Дефицит внимания у детей: лечение, чем обусловлен синдром гиперактивности у ребенка, причины и симптомы СДВГ

Синдром дефицита внимания – это нарушение, при котором наблюдается повышение двигательной активности у ребенка, сопровождающееся проблемами с концентрацией и усидчивостью. Примерно в 50% случаев данное состояние проявляется поведенческими расстройствами и эмоциональной лабильностью.

СДВГ – это не просто диагноз, это обширная группа состояний, объединенных по общим критериям. Нарушение характеризуется гиперактивностью, импульсивным характером, отсутствием стойкой мотивации.

Дети с СДВГ плохо приспосабливаются к жизни в обществе – у них зачастую ужасное поведение в детском саду, на игровых площадках они нередко конфликтуют с другими детьми, успеваемость в школе невысокая, им сложно усидеть на месте во время уроков.

Нарушение проявляется у всех по-разному. У детей во время обследования могут обнаруживать как дефицит внимания, сочетающийся с излишней подвижностью, так и только дефицит внимания без явного гиперактивного компонента.

Или же наоборот – дети чрезмерно вспыльчивы, имеют проблемы с поведением, однако задачи на концентрацию могут выполнять отлично. Как бы ни было, для точной диагностики расстройства требуются исследования и врачебный осмотр.

Причины развития синдрома дефицита внимания

Точные этиологические факторы, вызывающие развитие СДВГ до конца не ясны. Специалисты, занимающиеся проблемой, отмечают мультифакторный характер его появления. Современная медицина выделяет четыре ключевых группы факторов, с которыми связано развитие болезни:
1. Биологические
В эту группу входит церебральная и органическая этиология – повреждения ЦНС.

Факторы риска включают:
• кислородное голодание плода в период вынашивания и родовой деятельности;
• стрессы во время беременности, осложненные роды;
• перенашивание или недонашивание;
• эмбриональная гипертрофия детей;
• слишком поздняя (после 35 лет) или слишком ранняя (до 18) беременность;
• вредные привычки матери в период вынашивания (злоупотребление алкоголем, табаком, фармацевтическими препаратами).

  • 2. Наследственные
  • 3. Социальные и психологические
    • асоциальное поведение родителей;
    • бедность;
  • • частые ссоры в семье.
  • 4. Экологические факторы (они скорее приводят к усугублению состояния, однако не являются ключевыми)
    Высока вероятность развития гиперактивности при:
    • малом потреблении животных и растительных белков;
    • избыточном количестве «простых» углеводов (сахаров), в особенности утром;
  • • недостатке макро- и микроэлементов, а также витаминов (примерно у 73% детей с данным диагнозом обнаружен недостаток магния).
  • Гиперактивность может развиться по различным причинам – от инфекций, родовых травм до отравления, плохого или неправильного питания детей.

Генетическая предрасположенность диагностируется примерно у половины детей с данным нарушением.

Симптомы СДВГ

Диагноз «синдром дефицита внимания» ставит только психиатр или детский невролог. Воспитатели, психологи, учителя и логопеды могут только предположить СДВГ и рекомендовать обратиться к врачу.

Специалист тщательно изучит симптоматическую картину у детей, составит индивидуальную стратегию лечения и, исходя из причин синдрома, порекомендует занятия с остеопатом, дефектологом, специалистом ЛФК.

Дефицит внимания у детей: лечение, чем обусловлен синдром гиперактивности у ребенка, причины и симптомы СДВГ

Симптомы при СДВГ достаточно специфичны. К ним относятся:
1. Наличие гиперактивного компонента. Он характеризуется превышением активности и возбудимости малыша по сравнению с принятой нормой. При этом гиперактивность является не обычным проявлением характера, а становится проблемой как для самого малыша, так и для его близких.

Нужно учитывать, что наличие гиперактивности не свидетельствует о плохом воспитании – этот синдром говорит о слабости нервной системы и повышенной утомляемости.
2. Нарушение концентрации внимания. Это один из ключевых признаков СДВГ, с которым связывают основное количество трудностей в детском садике, школе и социуме.

Внимание рассматривается с точки зрения различных аспектов – фокусирования, поддержки, переключения между объектами. Каждая возрастная группа имеет свои нормы удержания внимания. При поставленном диагнозе СДВГ эти показатели не соответствуют возрастным особенностям и обозначаются как «Отвлекаемость».

Оно характеризуется быстрым переключением между объектами внешнего мира или же на какие-то мысли, эмоции, ассоциации.
3. Импульсивность.

У гиперактивного ребенка она проявляется невозможностью контролировать свое поведение, когда это требуется:
• выполняя задание, малыш не может дождаться завершения обучения, он начинает делать его раньше времени, некорректно оценивает сложность, не изучает требования;
• малыш не предусматривает последствия своих действий, поэтому часто оказывается в центре неприятных ситуаций или опасно рискует;

• совершает любые поступки для привлечения внимания сверстников, что нередко сопровождается повышенным травматизмом – падениями, ушибами, переломами (иногда доходит и до несчастных случаев).

Таких детей в школе или саду считают невнимательными, легкомысленными, неосторожными.
Однако важно уметь отличить гиперактивность от обычной активности. Обнаружить нарушение можно по следующим признакам:
• Малыш проявляет гораздо большую активность, чем сверстники.

• Наблюдается общая (чрезмерная двигательная активность, раскачивание на стуле, болтание ножками) или речевая (разговаривает без остановки) гиперактивность.
• Рассеянность, забывчивость, постоянные потери вещей, отвлекание при решении определенных задач.

• Отсутствие внимания, когда к нему обращаются – он не слушает или отвлекается на что-то другое.
• При решении задач, которые требуют усидчивости, дети сразу утомляются. Для нормального выполнения задания им нужен внешний контроль – часто рядом с ними нужно буквально сидеть часами и контролировать исполнение.

• Малыш не доводит дело до завершения, как правило, бросает его, быстро раздумывает и утрачивает интерес.
• Высокая импульсивность – такие дети не в состоянии удерживать свои эмоции и часто показывают их при посторонних.
• Малыш перебивает других и дает необдуманные ответы на вопросы.

• Частые ссоры и драки с одногодками, несдержанное «взрывное» поведение.
• Нарушенная координация, частый травматизм.

• Поведенческие проблемы – непослушание, несоблюдение правил.

Если вы предполагаете СДВГ, следует тревожиться, только если вышеперечисленные признаки наблюдаются у детей более полугода и мешают приспособиться в обществе.

Нормой считаются редкие реактивные состояния, схожие с гиперактивностью – они могут быть спровоцированы заболеванием или яркими эмоциональными переживаниями.

Однако если признаки носят непостоянный или кратковременный характер, это не СДВГ.

При нарушении симптоматика проявляется повсеместно – в школе, садике, на тренировках.

О наличии синдрома свидетельствуют признаки, проявляющиеся не менее, чем в 2 сферах деятельности – например, когда у него сложности выполнения инструкций в школе и на занятиях по баскетболу.

Несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, такие дети действительно испытывают трудности в учебе и коммуникации со сверстниками.

Дефицит внимания у детей: лечение, чем обусловлен синдром гиперактивности у ребенка, причины и симптомы СДВГ

Для диагностирования СДВГ следует исключить другие патологии ЦНС и нарушения развития.

Нередко у дефицита внимания такие же признаки, как у обычных эмоциональных потрясений, результатов перенесенных психотравм, расстройств аутистического спектра (которые, впрочем, могут сочетаться с СДВГ), повышенной тревожности, гормональных и метаболических нарушений, некоторых форм эпилепсии и психических расстройств. Поэтому при подозрении на СДВГ важно выполнить всестороннюю диагностику у специалиста.

Диагностика

Согласно статистике ВОЗ, признаки нарушения диагностируются в среднем у 6-8% детей, и это только подтвержденные диагнозы.

Очень сложно выявлять такие синдромы у активных малышей из-за отсутствия наблюдения за ними в разных условиях. Важно выслушать не только родителей, но и воспитателей, учителей, тренеров.

Если в течение 6 месяцев симптоматика СДВГ сохраняется в разных условиях, наступает этап диагностики.

Во многих европейских странах признанным стандартом диагностики детей с повышенной активностью и недостаточной концентрацией внимания является осмотр педиатра и невролога. Протоколы обследования также включают МРТ и энцефалографию для исключения органических патологий. Обязательны консультация логопеда и специалиста остеопатической медицины.

Обращаться ко всем этим врачам нужно обязательно. Поскольку причинами синдрома могут быть органические патологии, после дополнительных инструментальных исследований (МРТ, ЭЭГ), требуется консультация невролога. Другими же этиологическими факторами развития СДВГ являются механические травмы, полученные во время родов. В таких случаях лучше остеопатии ничего не поможет.

Лечение

Терапия всегда носит комплексный характер.

Классическая медицина предлагает стратегии лечения, состоящие из трех основных принципов:
• медикаментозная коррекция;
• психотерапия, направленная на исправление поведенческих нарушений и формирование недостающих навыков;
• обеспечение благоприятной психосоциальной среды.
Такое лечение обычно сопровождается применением расслабляющих техник – массажа, плаванья.

Эффективность медикаментозной терапии достигается не всегда, либо ее эффект сохраняется недолго. У лекарств множество побочных явлений, включая привыкание. Сильнодействующие медикаменты, особенно детям, следует назначать очень осторожно, требуется строгий врачебный контроль и точное соблюдение дозировок. Препараты с более мягким эффектом зачастую заметных результатов не дают.

Малыши редко испытывают улучшение, медикаменты дают кратковременную передышку, однако любые факторы окружающей среды, изменения в жизни, проблемы или даже самый обычный грипп могут свести полученные с таким трудом результаты на нет.

Принято считать, что СДВГ неизлечим. Методы классической медицины лишь купируют симптоматику и ориентированы, в конечном итоге, на постоянную необходимость лечения.

Поэтому традиционную терапию необходимо совмещать с остеопатической коррекцией.

Дефицит внимания у детей: лечение, чем обусловлен синдром гиперактивности у ребенка, причины и симптомы СДВГ

Остеопатия не просто устраняет признаки, а борется с первоисточниками проблемы. Поэтому после появления первых же симптомов рекомендуется посетить врача остеопатической медицины (особенно, если были осложнения в период беременности, во время родов или в раннем послеродовом периоде).

Ошибки в постановлении диагноза могут иметь достаточно серьезные последствия – детям с истинным синдромом назначают терапию от других патологий, усугубляя расстройства ужесточением методик воспитания и никак не воздействия на первопричину.

В то же время чрезмерная активность малыша или проблемы с вниманием часто скрывают другие неврологические патологии или расстройства поведения. Списывание опасной симптоматики на СДВГ может привести к тому, что врачи пропустят ту или иную болезнь или будут лечить от несуществующего диагноза.

Иногда достаточно просто снижения нагрузок, улучшения психологической обстановки внутри семьи, налаживания режима сна и коррекции рациона.

Особенности остеопатической коррекции гиперактивности

Лечение методами остеопатической медицины базируется на совершенно ином подходе. Эта наука основана на восстановительной терапии, когда вместо купирования отдельных проявлений синдрома проводится работа по общему восстановлению организма.

В идеале детей следует показывать специалисту остеопатии сразу после рождения даже в случае благополучного протекания родов. Затрудненная родовая деятельность, стремительные или затянувшиеся роды, лекарственная стимуляция и акушерские пособия повышают риски появления СДВГ.

Такие малыши с самого рождения могут быть излишне беспокойны, у них сложности с едой, набором веса и сном, частая рвота.

В основе остеопатической медицины лежит доказанная теория о подвижности костей черепа. Даже при микроскопическом смещении возможно сдавливание мозга и сосудов. Остеопатия рассматривает организм как единое целое, поэтому родовые травмы оказывают влияние на мозговые структуры, вызывая гиперактивность.

Обычно при дефиците внимания достаточно 5-6 сеансов, чтобы полностью избавиться от проблемы. Остеопатическое воздействие, направленное на восстановление саморегуляции, помогает организму самому устранить негативные последствия травмогенных факторов. Детям повезло больше: у них хорошо развиты компенсаторные способности.

Читайте также:  Психологический тест с кубом онлайн

Для терапии применяются следующие методы остеопатической помощи:
• Краниосакральная остеопатия. Согласно этому подходу, череп является подвижным и может «дышать» благодаря эластичным швам, которые соединяют закостенелые элементы.

Это «дыхание» имеет свой ритм, в соответствии с которым спинномозговая жидкость движется от желудочков через позвоночник к крестцу. При его нарушении возникают различные болезни, в том числе патологии ЦНС.

Детям для полноценной терапии краниосакрального воздействия вполне достаточно, однако для лечения взрослых может потребоваться дополнительная коррекция, поскольку нарушения функций мозга со временем приводят к разрушению всего организма. В краниосакральной терапии речь не о работе на энергетическом уровне – все вполне физиологично.

Надавливанием и сжатием врач синхронизирует колебания черепа и крестца, что устраняет компрессию и помехи для спинномозговой жидкости.
• Структуральная остеопатия. Направлена на работу с костно-мышечными структурами, связочным аппаратом и суставами.

Любой компонент опорно-двигательной системы имеет связь с позвоночным столбом и черепной коробкой. В результате смещения, нарушения тонуса, различных растяжений, травм и ушибов признаки СДВГ усиливаются. Структуральная остеопатия эффективно устраняет и сопутствующие нарушения – бессонницу, головные боли, постоянную утомляемость.

• Висцеральная остеопатия. В ее основе знания о месторасположении и работе внутренних органов. При обострении признаков гиперактивности часто наблюдается их смещение, которое пережимает сосуды. Врач работает с участками, непосредственно влияющими на функционирование головного мозга. Нормализация кровообращения и устранение компрессий восстанавливает работу внутренних органов.

Все врачи клиники «Качество жизни» имеют практический опыт в восстановительной медицине. У нас ведут прием детский невролог, реабилитолог, специалисты ЛФК, которые прошли обучение в школах остеопатии.

Работая с детьми, наши врачи тщательно собирают анамнез, изучают истории болезней родителей, характер протекания беременности и родов, используемые лекарства, результаты анализов и инструментальных исследований при гиперактивности.

Работа с самыми маленькими детьми требует коротких сеансов – всего 20-25 минут с периодичностью в одну-две недели. Такие промежутки при гиперактивности необходимы для того, чтобы организм перестроился и адаптировался к здоровому состоянию.

На каждом приеме врач делает оценку изменений. Взрослым детям можно проводить сеансы лечения длительностью более часа. Им нужно более продолжительное лечение с промежутками в несколько недель.

Несмотря на хорошие результаты, нужно обязательно продолжать курс лечения для предотвращения рецидивов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

Дефицит внимания у детей: лечение, чем обусловлен синдром гиперактивности у ребенка, причины и симптомы СДВГДля ребенка является нормой не сидеть на одном месте более 5 минут.

От природы дети очень активны и подвижны. Им интересен окружающий мир, они познают его сами и при помощи взрослых, но при этом сохраняют собственную активность.

Стоит ли ругать ребенка за то, что ему сложно усидеть на уроке и самостоятельно ставить ему диагноз СДВГ? Думаю, нет. Но разобраться, почему он именно так себя ведет, надо, ведь ему просто может нравиться другой ребенок, который сидит вне поле его зрения. А может, ему просто не интересен предмет.

Стоит ли ребенка переводить в другую школу или класс, если учитель «ставит диагноз», что Ваш ребенок лентяй или у него недостаточно развит интеллект для обучения в обычном классе? Не стоит, но, прояснив с ребенком, почему он себя ведет именно так, и не выяснив причины, ребенка стоит обследовать. Делает это, как правило, невропатолог в поликлинике. Не надо вести ребенка к психиатру! Вы и ему нанесете травму, и сами, в собственном бессознательном, повесите на ребенка клеймо.  

Не стоит ставить диагноз самостоятельно, но знать, как могут проявляться симптомы или знать, как помочь ребенку, у которого есть диагноз СДВГ каждый родитель просто обязан. Ведь если Вы досконально изучите проблему СДВГ, Вы сами станете более спокойны.

Вы будете твердо знать, что Ваш ребенок не лентяй и не глупее остальных учеников в классе. Ему просто необходимо чуть-чуть больше внимания, чем остальным, и то, что другие дети делают за пять минут, он делает за семь.

Знание проблемы, а не отрицание ее наличия помогут Вам, а через Ваше эмоциональное состояние и Вашему ребенку, понять, как с этим можно и нужно справляться.

В этой статье я опишу:

  • что такое СДВГ
  • и почему это является проблемой, 
  • симптомы СДВГ,
  • проблемы, сопутствующие СДВГ.

Что такое СДВГ

СДВГ представляет собой неврологическо-поведенческое расстройство. К основным признакам СДВГ относят гиперактивность, проблемы с концентрацией внимания и импульсивность.

Важно понимать, что у каждого ребенка с СДВГ собственный набор проявлений. То, что ярко выраженно у одного, может совсем отсутствовать у другого.

Также стоит учитывать, что для школы это может быть один набор симптомов, для дома другой, для игр на улице третий, а может и вовсе никак не проявляться.

Как правило, первичные симптомы возникают в возрасте до 5-6 лет. Но бывают такие случаи, когда диагноз СДВГ ставился уже во взрослом возрасте (после 20 и более лет).

Симптомы СДВГ

Наиболее частыми и, пожалуй, главными симптомами при синдроме дефицита внимания являются нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность, трудности в последовательности действий, требующих сосредоточенного внимания — при этом молниеносная реакция на ситуацию, легкая отвлекаемость от выполнения требуемой задачи.

Им практически нереально следовать инструкции, ребенок неусидчив и болтлив, не слушает ответа, задавая вопрос, постоянно совершает одни и те же ошибки, может бесцельно бегать часами. Характерны небрежность, забывчивость, легкомыслие, постоянные потери нужных и не очень вещей.

В большинстве дети с СДВГ не замечают очевидной опасности, вследствие чего часто травмируются. Будучи подростками, необоснованно рискуют собственной жизнью для самоутверждения перед сверстниками. Также в подростковом возрасте дети с СДВГ более склонны к девиантному поведению. Это не весь перечень симптомов при СДВГ.

В последнее время специалистами, работающими и проводящими исследования в области СДВГ, наблюдаются новые особенности:

  • «Феномен разбитого зеркала» – при письме буквы ребенка выглядят зеркально перевёрнутыми;
  • «Феномен соскальзывания взгляда» – при чтении ребенок теряет строку, даже прочитав ее вслух, наблюдается забывание/непонимание прочитанного;
  • «Феномен отсутствия присутствия («не здесь»)» — кратковременные выключения внимания, ребенок не помнит фрагменты разговора, даже если говорили именно с ним, и он смотрел в этот момент на Вас, забывание того, о чем говорил учитель.  

Причины СДВГ

К сожалению, точная причина возникновения СДВГ не установлена. Но на сегодняшний день специалисты, работающие над проблемой СДВГ, выявили некоторые из причин возникновения. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность (СДВГ часто является наследственным заболеванием);
  • алкогольная, наркотическая зависимость матери (независимо от того, продолжалось употребление во время беременности или нет);
  • употребление некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
  • инфекционное заболевание матери во время беременности;
  • травмы головы (особенно лобной доли) у детей;
  • воздействие токсических веществ на ребенка в раннем детстве;

В зону повышенного риска возникновения СДВГ приводят следующие факторы:

  • дети, родившиеся с маленьким весом,
  • хронические заболевания матери, тяжело протекающая инфекция,
  • иммунологическая несовместимость матери с плодом,
  • различные осложнения при беременности (преждевременные, скоротечные, затяжные роды, угроза выкидыша, кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности);
  • родовые осложнения (обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода), ведущие к внутричерепным кровоизлияниям, травмам позвоночника новорожденного, асфиксии.
  • Сюда же относятся заболевания в младенческом возрасте, протекающие с высокой температурой;
  • прием сильнодействующих лекарств.

Лечение СДВГ

Для лечения детей с СДВГ используют комплексный подход (набор индивидуально подобранных методик). Сюда входят как медикаментозное лечение (назначается в крайних случаях), так и психотерапевтическая работа, которая на ранних стадиях выявление СДВГ является достаточной (хорошо работает с такими детьми арт-терапевтическое направление).

Также очень эффективным является нейропсихологический подход, нейропсихологи проводят ряд упражнений, подобранных для каждого ребенка индивидуально, учитывая именно его особенность протекания СДВГ.

В работу необходимо включать всю семью, поэтому без семейной терапии не обойтись. Если возникновение СДВГ связано с химическими изменениями у матери или ребенка, необходим нутрициальный подход (восполнение недостачи определенных витаминов, макро-/микроэлементов). При возможности родовых/послеродовых травм необходим синдромальный подход (коррекция последствий родовых травм).

При ответственном подходе к проблеме СДВГ возможность компенсировать нарушения очень велика, что поможет Вашим детям в дальнейшем полноценно жить и реализовываться во внешнем мире.

Стоит ли не обращать внимание на наличие диагноза или признаков СДВГ

Думаю, что не стоит. Не стоит утешать себя, что у Вас просто очень активный ребенок, и в жизни ему это пригодится. Наличие СДВГ не проходит бесследно для психики ребенка. Ему сложно сосредоточиться, получать хорошие отзывы о своей работе, своих достижениях. Его стараются не особо приглашать принимать участие в различных общественных мероприятиях.

Со временем у него может развиться чувство собственной неполноценности и понизить самооценку, перейти в депрессивное состояние, которое может закончиться затяжной депрессией. Либо склонность к девиантному поведению перерастет в преступные наклонности. Важно понимать, что в наличии СДВГ у ребенка нет ничьей вины, но это не значит, что нужно игнорировать СДВГ.

Как могут помочь родители при СДВГ

Успех лечения СДВГ очень во многом зависит именно от родителей, ведь именно Вы первыми должны отреагировать на то, что происходит с Вашим ребенком, и обратиться к специалисту. Не ребенок заметит собственные проблемы и не специалист придет к Вам — именно Вы будете первым, кто поймет, что у ребенка есть проблемы.

Очень трудно, когда у ребенка СДВГ, поэтому максимальное участие в процессе терапии должны принимать все члены семьи. Одной маме или папе просто очень тяжело, и прежде всего психически, справиться с таким малышом. Желание взяться за ремень возникает очень часто, вот только ремень не поможет.

Первое, что Вам стоит сделать, это изучить, что такое СДВГ. И лучше это сделать по той литературе, которую Вам предложит специалист. Помните, что Ваш ребенок особенный, и то, что хорошо для одного ребенка, может совсем не подойти Вашему.

Поддерживайте связь с учителями в школе, объясните им, что у Вашего ребенка СДВГ, и что не надо его наказывать по каждому поводу, а лучше вызвать Вас и объясниться вместе.

Гуляя на площадке, не изолируйте ребенка, говорите с другими родителями прямо о том, что у Вашего ребенка СДВГ, что это не заразно и не опасно для психического и физического здоровья их детей.

Читайте также:  Психиатрические клиники Москвы

 Общайтесь с другими родителями, у которых дети с диагнозом СДВГ.

Создайте в доме ребенку его угол, где он мог бы быть в собственном домике, даже пусть это будет место под столом за скатеркой, но он должен знать, что там он будет в безопасности.

Поощряйте ребенка в изучении того, что ему наиболее интересно, даже если его хватает на 5-10 минут. Хвалите его за хорошо выполненную работу и воздержитесь от чтения нотации о плохом поведении или безответственном отношении. Поощряйте его обращение к Вам за помощью, составьте список дел, и всегда проговаривайте о выполненных делах.

Помните, главное правило в любом деле — «от простого к сложному». Дробите задания на несколько частей, со временем увеличивая их длительность и трудоемкость.

Помните, что у Вашего ребенка есть много положительных сторон!Успехов Вам и Вашим детям!

Симптомы СДВГ : диагноз и признаки синдрома дефицита внимания | Neuroapex

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой форму поведенческого расстройства, которой в настоящее время страдают миллионы детей, подростков и взрослых во всем мире.

На сегодняшний день проведено огромное количество клинических, нейропсихологических, нейрофизиологических и многих других исследований для изучения природы, разнообразия симптомов и того, что собой представляют причины СДВГ.

Диагностические критерии СДВГ

Диагностические критерии и признаки СДВГ детально описаны в американском руководстве DSM-5 и европейской Международной Классификации Болезней МКБ-10. В целом, согласно этим руководствам, все разнообразие симптомов при СДВГ укладывается в 3 большие группы –

  • собственно дефицит внимания
  • гиперактивность или повышенная подвижность
  • импульсивность или несдержанность

Едва ли не самая важная группа симптомов с точки зрения школьного «функционирования» ребенка связана с нарушением функции внимания, причем критерием нарушения является наличие 6 или более различных проявлений невнимательности, имеющих место на протяжении более, чем 6 месяцев и серьезно нарушающих социальное поведение ребенка и его успеваемость в школе.

Возможные варианты нарушения внимания могут выглядеть следующим образом:

  • ребенок часто упускает из виду, «теряет» детали классного или домашнего задания, делает большое число небрежных и трудно объяснимых ошибок при выполнении задания;
  • испытывает трудности в длительном удержании внимания на предмете урока в классе, во время лекции или при выполнении длительного задания;
  • ребенок часто не может ответить на обращенный к нему вопрос, находясь в прострации и с отсутствующим видом;
  • часто ребенок не в состоянии самостоятельно выполнить классное или домашнее задание, безуспешно тратя на него все отведенное время;
  • часто испытывает трудности с организацией и планированием своих действий и деятельности в целом, не может выполнить задание к сроку, не может самостоятельно спланировать выполнение различных заданий;
  • ребенок часто сопротивляется и избегает выполнения заданий, которые ему не нравятся, которые он не понимает и которые требуют усилий, чтобы в них разобраться;
  • часто теряет различные вещи и предметы, в том числе, необходимые для учебы в школе – ручки, тетради, ключи, очки и т.д.
  • легко отвлекается на посторонние раздражители как в школе, так и дома;
  • отличается повышенной забывчивостью – забывает дома тетрадки, карандаши и ручки, забывает выполнить задание, забывает записать в дневник домашнее задание, забывает о запланированных делах и т.д.

Гиперактивность может проявляться в следующих конкретных проявлениях поведения ребенка:

  • в поведении ребенка часто присутствуют беспокойные и непрекращающиеся движения руками и ногами, не может неподвижно сидеть на стуле – все время ерзает;
  • ребенок не выдерживает сидения на месте какое-то время, особенно когда это необходимо, например, на занятии в школе, на спектакле в театре и т.д.
  • ребенок много и постоянно бегает, постоянно куда-то забирается, что-то открывает, трогает, двигает и т.д.
  • ребенок долго не выдерживает, тихо и спокойно играя, периодически вскакивает и бегает, отвлекаясь на что-то другое;
  • такая избыточная и беспорядочная двигательная неусидчивость имеет стойкий характер, не зависящий от каких-либо ограничений и требований внешних условий.
  • Наконец, импульсивность может проявляться в следующем:
  • ребенок имеет обыкновение отвечать на вопросы, не задумываясь и не выслушав до конца то, о чем его спрашивают;
    Не может дожидаться своей очереди.
    при общении ребенок постоянно перебивает говорящего, не зависимо от того, сверстник это или взрослый;
  • ребенок болтлив и несдержан, может беспричинно вдруг сказать обидную или даже оскорбительную вещь, может разговаривать так, как будто у него отсутствуют внутренние «тормоза».
  • Аналогичные диагностические критерии детально прописаны в данных руководствах также как для группы гиперактивных, так и импульсивных симптомов СДВГ.

Подтипы или формы  СДВГ-синдрома

Важно также отметить, что у конкретного ребенка с СДВГ-синдромом могут иметь место нарушения любой из трех основных групп симптомов в любой комбинации, и в зависимости от относительной выраженности той или иной группы симптомов выделяют 3 основные формы или подвида синдрома –

  • а) форма с преобладанием в клинической картине нарушений поведения преимущественно симптомов нарушения внимания;
  • б) форма с преобладанием преимущественно симптомов гиперактивности/импульсивности и
  • в) смешанная форма с наличием и тех и других симптомов примерно в равной пропорции.

Особый акцент в этих руководствах ставится на всеобщий и инвариантный в отношении различных ситуаций характер этих расстройств.

Другими словами, если речь идет о гиперактивности ребенка, то она в равной степени должна проявляться как в школе, так и в любых других ситуациях – дома, в общественных местах, в общении со сверстниками и т.д.

Если же «подозрительное» поведение наблюдается у ребенка в какой-то единичной ситуации, например, в школе, то здесь можно заподозрить обусловленность такого неправильного поведения какими-то другими, ситуативными факторами.

Ключевые характеристики СДВГ

Важным аспектом диагностического критерия является временной фактор – нарушение поведения должно наблюдаться на протяжении не менее 6 месяцев.

Это связано с тем, что с точки зрения сегодняшней медицины, нарушения функционирования головного мозга, лежащие в основе СДВГ, являются весьма продолжительными, часто пожизненными, в том числе и по причине частичной генетической обусловленности.

Ну и чтобы уж совсем диагноз о наличии СДВГ был надежным, клинические руководства требуют инвариантности в отношении наблюдателя, т.е. на основании использования описанных критериев к аналогичным выводам должны придти разные наблюдатели поведения ребенка – не только врач, но и педагог, родитель и любой другой незаинтересованный наблюдатель.

  1. Также стоит упомянуть тот факт, что классификация симптомов и диагностические критерии СДВГ в своем современном виде оформились относительно недавно, в силу чего особенности поведения СДВГ-ребенка даже врачом-педиатром, не говоря уже о родителях и школьных педагогах, до недавнего времени оценивались неправильно – неусидчивость и невнимательность, неспособность самостоятельно справиться с заданием обычно списывались на плохое воспитание, недостаточное внимание со стороны родителей, капризность и разбалованность ребенка и другие подобные причины.
  2. Именно поэтому при возникновении подозрений о наличии в поведении ребенка каких-то отклонений прежде всего следует обращаться к опытному специалисту, что позволит правильно оценить все нюансы и особенности нарушения поведения ребенка с диагностической точки зрения и выбрать правильный и наиболее эффективный способ коррекции его СДВГ-поведения.
  3. В нашем Центре работают именно такие специалисты, которые не только разберутся во всех нюансах поведения ребенка с СДВГ, но и обеспечат максимально эффективное, безопасное и надежное лечение самым современным и перспективным нелекарственным методом – методом биологической обратной связи или БОС-терапии.

Специалистам

Гиперактивность

Признаки СДВГ проявляются чрезмерной подвижностью, неусидчивостью. Сказать о гипердинамичном ребенке, что он непоседлив, – значит не сказать ничего. Он подвижен, как ртуть.

Не уследили – и он где-то наверху, откуда его можно снять только с помощью пожарной лестницы. Именно он чаще всего оказывается на проезжей части улицы, устраивает короткое замыкание в электросети или опрокидывает на себя кастрюлю с кипятком.

Естественно, львиная доля несчастных случаев происходит с ним.

Руки гиперактивного ребенка находятся в постоянном движении: что-то мнут, обрывают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На месте ему не усидеть.

Он даже стоит, переминаясь с ноги на ногу, и кажется, что еще миг – и он сорвется с места, умчится на край света. От избытка чувств гипердинамичный ребенок не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь, споря.

Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Выбирает он только живые и подвижные игры, в которых все сводит к беготне.

Импульсивность

Совершение действий без достаточного сознательного контроля. Импульсивный ребенок действует, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчен происшествием, виной которого становится. Никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Да и он сам этого не знает.

Дефицит внимания

Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость.

Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой.

На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.

Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.

Причины возникновения СДВГ

Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения. По мнению ряда авторов, признаки СДВГ могут появиться в результате осложнения во время беременности и родов, черепно-мозговой травмы в раннем детстве.

Читайте также:  Расстройство половой идентичности

Когда ставят диагноз СДВГ

Следует отметить, что диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении, т. е. не ранее 5-6-летнего возраста.

Чтобы утвердить диагноз СДВГ, дети должны быть под наблюдением не менее шести месяцев, при этом у них должно проявляться от шести или более из перечисленных симптомов.

Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок стал послушным, спокойным и внимательным.

Дефицит внимания

  • Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  • Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  • Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  • Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  • Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

Гиперактивность

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  • Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  • Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  • Часто бывает болтливым.

Импульсивность

  • Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Последствия СДВГ

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Из-за проявлений СДВГ дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении.

Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.

Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности.

Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов , у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы.

Родители ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей.

Рекомендации психологов

Психологи и психотерапевты владеют специальными воспитательными приемами для родителей и педагогов, которые разъясняют, как правильно вести себя с таким ребенком, чтобы не быть излишне требовательным (не требовать от ребенка то, чего он сделать не в состоянии).

Перед тем, как лечить СДВГ, родителям следует обратить внимание на режим дня «гиперактивного» ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге.

Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.

«Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Как лечить СДВГ – лекарственная терапия

Существующая лекарственная терапия СВДГ представлена успокаивающими средствами (отвары и экстракты пустырника, валерианы, чаи из сбора трав), и препаратами, способствующими повышению внимания и обучения. Однако при преувеличении дозировки, такие лекарства могут вызвать сонливость, вялость, мышечную слабость. Поэтому для детей с диагнозом СДВГ оптимальным решением являются препараты без побочного действия.

Чтобы помочь гиперактивному ребенку, российские ученые разработали уникальный препарат Тенотен детский, который является регулятором работы нервной системы и был создан с учетом особенностей детского организма.

Именно такая естественная бережная регуляция процессов возбуждения и торможения устраняет чрезмерную активность, повышенную отвлекаемость и, как следствие, улучшает внимание, усидчивость и способность к обучению.

Тенотен детский содержит сверхмалые дозы действующего вещества и поэтому не оказывает вредного воздействия на организм ребенка. В отличие от других успокаивающих препаратов Тенотен детский не вызывает заторможенности, дневной сонливости и вялости.

Тенотен детский безопасен даже при длительном приеме из-за отсутствия побочных эффектов и возможности случайной передозировки.

Синдром дефицита внимания у детей

Стандартное лечение детей с СДВГ включает лекарственные препараты, образовательную программу, тренировки и консультации. Такое лечение уменьшает многие симптомы СВДГ, но не лечит само заболевание. Может потребоваться время, чтобы выяснить, какое лечение наиболее подходит вашему ребенку.

СтимуляторыВ настоящее время стимуляторы (психостимуляторы) чаще всего назначают для лечения СДВГ. Стимуляторы повышают и регулируют уровень особых веществ мозга – нейромедиаторов.

Эти препараты помогают уменьшить симптомы нарушения внимания и гиперактивности – иногда очень заметно.К этой группе относятся метилфенидат, декстроамфетамина-амфетамин и лиздексамфетамин.Стимуляторы существуют в виде препаратов короткого и длительного действия.

Препараты длительного действия выпускают в виде пластырей, которые можно носить на бедре.

Дозировка зависит от каждого конкретного случая, так что может потребоваться время, чтобы установить подходящий режим приема. Дозу следует изменить, если возникли побочные эффекты или по мере взросления ребенка. Расспросите врача о возможных побочных эффектах стимуляторов.

Стимуляторы и проблемы с сердцемВ редких случаях приема стимуляторов наступала смерть детей или подростков, связанная с нарушением работы сердца.

Пока нет доказательств, что эти препараты повышают риск внезапной смерти, но если он есть, то для детей с предсуществующим заболеванием сердца.

Врач должен убедиться, что у вашего ребенка нет проблем с сердцем, и расспросить вас о факторах риска и семейном анамнезе сердечных заболеваний, прежде чем назначить стимуляторы.

Другие препаратыТакже лечение СДВГ проводят атомоксетином и такими антидепрессантами как бупропоин и дезипрамин. Также было показано, что эффективны клонидин и гуанфацин.

Атомоксетин и антидепрессанты действуют медленнее, чем стимуляторы, и может потребоваться несколько недель, пока они не окажут эффект в полной мере.

Они могут быть хорошим вариантом, если ваш ребенок не может принимать стимуляторы из-за проблем со здоровьем или выраженных побочных эффектов.

Спросите врача о побочых эффектах любого из этих лекарств.

Риск самоубийстваХотя это пока не доказано, существует мнение, что прием препаратов от СДВГ (но не стимуляторов) несколько повышает риск суицидальных мыслей у детей и подростков. Если вы заметили признаки суицидальных мыслей или другие признаки депрессии, обратитесь к врачу.

Правильный прием лекарствОчень важно следить, чтобы ребенок принимал лекарство в правильном количестве. Родители могут беспокоиться по поводу привыкания к этим препаратам, но нет доказательств, что при приеме в правильной дозе по назначению врача лекарство может вызвать привыкание.

С другой стороны, братья, сестры или одноклассники ребенка с СДВГ могут злоупотреблять стимуляторами. Чтобы прием лекарств был безопасен, соблюдайте следующее:

  • Следите за приемом лекарства. Ребенок не должен принимать лекарство без надзора
  • Дома держите препарат в коробочке с защитой от детей. Передозировка стимуляторов вызывает серьезные и порой опасные для жизни последствия
  • Не давайте лекарства ребенку в школу. Приносите препараты самостоятельно или попросите это сделать школьного медработника

Коррекция поведения при СДВГ и консультации

Положительный эффект оказывает бихевиористская терапия и консультации, которые проводят психиатр, психолог, социальный работник или другой профессионал. У некоторых детей с СДВГ есть и другие расстройства, например, тревожное расстройство или депрессия. В таких случаях консультации помогут в решении обеих проблем.

Вот примеры возможных способов лечения:

  • Бихевиористская терапия. Учителей и родителей обучают способам изменения поведения, чтобы справляться со сложными ситуациями. Например, введение системы символических вознаграждений или перерывов
  • Психотерапия позволяет подросткам с СДВГ поговорить о том, что их беспокоит, изучить свои негативные модели поведения и научиться справляться с симптомами
  • Тренировки для родителей помогут понять поведение ребенка или научиться управлять им
  • Семейная терапия учит родителей, братьев и сестер справляться со стрессом из-за того, что они живут с человеком, страдающим СДВГ
  • Тренировки для улучшения социальной жизни помогут ребенку научиться приемлемому поведению в социуме

Для достижения наилучших результатов должна работать команда: родители, учителя, психотерапевты и врачи. Узнавайте больше о СДВГ и подскажите учителю источники информации, чтобы он мог работать с ребенком во время занятий в школе.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *