Возможности детско-подростковых психологов

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, часто списывают на «трудный возраст» и «скачки гормонов». Гормональный фон действительно может влиять на настроение и поведение — но это не значит, что ситуацию нужно пускать на самотек. Подростки порой нуждаются в психологической помощи не меньше, чем взрослые — но не знают, как ее получить. 

Особенности подростковой психотерапии

Подростковая психотерапия отличается от психотерапии взрослых и детей:

  • Если детская психотерапия базируется в основном на игре, с подростками нужно разговаривать. При этом сформулировать запрос и целенаправленно работать в психотерапии им сложно из-за частых смен настроения и мотивов. 
  • Подросток переживает много внутриличностных конфликтов: конфликт собственных желаний и воспитания, стремлений и возможностей. Психотерапевт должен учитывать это и помогать клиенту выстраивать границы, слушать и понимать себя.
  • Для подростка крайне важен аспект конфиденциальности. Он может отказываться от психотерапии или замалчивать некоторые ситуации из-за страха, что терапевт «доложит» все родителям. 
  • Трудности могут возникать на моменте построения эмпатической связи. Особенно если в семье есть проблемы с открытостью и близостью, у подростка мало шансов научиться выстраивать доверительные отношения. 

Поэтому терапевт, который работает с подростком, должен иметь высокий уровень эмпатии и быть с клиентом максимально честным и открытым. Только так можно добиться сотрудничества.

Возможности детско-подростковых психологов

Кто формирует запрос?

Еще одна особенность подростковой терапии: заказчик и клиент, как правило — разные люди. Родитель приводит подростка на психотерапию и оплачивает ее — соответственно, именно с родителем составляется договор и информированное согласие. 

Что делать, если у них разные запросы? Например, родитель хочет, чтобы у ребенка повысилась успеваемость в школе и исчезли конфликты с учителями. А клиента-подростка оценки не волнуют — он вообще не понимает, почему все от него чего-то хотят.

Опытный терапевт не будет углублять конфликт в семье. Действовать в таком случае лучше всего через сотрудничество — то есть, попробовать привести запросы к общему знаменателю. Снизилась успеваемость? Возможно, это связано с падением внимания, сосредоточенности и мотивации — один из основных симптомов депрессии. Если найти и решить основную проблему, ее последствия тоже трансформируются. 

Если прийти к соглашению не получается, психотерапевт может предложить семейную терапию. Научиться слышать друг друга, относиться друг к другу с уважением и принятием — важные условия здоровой семьи. Подростку семейная психотерапия поможет почувствовать, что его слышат, и его мнение учитывают.

Кроме того, разрешение внутренних проблем семьи может косвенно решить и частные проблемы ее членов. Например, нежелательное поведение ребенка может давать родителям вторичную выгоду: они постоянно «спасают» его и чувствуют себя нужными. Считывая это поведение, подросток бессознательно подстраивается — и порочный круг замыкается.

Поскольку никто из участников не осознает это, и все чувствуют себя несчастными — нередко разорвать круг способна только психотерапия.

Возможности детско-подростковых психологов

Как понять, что пора на терапию, и как уговорить семью

Здесь работает та же схема, что и с терапией взрослых: если проблема забирает слишком много сил и эмоций, а справиться самостоятельно не получается — нужна помощь специалиста. Ситуации у всех разные, но есть список запросов, с которыми чаще всего приходят подростки — и их нельзя запускать. 

Депрессия Подростковая депрессия — не блажь, а заболевание, и она не «пройдет с возрастом». Основные симптомы: апатия, потеря интереса к занятиям, которые раньше нравились, заниженная самооценка, невозможность сосредоточиться. Особо насторожиться стоит, если в беседах подросток часто говорит о бессмысленности или о смерти. Может показаться, что поиски смысла жизни и негативное мышление — нормальные атрибуты взросления. Но если негативный сценарий превалирует — необходимо срочно принять меры. У подростковой депрессии высокий риск суицида. Это не значит, что подростка нужно запереть в больнице и кормить таблетками. Он нуждается прежде всего в психологической помощи. Тревожные расстройстваПостоянная тревога, ярко выраженный страх общаться и выступать на публике, нежелание пробовать что-либо из-за боязни провала — эти чувства отравляют жизнь. Если не разобраться с ними в подростковом возрасте, человек с большой вероятностью пронесет их и дальше — во взрослую жизнь. Расстройства пищевого поведенияПодростки часто бывают очень восприимчивы к критике и озабочены тем, какое впечатление производят. В сочетании с принятыми в обществе стандартами красоты это нередко приводит к расстройствам пищевого поведения — опасным психологическим проблемам, которые влияют не только на эмоциональное состояние, но и на здоровье. СтрессПоступление в университет, взросление, ответственность — подростки ежедневно сталкиваются с колоссальным стрессом. Психотерапия научит эффективно с ним справляться: не избегать, но и не впадать во фрустрацию.  Переживание травмы или потериПодростки тоже переживают тяжелые ситуации: потерю близкого, расставание с друзьями или парой. Но с ними это впервые. Если не проработать травматичный опыт, он может «всплывать» в будущем и продолжать приносить страдания. Отсутствие социальных связейЛюбому человеку плохо без общения. Если подросток не может наладить контакт с другими людьми, общается только в пределах семьи (в лучшем случае) — это повод немедленно обратиться к психологу. Знакомиться, сближаться, создавать связи — это навык, и его можно приобрести, если проработать в психотерапии страхи и другие мешающие факторы. Возможности детско-подростковых психологов

Если вы — подросток, и вам нужно уговорить родителей на психотерапию — отправьте им ссылку на эту статью. Поговорите о ситуации в спокойной обстановке. Объясните, что психотерапевт — не замена родителям, и поход к нему не означает, что вас плохо воспитали или недостаточно любили. Это — способ обеспечить себе более счастливое будущее. 

Если вы — родитель, и хотите предложить подростку помощь психотерапевта — обсудите его страхи перед терапией. Скорее всего, именно они (а не природное упрямство) мешают согласиться на помощь.

Какое направление выбрать

Отдельной «подростковой психотерапии» не существует. С подростками работают в тех же направлениях, что и со взрослыми — просто с учетом особенностей возраста. Выбирайте терапевта, у которого есть позитивный опыт работы с подростками. Кстати, наличие детей у самого терапевта не обязательно — личный опыт не играет роли в психотерапии. 

 Мы рекомендуем искать в одном из этих направлений:

  • Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ)

КБТ — направление, нацеленное на решение конкретной проблемы здесь и сейчас. Основной метод КБТ — «когнитивная переоценка», иными словами, изменение привычных (негативных) реакций и моделей поведения на более эффективные и здоровые. В подростковом возрасте это очень полезно — так как привычное поведение закрепляется, и с годами становится все сложнее его изменить. 

  • Психодинамическая терапия

Психодинамический подход фокусируется на глубинных переживаниях, чувствах и психологических защитах. Она помогает решить внутренние конфликты, «найти себя», лучше понимать собственные потребности и не закрываться от нового опыта. 

Как мы уже писали, иногда психотерапевту необходимо работать с семьей и детско-родительскими отношениями. Если в системе меняется только один человек — возвращаясь в нее, он возвращается к прежним моделям поведения. Поэтому так важно изменить вектор семьи в целом. 

Возможности детско-подростковых психологов

Подростковый период — один из самых сложных в жизни человека. Представьте, как здорово проходить его не на ощупь, а заручившись поддержкой семьи и профессиональной помощью.

Психолог для подростка: психологическая помощь детям переходного возраста и их родителям, чем поможет подростковый и детский специалист

Главная › Психология ›

Переходный возраст — важный этап становления личности. Родители не всегда в силах справиться с возникающими затруднениями. Психологическая помощь подросткам, оказанная специалистом, может стать решающим фактором во время переходного возраста.

Возможности детско-подростковых психологов

Как проявляется переходный возраст?

Переходный возраст (пубертатный период) — переход из детства во взрослость. В этот период происходит множество изменений: физических, эмоциональных, сексуальных, социальных. Пубертатный период начинается примерно в 10–11 лет у девочек, 11–13 у мальчиков.

Нельзя предсказать, сколько продлится переходный возраст — он может длиться от 18 месяцев до 5 лет. Влияние на это оказывают генетика, питание, социальные факторы.

Признаки переходного возраста

Свойственные для обоих полов:

  • жирная кожа, акне;
  • жирные волосы, требующие частого мытья;
  • начинают расти волосы на лобке и в области подмышек;
  • повышенное потоотделение, заметный неприятный запах от тела;
  • увеличение массы тела;
  • резкий скачок роста — 11–13 см за 1 год. После скачка рост увеличивается примерно на 1–2 см в год. Голова и ладони могут расти быстрее, чем туловище и конечности, но позднее тело становится пропорциональным.
Читайте также:  Боюсь сдавать на ВИЧ: у кого и почему бразвиватся страх результатов анализов крови на эту инфекцию, её симптомы и как можно заразиться, как избавиться от спидофобии

Свойственные девочкам:

  • начинает расти грудь;
  • таз становится округлым;
  • начало менструаций.

Свойственные мальчикам:

  • голос начинает «ломаться»;
  • половой член и яички увеличиваются в размере;
  • могут начаться поллюции — неконтролируемое семяизвержение во сне.

По причине физических изменений, например, «ломка» голоса, угревая сыпь, набор веса — возникает неуверенность в себе, перерастающая в ненависть. Психологическая помощь подросткам становится необходимой.

Поведение родителей

Ребенок становится личностью, поэтому именно как к личности к нему следует относиться:

  • строить доверительные отношения с ребенком;
  • дать право самостоятельно принимать решения;
  • уважать личное пространство;
  • ослабить контроль — не полностью забыть о нем, а перестать опекать его слишком сильно;
  • быть понимающим и терпеливым.

Не подавляя формирование его личности, родители помогут ему вырасти в здорового счастливого взрослого.

Когда нужно обращаться к психологу?

Родители не всегда способны решить проблемы переходного возраста.

Важно! Помощь психолога подросткам — не «допрос» с целью выведать все секреты, а способ помочь пережить переходный возраст.

Психологическая помощь подросткам необходима, если присутствуют следующие симптомы:

  1. Депрессия. Сигналами депрессии являются:
    • подавленность;
    • раздражительность;
    • замкнутость.
  2. Саморазрушительное поведение — пристрастие к сигаретам, алкоголю.
  3. Проблемное поведение — грубость, частые проявления агрессии, перепады настроения.
  4. Частые конфликты с родителями.
  5. Трудности социализации со сверстниками — травля одноклассниками, отсутствие друзей, неприятие обществом.

Если психологическая помощь подросткам вовремя не предоставлена, исход будет плачевным. Он может заняться селфхармом (самоповреждением), попытаться совершить самоубийство, может развиться расстройство пищевого поведения.

Как выбрать психолога?

Психологическая помощь подросткам может быть оказана только квалифицированным специалистом. Признаками подготовленного психолога для подростков является:

  • количество пройденных курсов повышения квалификации;
  • опыт работы с подростками;
  • мнение знакомых родителей;
  • положительные отзывы в интернете;
  • качества, способные помочь ребенку раскрыть свои переживания — пол психолога, возраст, подход к клиентам.

Подходящего подросткового психолога можно найти на специализированных сайтах или в социальных сетях. Если найти страницу психолога в социальной сети, то можно напрямую с ним связаться и задать вопросы. Например, с психологом-гипнологом Никитой Валерьевичем Батуриным можно связаться ВКонтакте. Он консультирует клиентов очно и через Skype.

Консультации назначаются на свободное от учебы время, а некоторые подростковые психологи работают по выходным дням, то есть психологическая помощь детям и подросткам не может негативно повлиять на школьную успеваемость.

Следует помнить, что детские и подростковые психологи различаются. Психологическая помощь подросткам предоставляется именно психологами для подростков.

Вопросы к психологу

Чтобы окончательно определиться, подходит ли психолог для вашего ребенка, необходимо встретиться с ним лично и задать ему несколько вопросов:

  1. «Какой у вас опыт в решении подростковых проблем?».
  2. «Опишите, как вы будете работать с моим ребенком».
  3. «Будут ли родители вовлечены в консультации?».
  4. «Каким образом вы измеряете сделанный в работе с подростком прогресс?».

Как уговорить ребенка сходить на прием?

Важность похода к психологу нужно аргументировать. Не следует давить или навязывать — данный подход заставит подростка сопротивляться.

Лучше поговорить о достоинствах работы с психологом, развеять предубеждения и, если возможно, рассказать о знакомых, имеющих положительный опыт работы с психологом.

Также необходимо донести до него, что все специалисты соблюдают этику конфиденциальности.

Психологическая помощь родителям подростков

Нередко самим родителям требуется помощь. Нелегко принять тот факт, что ребенок взрослеет, перестает нуждаться в родителях. Свойственные переходному возрасту выходки часто ведут к тому, что родители начинают терять терпение, скандалить с ребенком и между собой. Чтобы не навредить ни себе, ни ребенку, при возникновении подобных проблем следует обратиться к опытному психологу.

Посмотреть интересные психологические видео можно здесь.

Когда нужен психолог для подростка, и как найти хорошего специалиста? Ссылка на основную публикацию Возможности детско-подростковых психологов Возможности детско-подростковых психологов

Психологическая работа с подростками: работа с трудными подростками, девиация

Подростковый возраст считается самым сложным в жизни. Первые проблески самостоятельности, самодостаточности, самоуверенности осложняются абсолютным отсутствием жизненного опыта, неустойчивостью психики молодых людей. Такая смесь приводит к внутреннему, социальному конфликту, выражающемуся «проблемным» взрослением.

Наладить взаимоотношения с окружающими, самим собой помогает психологическая работа с подростками, которой можно расширить учебный курс или сделать частью индивидуальной терапии. Второй вариант более предпочтителен, так как каждый сложный подросток требует индивидуального подхода.

Возможности детско-подростковых психологов

Подросток и его проблемы — взгляд науки

Специалисты советуют начинать работу психолога с подростками с 11-12 лет, когда нет явно выраженных проблем взаимного непонимания, комплексов. Такой возраст обусловлен началом мощных психофизиологических трансформаций вчерашнего ребенка.

По своей сути они представляют череду изменений всех сфер жизни:

  • резко увеличивается объем получаемых знаний, практического опыта;
  • появляется больше жестких черт характера: бескомпромиссность, решительность, усиливается ощущение собственного достоинства;
  • утрачивается «детское» ощущение мира — проявляется большая осознанность, на плечи человека ложатся первые элементы ответственности;
  • обостряется реакция на мнение окружающих о действиях, мыслях, целях молодого человека, проявляется фактор отрицания авторитетов, происходит формирование «Я», столь же ценного, весомого, как у взрослых людей;
  • происходит половая самоидентификация, самовыражение которого может приобретать более острые черты.

Все эти процессы усугубляются неустойчивым гормональным фоном, из-за которого возникает ощущение тревоги, неуверенности, обесценивания способностей. Все это продолжается до 15-16 лет, иногда до 19-летнего возраста.

Оставлять человека, вошедшего на стадию активного взросления, наедине с проблемами — огромная ошибка. Можно потерять ценного члена общества из-за неправильно выстроенных, зачастую попросту разрушенных социальных коммуникаций.

Именно поэтому крайне важна комплексная работа психолога с трудными подростками, а также юношами, которые испытывают проблемы познания и принятия себя.

Особенности развития личности подростка

На развитие личности подростка особо выраженное влияние оказывает его самооценка. Она формируется не столько из адекватного восприятия достоинств, индивидуальных недостатков, сколько на основе сравнения себя с подростками, взрослыми, кумирами.

На основании этого у ребенка формируется:

  • субъективное осознание степени женственности или мужественности;
  • умение взаимодействовать с родителями, взрослыми родственниками;
  • осознание своего места в социальной группе (подростки, друзья, однокашники).

Любое неодобрение, даже высказанное лаконично, трезво, без перехода на личности, порождает тревогу: меня не приняли, меня не поняли, я неполноценный.

Пережить подобное положение вещей не до конца сформированная личность может несколькими способами.

  1. Замкнутость. Ребенок прекращает делиться мыслями, мечтами, мнениями с окружающими. Уйти в себя, стать асоциальным, но при этом не оставить мысли о том, чтобы доказать свою силу, волю, таланты.

  2. Негативизм. Попытка помочь, наладить контакт встречает пассивное сопротивление: зачем тратить силы, если шансов нет. Любые доводы взрослых обесцениваются.

  3. Агрессивность. Ребенок ведет себя неадекватно, воспринимает в штыки попытки наладить контакт (активное отрицание). Он пытается доказать действиями, что отличается от идеалов, которые ему пытаются привить. Может действовать «от противного» без видимых причин.

Если психологическая работа с трудными подростками не начата с первого проявления девиаций, есть риск, что психологическая дестабилизация перерастет в невротическое расстройство. По мере прогрессирования аномалия может осложниться зависимостями от алкоголя, химических веществ, препаратов, сложными формами депрессии, суицидальными наклонностями.

Как проявляются подростковые девиации

Поводом инициировать работу с трудными подростками у психолога в школе или на индивидуальной основе, могут быть заметные отклонения в их поведении:

  • участившиеся конфликтные ситуации с родителями, учителями, сверстниками;
  • нарастающий кризис в учебе, вызванный ухудшением когнитивных функций, плохая успеваемость, пассивность выполнения общественных задач (участие в спортивных, внеклассных мероприятиях);
  • нарушение административного кодекса, правил общественного порядка, наконец, норм морали, этикета;
  • полное отсутствие коммуникаций со сверстниками, нежелание/неспособность общаться;
  • незрелость эмоций — срывы, неспособность контролировать выражение чувств, девиантная демонстрация;
  • ускоренная эмансипация — стремление к автономности от взрослых, бродяжничество, отсутствие интереса к бытовым, семейным делам;
  • высокий интерес к субкультурам, слепое подражание, соблюдение норм поведения, внешнего вида, жизненных ценностей, принятых ограниченными группами за истину в последней инстанции;
  • увлеченность предметами, взлетевшими на пик моды, но не несущими эстетической, культурной нагрузки: тупой просмотр роликов, компьютерных игр, стримов, мощное эмоциональное включение.
Читайте также:  Заикание по-научному и без цензуры

Также о кризисе формирующейся личности говорит отсутствие целей профессионального порядка.

В норме к 15-17 годам у ребенка формируется четкое понимание увлеченности, склонности к определенным занятиям, виду науки. Сложные подростки не имеют таких интересов, они плохо представляют, чем будут заниматься, как обеспечивать себя.

Все это должно заставить педагогов или родителей привлечь профессионального психолога к решению проблемы. Чем быстрее это произойдет, тем выше шанс возвращения школьника в здоровый социум.

Возможности детско-подростковых психологов

Что делать, если возникли проблемы

Распространенная ошибка родителей и педагогов — до начала занятий с трудным подростком у психолога пытаться внушить ребенку, что он не прав. Такой шаг провоцирует увеличение пропасти между индивидами, обостряет разногласия, заставляет школьника еще больше закрыться.

Что не советуют делать психологи в таких ситуациях:

  • нагнетать обстановку давлением на осознанность и совесть ребенка;
  • нарушать его личные границы попытками выяснить причины недопониманий с помощью обыска личных вещей, гаджетов, прочтения личных дневников;
  • принуждать ребенка к действиям, которые вы считаете правильными, а он их отрицает.

Что стоит делать:

  • проявите мягкость, терпение — вы уже проходили кризисный этап в жизни, имеете непростой опыт коммуникаций, а ребенок столкнулся с этим впервые, поэтому агрессия или игнор с его стороны являются нормальным способом защиты;
  • попытайтесь выстроить общение на равных, а не с позиции сильного;

Важно помнить — ваша задача не требует доказательств вашей правоты, силы. Куда более важно восстановить взаимопонимание. Поэтому вы должны быть готовы прогибаться, но не прогибать подростка под свое определение «правильного/неправильного» поведения. Например, если ребенок не хочет ходить в школу, для начала нужно разобраться в причинах — поможет эта статья.

После того, как ребенок убедится, что никто не собирается ломать его волю, предложите ему консультацию психолога. Делать это нужно не в ультимативной форме, а мягко, ненавязчиво.

Выбор специалиста, с которым будет консультироваться ребенок, должен проходить с его участием. Не стоит вести школьника к психотерапевту, выбранному родителями по умолчанию. Обязательное условие для плодотворной работы психолога с сложным подростком — взаимная приязнь между ними.

Методы психологической диагностики

Перед тем, как работать психологу с подростком, проводится комплексная диагностика личности пациента, разбор его «Я», выявление коммуникативных, иных проблем.

Для этого используется множество методик:

  • заполнение опросников авторства Р. Б. Кеттелла, К. Леонгарда;
  • исследования посредством тестов на уровень притязаний, самооценки;
  • диагностика типического реагирования на кризисные, конфликтные ситуации по К. Томасу, Дембо-Рубинштейну или Будасси;
  • тестирование уровня тревожности авторства Ч. Спилберга или Дж. Тейлора;
  • диагностика межличностных отношений в семье, коллективе по методике Т. Клири;
  • определение типа личности, степени ее созревания;
  • определение позиции пациента на шкале депрессии.

Полное представление о механизме формировании личностного «Я» у подростка психолог выявляет посредством применения методик: «Репертуарные решетки», социометрии, опросников общительности, превалирования импульсных или инертных решений, составлении индивидуальной карты интересов по методике Е. А. Климова.

На основании полученных данных психолог сможет понять, в чем именно состоит проблема девиации поведения подростка, какие «раны» он пытается защитить посредством непринятия или активной агрессии, аутоагрессии.

Далее предстоит долгий процесс коррекции самовосприятия, налаживания коммуникаций с окружающими, выстраивание личной защиты, характерной для здоровой личности.

Помощь психолога

Главная проблема воссоздания коммуникаций, адекватных поведенческих линий у подростков — непроявление чувств, эмоций, возникающих на фоне взаимодействия с внешним миром, самим собой. Непонимание, неприятие собственных стремлений, страх быть непонятым родными людьми заставляет завтрашних самостоятельных личностей прятать истинное «Я» под оболочкой хамства, агрессии, игнорирования.

Формирования принятия истинного «Я», умение быть собой, отстаивать свои интересы в рамках приемлемых для социума вариаций — основные задачи психолога или психотерапевта.

Чему он учит подростка:

  • принимать чувства, считать их нормальным проявлением, даже если они носят негативный подтекст;
  • выражать чувства объективно, спокойно, без импульсивности;
  • понимать мотивы родителей, принимать их чувства, переживания;
  • брать ответственность за поступки, чувства, реакции.

Благодаря применяемым методикам родители, трудные дети получают возможность посмотреть на ситуацию в семье со стороны. На специализированных тренингах они учатся говорить о своих чувствах, желаниях, выражать эмоции, принимать эмоции других людей такими, какие они есть, без «переделывания» окружения под свои потребности.

Важно понимать, что коррекции требует не только поведение подростка, но и его родителей. В конфликте всегда виноваты обе стороны, поэтому «вылечить» внутрисемейные отношения можно только путем совместной работы над своим «Я».

Родители должны быть готовы меняться сами, а не только менять характер ребенка под свои нужды, привычки. Так, работа психолога с девочкой-подростком, склонной к агрессии, будет абсолютно непродуктивной, если родители на включатся в процесс, чтобы отыскать триггеры неадекватного поведения ребенка в себе.

Возможности детско-подростковых психологов

Как выбрать специалиста

Чтобы подарить школьнику шанс стать ценным членом социума, необходимо внимательно отнестись к выбору психолога или психотерапевта.

На что обратить внимание:

  • специализацию психолога — в описании деятельности должна упоминаться работа с трудными подростками, семейная психотерапия, работа над коммуникациями, самооценкой;
  • образование, опыт работы — резюме специалиста должно содержать информацию о вузе, специальности, переподготовках, повышении квалификации. Виды образования должны быть связаны с психологией, психотерапией, педагогикой;
  • перечень применяемых психотерапевтических, коррекционных методик — они должны соответствовать вашим запросам, быть приемлемыми для вас.

После стартовой консультации у ребенка и родителей должно остаться положительное ощущение. Напряжение, беспокойство, желание закрыться означают, что коммуникация «пациент — доктор» не была налажены. В этом случае стоит продолжить поиск своего психолога.

949 Опубликована: 21.05.2021

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Подробнее

Чем психолог полезен для подростка?

Возможности детско-подростковых психологов

Подростковый возраст отличается проблемами в развитии и отношениях. Почему он называется трудным? Подростки уже не чувствуют себя детьми, однако, во взрослых людей они еще не превратились. Поэтому их ощущения и чувства неустойчивы, психика изменчива, настроение подвержено частым переменам, эмоциональные всплески часто бывают неконтролируемыми. Во время этих сложных психических процессов подростки ищут себя, потому как ощущение своей личности у них является переменчивым. Отсюда появляется риск приобретения вредных привычек, стремление к одиночеству, приобщение к странным социальным группам, экстремальным или необычным хобби.

Кроме того, дети отличаются максимализмом. Несмотря на то, что они еще не выросли, в них живет убежденность в том, что им все по плечу, они могут даже ощущать себя всемогущими. Родители, наблюдая за этим, усиливают контроль над детьми, чем вызывают еще большее сопротивление с их стороны.

Мать и отец стремятся оградить детей от сложностей и проблем, а те, в свою очередь, чувствуют, что их хотят лишить независимости, свободы и самовыражения.

Когда взрослые понимают, что отношения с подростком зашли в тупик, они ищут для него психолога. Как правильно выбрать специалиста? В рамках межличностных проблем может работать любой дипломированный психолог, однако, лучше выбрать такого, который имеет большой опыт работы именно с подростковыми проблемами.

Прежде чем обращаться за помощью, следует ознакомиться с описанием деятельности, о которой заявляет психолог.

Обычно каждый специалист пишет о том, с чем он работает — это могут быть страхи, комплексы, проблемы в общении, низкая самооценка, отсутствие уверенности в себе и так далее.

Родителям нужно выбрать то, что интересует их, и, если заявленная анкета психолога вызывает доверие, записаться на первую консультацию.

Лучше, если первичная встреча состоится без ребенка — взрослые обозначат психологу проблему так, как видят они, озвучат запрос, после чего он сможет составить свое мнение, приблизительный план предстоящей работы, скажет родителям о том, сколько встреч нужно будет провести с ребенком, какова его проблема и прогнозы на будущее.

Встреча с психологом должна оставлять положительные чувства, желание открыться специалисту, быть честным с ним, доверить ему чувства ребенка. Если, после знакомства с психологом, подобных ощущений не возникает, а наоборот, преобладают негативные чувства — сомнение, недоверие, желание закрыться, то лучше поискать другого специалиста.

Читайте также:  Нарколепсия - симптомы, причины и лечение. Почему нарколепсию называют загадочной болезнью?

Принцип работы психолога с подростками

Подростковым считается период развития человека с 11-12 до 15-16 лет. Для него характерно бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка.

Что касается понимания хронологических границ рассматриваемого возраста, то в психологической литературе нет единого мнения.

Большие сдвиги, которые происходят во всех сферах жизнедеятельности подростка, характеризуют этот возраст в качестве «переходного» от детства к взрослости.

Замечание 1

Подростковый возраст богат на драматические переживания, трудности и кризисы. Здесь формируются устойчивые поведенческие формы, черты характера, эмоциональное реагирование.

Это период, когда происходят достижения, стремительно наращиваются знания, умения, становление «Я», обретается новая социальная позиция.

Наряду с этим теряется и детское мироощущение, появляется чувство тревоги и психологический дискомфорт.

Работа психолога с подростками должна предусматривать тот факт, что возраст характеризуется диспропорциями в развитии.

В этот момент растет внимание к себе, собственным физическим особенностям, происходит обострение реакции на мнение окружающих, растет чувство собственного достоинства и обидчивость. Часто подростки преувеличивают свои физические недостатки.

Психофизиологическое развитие подростка в качестве важнейших моментов развития включает половое созревание и половую идентификацию, которые можно считать двумя линиями одного процесса психосексуального развития.

Дискомфорт подростка на психофизиологическом уровне может быть вызван разными причинами:

  • неустойчивость сферы эмоций;
  • особенности высшей нервной деятельности;
  • высокая степень ситуативной тревожности.

Исследование развития подростков

Наиболее предметные диагностические методики оценки степени психофизиологического развития подростка включают:

  • любой из аппаратурных методов, который определяет свойства нервной системы;
  • опросник, определяющий черты темперамента и характера;
  • опросник «Анамнестическая схема показателей свойств нервной системы»;
  • опросник Айзенка, который может использоваться для подростков
  • опросник структуры темперамента В. М. Русалова, адаптированный для детей и подростков;
  • теппинг – тест (вопросы, определяющие свойства нервной системы по психомоторным показателям);
  • опросник структуры темперамента, разработанный Я. Стреляу;
  • опросник, рассматривающий самочувствие – активность – настроение (САН).

Причины трудностей в школьном обучении часто представляют особенности развития познавательных способностей подростков. Они включают как неуспеваемость, так и неадекватное поведение.

Успех в обучении в большей степени зависит от мотивации обучения, включая личностный смысл, которым обладает обучение для подростка. Основное условие любого обучения представлено стремлением приобретать знания и изменять себя.

Наряду с этим в реальной школьной жизни случаются ситуации, когда ученик подросткового возраста не имеет потребности в обучении, часто активно противодействуя ему.

Замечание 2

Восприятие представляет собой чрезвычайно важный познавательный процесс, тесно связанный с памятью, при этом особенности восприятия материала характеризуются особенностями его сохранения.

Методики исследования восприятия включают в себя:

  • «Компасы», то есть исследование восприятия пространственных признаков;
  • «Часы», рассматривающие восприятие временных признаков;
  • методику исследования восприятия времени.

Подростки обладают произвольным вниманием, которое может быть полностью ими организовано и подвергаться контролю.

Индивидуальные колебания внимания зависят от индивидуально-психологических особенностей, включающих повышенную возбудимость и утомляемость, снижение внимания после перенесенного соматического заболевания, черепно-мозговой травмы. Также они характеризуются снижением интереса к учебе.

Среди методик исследования внимания можно выделить:

  • «Корректурную пробу»;
  • метод «Расстановки чисел»; «Отыскания чисел» и др.
  • красно – черные таблицы;
  • методику Мюнстерберга;сел»;

В число индивидуальных особенностей можно включить индивидуальные различия функционирования памяти. Для эффективного обучения подростков способам рационального запоминания важно знание преобладающего типа памяти и индивидуальные особенности запоминания.

Среди методик исследования памяти можно выделить:

  • опосредованное запоминание (методика по Л. С. Выготскому);
  • пиктограммы (метод А. Р. Лурии);
  • «Запоминание цифр»;
  • «Запоминание образов»;
  • попарное воспроизведение.

Связь памяти и мыслительной деятельности, интеллектуальных процессов в подростковом возрасте имеет самостоятельное значение. В процессе развития подростка содержание его мыслей и деятельности меняется, переходя к мышлению в понятиях, отражающих более углубленно со всех аспектов связь явлений и действительности.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Методики исследования проблем и развития мышления состоят из:

  • методики Векслера в детском варианте;
  • школьного теста умственного развития (ШТУР);
  • «Сложных ассоциаций»;
  • «Матриц Равена»;
  • «Анализа отношений понятий»;
  • «Выявления общих понятий»;
  • «Количественных отношений»;
  • «Интеллектуальной лабильности».

Важно здесь и знание особенностей развития речи подростка. Методики его исследования включают: методику оценки продуктивности вербального воспроизведения; толкование пословиц.

Что касается методик изучения мотивации к обучению, то в их числе можно выделить:

  • методику исследования мотивации обучения;
  • мотивацию одобрения (по шкале Марлоу – Крауна);
  • шкалу локализации контроля и др.

Особенности развития личности подростка

Содержание психического развития подростков представлено развитием его самосознания.

Одна из важнейших черт, которая характеризует личность подростка, — формирование устойчивой самооценки и образа «Я».

Содержание самосознания подростка представлено образом его физического «Я», включающем представление о своем теле и облике, сравнивание и оценку себя с позиции эталона женственности (мужественности).

Замечание 3

Особенности физического развития у подростков часто становятся причиной снижения у подростков уважения к себе и самооценки, приводя к страху плохой оценки окружающими. Мнимые или реальные недостатки внешности переживаются в этом возрасте очень болезненно. Подросток может даже полностью не принимать себя, обладая устойчивым чувством неполноценности.

Подростки все чаще за основу принимают мнение своих сверстников. Если у младших школьников возникновение повышенной тревожности происходит при контакте с незнакомыми взрослыми, то для подростков характерна напряженность и тревога больше по отношению к родителям и сверстникам.

Стремление жить в соответствии со своими идеалами, выработка определенных образцов поведения способна приводить к столкновениям взглядов на жизнь родителей и детей подросткового возраста, что формирует конфликтные ситуации. По причине бурного биологического развития и стремления к самостоятельности, подростки часто имеют трудности в отношениях со сверстниками.

Основные эмоциональные реакции на неуверенность в себе могут выражаться упрямством, негативизмом, обидчивостью и агрессивностью.

Для многих подростков характерны акцентуации характера в виде некоторого заострения отдельных черт характера, которые создают уязвимость подростка (например, невротическое расстройство, делинквентное поведение, алкоголизация и наркоманизация). Методы исследования особенностей развития личности и ее свойств включают:

  • опросник Р. Б. Кеттелла;
  • методику исследования самооценки, разработанную Будасси, Дембо – Рубинштейном и др.;
  • методику исследования уровня притязаний;
  • методику типического реагирования на конфликтные ситуации, разработанную К. Томасом;
  • методику Q – сортировки;
  • брненскую анкету личности;
  • характерологический опросник, разработанный К. Леонгардом;
  • шкалу оценки тревожности (по Дж. Тейлору, по Ч. Спилбергеру);
  • шкалу депрессии;
  • методику «Незаконченные предложения», «Несуществующее животное» и др.

Методики исследования свойств микро группового уровня состоят из:

  • социометрии, референтометрии, опросников общительности;
  • методики диагностики межличностных отношений (по Т. Лири);
  • репертуарных решеток (по Д. Келли);
  • групповой оценки личности.

Развитие подростка, включая его биологические, психические, личностные особенности, может предполагать кризисы, конфликтные ситуации, трудности адаптации к социальной среде.

Подростки, не сумевшие благополучно преодолеть новую стадию становления своего психосоциального развития, отклонившиеся в собственном развитии и поведении от общепринятой нормы, получают статус «трудных». Это можно, в первую очередь, отнести к подросткам с асоциальным поведением.

Здесь факторами риска являются физическая слабость, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, незрелость в эмоциях, неблагоприятное внешнее социальное окружение. У подростка формируются специфические реакции в поведении, составляющие специфический подростковый комплекс.

  • реакция эмансипации как тип поведения, с помощью которого подросток пытается высвободиться из-под опеки взрослых. Крайней степенью выраженности такой реакции является бродяжничество;
  • группирование со сверстниками, проявляющееся в высоком интересе к общению с ними, ориентации на выработку норм и ценностей группы, создании определенной субкультуры;
  • реакция увлечения (хобби), отражающая веяния моды и формирующая склонности и интересы подростков.

Осложнения могут возникать у подростка в ходе профессионального самоопределения и в процессе сознательного выбора профессии, что является многоэтапным процессом выработки и принятия решения.

В ходе выбора профессии может проявляться ряд индивидуальных стилей поиска решений, включая импульсивные; рискованные; уравновешенные решения; осторожные решения; инертные решения. Индивидуальный стиль принятия решений представляет собой отражение как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей.

Коррекции подвергаются импульсные и инертные решения. Методиками исследования процесса самоопределения считается «Карта интересов» и ДДО (дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *