Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции

Дата публикации 17 октября 2018Обновлено 26 апреля 2021

Умственная отсталость (УО) или олигофрения — это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации.

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции 

  • Данная патология возникает у детей до трёхлетнего возраста, когда психика ребёнка должна развиваться, но в силу каких-либо внешних или внутренних обстоятельств этого не происходит, и человек останавливается в развитии на низком психическом уровне.[5][6]
  • УО возникает под действием следующих факторов:
  • наследственных, генетических, хромосомных — врождённые нарушения обмена веществ, синдром Дауна, Тернера, Клайнфельтера и другие;
  • внешних вредных внутриутробных — сифилис, грипп, алкогольное поражение;
  • послеродовых — асфиксия, черепно-мозговая травма, инфекции.

Большой диапазон причин возникновения УО делает невозможным выделение какой-либо конкретной патогенетической закономерности. Однако во всех этих случаях ввиду различных механизмов возникают необратимые повреждения головного мозга, или наблюдается изначальное недоразвитие, неправильная структура и объём мозга.

Распространённость патологии в разных странах варьируется от 0,3% до 3%. Из них на долю людей с лёгкой УО приходится примерно 70-90%, на долю людей со средней и тяжёлой степенью тяжести — 10-30%, и только 0,1% больных страдают крайне тяжёлой степенью УО.[7]

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Следует понимать, что УО — это не только состояние интеллектуальной слабости. Она является комплексом патологий психики, который включает:

  • недоразвитие в эмоционально-волевой сфере — эмоциональная лабильность, агрессивность, гипобулия (снижение воли), гипотимия (стойкое ухудшение настроения), безынициативность и другое;
  • недостаточность абстрактного мышления — конкретизация, неспособность к обобщению;
  • нарушения внимания и памяти — повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память;
  • проблемы с речью;
  • трудности с обучаемостью;
  • проблемы социализации.

Нередко у больных с УО, особенно тяжёлой степени, имеются сопутствующие психотические симптомы, депрессивные расстройства, эпилептиформные приступы и неврозоподобная симптоматика.

Конечно, главным критерием в постановке диагноза остаётся уровень интеллекта (определяется, например, с помощью теста IQ или теста Векслера), однако важно оценивать развитие всех аспектов психики ребёнка (при помощи теста «ГНОМ», диагностики нервно-психического развития детей, разработанной К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухтом и Г.В. Пантюхиной).[2][8]

Интеллект — это очень тонкая психическая функция, которая требует для своего формирования участия всего мозга. Различные факторы могут нарушать формирование высших мозговых функций и потому являются запускающими механизмами и звеньями патогенеза расстройств интеллекта. Эти патогенетические механизмы можно разделить две группы:

  1. Эндогенные причины:
  2. изменение наследственных структур (мутации) — наиболее частые причины УО. Встречаются генные мутации (изменяется внутренняя структура генов) и хромосомные мутации (изменяется структура хромосом). К таким видоизменениям относятся транслокации (обмен сегментами между хромосомами), делеции (поломки хромосом с утратой их части), дупликации (удвоение участка хромосомы) и инверсии (две поломки в одной хромосоме с поворотом участка между ними на 180°);Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции 
  3. эндокринные заболевания и метаболические дефекты (например, сахарный диабет у матери или фенилкетонурия);
  4. внутриутробные инфекции (как вирусные, так и бактериальные);
  5. химические вредности (в том числе нерациональное использование лекарственных препаратов);
  6. физические факторы (ионизирующее излучение и прочие).
  7. Внешние причины:
  8. патология беременности и родов (в том числе гипоксическое поражение плода из-за агрессивных акушерских стратегий);
  9. нарушение ранней привязанности к родителям и недостаток воспитания.

Чем раньше и сильнее воздействуют факторы патогенеза, указанные выше, тем раньше и сильнее нарушается развитие мозга, и тем тяжелее будет степень УО.

В МКБ-10[9] умственная отсталость кодируется в рубриках F70-F79:

  • F70.xz Лёгкая УО (IQ 50-69, результаты теста Векслера 60-79);
  • F71.xz Средняя УО (IQ 35-49, результаты теста Векслера 45-59);
  • F72.xz Тяжёлая УО (IQ 20-34, результаты теста Векслера 30-44);
  • F73.xz Глубокая УО (IQ < 20, результаты теста Векслера < 30);
  • F78.xz Другие формы УО;
  • F79.xz Неуточнённая форма УО.

Под «x» подразумевается дополнительный знак, указывающий на нарушения поведения:

  • 0z — отсутствие нарушения поведения или его слабая степень выраженности;
  • 1z — нарушение поведения в выраженной степени;
  • 8z — другое нарушение поведения;
  • 9z — без указания на нарушение поведения.

Под «z» подразумевается этиологическая причина:

  • .x1 — УО, вызванная инфекцией или интоксикацией;
  • .x2 — УО, вызванная травмой или гипоксией;
  • .x3 — УО, вызванная фенилкетонурией;
  • .x4 — УО, вызванная хромосомной патологией;
  • .x5 — УО, вызванная гипертиреозом;
  • .x6 — УО, вызванная гипотиреозом;
  • .x7 — УО, вызванная недоношенностью;
  • .x8 — УО, вызванная другими уточнёнными факторами;
  • .х9 — УО, вызванная неизвестными причинами.

Умственная отсталость делится также на две формы:

  • дифференцированную — если причина возникновения УО установлена (в МКБ-10 отражается пятым знаком z от .х1 до .х8);
  • недифференцированную — если этиология неизвестна (в МКБ-10 — .х9).

Также существует привычная российском врачу классификация Э. Крепелина, которая подразделяет УО на три типа:

  • Дебильность (IQ 50-69). В МКБ-10 соответствует F70. Для ребёнка с легкой степенью УО характерен относительно большой словарный запас, трудности с абстрактным мышлением, хорошая механическая память, проблемы с самообладанием, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность. Такие люди обучаемы, у них есть возможность закончить школу, училище и получить профессию.
  • Имбецильность (IQ 20-35). Соответствует F71-F72. Имбецилы имеют низкий словарный запас, не владеют грамматикой, слабо усваивают новый материал, им сложно освоить бытовые навыки, нуждаются в постоянном уходе.
  • Идиотия (IQ

Занятия для детей с умственной отсталостью. Развитие ребенка с УО

Клиническая картина сильно различается в зависимости от степени УО:
Глубокая УО — дети не обучаются в детском саду и школе, часто не владеют речью, не способны к самообслуживанию; иногда неходячие. Они проживают в семьях или специальных учреждениях (с согласия родителей).

Их мир ограничивается удовлетворением физических потребностей. Они издают нечленораздельные звуки, часто имеют привычку к самоукачиванию (раскачивание из стороны в сторону).
Дети с тяжелой УО также не посещают детские садики и школы, могут проживать в специализированных учреждениях.

Им необходима помощь дефектолога (олигофренопедагога) в овладении элементарной речью, навыками самообслуживания. Способности к обучению минимальные, но они есть. Могут повторять стереотипные действия по образцу.
Умеренная УО — по старой классификации это не резко выраженная имбецильность.

Для таких детей также не предусмотрено обучение в школе, но их обучаемость заметно выше. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии дефектологического сопровождения и регулярных занятиях. Способны к простому самообслуживанию, элементарному труду.

Легкая УО— это наиболее распространенный вид олигофрении на сегодня (70-90% всех случаев). Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная (коррекционная) школа VIII вида.

Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни. По окончании обучения выпускник, к сожалению, не сможет пойти учиться в ВУЗ, этот путь закрыт.

Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз

Современная медицина и педагогика не стоят на месте. Задержки развития у детей сейчас диагностируют очень точно и в более раннем возрасте, чем раньше.

Уже в год-полтора при подозрении на то, что малыш отстает от нормы, у родителей есть возможность провести полную диагностику и начать раннюю коррекцию, чтобы предотвратить усугубление дефекта и компенсировать его.

Сегодня широко распространены так называемые «пограничные» формы нарушений, когда у ребенка есть неврологические, органические нарушения, но нет тяжелого дефекта.

Для них прогноз наиболее благоприятен, так как при своевременном лечении у невролога и регулярных занятиях с дефектологом (олигофренопедагогом) и логопедом последствия нарушения могут быть сведены к минимуму и компенсированы.

Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в некоторых случаях может пойти даже в общеобразовательную школу (с инклюзией или специализированный класс), но чаще специальная комиссия рекомендует коррекционную школу.

В младших классах есть возможность перевода в обычную школу (однако для умственно отсталых детей эта возможность все равно подразумевает обучение в специализированном классе). В коррекционной школе не выдается аттестат, а только справка об участии в образовательном процессе. Там ученики не остаются на второй год, то есть усваивают материал по мере своих возможностей без обязательной «планки». С выданной справкой об обучении выпускники могут пойти в ПТУ или вечернюю школу. В некоторых школах есть 10 и 11 класс, в которых делается акцент на трудовом обучении, овладении профессией. В успешном обучении ученику присваивается разряд, квалификация.

Читайте также:  Глоссофобия: я боюсь публичных выступлений

Для детей с умеренной и тяжелой степенью олигофрении сегодня больше возможностей в плане коррекции и развития, чем раньше.

По докладам дефектологов, такие дети, несмотря на общепринятое мнение, все-таки способны пойти в специальную коррекционную школу (школа для умственно отсталых детей с легкой степенью) в рамках специального класса.

Если в обычном классе коррекционной школы около 12 детей, то в таком классе должно быть не более 8 детей.

Помимо непосредственно показателя интеллекта для прогноза развития ребенка с УО крайне важно учитывать особенности эмоционально-волевой сферы и поведения.

При неосложненной картине, когда с ребенком возможно выстроить коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу, прогноз благоприятен.

Такие дети успешно обучаемы и при легкой степени олигофрении уже в подростковом возрасте адаптируются в обществе, чувствительны к оценке своей личности и способны выстраивать межличностные отношения, например, в своем коллективе. Выпускники школ с легкой степенью УО способны овладеть профессией и трудоустроиться.

Дефектологи подчеркивают, что при общем диагнозе «умственная отсталость» важен индивидуальный подход — как в вопросах диагностики, так и в коррекции, обучении, воспитании.

Поскольку такие дети могут быть очень разными, то и педагогический подход должен быть каждый раз разным. Родителям важно не упустить время и видеть возможности, потенциал ребенка к развитию.

Проводить занятия по развитию речи, моторики, восприятия, мышления, внимания, памяти, — всех познавательных функций, а также обучать социально-бытовым навыкам, корректировать поведенческие особенности и максимально влиять на гармонизацию личности.

В центре Ember логопеды и коррекционные педагоги, а также специальные психологи проводят индивидуальные занятия с детьми, имеющими диагноз «умственная отсталость», успешно выполняя все вышеперечисленные задачи.

Инклюзия и специальное обучение
Наше общество развивается, оно становится более терпимым к людям с психофизическими особенностями. Мы уходим от стигматизации и отрицания проблемы наличия детей с особенностями развития и движемся к принятию и максимальной социализации всех членов общества.

Система специального образования в нашей стране предусматривает наличие коррекционных детских садов и школ по виду дефекта (зрение, слух, психические нарушения, речевые проблемы, олигофрения, сочетанные нарушения).

Сложность ситуации состоит в том, что в такой системе дети с особенностями навсегда выделяются в отдельную группу и практически полностью теряют шанс на полноправную адаптацию в обществе. Есть противопоставление здорового ребенка и ребенка с особенностями. И этот стереотип продолжает жить в умах наших сограждан, т. к. подкрепляется педагогической «машиной».

К счастью, это положение меняется, и постепенно наша страна движется к реализации идеи инклюзивного образования, когда в общеобразовательной школе учатся и дети с особенностями, например, посещая учебное заведение с тьютором (от англ. tutor — наставник) — специальным сопровождающим.

Плюсы такого подхода очевидны: потенциал ребенка задействуется по максимуму, не ограничиваясь урезанной программой коррекционной школы. Ребенок вливается в коллектив, а здоровые дети учатся принятию разных человеческих проявлений. Такие школы уже существуют в нашей стране.

Однако воплощение всех принципов инклюзивного образования трудоемко: ведь особенности у детей бывают разные, и не всегда есть объективная возможность подстроить образовательный процесс под 1-2 детей. Плюс многое зависит от личности и желания родителей, а также их финансовых возможностей. Например, сопровождение тьютора стоит достаточно дорого. Плюс дополнительно родители, как правило, нанимают репетитора и коррекционного педагога для занятий дома, ведь общая школа не предусматривает такого сопровождения.

Традиционно дети с УО по-прежнему идут в коррекционные школы VII или VIII видов, в зависимости от проявления дефекта. Из плюсов коррекционной школы — ребенок имеет максимальные возможности для легкой адаптации, программа легче усваивается, есть специальное сопровождение коррекционных педагогов, логопедов, психологов, врачей. Предусмотрена трудовая адаптация выпускника.

Занятия для детей с умственной отсталостью

При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно).

В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии.

Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта.

Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции.

Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста.

В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога).

Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям.

Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.

Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.

Программа занятий включает:

  • развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
  • элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
  • развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
  • коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
  • улучшение коммуникативных навыков;
  • Томатис-терапию;
  • обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.

Также при желании можно приобрести устройства Forbrain и/или Soundsory для самостоятельного использования дома.

Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции
Королёва Виктория Николаевна — ведущий дефектолог, олигофренопедагог,

стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

Посмотреть цены можно здесь

Умственная отсталость у детей

Каковы особенности детей с умственной отсталостью?

Основные признаки умственно отсталого ребенка:

  1. Низкая познавательная активность, поэтому нет тяги к знаниям.
  2. Недостаточно развития крупная и мелкая моторика.
  3. Задержка речевого развития (мало слов в лексиконе, неправильное произношение).
  4. Ребенок очень медленно соображает, иногда отмечается полное отсутствие мыслительных процессов.
  5. Все игры элементарные, так как ребенок способен только подражать. Отсутствует сила воли, поэтому ребенок предпочитает выполнять только несложные задания и легкий труд.
  6. Резко изменяется настроение, ребенок очень возбудим, смешлив или, наоборот, плаксив.
  7. Дети плохо представляют, поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  8. Концентрация не продолжительная, внимание плохое, замедленное переключение на другие предметы или игры.
  9. Память в основном сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Рассмотрим раннюю умственную отсталость, формирующуюся у детей в результате проблем, не связанных с внезапным ухудшением и замедлением развития на фоне инфекций или травм (в этом случае умственная отсталость называется – деменция).

Олигофрения

Олигофрения появляется в результате поражения коры головного мозга в перинатальный период и период раннего детства (до 3-летнего возраста), в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие. Умственную отсталость как психическое отклонение определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки заболевания становятся заметны в процессе дальнейшего развития малыша.

Читайте также:  Тематический коллоквиум Московской Группы Психоаналитиков

Каковы причины олигофрении?

  • перенесенные матерью инфекции во время беременности;
  • асфиксия;
  • родовая травма;
  • наследственная умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, имеющая осложнения в виде данного психического нарушения;
  • социально неблагополучная семья — употребление родителями алкоголя, наркотиков.

Степени умственной отсталости

Умственная отсталость бывает разной степени выраженности в зависимости от времени, места и глубины поражения:

  • идиотия;
  • имбецильность;
  • дебильность.

Давайте разберемся.

Идиотия

Идиотия – это самая тяжелая форма умственной отсталости. Такие дети не понимают, к каком мире они живут, речь очень ограниченна.

У таких детей наблюдаются следующие нарушения:

  • координации движений;
  • моторики;
  • поведения;
  • эмоций.

У них все желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети совершенно необучаемы. Поэтому самое важное, что требуется для них сделать — это научить их простым навыкам самообслуживания.

Идиотия бывает 3 видов:

  • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
  • типичные идиоты;
  • речевые идиоты.
  • Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.
  • Имбецильность
  • Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.
  • Дети с таким диагнозом:
  • понимают обращенную к ним речь;
  • могут научиться простым трудовыми навыками;
  • могут повторять механические движения после продолжительного обучения;
  • имеют плохо развитую речевую функцию.

Такие дети практически не обучаемы. Они не понимают смысла любой работы. Такие дети очень привязываются к людям, их воспитывающим.

Но все-таки их можно кое-чему научить:

  • правильно себя вести;
  • элементарным посильным для них трудовым действиям;
  • самообслуживанию в меру их возможностей;
  • ориентироваться в быту.

Коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых дети могут овладеть элементарными знаниями (навыками чтения, счета, письма), получают информацию об окружающем мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

  1. Дебильность
  2. Дебильность — это самая легкая степень умственной отсталости.
  3. Дети с таким диагнозом характеризуются:
  • наблюдательностью;
  • упрямостью;
  • неумением обманывать;
  • довольно развитой фразовой речью.

При этом словарный запас бедный, письменная речь не развита, мелкая моторика нарушена. Такие дети плохо ориентируются в пространстве, эмоции снижены, они способны выполнять только повторяемые и одинаковые действия.

Дебильность бывает:

  • неосложненной;
  • осложненной нарушениями разных анализаторов;
  • осложненной нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения.
  • Неосложненная дебильность — эмоционально-волевая сфера сохранена, снижен уровень познавательной деятельности.
  • Дебильность с нарушением анализаторов – возникают вторичные отклонения в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.
  • Дебильность с нарушениями нейродинамики — плохая координация движений, быстрая утомляемость (в результате поражения коры полушарий головного мозга).
  • Дебильность с лобной недостаточностью — вялость рук, плохая ориентация в пространстве, немотивированное поведение, подражательная речь.

Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, асоциальные, агрессивные, самоконтроль отсутствует.

Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе.

Основным заданием является:

  • обучение их чтению, письму, счету;
  • расширение знаний об окружающем мире;
  • обучение выполнения элементарных трудовых действий;
  • проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

Воспитание детей с умственной отсталостью очень сложно. Такого ребенка в семье следует растить в тепле, любви и понимании. Его можно научить рукоделию, это занятие будет ему по душе и очень полезно для развития высших психических функций. С ним следует много разговаривать, читать книги, слушать музыку, чтобы он не деградировал, а развивался.

  1. Такого ребенка обязательно следует проконсультировать со специалистами: дефектологом, логопедом, психологом.
  2. В нашем центре работают специалисты, владеющие многими развивающими все стороны личности ребенка методиками, и способны помочь вам в этой беде.
  3. Если требуется психологическая коррекция матери ребенка, то и в этом мы можем вам в этом помочь.
  4. Наши специалисты научат маму методам и приемам работы с ребенком в домашних условиях.
  5. Родители не должны оставаться сторонними пассивными наблюдателями этого сложного воспитательного процесса, им следует самим принимать в нем активное участие для получения более высоких результатов коррекционно-развивающей работы.

Легкая умственная отсталость у детей

Умственная отсталость легкой степени у детей – врожденное или приобретенное в раннем детстве состояние задержки или недоразвития психики, центральным дефектом которого является снижение интеллектуальных функций.

Причины легкой умственной отсталости у детей

Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга.

Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:

  • Наследственность (генные и хромосомные заболевания). К этой группе относят: различные синдромы (например, Дауна, Тернера); формы, связанные с наследственным нарушением обменных процессов, неврологическими заболеваниями;
  • Воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития: внутриутробные инфекции (например, краснуха, токсоплазмос и др.), интоксикации (прием алкоголя, токсических для плода веществ), гемолитическая болезнь плода и др.;
  • Факторы, воздействие которых имело место быть во время родов или в раннем возрасте (родовые травмы, кислородное голодание, травмы, инфекции);
  • Педагогическая запущенность, возникающая на фоне полноценных возможностей работы мозга, но при отсутствии полноценного воспитания и социализации;
  • Наличие сразу нескольких причин, смешанные состояния.

Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью

Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет. Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет.

Умственная отсталость легкой степени у детей, признаки:

  • Ребенок отстает в моторном развитии: поздно начинает держать голову, садиться, вставать, ходить. У малыша может быть нарушен хватательный рефлекс, а в 1-1,5 года ребенок еще не держит предметы (игрушки, ложку и вилку);
  • Речь отсутствует или появляется с большим опозданием; ребенок имеет трудности в построении фразы, связной речи. В 2-3 года малыш плохо понимает обращенную к нему речь, не может выполнить элементарные инструкции;
  • Легкая умственная отсталость у детей характеризуется неуравновешенностью процессов нервного возбуждения и торможения; Выражается это в чрезмерной импульсивности, несдержанности, возбудимости, раздражительности или, наоборот, вялости и медлительности;
  • Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, кажется замкнутым в себе; Его эмоционально-волевая сфера «обеднена»;
  • Отсутствует сюжетная игра. Игры примитивны по содержанию, игрушки могут не интересовать ребенка или он использует их не по назначению.

Диагностика легкой умственной отсталости у детей

Диагнoз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, главное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных и высших психических функций, а также отсутствии признаков прогрессирования недоразвития.

С целью определения степени выраженности психического дефекта и его ведущего звена используются специальные психологические методы оценки интеллекта.

Так же проводится нейропсихологическая диагностика, которая помогает не только определить уровень развития высших психических функций ребенка с умственной отсталостью, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности (те сильные стороны, на которые возможно будет опереться в коррекции и лечении умственной отсталости).

Легкую степень умственной отсталости необходимо разграничивать от диагнозов, обусловленных психическими заболеваниями (например, шизофренией) и выраженной педагогической запущенностью.

Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью

Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.

Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру.

Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.

Кроме этого, можно выделить следующие особенности:

  • Большинство авторов доказывают, что познавательные расстройства у таких детей заключаются в трудностях формирования понятий и обобщений, затруднении абстрактного мышления;
  • Ребенок с умственной отсталостью плохо обучаем, ему с трудом дается восприятие любой новой информации;
  • По мере взросления ребенка ко всему вышесказанному присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления.
Читайте также:  Арахнофобия, ка клечить?

Лечение и коррекция детей с легкой умственной отсталостью. Особенности обучения детей с умственной отсталостью

Коррекция детей с легкой умственной отсталостью ведется исходя из ведущего дефекта (связанная с нарушением разных анализаторов, с лобной недостаточностью, с психопатоподобным поведением и др.) и по нескольким направлениям:

  1. Нейрокоррекционная помощь. Грамотно выстроенная программа, с учетом нейропсихологических особенностей ребенка, его сильных, «ресурсных» сторон может помочь в развитии:
  • моторных и координаторных навыков, мелкой моторики;
  • развитии устойчивых межполушарных связей, увеличении скорости обработки сенсорной информации;
  • зрительно-моторной координации, связи «рука-глаз», укреплении глазных мышц и прослеживающих движениях глаз (что важно, в частности, для формирования навыков письма и чтения);
  • расширении полей зрения, формировании пространственного восприятия, развитии функций мышления, что необходимо для усвоения математики, умения строить логико-грамматические конструкции, связной речи;
  • развитии саморегуляции, произвольности, внимания, снижении истощаемости;
  • формировании возможностей к «оттормаживанию» нежелательного поведения;
  • улучшении восприятия неречевых шумов, непосредственно речи, умении различать темпо-ритмические рисунки: то есть, слуховом восприятии;
  1. Специализированная программа обучения в саду и школе. Дети с легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми навыками.
  2. Дополнительно может потребоваться помощь дефектолога (развитие социальных навыков, самообслуживания, мышления), логопеда, невролога.

Прогноз ребенка с легкой умственной отсталостью

Прогноз детей с легкой умственной отсталостью зависит от степени поражения или незрелости мозга, от вида ведущего дефекта.

На сегодняшний день это нарушение считается неизлечимым. Тем ни менее, при умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Многие дети с легкой умственной отсталостью заканчивают школы и училища, работают, строят семьи.

Самое важное родителям, столкнувшимся с данным нарушением у своего ребенка, понимать необходимость и своевременность коррекционной помощи; осознавать, что с помощью правильных, часто долгих, занятий со специалистами (нейропсихолог, дефектолог, логопед, невролог, специальные коррекционные сады и школы) многие отклонения могут быть успешно скорректированы.

Олигофрения — Что лечим «Дети Индиго»

Олигофрения – патологическое состояние, при котором существенно недоразвиты мозговые структуры, что ведёт к нарушениям в развитии ребёнка. Прежде термином олигофрения обозначали любые психические расстройства. В начале ХХ века заболевание было изучено и выделено в отдельную группу.

На Западе олигофрению у детей считают отклонением от норм развития. Российская психиатрия склоняется к выводам, что олигофрения — это принципиально иное развитие психики. Структура дефекта при олигофрении отличается тотальностью.

При органическом поражении центральной нервной системы происходит изменение интеллекта, речи, эмоциональной сферы, то есть всех нервно-психических функций. Такая структура дефекта при олигофрении ведёт к изменению личности в целом.

Олигофрения или умственная отсталость может развиваться сама по себе, а может сопровождать другое заболевание, например, ДЦП. Диагноз умственная отсталость имеет 1-3% населения земли. Статистика условная, пациенты с лёгкой формой олигофрении могут вполне успешно адаптироваться в жизни и не состоять на учёте у врачей.

СИМПТОМЫ ОЛИГОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ

Выявить олигофрению у детей в возрасте до 3-х лет бывает проблематично. Критерии определения уровня зрелости и развитости психики рассчитаны преимущественно на детей дошкольного и школьного возраста.

К тому же, в лёгкой степени олигофрения в первые годы жизни ребёнка может не сказываться на физиологическом развитии. Малыш может научиться переворачиваться, сидеть, стоять вовремя, по возрастным нормам.

При этом именно ранняя диагностика симптомов олигофрении у детей даёт шанс на успешную адаптацию.

У новорождённых детей по следующим симптомам олигофрению можно заподозрить:

  • непропорциональное строение лица и головы (слишком выпуклый лоб, расплющенный нос и т.д.)
  • патологии внутренних органов (диагностируемые соответствующими специалистами)
  • очень бледная кожа с кисловатым запахом
  • светло-голубой, почти прозрачный цвет глаз
  • отсутствие рефлексов и др.

После года дети, страдающие олигофренией, особенно в тяжёлой форме, уже заметно отличаются от ровесников. В этом возрасте к симптомам олигофрении относят:

  • речевые нарушения (отсутствие лепета, простых слов, неправильное звукосочетание);
  • сниженный интерес к окружающим предметам, природе, животным;
  • отставание в физическом и психическом развитии (неустойчивая походка, непроизвольные движения рук, покачивания);
  • отсутствие узнавания близких людей, даже матери;
  • несоответствие эмоций и ситуации (истерики на пустом месте и, напротив, смех в присутствии плачущих детей) и др.

С двух до трёх лет дети, страдающие олигофренией, по развитию не отличаются от годовалых малышей, поскольку не способны к обучению и познанию мира. Как правило, в этом возрасте уже очевидны симптомы олигофрении, можно ставить диагноз и определять степень поражения.

В НИИ Дети Индиго представлено уникальное диагностическое оборудование, способное оценить работу и сделать прогноз дальнейшего развития нервной системы уже с первых месяцев жизни. ранняя диагностика – залог успешной коррекции многих неврологических патологий!

СТЕПЕНИ ОЛИГОФРЕНИИ

Выделяют 4 степени олигофрении:

  • лёгкая (ранее обозначалась термином дебильность). Внешне могут не отличаться от других детей. Обладают достаточным словарным запасом, могут выражать свои мысли, считать, читать, выполнять бытовые действия. Однако, в обычной школе учиться им крайне тяжело: плохо запоминают материал, не способны усваивать большой объём информации, нарушено абстрактное и логическое мышление.
  • умеренная (имбецильность) – дети, страдающие олигофренией умеренной степени, имеют скудный словарный запас, испытывают трудности в общении с окружающими. Способны самостоятельно есть, одеваться, умываться. Более сложные бытовые действия им не поддаются, как и полноценное обучение. Дети с умеренной степенью олигофрении могут заниматься только в коррекционных школах.
  • тяжёлая степень — отклонения в развитии психики заметны даже внешне: изменённые черты лица, дефектная речь, нарушение моторики, повторяющиеся действия. Тяжёлая степень олигофрении у детей не позволяет им обучаться. Такие дети, даже становясь старше, не способны существовать без помощи родных.
  • глубокая (идиотия) – часто не способны на простые действия (не могут держать даже ложку в руках), не могут разговаривать (лишь издают отдельные звуки), не могут воспринимать речь окружающих, не понимают названия предметов. Эмоции демонстрируют двух видов: безудержная радость и негатив (слёзы, истерика).

ПРИЧИНЫ ОЛИГОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ

Вызывать врождённую олигофрению у детей могут внутренние факторы – это наследственные, генетические патологии. В частности, хромосомные аномалии (яркий пример – синдром Дауна), обменные нарушения и т.д. Хромосомные аномалии сегодня выявляют на раннем этапе беременности, это даёт возможность родителям заранее быть готовым к рождению необычного ребёнка.

Вызывать олигофрению у детей могу внешние факторы: перенесённые во время беременности матери серьёзные инфекционные заболевания, употребление при беременности алкоголя и наркотиков, гипоксия или асфиксия при родах, родовые травмы головы, резус-конфликт у матери и будущего ребёнка и т.д.

Спровоцировать олигофрению могут сразу несколько факторов, тогда заболевание относят к смешанному типу. Приобретённая олигофрения у детей может развиться из-за черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга, перенесённой кори, менингита в младенческом возрасте и др. причин.

МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ ОЛИГОФРЕНИЮ

Заболевание не поддаётся полному излечению, кроме вовремя обнаруженной олигофрении, вызванной нарушением обмена веществ. В качестве поддерживающей терапии детям с диагнозом олигофрения назначают специальную диету, витаминные комплексы, а также препараты для улучшения деятельности головного мозга.

Очень важна для детей с олигофренией психологическая и социальная реабилитация по специальным программам. В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь детские специалисты различного профиля. Приём ведётся в Челябинске. Запишитесь на консультацию по лечению заболевания — олигофрения.

 

Высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии…

Магнитотерапия широко используется в медицине. Это безболезненный, неинвазивный …

Уникальный метод стимуляции головного мозга акустическим сигналом, согласованным…

Стимулирует к восстановлению пораженные ткани нервной системы, воздействуя на ни…

Расширенная диагностика и коррекция органов и систем для выявления сопутствующих…

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *