Заикание по-научному и без цензуры

Хочу поделиться с вами своей историей, как мне удалось справиться с логоневрозом и логофобией самостоятельно, не прибегая к помощи логопедов. Но для начала…

Представьте картину. Вы стоите за кулисами, и вот кто-то объявляет, что вам пора выходить на сцену. Ваши ноги становятся ватными, и с каждым шагом страх заполняет собой все внутри большим «белым экраном». Зажигается яркий софит, который направлен на вас, и все зрители в зале устремляют свои требовательные взгляды в ожидании вашей речи.

Заикание по-научному и без цензуры

Поначалу вы не можете произнести ни слова, а потом все же выдавливаете из себя сбивчивый набор слов. Фразы скачут туда-сюда с разной скоростью, звуки напрыгивают один на другой или повторяются, как на заезженной пластинке.

Внутри себя вы мечетесь, как зверек в узком лабиринте. Дыхание частое и поверхностное, ноги и другие части тела находятся как будто отдельно друг от друга. Все происходит как на сломанном автопилоте, который вы не в силах контролировать.

И этот ужас, пожалуй, можно сравнить с падением в пропасть без страховки.

Наверняка многие могут вспомнить схожие состояния в своей жизни, когда необходимо выступить с важным докладом перед аудиторией.

Но есть люди, для которых такое падение в пропасть происходит каждый день из-за дефектов речи.

Например, в случаях, когда нужно ответить на звонок, сказать спасибо кассиру, рассказать другу о каком-то событии или просто попросить водителя остановиться на нужной остановке.

Более двадцати лет я была одним из таких людей. И мне потребовалось много времени, чтобы справиться с заиканием и избавиться от страха говорить. Поэтому, быть может, моя личная история и рекомендации — теперь уже как психотерапевта, работающего с психосоматическими расстройствами, — поддержат многих из тех, кто ищет выход из своего собственного лабиринта.

Моя история

Довольно рано, по словам родных, я начала воспроизводить мелодии, а вот говорить — гораздо позже, чем ожидалось. Когда именно у меня началось заикание, сказать сложно, но мои первые детсадовские воспоминания уже содержат картинки, где я постоянно запиналась и боялась первой заговорить с другими детьми. А потом началась школа. Вместе с ней — ухудшение ситуации.

Опишу типичное состояние, когда учитель вызывал меня к доске в школе или позже, уже в вузе.

Заикание по-научному и без цензуры

Первые доли секунды — шок. Затем парализует все тело. Пространство превращается в одно серое пятно, за пеленой которого ничего не видно. В горле пересыхает, ощущения в теле «улетают», дыхание замирает, грудная клетка почти не движется или движется урывками.

Перед тем как озвучить вслух какую-либо фразу, предварительно много раз проговариваю ее про себя, что вызывает еще большее волнение.

В горле в момент попытки произнести звук сначала сжатие, потом резкий толчок дыхания из легких и вместе с ним звуки, которые произносятся как бы щелчкообразно, на высоких тонах.

Речь то убыстряется, то замедляется. При этом чаще убыстряется, когда примерно половина звуков проглатывается, произносится нечленораздельно или «заедает» на повторе. Что-то наподобие американских горок в масштабе легких и горла. Одновременно с этим всем — повышение температуры тела и мелкая дрожь, особенно в области губ и подбородка.

Даже если я хорошо учила урок (а я всегда перестраховывалась и многие уроки перечитывала по несколько раз), то почти вся информация вылетала из головы, и единственное, что могло меня спасти от «неуда», — это либо подсмотреть в учебник, либо настолько предварительно зазубрить текст, что если ночью в невменяемом состоянии разбуди — все вспомнится «на автомате».

Основная проблема была связана с тем, что язык и мозг, генерирующий мысль, не находились в слаженной координации друг с другом. К этому подключалось богатое образное мышление.

Например, появляется мысль, и она настолько образно-объемная, что почти сразу к ней в качестве дополнения присоединяется следующая, не менее объемная мысль. А за второй — третья.

И границ между ними уже не разобрать, так как они становятся одним общим месивом, трудновоспроизводимым вслух.

Когда язык под воздействием волнения пытается озвучить первую мысль, а дальше ему нужно угнаться за последующими, да еще и как-то их логически связать друг с другом, то, как загнанный зверь, он просто спотыкается на звуках.

Если вдруг рот успевает в дикой спешке произнести все, что хочет, и при этом никто не попросит повторить, то, считай, повезло. А иначе — маленькая смерть.

Смешно и грустно: одним из главных слов, вызывавших сложность в произнесении, было мое собственное имя.

Заикание по-научному и без цензуры

Проблемы с речью мешали моему взаимодействию с миром, личным отношениям и профессиональной реализации. Я избегала поднимать руку и отвечать на вопросы учителей, на которые отлично знала ответы и за которые могла бы получить хорошие баллы.

Из страха, что не смогу донести внятно свою идею и упаду в грязь лицом, я избегала вести диалоги с серьезными людьми, с которыми могла бы иметь взаимовыгодное сотрудничество. Я не всегда озвучивала вслух свои любопытные мысли, которые могли бы принести кому-то пользу.

Не вела занятия на большую аудиторию, не рассказывала смешные истории, которые могли бы заставить окружающих смеяться до колик.

Вместо этого я либо обходилась короткими фразами, либо изъяснялась письменно (письменная речь стала моим спасением), либо находила тех, кто был бы «переводчиком» с моего птичьего языка на человеческий, из-за чего порой случался «сломанный телефон». Люди привыкали к моей немногословности, а когда я открывала рот и криво-косо высказывала свою мысль, слушали несколько отвлеченно и невнимательно, что меня очень обижало.

На протяжении многих лет я пыталась скрывать от других свой дефект, а внутри жило ощущение, что меня как будто нет, что я лишь негласный, прозрачный, всегда внимательный слушатель. И чем дальше, тем больше я чувствовала, что больше так не может продолжаться. Вот тогда началась серьезная работа над собой.

Пара научных слов о логоневрозе и логофобии

Логоневроз (это научное название заикания) характеризуется частым повторением, растягиванием звуков/слогов или частыми остановками, нерешительностью в речи, что разрывает ее ритмическое течение.

Постоянными признаками заикания являются нарушение речевого дыхания, судорожность мышц лица (тики), напряжение в области грудной клетки, потливость. В общем виде механизм возникновения заикания связан с конфликтом между правополушарным ритмом и левополушарным смыслом.

Еще более простыми словами: заикание — это результат несогласованности процессов мышления и речи.

Почему это происходит? Что ж, у ученых есть на это несколько объяснений.

Заикание по-научному и без цензуры

В возрасте от года до шести лет, когда происходят формирование и развитие речи, она отличается особенной чувствительностью к окружающей среде.

С полутора до трех лет у ребенка наступает один из критических периодов развития нервной системы, когда нервные клетки «отзеркаливают» все, что их окружает: чем более «негативна» среда и чем более сенситивен ребенок, тем выше риск появления заикания. Кроме того, причинами возникновения логоневроза могут стать и другие факторы:

  • перинатальная патология нервной системы, инфекционные заболевания, травмы, особенности дыхательной системы;
  • генетическая предрасположенность (связано с мутацией в генах GNPTAB, GNPTG и NAGPA);
  • нередкая ситуация: переученное левшество, когда ребенка-левшу заставляют писать правой рукой;
  • сильная психотравмирующая ситуация, хронические стрессы;
  • наличие рядом с ребенком заикающегося родственника, манеру которого он перенимает, и др.

Что из этого послужит в итоге спусковым крючком для возникновения заикания? Сложно сказать. Это настолько таинственное явление, что нельзя смотреть на него с плоской, топорной точки зрения. И потому стандартные методы, которые используют логопеды, тоже далеко не всегда помогают в излечении.

Так или иначе, в зависимости от причин заикание делится на неврологическое, которое связано с органическими причинами, и невротическое, связанное с нервным состоянием и, как следствие, со страхом речи (логофобией). Вот последнее имеет особое значение, о нем стоит поговорить отдельно.

Логофобия возникает как следствие логоневроза. На начальном этапе во время произнесения речи человеком начинает овладевать беспокойство. На следующем этапе развития логофобии, вспоминая негативный опыт, человек уже ожидает, что будет не способен высказаться должным образом, и испытывает страх перед началом разговора.

Заикание по-научному и без цензуры

«Скрытые заики», у которых сильный самоконтроль, всячески пытаются вуалировать свой дефект, заранее про себя проговаривая речь и заменяя проблемные в произнесении фрагменты на более подходящие — во фразу вкрапляются лишние звуки, а иногда и слова. Такие приспособительные уловки только утяжеляют картину, уводя заикание вовнутрь и «подогревая» страх речи.

Постепенно человека начинает пугать даже мысль о том, что придется разговаривать. Страх общения с ожиданием речевых неудач усиливает фиксацию человека на заикании. В какой-то момент может возникнуть порочный круг, где одно перетекает в другое, превращая изначально умеренный процесс в серьезную патологию.

Откуда еще могут рождаться страх речи и заикание?

Если попробовать нарисовать психологический портрет заикающегося человека, то мы нередко обнаружим, что это эмоционально нестабильные, ориентированные на мнение окружающих, ранимые люди с подвижной психикой, у которых есть конфликт между двумя внутренними «фигурами»: «авторитарный, агрессивный критик» и «неуверенный тихоня» (жесткость vs мягкость). Заикание становится шатким мостом между этими двумя полюсами характера, рождая в личности поле военных действий и искажения в образе «я».

Такой человек опасается позора, критики, негативной реакции других людей, «смотрит им в рот», боится быть отвергнутым, непонятым, не хочет разочаровать или считает, что он вообще не способен произнести что-то стоящее внимания.

В семьях заикающихся часто можно обнаружить гиперопеку или авторитарного взрослого (например, мать или отца), который грубо обрывал на полуслове, позорил за сказанное, не считался с мнением, насильно заставлял молчать или, если ребенок проявлял себя таким, какой он есть, отрицал его право на это естественное самовыражение.

Заикание по-научному и без цензуры

И так может рождаться подсознательный конфликт между тем, имею ли я как личность право говорить и думать то, что хочу, или мне это запрещено и потому я лучше буду молчать. Так из конфликта рождается страх.

Читайте также:  Психологический тест. Вы и Ваш мобильный телефон

Конечно, в зависимости от вида заикания (невротическое или неврологическое) и индивидуальных особенностей личности причины будут значительно разниться. Но откуда бы ни росли ноги заикания и страха речи, они приводят к примерно схожим проявлениям, которым мы вынуждены посмотреть в лицо.

И чем дольше мы будем смотреть, тем четче сможем увидеть: заикание — это не столько физиология, сколько привычная, заученная манера речевого поведения; это следствие накопления негативных ассоциаций и пугающего опыта; это программа, которая включается «на автопилоте». А значит, эту привычку возможно проработать и сделать так, чтобы программа выключилась навсегда.

О том, как это сделать, вы скоро сможете прочитать во второй части.

От редакции

Ребенок избегает общения с новыми или малознакомыми сверстниками или взрослыми, а необходимость отвечать у доски вызывает панику. Что это — стеснительность или нечто большее? Разобраться поможет статья детского психолога Александра Орлова: https://psy.systems/post/stesnitelnost-ili-sociofobia-u-rebenka.

Наш страх публичных выступлений часто базируется на негативных эмоциях: стыде и неуверенности. Откуда они берутся? И, главное, как с ними распрощаться? Найти ответ поможет специалист психологического консультирования Ольга Спиридонова: https://psy.systems/post/otkuda-u-nas-styd-neuverennost-i-kompleksy.

«Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох» — книга Андрея Седнева, более десяти лет посвятившего исследованию и опробованию различных методик и техник по ораторскому искусству. Его советы будут полезны всем, кто хочет владеть безупречной импровизированной речью: https://psy.systems/post/andrej-sednev-vystuplenie-bez-podgotovki.

Заикание по-научному и без цензуры

Лечение заикания у взрослых :: Интересная психиатрия

Заикание по-научному и без цензуры

Заиканием страдает более 8% всех детей в возрасте до 12 лет, и около 5% взрослых людей. Неудивительно, что заикание вызывает интерес среди населения. И кому, как не психиатру, врачу, который лечит данную патологию, стоит рассказать о заикании у взрослых, об особенностях его лечения и прогноза.

Что собой представляет заикание

Для начала давайте разберемся, что это такое, и что провоцирует развитие заикания. Сейчас очень популярно мнение, что заикание – это генетически обусловленное расстройство.

Доказательств тому масса, многие ученые подтверждают данную теорию в ходе своих исследований в этой области. Прочие причины (стресс, плохая социализированность и т.д.

) могут стать пусковым фактором только при наличии предрасположенности.

Все мы испытываем стрессы, различные нервные потрясения, переносим многие заболевания, но при этом можем не страдать заиканием. Такое нарушение развивается на «благодатной почве», обусловленной генетическими нарушениями.

Заикание – это типичное неврологическое расстройство, которое имеет психогенную природу. Соответственно, лечение заикания, как у взрослых, так и у детей должно быть направлено не только на коррекцию работы нервной системы, но и на высшие нервные функции, – на психику.

В лечении заикания принято выделять три направления: внушение, расслабление и отвлечение внимания. Описывать эти направления раздельно не имеет смысла, – все они эффективны только в связке друг с другом. Целесообразнее разделить методы лечения заикания у взрослых на медикаментозные и немедикаментозные: такое деление лучше отражает суть и цели лечебного процесса.

Немедикаментозное лечение заикания

Первое, что должен сделать врач, который хочет вылечить больного с заиканием – это убедить его в том, что он должен говорить. Говорить нужно как можно больше, не стесняясь дефекта речи (это сделает только хуже). Заикание не относится к тем заболеваниями, которые нужно скрывать от общества, – в этом нет ничего страшного.

Нужно понять одну простую закономерность: чем больше вы говорите, тем лучше становится ваша речь. Прекращение разговора, напротив, усугубляет расстройство.

Неплохой вариант – найти работу, которая связана с общением. Да, поначалу будет очень сложно, но результат (поверьте!) того стоит.

Запомните, что заикание – это расстройство поведения, которое вы можете исправить даже своими силами. Не бойтесь говорить!

Вам могут предложить поведенческую психотерапию или лечение заикания гипнозом. Если вы не справляетесь сами, то это должно вам помочь. Однако стоит сказать, что эффективность психотерапии при заикании весьма сомнительна: результаты такого лечения несопоставимы с результатами «самотерапии».

По большей части, ваши шансы быстро избавиться от заикания зависят только от вас. Врач подскажет вам, что делать, близко познакомившись с вашей проблемой (для каждого человека методики и подходы индивидуальны), будет наблюдать за ваши успехами, но самая важная часть лечения, все равно, ложится на вас.

Медикаментозное (поддерживающее) лечение

Использование лекарственных средств значительно облегчает процесс лечения: лекарственные препараты воздействуют, в основном, на причинные факторы болезни. Медикаментозную терапию при заикании назначают очень аккуратно, только при необходимости. Если возможно, этого стараются избегать.

  • Лекарственные препараты не влияют на заикание: их цель – те патологические процессы, которые лежат в изначальной его основе. Вот группы препаратов, которые могут быть использованы в лечении заикания у взрослых:
  • — седативные средства;- спазмолитики (очень редко, – только при определенных формах заикания);- транквилизаторы;
  • — нормотимики (препараты, нормализующие настроение).

Особенного внимания заслуживают седативные препараты и транквилизаторы. Первые применяются почти во всех случаях: при любом варианте, заикание будет связано со стрессом. Заикание возникает на фоне стресса, и к стрессу же приводит – это классический порочный круг. Успокаивающие препараты, в определенной степени, могут разорвать этот круг, облегчая тем самым процесс лечения.

В зависимости от того, насколько беспокоит вас ваша проблема, вы можете использовать для лечения заикания у взрослых лекарства на основе трав или синтетические препараты. Последние обладают более мощным действием, однако и побочных эффектов у них намного больше.

Транквилизаторы (изначально препараты, призванные устранять чувство тревоги) также обладают седативным эффектом. Параллельно с этим они помогают сориентироваться на положительный результат лечения.

Больные нередко изначально уверены в безуспешности своих попыток – это категорически неверный настрой.

Если у вас не получается избавиться от него собственными силам, вам стоить рассказать об этом своему врачу (конечно, если он сам не заметит этого).

Стоит еще раз повторить, что вылечить заикание может только сам больной. Все усилия врача, лекарства и прочие вспомогательные средства – это не более чем обязательная поддержка. Прислушивайтесь к советам врача, строго выполняйте назначения и комбинируйте все элементы лечения – только так вы достигнете желаемого результата.

Заикание

обсудить в сообществе ДЦП Заикание Заикание

Заикание, или логоневроз, – это речевое расстройство, заключающееся в нарушении ритмики и динамики речи, характеризующееся судорожным повторением звука или трудностью его произношения. Затрудняется произношение слогов, слов, вследствие чего речь приобретает прерывистый характер. Заикание делят на:

  • невротическое (функциональное);
  • неврозоподобное (имеющее органическую основу).

Группы и факторы риска при заикании Заикание обычно начинается в детском возрасте. У мужчин заикание встречается в три раза чаще, чем у женщин.

Причины заикания Причиной заикания является спазм мышц артикуляционного аппарата (глотки, рта, языка и др.). Сам спазм может быть вызван неврологическими или психологическими факторами.

К заиканию приводят неврологические нарушения, обусловленные следующими причинами:

  • наследственная предрасположенность;
  • инфекция или интоксикация матери в период беременности;
  • родовая травма;
  • частые заболевания в младенческом и раннем возрасте.

Психологические причины заикания:

  • сильный испуг;
  • стресс, нервное напряжение;
  • конфликты в семье.

Симптомы заикания

  • Неритмичная, сбивчивая речь;
  • многократное повторение одних и тех же звуков (согласных) и слогов;
  • усиление симптомов при волнении, страхе;
  • сохранность плавной речи во время пения.

Диагностика заикания

  • Консультация логопеда;
  • неврологическое обследование;
  • консультация психолога.

Лечение заикания Логопедические методы призваны отработать технику правильной, связной речи, научить заикающегося контролировать мышцы речевого аппарата.

Психотерапевтические методы направлены на работу с психотравмой, вызвавшей заикание, и на оптимизацию психоэмоционального состояния больного. К психотерапевтическим методам относят следующие:

  • игровая терапия с заикающимся ребенком;
  • психотерапия с семьей заикающегося ребенка;
  • поведенческая психотерапия;
  • и т.д.

Медикаментозные методы имеют вспомогательное значение в лечении заикания. Для коррекции состояния людей, страдающих заиканием, используются успокоительные и спазмолитические препараты, а также лекарства, обладающие общеукрепляющим действием.

Прогноз У большинства детей, имеющих симптомы заикания в дошкольном возрасте, речь в дальнейшем нормализуется.

При длительном сохранении симптомов пик расстройства речи приходится на школьный возраст. После 30 лет симптомы могут значительно сглаживаться.

У детей и подростков заикание может вызывать сильное смущение, ограничение речевой деятельности и, как следствие, снижение школьной успеваемости.

Люди с заиканием часто испытывают трудности при вступлении в социальные контакты. Большинство видов заикания поддается лечению. Ключевую роль при этом играет возможно более ранее начало целенаправленной терапии.

Профилактика заикания Влияние неврологических факторов предотвратить довольно сложно, но минимизировать воздействие психологических стрессоров, провоцирующих речевые расстройства, вполне возможно.

  • Нельзя быть излишне требовательными к речи ребенка, который только учится говорить. Чрезмерные ожидания родителей повышают тревожность ребенка.
  • Если ребенок очень впечатлителен, не стоит подвергать его сильным потенциально пугающим переживаниям (например, смотреть с ним фильм ужасов).
  • Конфликтные отношения между супругами могут стать причиной разнообразных невротических нарушений у ребенка, в том числе заикания. Адекватное разрешение противоречий (при необходимости – с помощью психотерапевта) – залог психического здоровья ребенка.

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Заикание

Главная страница / Справочник заболеваний

25 ноября 2016 г. Просмотров: 1264

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).

Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков.

Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

  • Причины
  • На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания.

Первый возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается.

А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами.

Читайте также:  Пугающие симптомы панического расстройства

Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки. Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный — вполне.

При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.

Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

На заикание может быть похоже такое нарушение речи как скандированная речь, при которой больной говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо — такой выговор характерен для заболевания мозжечка и иначе называется речевой атаксией.

Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке, заикающиеся люди хорошо поют.

Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить: — наследственную отягощенность; — заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия; — внутриутробные, родовые травмы;

 — переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность).

Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания.

К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

2. Заикание (определение, этиология, классификация, клиническая характеристика, основные принципы медико-педагогического метода лечения. Профилактика заикания)

Согласно МКБ-10,
заикание — это нарушение речи, которое
характеризуется частым повторением
или пролонгацией звуков или слогов, или
слов; или частыми остановками или
нерешительностью в речи, разрывающей
её ритмическое течение. Диагноз ставится,
когда эти симптомы значительны.

В
отечественной логопедической литературе
устоялось более простое, но только
обобщающее предыдущие, определение
заикания как «нарушения темпо-ритмической
организации речи, обусловленного
судорожным состоянием мышц речевого
аппарата».

Синонимы:логоневроз,логоклония,lalonevros,balbuties.[1]

Классификация.
Формально принято выделять две формы
заикания: тоническую,
при которой возникает пауза в речи, либо
какой-то звук растягивается, и клоническую,
характеризующуюся повторением отдельных
звуков, слогов или слов[2].
Также выделяют смешанную
форму
заикания, при которой наблюдаются и
тонические, и клонические судороги.

В
другой классификации различают
неврозоподобную
и невротическую форму заикания
.
Неврозоподобная форма заикания
подразумевает выраженный неврологический
дефект, в частности, нарушения моторики
в целом и артикуляции в частности;
типична коморбидность с дизартрией.

При этом возможно возникновение
невротических реакций, но течение
заикания мало зависит от них. При
невротической форме заикания типично
нормальное, либо раннее речевое и
моторное развитие. Запинки изначально
возникают на фоне стресса, как однократного
(испуг), так и хронического.

У таких детей
отсутствуют выраженные неврологические
нарушения, их ЭЭГ отражает более
гармоничное функционирование мозга,
чем в предыдущей группе.

При этом
выраженность заикания крайне зависит
от функционального состояния: эти люди
зачастую почти чисто говорят в спокойной
обстановке, но с случае стресса (публичное
выступление, разговор с незнакомым
человеком, внезапно заданный вопрос)
не могут сказать ни слова из-за сильных
речевых судорог. Также отмечается
сильная выраженность логофобии (страха
речи) и избегающего поведения.

Признаки

Заикание
клонической формы сопровождается
прерываниями речи, которые могут
выражаться в повторении отдельных
звуков, слогов или целых фраз, в
неестественных растягиваниях звуков(при
клонической форме заикания звуки, слоги
повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик»,
«па-па-па-па-па-паровоз», при тонической
форме заикания часто возникают паузы
в речи, например: «м….ячик»,
«авт…обус»).

Заикание
почти всегда сопровождается напряжением,
тревогой и страхом перед речью.

При
этом возможны неестественные движения,
гримасы лица или тики,
с помощью которых заикающийся человек
пытается преодолеть заикание.

Часто
при заикании наблюдаются разного рода
фобии,
например социофобия, связанная со
страхом перед речью. Возможны случаи
хикикомори.

Причины возникновения

Причины
возникновения заикания точно не
установлены. Предполагается, что
возникновение заикания обусловливается
совокупностью генетических
и неврологических
факторов.

В любом случае, заикание
сопровождается повышением тонуса и
возникновением судорожной готовности
двигательных (моторных) нервных речевых
центров, включая центр
Брока.
Также есть вполне обоснованное мнение,
что заикание возникает вследствие
испуга в раннем возрасте у детей.

Так к
примеру многие заикающиеся утверждают,
что дефект речи появился в раннем
возрасте вследствие сильного испуга.
У взрослых людей заикание может появиться
вследствие контузии, такое заикание
может пройти со временем.

Методики лечения

Существует ряд
способов вылечить заикание, но, к
сожалению, ни один из них не даёт гарантии
100%. Все методы[источник не указан 757 дней]
так или иначе делятся на рассматривающие
заикание как дефект речи и как логоневроз.

Первые советуют
«говорить плавно» или как-то нормализовать
речь.

Вторые концентрируются
на нервной
системе
,
считая заикание лишь одним из проявлений
невротизма. Методик лечения заикания
великое множество (см. ссылки), но единой
«правильной» не существует.

Все методики
лечения заикания подразделяются по
типам методического подхода и видам
терапевтического воздействия. В целом
их можно подразделить на:

  • Логопедические
  • Психологические
  • Психотерапевтические
  • Логопсихотерапевтические
  • Социореабилитационные
  • Медикаментозные
  • Физиотерапевтические
  • Комплексные
  • Нетрадиционные.

Терапевтическая
организация методик лечения заикания
может быть: амбулаторной, стационарной,
семейной, групповой и индивидуальной.

Билет 17

  1. Виды расстройства обоняния

Ухудшение
обоняния (гипосмия) или полное его
отсутствие (аносмия) может быть
респираторным и эссенциальным, врожденным
и приобретенным. Редко встречаются
повышение обоняния (гиперосмия) и
извращение его (кокасмия).

Респираторное
нарушение обоняния — обусловлено
патологическими процессами в полости
носа, при которых доступ вдыхаемого
воздуха, содержащего пахучие вещества,
в обонятельную щель затруднен (наступает
гипосмия) или полностью прекращен
(аносмия).

Причины:

  1. набухлость слизистой носовых раковин; 

  2. атрезия хоан; 

  3. врожденная аномалия носа; 

  4. инородные тела носа; 

  5. искривление носовой перегородки; 

  6. травматические или иной природы сращения (синехии) в носовой полости; 

  7. полипоз, опухоли носа. 

Эссенциальная
аносмия наблюдается при поражении
обонятельного рецептора или обонятельного
нерва. Глубокая атрофия слизистой
оболочки носа сопровождается вначале
эссенциальной гипосмией, затем и аносмией
в связи с поражением обонятельных
рецепторов атрофическим процессом.

Причины:

  1. инфекционные заболевания: вирусные (грипп), детские инфекции;

  2. туберкулезный, сифилитический процесс в носу;

  3. отравление различными ядами, лекарственными препаратами;

  4. опухолевые процессы;

  5. травма ольфакторной зоны полости носа или повреждение проводящих путей и центра органа обоняния.

  1. Клинико-анатомическая и физиологическая характеристика гортани. Особенности строения у детей. Механизм голосообразования.

Гортань,
являясь частью верхнего отдела дыхательных
путей, завершает его и переходит в
трахею — начальную часть нижних
дыхательных путей. У взрослого человека
расположение гортани соответствует
V-VI шейным позвонкам, у детей III-IV
шейным
позвонкам, у стариков она может
опускаться до уровня VII шейного позвонка.

Основа
гортани, ее скелет, состоит из хрящей,
которые соединены связками и суставами.

Различают три непарных хряща —
щитовидный (cartilago thiroidea), перстневидный
(cartilago cricoidea), надгортанник (epiglottis) и три
парных — черпаловидный (cartilago
aritenoidea), рожковидный (cartilago corniculata) и
клиновидный (cartilago cuneiformis). Щитовидный,
перстневидный и черпаловидный хрящи
гиалиновые, остальные эластические.

У
взрослых мужчин верхняя часть щитовидного
хряща заметно выпячивается на пердней
поверхности шеи, образуя выступ гортани
— кадык, или адамово яблоко. У детей
кадыка нет. У мальчиков щитовидный хрящ
несколько крупнее, чем у девочек.
Надортанник у детей раннего возраста
узкий, имеет желобовидную форму.

В готани
имеется два сустава, оба — парные:
перстнещитовидный и перстнечерпаловидный.
Они подкрепляются мелкими связками.
Другие связки гортани более мощные.
Так, посредством щитоподъязычной
мембраны горань подвешена к подъязычной
кости.

Перстнетрахеальной связкой
гортань соединена с трахеей, между
передненижним краем щитовидного хряща
и дугой перстневидного имеется
перстнещитовидная — коническая
связка. Надгортанник укреплен
щитонадгортанной и подъязычно-
надгортанной связками. Срединная и
боровая язычно-надгортанные
складки
соединяют надгортанник с корнем языка.
Углубления-ямки между этими складками
называются валлекулами.

ЗАИКАНИЕ

ЗАИКАНИЕ, нарушение речи, характеризующееся запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока.

К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих.

Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи, возникновении чувства страха и стыда.

В большинстве случаев заикание начинается в детстве и длится от нескольких месяцев до нескольких лет. В отличие от заикающихся взрослых большинство заикающихся детей выздоравливает спонтанно.

Заикание чаще бывает у мальчиков, чем у девочек, иногда возникает у нескольких членов семьи.

Оно редко встречается в примитивных сообществах; некоторые ученые связывают это в основном с тем, что в таких культурах от детей меньше требуют послушания или каких-либо достижений.

Почти все заикающиеся способны говорить плавно, когда они одни, либо читают с кем-то в унисон, либо эмоционально увлечены, либо поют, шепчут или говорят на каком-либо диалекте, либо существенно изменяют свой голос, дыхание или манеру говорить, а также во многих других случаях. Заикающиеся испытывают особенные трудности при общении в сложных ситуациях, например при выступлении перед слушателями, в спешке, когда стремятся получить одобрение или чрезмерно сосредоточены на себе и своем заикании.

Большинство запинок при заикании представляют собой повторы или продление начальных звуков или слогов либо полную остановку на начале слова или слога.

Запинки могут сопровождаться непроизвольными движениями мышц лица, шеи, конечностей, а также вставками посторонних слов или звуков. Эти «вторичные» симптомы, возникающие как реакция на запинки, усугубляют впечатление затрудненности и неуверенности речи заикающегося.

Кроме того, у заикающихся часто отмечаются такие явления, как страх различных слов или звуков, стремление использовать синонимы или иносказательные обороты, чтобы избежать пугающих слов, попытки уклониться от ситуаций, где надо говорить, раздражение в адрес слушателей, когда те пытаются подсказать слово, отводят глаза в моменты особой судорожности речи или же советуют говорить медленнее и не волноваться.

Читайте также:  Боюсь сдавать на ВИЧ: у кого и почему бразвиватся страх результатов анализов крови на эту инфекцию, её симптомы и как можно заразиться, как избавиться от спидофобии

Причины заикания неясны. Было предложено много теорий, но ни одна не получила широкого признания. Некоторые ученые считают, что заикание частично объясняется органическими нарушениями: например, заикающимся не свойственна выраженная в норме доминантность одного полушария головного мозга над другим.

Другая органическая теория утверждает, что у заикающихся иной тип слухового восприятия, в результате чего они слышат собственную речь чуть-чуть с запозданием (на доли секунды). Это предположение основано на том, что люди с нормальной речью часто начинают говорить с заиканием при задержке слухового восприятия собственной речи.

Есть теории, которые рассматривают заикание преимущественно как приобретенное поведение. Согласно одной из таких концепций, существующей в разных вариантах, заикание возникает как реакция напряжения или как неуверенность в речи, отражающая детскую убежденность в том, что говорить трудно.

Таким образом, предполагается, что заикание происходит вследствие речевых неудач ребенка или чрезмерного давления на него со стороны окружающих; например, оно может порождаться тревожными или слишком требовательными взрослыми, которые пытаются поправлять нормальные сбои в речи ребенка, усматривая в них речевой дефект.

Психоаналитиками была разработана иная теория заикания как приобретенного поведения, усматривающая в нем симптом невротического конфликта или неудовлетворенных потребностей, например бессознательной попытки получить оральное эротическое удовлетворение или не допустить выражения запретных мыслей и чувств.

Лечение заикания чрезвычайно разнообразно. Многие методы дают немедленный результат, но специалисты резко расходятся в оценке их долговременных эффектов. К числу основных приемов относятся замедленная или же ритмизированная речь и другие изменения нормального стиля речи.

В некоторых методиках применяются мягкие формы наказания за заикание и награды за беглость речи. Для страдающих заиканием разработаны специальные устройства, либо отбивающие ритм, с которым можно координировать речь, либо создающие шум для блокировки слуховой обратной связи.

Для лечения заикания используются также гипноз, релаксация, медикаментозные средства, дыхательные упражнения и многое другое. Ряду больных удается помочь, но всегда сохраняется опасность рецидива. В большинстве случаев лечение в детском возрасте дает более надежные результаты, но в целом заикание остается одной из нерешенных проблем речевой патологии.

Заикание

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Характерные особенности — частые повторения или пролонгация звуков, слогов или слов; или частые остановки, нерешительность в речи с нарушениями ее плавности и ритмического течения.

Точные этиологические факторы не известны. Выдвинут ряд теорий:

  • 1. Теории «блока заикания» (генетическая, психогенная, семантогенная). Основа теории — церебральная доминантность речевых центров с конституциональной предрасположенностью к развитию заикания вследствие стрессогенных факторов.
  • 2. Теории начала (включают теорию срыва, теорию потребностей и теорию антиципации).
  • 3. Теория научения основана на объяснении принципов природы подкрепления.
  • 4. Кибернетическая теория (речь — автоматический процесс по типу обратной связи. Заикание объясняется срывом обратной связи).
  • 5. Теория изменения функционального состояния мозга. Заикание является следствием неполной специализации и латерализации языковых функций.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что заикание является генетически наследуемым неврологическим расстройством.

Распространенность

Заиканием страдает от 5 до 8% детей. Расстройство в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. У мальчиков оно более устойчиво.

Заикание обычно начинается в возрасте до 12 лет, в большинстве случаев имеется два острых периода — между 2-4 и 5-7 годами. Оно обычно развивается в течение нескольких недель или месяцев, начинаясь с повторения начальных согласных или целых слов, которые являются началом предложения.

По мере прогрессирования расстройства повторения становятся все более частыми с заиканием на более важных словах и фразах. Иногда оно может отсутствовать при чтении вслух, пении, разговоре с домашними животными или неодушевленными предметами.

Диагноз ставится при продолжительности расстройства не менее 3 месяцев.

Клонико-тоническое заикание (нарушены ритм, темп, плавность речи) — в виде повторения начальных звуков или слогов (логоклония), в начале речи клонические судороги с переходом в тонические.

Тонико-клоническое заикание характеризуется нарушением ритма, плавности речи в виде запинок и остановок с частым повышением вокала и выраженными нарушениями дыхания, сопутствующими речи. Наблюдаются дополнительные движения в мышцах лица, шеи, конечностей.

В течении заикания выделяют:

  • 1 фаза — дошкольный период. Расстройство появляется эпизодически с длительными периодами нормальной речи. После такого периода может наступать выздоровление. Во время этой фазы заикание отмечается тогда, когда дети взволнованны, огорчены или когда им нужно много говорить.
  • 2 фаза возникает в начальной школе. Расстройство носит хронический характер с очень небольшими периодами нормальной речи. Дети осознают и болезненно переживают свой недостаток. Заикание касается основных частей речи — существительных, глаголов, прилагательных и наречий.
  • 3 фаза наступает после 8-9 лет и длится до подросткового возраста. Заикание возникает или усиливается только в определенных ситуациях (вызов к доске, покупка в магазине, разговор по телефону и др.). Некоторые слова и звуки являются более трудными, чем остальные.
  • 4 фаза бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Выражен страх перед заиканием. Типичными являются подмена слов и приступы многословия. Такие дети избегают ситуаций, требующих речевого общения.

Течение заикания обычно хроническое, с периодами частичных ремиссий. От 50 до 80 % детей с заиканием, особенно в легких случаях, выздоравливают.

Осложнения расстройства включают снижение успеваемости в школе из-за стеснительности, страха речевых нарушений; ограничения в выборе профессии. Для страдающих хроническим заиканием типичны фрустрация, тревога, депрессия.

Спастическая дисфония является расстройством речи, подобным заиканию, но отличается наличием патологического паттерна дыхания.

Нечеткость речи в отличие от заикания характеризуется беспорядочными и дизритмичными речевыми паттернами в виде быстрых и резких вспышек слов и фраз. При нечеткости речи отсутствует осознание своего недостатка, тогда как заикающиеся остро ощущают свои нарушения речи.

Включает несколько направлений. Наиболее типично — отвлечение внимания, внушение и релаксация. Заикающихся обучают говорить одновременно с ритмическими движениями руки и пальцев или медленно нараспев и монотонно. Эффект чаще временный.

Классический психоанализ, психотерапевтические методы не эффективны в лечении заикания.

Современные методы основаны на точке зрения, что заикание является формой выученного поведения, не связанного с невротическими проявлениями или неврологической патологией.

В рамках этих подходов рекомендуется минимизировать факторы, усиливающие заикание, уменьшить вторичные нарушения, убедить заикающегося разговаривать, даже с заиканием, свободно, без стеснения и страха, чтобы избежать вторичных блоков.

Эффективен метод самотерапии, основанный на предпосылке, что заикание является определенным поведением, которое можно изменить. Этот подход включает десенсибилизацию, снижающую эмоциональные реакции, страх перед заиканием. Так как заикание — это то, что человек делает, и человек может научиться изменить то, что он делает.

Медикаментозное лечение носит вспомогательный характер и направлено на купирование симптомов тревоги, выраженного страха, депрессивных проявлений, облегчение коммуникативных взаимодействий.

Применимы успокаивающие, седативные, общеукрепляющие средства (препараты валерианы, пустырника, алое, поливитамины и витамины группы В, препараты магния). При наличии спастических форм используют спазмолитики: мидокалм, сирдалуд, миэлостан, диафен, амизил, теофедрин.

Транквилизаторы применяют с осторожностью, рекомендован мебикар 450-900 мг/сут., непродолжительными курсами. Значительный эффект приносят курсы дегидратации.

Альтернативные варианты медикаментозного лечения:

  • 1) При клонической форме заикания используется пантогам от 0,25 до 0,75 — 3 г/сут., курсы длительностью 1-4 месяца.
  • 2) Карбамазепины (преимущественно тегретол, тимонил или финлепсин-ретерд) с 0,1 г/сут. до 0,4, г/сут. в течение 3-4 недель, с постепенным снижением дозы до 0,1 г/сут. в качестве поддерживающего лечения, длительностью до 1,5 — 2 мес.

Комплексное лечение заикания также включает физиотерапевтические процедуры, курсы общего и специализированного логопедического массажа, речевую терапию, психотерапию с использованием суггестивного метода.

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Заикания, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику: Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *