной системе.

Причиной появления синдрома Ретта является мутация одного из генов половой Х хромосомы. Это объясняет тот факт, что болеют исключительно девочки.

Практически все плоды мужского пола, имеющие в геноме одну Х хромосому, погибают еще в утробе матери.

Первые признаки болезни начинают проявляться через 6 – 18 месяцев после рождения ребенка. До этого времени рост и развитие младенца никак не отличается от нормы. Психоневрологические расстройства развиваются, проходя четыре стадии болезни.

Стадии синдрома Ретта

Стадии Возраст ребенка Проявления
I 6 – 18 месяцев замедляется рост отдельных частей тела – кистей, стоп, головы; появляется диффузная гипотония (слабость мышц); снижается интерес к играм; ограничивается возможность общения с ребенком; появляются некоторые двигательные стереотипы – покачивание, ритмичное сгибание пальцев
II 1 – 4 года частые приступы беспокойства; нарушение сна с криками при пробуждении; утрачиваются приобретенные навыки; появляются трудности речи; двигательных стереотипов становиться больше; ходьба затрудняется из-за потери равновесия; появляются припадки с конвульсиями и судорогами
III 3 – 10 лет Прогрессирование болезни приостанавливается. Основным признаком становится умственная отсталость. В этот период появляется возможность наладить эмоциональный контакт с ребенком
IV от 5 лет теряется подвижность тела из-за атрофии мышц; появляется сколиоз (искривление позвоночника); нарушается речь – неправильно употребляются слова, появляется эхолалия; усугубляется умственная отсталость, но сохраняется эмоциональная привязанность и общение

Из-за тяжелых двигательных нарушений и выраженных психоневрологических изменений синдром Ретта является самой тяжелой формой аутизма, не поддающейся коррекции.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – это еще один вид аутизма, относящийся к общим нарушениям развития ребенка. Среди больных 80 процентов составляют мальчики. На одну тысячу детей приходится 7 случаев заболевания этим синдромом.

Признаки заболевания начинают проявляться с 2 – 3 лет, но окончательный диагноз чаще всего ставится в 7 – 16 лет.

Среди проявлений синдрома Аспергера выделяются три основных характеристики нарушения психофизиологического состояния ребенка.

Основными характеристиками синдрома Аспергера являются:

  • нарушения
    социального характера;
  • особенности
    интеллектуального развития;
  • нарушения
    сенсорики (чувствительности) и моторики.

Нарушения социального характераНарушения социального характера вызваны отклонениями в невербальном поведении. Из-за своеобразных жестов, мимики и манер дети с синдромом Аспергера не способны устанавливать контакт с другими детьми или взрослыми.

Они не могут сопереживать другим и не способны выражать свои чувства. В детском саду такие дети не заводят друзей, держаться обособленно, не участвуют в общих играх. По этой причине их причисляют к эгоцентричным и черствым личностям.

Социальные трудности возникают также из-за непереносимости чужих прикосновений и визуального контакта глаза в глаза. При взаимодействии со сверстниками дети с синдромом Аспергера стараются навязывать свои правила, не принимая чужие идеи и не желая идти на компромиссы.

В ответ на это окружающие не желают более вступать в контакт с такими детьми, усугубляя их социальную изоляцию. Это приводит к появлению депрессии, суицидальным наклонностям и различным видам зависимости в подростковом периоде.

Особенности интеллектуального развития

Синдром Аспергера характеризуется относительной сохранностью интеллекта. Для него не характерны грубые задержки развития. Дети с синдромом Аспергера способны оканчивать образовательные учреждения.

К особенностям интеллектуального развития детей с синдромом Аспергера относятся:

  • нормальный
    или выше среднего интеллект;
  • отличная
    память;
  • отсутствие
    абстрактного мышления;
  • не
    по годам развитая речь.

При синдроме Аспергера интеллектуальный коэффициент обычно соответствует норме или даже выше. Но у больных детей появляются трудности с абстрактным мышлением и осмыслением информации. Многие дети обладают феноменальной памятью и широкими познаниями в интересующей их области. Но часто они не способны воспользоваться этой информацией в нужных ситуациях.

Несмотря на это, дети с Аспергером становятся очень успешными в таких областях как история, философия, география. Они полностью отдаются своему делу, становясь фанатичными и зацикливаясь на мельчайших деталях. Такие дети постоянно находятся в каком-то своем мире мыслей и фантазий. Другой особенностью интеллектуального развития при синдроме Аспергера является быстрое речевое развитие.

К 5 – 6 годам речь ребенка уже отлично развита и поставлена правильно грамматически. Темп речи медленный или ускоренный. Ребенок говорит монотонно и с неестественным тембром голоса, употребляя множество речевых шаблонов в книжном стиле. Рассказ об интересующем предмете может быть долгим и очень подробным, вне зависимости от реакции собеседника.

Но разговор на любые темы вне области их интересов дети с синдромом Аспергера поддержать не могут.

Нарушения моторики и сенсорики

Нарушение сенсорики при синдроме Аспергера включает в себя повышенную восприимчивость к звукам, визуальным раздражителям и тактильным стимулам. Дети избегают чужих прикосновений, громких звуков улицы, яркого света. У них появляются навязчивые страхи перед стихиями (снегом, ветром, дождем).

К основным нарушениям моторики у детей с синдромом Аспергера относятся:

  • нарушение
    координации;
  • неуклюжая
    походка;
  • трудности
    в завязывании шнурков и застегивании пуговиц;
  • неаккуратный
    почерк;
  • двигательные
    стереотипы.

Излишняя чувствительность проявляется также в педантичности и стереотипности поведения. Любые изменения в устоявшемся режиме дня или привычном деле вызывают тревогу и панику.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *