Дизартрия — искаженность речи у детей и взрослых

Медицинская информация достоверна

Проверял Еремин Алексей Валентинович

В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях. Степень выраженности расстройства бывает разной – от неправильного произношения звуков до неспособности индивидуумом воспринимать чужие слова на слух.

Предпосылки возникновения болезни у детей и взрослых разные. В первой категории пациентов она обуславливается наследственностью, осложнениями при беременности и родах. Во второй – развивается на фоне злокачественных и доброкачественных новообразований в головном мозге, инфекций или инсульта.

В Клинике Доктора Исаева лечение расстройств речи ведется с использованием современных техник терапии и доказавших свою эффективность традиционных методов. Обратиться к нам с обеспокоенностью по поводу речевых патологий вы можете в любой момент.

Наши специалисты в совершенстве владеют психотерапевтическими технологиями, при необходимости совмещают лечебный процесс с применением лекарственных препаратов.

Итогом грамотно проведенной работы становится значительное улучшение состояния больного, а в ряде случаев ― полное устранение негативных симптомов.

Дизартрия - искаженность речи у детей и взрослых

Общая характеристика заболевания

Наивысшая функция – речь, она неразрывно связана со способностью чувствовать, запоминать и мыслить. Человек может правильно произносить звуки только при нормальной работе головного мозга. Также в этом процессе участвуют артикуляционный аппарат (губы, зубы, гортань, язык) и дыхательная система.

Формирование этой функции производится благодаря двум механизмам. На основе этого выделяют две речевые разновидности – импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет свои особенности и клиническую картину нарушений.

Импрессивная речь определяет способность человека воспринимать услышанные слова, осознавать прочитанные фразы.

Головной мозг моментально анализирует все звуковые составляющие сказанного слова, благодаря чему происходит его понимание.

Расстройства речи по этому типу связаны с нарушениями зрительных и слуховых анализаторов, а также патологиями головного мозга. Такие пациенты могут прослушать отдельную фразу, но не понять ее смысл.

Обращенные к ним слова игнорируются, при воспроизведении подобных фраз происходит подмена звуков. Как результат – больного перестают понимать окружающие.

Он сам оказывается дезориентированным в окружающем его обществе.

Экспрессивная речь обуславливает возможность разговаривать, самостоятельно писать слова, формировать предложения. Расстройство речи этой формы проявляется скудным словарным запасом пациента.

Произношение звуков происходит с определенными нарушениями, он не может правильно строить предложения, составлять логические связки из слов и фраз.

Это патология связана с психологическими проблемами личности, нарушениями органов артикуляционного аппарата и головного мозга.

Основные признаки расстройства речи

Заметить, что у человека начались проблемы с речевой функцией или они есть с раннего детства, можно по следующим признакам:

  • дикция становится невнятной и смазанной;
  • словарный запас ограничен;
  • нарушения ритма и темпа речи, заикание;
  • изменение тембра голоса, у больного появляется гнусавость, вызванная патологией носовой перегородки;
  • заторможенность при построении и последующем воспроизведении предложений;
  • подмена звуков или искаженное произношение;
  • больной не понимает, что ему говорят;
  • охриплость голоса при отсутствии вирусных или инфекционных заболеваний;
  • стремительный темп и проглатывание отдельных звуков при произношении слов;
  • повышенное слюноотделение;
  • отсутствие способности донести свои мысли до окружающих;
  • мутизм – абсолютное молчание, независимо от наличия внешних раздражителей.

Такие пациенты требуют тщательного обследования и своевременного лечения. Если нет возможности приехать в стационар, можно вызвать психиатра на дом. Врач проведет осмотр, поставит предварительный диагноз, выдаст направление на дальнейшее обследование.

Расстройство речи мешает полноценному общению больного с окружающими. Это существенно усложняет социальный, профессиональный, личный аспект его жизни.

Дизартрия - искаженность речи у детей и взрослых

Причины речевых расстройств

У взрослых расстройства речи делятся на два вида – органические и функциональные. В основе классификации лежит категория причин, вызывающих патологию.

Органические нарушения возникают вследствие поражения артикуляционного аппарата, черепно-мозговой травмы, отдельных звеньев ЦНС, которые неразрывно связаны с разговорной функцией, патологии органов слуха.

Первые признаки болезни иногда проявляются после перенесенных заболеваний:

  • обширный инсульт;
  • тромбофлебит;
  • злокачественные образования в головном мозге;
  • острые инфекции вирусного характера;
  • травмы во время родовой деятельности;
  • болезнь Паркинсона, Альцгеймера у пожилых людей;
  • нейроинфекции – болезнь Лайма, менингит, энцефалит;
  • прием антибиотиков, влекущий за собой нарушение слуха;
  • ботулизм, поражающий нервную систему;
  • алкоголизм и наркомания;
  • спазм сосудов головного мозга;
  • эпилептические припадки;
  • детский церебральный паралич.

Функциональные расстройства речи возникают при воздействии на организм человека следующих факторов:

  • длительный прием препаратов для лечения психических нарушений (антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков);
  • наследственная предрасположенность;
  • сильный испуг;
  • склонность к истерии;
  • умственная отсталость;
  • хронический невроз;
  • депрессия в тяжелой форме;
  • недоразвитие речи, диагностированное в детском возрасте;
  • воздействие сильного стресса.

Обращение в психиатрическую клинику позволяет пациентам улучшить свое состояние, повысить уровень адаптации и социуме.

Разновидности речевых патологий

Разные виды дисфункции импрессивной и экспрессивной речи классифицируются в зависимости от клинической картины болезни. Среди наиболее распространенных нарушений выделяют:

  • Дислалия. Выражается в проблемах с произношением звуков, при этом у пациента остаются сохранными артикуляционный аппарат, слух, интеллект.
  • Тахилалия. Больной разговаривает очень быстро, при этом глотает звуки, делает неуместные запинки в предложениях. Это расстройство речи у взрослых часто выступает признаком олигофрении, эпилепсии и других психических расстройств.
  • Афония. Люди разговаривают шепотом, не способны громко произносить звуки в силу перенесенного стресса или патологии гортани.
  • Заикание. Ритм и темп речи нарушается, человек не может выговаривать отдельные слова без запинок. Среди причин выделяют сильный испуг, наследственную предрасположенность.
  • Дизартрия. Наблюдается искаженное произношение звуков, а также нарушения речевой моторики. Проблема возникает из-за неправильного функционирования артикуляционного аппарата или поражения головного мозга вследствие инсульта, ДЦП, рассеянного склероза.
  • Алалия. Речевая функция не развита, может возникать после черепно-мозговой травмы или вследствие врожденного аутизма.
  • Ринолалия. Пациент страдает от неправильного произношения звуков из-за аномального строения речевого аппарата (физическая травма неба, «заячья губа», «волчья пасть»).

В психиатрическое отделение на госпитализацию отправляют не всех пациентов, некоторые патологии можно успешно лечить в домашних условиях. Важно следовать всем рекомендациям врача.

Лечение расстройства речи в Москве

Стратегия терапии подбирается в зависимости от клинической картины болезни. В Клинике доктора Исаева есть специалисты, которые проводят занятия с пациентами с целью улучшения их состояния. К примеру, у логопеда лечат заикание с помощью специальных упражнений, часть которых выполняется дома для закрепления эффекта.

Лечение расстройства речи в Москве при дизартрии дополняется физиотерапией, иглоукалыванием, медикаментозными препаратами.

Дизартрия - искаженность речи у детей и взрослых

Лечение речевой дисфункции отзывы

Точность диагностических мероприятий, адекватно подобранные медикаменты, хорошие условия содержания больных в стационаре – наши основные приоритеты. Мы рады каждому отзыву, оставленному на этой странице. Информация будет полезной для наших потенциальных пациентов.

Вопросы и ответы

Дизартрия у детей

Заболевание лечит: Детский логопед

Содержание статьи

Дизартрия возникает у детей в виде нарушения произношения речи. Патология связана с неправильной иннервацией мышц гортани, языка, губ и др., а также органическим поражением ЦНС (центральной нервной системы).

Отличительная черта болезни – то, что у ребенка нарушено произношение не каких-то звуков, а всех слов. То есть страдает речевая моторика, дыхание, изменяется голос, искажаются многие звуки.

В запущенных случаях дети перестают говорить (развивается анартрия).

Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей

Таблица видов заболевания по месту поражения

Название формы патологии Особенности
Мозжечковая Возникает при вовлечении в процесс мозжечка. Речь растянута, невнятна, замедленна, громкость постоянно меняется, у ребенка дрожит язык, он разговаривает с выкриками, словно скандирует лозунги. Дополнительные симптомы: нарушенное равновесие, неустойчивая походка.
Бульбарная Вызывается параличом артикуляционных мышц, а также нервов – блуждающего, языкоглоточного, троичного, подъязычного и/или др. У детей отсутствуют некоторые рефлексы, нарушено сосание и глотание, мимика, им трудно пережевывать твердую пищу. Также отмечается повышенное слюноотделение, упрощение (все согласные «сливаются» в один щелевой) и невнятность звуков, гнусавое, хриплое звучание голоса, иногда – его отсутствие.
Псевдобульбарная Возникает при централизованном параличе (спастическом) мышц и их гипертонусе. Речь становится монотонной, ребенку трудно поднять кончик языка, отвести его в сторону, удержать. Отмечается повышенное слюноотделение, першение, расстройство глотания (усиление рефлекса). Речь невнятная, гнусавая, резко нарушается произношение шипящих, свистящих и тоновых звуков.
Экстрапирамидная Возникает при нарушении функции подкорковых ядер, в связи с этим получила второе название – «подкорковая». Речь немного гнусавая, невнятная, смазанная. Присутствуют непроизвольные мышечные движения, мимика, артикуляционные спазмы. Тембр и сила голоса изменяются, нарушается темп разговора, присутствуют случайные гортанные выкрики.
Корковая Поражение тех участков коры головного мозга, которые отвечают за артикуляционные мышцы. Дети выговаривают слова правильно по структуре, но с нарушенным произношением слогов. Отмечается расстройство дыхания при разговоре, голоса.
Холодовая Проявляется как один из симптомов миастении (быстрая утомляемость и слабость поперечнополосатых мышц). Речевые сбои происходят тогда, когда в помещении, где находится ребенок, повышается либо понижается температура воздуха.
Читайте также:  Познавательный фильм: Клинический психолог. Алкоголизм. Советы психолога

Классификация по степеням развития патологии:

  • I (стертая) – неправильное произношение способен выявить только логопед при осмотре и обследовании, возможно почти полное излечение;
  • II – произношение понятно, но дефекты заметны;
  • III – ребенка понимают лишь близкие люди, посторонние – редко;
  • IV – произношение не понимают даже близкие либо речь отсутствует, чаще всего рассматривается в рамках ДЦП.

Дизартрия - искаженность речи у детей и взрослых

Важно! Для стертой формы характерны трудности при жевании твердой пищи. Родители не должны из-за этого менять рацион ребенка. Необходимо постепенно приучать его пережевывать наравне со всеми людьми.  

Источник: Е.Ф. Архипова

Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319

Причины возникновения и признаки

Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:

  • вирусные заболевания будущей матери;
  • патологии плаценты на стадии внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия плода;
  • очень быстрые или замедленные роды с мозговым кровоизлиянием у ребенка;
  • некоторые родовые травмы;
  • недоношенность;
  • инфекции мозга и его оболочек, например менингит;
  • ДЦП (до 85% случаев дизартрии);
  • ЧМТ;
  • гидроцефалия;
  • интоксикации в тяжелой форме;
  • энцефалит.  Источник: Л.И. Белякова, Ю.О. ФилатоваДиагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007

Симптомы и лечение

Основная симптоматика включает следующее:

  • малопонятная, невнятная речь;
  • спастические проявления в артикуляционных мышцах (постоянно напряжена шея, губы, лицо, язык, артикуляция ограничена, губы плотно сомкнуты);
  • гипотония артикуляционного аппарата (губы не смыкаются, язык неподвижно лежит во рту, рот немного открыт, повышено слюноотделение);
  • дистония артикуляционных мускул (когда ребенок пытается разговаривать, тонус его мышц из низкого переходит в превышенный);
  • смазанное произношение;
  • в сложных случаях ребенок пропускает звуки, заменяет их или произносит искаженными;  Источник: О.Ю. ФедосоваОсобенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41
  • замедленность разговора;
  • невозможность говорить (при тяжелых формах);
  • гнусавый голос без признаков насморка;
  • изменение, пропуск, замена одних звуков другими;
  • затухание фразы к концу ее произнесения, частое дыхание во время разговора из-за нехватки воздуха;
  • очень высокий, почти «писклявый» голос;
  • быстрый или очень медленный поток слов, при этом ребенок не может менять тон.

Что делать? Методы лечения расстройства

Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:

Дизартрия - искаженность речи у детей и взрослых

  • развитию моторики;
  • формированию ритма и «мелодии» разговора;
  • оттачиванию дикции;
  • исправлению произношения искаженных звуков;
  • расширению словарного запаса;
  • развитию фонетического слуха;
  • запоминанию грамматического строя.

На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.

В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.

Источники:

  1. Е.Ф. Архипова. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319.
  2. Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007.
  3. 3. О.Ю. Федосова. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Наименование услуги (прайс неполный) Цена
Консультация логопеда первичная диагностическая (продолжительность до 60 мин) 3500 руб.
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин) 1450 руб.

Нарушение звукопроизношения (дислалия и дизартрия)

Дизартрия - искаженность речи у детей и взрослых

  • Нарушение звукопроизношения является самым распространенным дефектом речи.
  • Оно может проявляться следующим образом:

● звук отсутствует в речи,● звук произносится искаженно,● звук заменяется на другой,

Эти нарушения могут быть самостоятельным дефектом, а могут быть частью сложного речевого нарушения (фонетико-фонематического нарушения речи, общего недоразвития речи, задержки речевого и психо-речевого развития)

Нарушение звукопроизношения бывает 2 видов. Не смотря на их внешнее сходство важно отличать дислалию от более сложного нарушения – дизартрии.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации органов речевого аппарата.

Дизартрия – это расстройство звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевых мышц.

Причины дислалии:

  • Особенности строения органов речевого аппарата, самые распространенные из которых, это неправильный прикус, короткая подъязычная уздечка, высокое или низкое нёбо.
  • Недостаточная подвижность органов артикуляции, неточность движений или трудности переключения с одного положения на другое. В таком случае звуки искажаются. Например, вместо правильного звука «р» ребёнок произносит «горловой», на французский манер, вместо звука «л»- звук «уэ».
  • Несформированность фонематического слуха и фонематического восприятия (способность распознавать и различать звуки речи — фонемы). Ребенок путает схожие звуки. При этом у него возникает смешение или замены звуков. Например, «жук» — «щук», «шуба» — «суба», «магазин» — «паказин», «лапа» — «ляпа».
  • Подражание неправильной речи взрослых или детей, чрезмерное «сюсюканье», билингвизм.

Причины дизартрии:

Органические поражения центральной нервной системы, которые возникают в результате внутриутробной гипоксии, внутриутробной инфекции, родовых травм, а также вследствие некоторых заболеваний в раннем возрасте (менингиты, энцефалиты, травмы и др.).

У дизартрии кроме нарушенного звукопроизношения, могут быть и другие симптомы:

  • речь нечеткая неразборчивая
  • отсутствие выразительности речи, монотонность;
  • нарушение тембра голоса, речь «в нос»;
  • нарушение речевого дыхания, слабый голос;
  • темп речи ускоренный или наоборот слишком медленный;
  • паретичность органов артикуляции: губы вялые, рот часто бывает открыт, язык вялый, малоподвижный;
  • спастичность мышц органов артикуляции: губы и язык напряжены и за счет этого малоподвижны;
  • отклонение языка в сторону, тремор;
  • гиперсаливация (усиленное слюноотделение);
  • парезы и параличи мышц конечностей и туловища;
  • неловкость или неточность движений, плохая координация. Дети поздно овладевают навыками самообслуживания, им трудно одеться, застегнуться. При рисовании плохо держат карандаш, руки или слабые, или наоборот, слишком напряжены. На спортивных или музыкальный занятиях могут отставать в темпе движений, не чувствовать ритм, тяжело переключаться с одного движения на другое;

Как работает логопед при дизартрии?

При дизартрии работа логопеда коррекция звукопроизношения строится аналогично работе при дислалии, а также проводится

  • Нормализация моторики и тонуса мышц органов артикуляции.
  • Работа над речевым дыханием.
  • Рекомендована консультация невролога.

Некоторые формы нарушения звукопроизношения влияют на формирование навыков чтения и письма и могут являются причинами дисграфии и дислексии, поэтому важно уделить особое внимание подготовке таких детей к школе.

Детям с нарушением звукопроизношения для подготовки к школе рекомендуются занятия с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Такой комплексный подход используется для развития речи, внимания, памяти – базовых компонентов, которые положат благополучное начало школьному обучению.

Читайте также:  Задержка развития, что делать с таким диагнозом?

Диагнозы логопеда

Лунина Анна Викторовна Детский логопед — дефектолог Дизартрия - искаженность речи у детей и взрослых

В последние годы, к сожалению, нарушения речи у детей встречаются всё чаще и чаще. Выявить нарушения речевого развития может на своих приёмах педиатр, невролог, психолог.

Логопед проводит диагностику речевого развития, собирает анамнез и на этом основании делает логопедическое заключение.

Какие диагнозы может поставить логопед и какие направления в коррекции речевых дефектов важно учитывать для их компенсации расскажу в этой статье.

ЗРР – задержка речевого развития. Это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков. Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка.

Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо меньше и хуже сверстников. Его речь поздно появляется или медленно развивается и малопонятна. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят.

На консультации логопед определяет степень задержки речевого развития, рекомендует консультацию невролога (для исключения тяжёлых нарушений органического характера), может также направить на консультацию к ЛОРу (для проверки слуха), педиатра (показатели общего физического здоровья также важны для своевременного развития высших психических функций).

Детям с задержками речевого развития рекомендованы занятия логоритмикой, занятия с психологом, логопедом (групповые и/или индивидуальные) на стимуляцию речевой активности.

Алалия – это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга.

Алалию вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребенка. Речь ребёнка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем.

Поставить диагноз поможет всестороннее обследование у невролога, ЛОРа, психиатра, педиатра. Логопед на консультации определяет форму алалии (моторную, сенсорную, смешанную) и рекомендует посещение логопедического детского сада.

Занятия при алалии с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, психологом обязательны и должны носить регулярный, системный характер и под наблюдением невролога.

ОНР – общее недоразвитие речи. Это системное нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речи. Ребёнок разговаривает, но речь страдает на звуковом, слоговом, грамматическом уровне, нарушается смысловая составляющая и понимания речи, и самостоятельного речевого высказывания.

Может выступать как самостоятельное нарушение, так и в составе других нарушений или являться следствием других речевых патологий. Специалисты выделяют 3 (4) уровня ОНР. Коррекция этого нарушения успешнее всего проходит в логопедическом детском саду или в логопедической группе детского сада.

Рекомендуется наблюдение у невролога и, в составе общей коррекционной работы, занятия с нейропсихологом, дефектологом.

Дизартрия — возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи.

Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений (движений органов речи), нарушение голосообразования и дыхания. Дизартрия речи может быть самостоятельным речевым дефектом, а также может входить в состав более сложных речевых расстройств.

Дизартрия тот случай, когда в народе говорят «каша во рту». Сильно страдает произносительная сторона речи, звукопроизношение.

Родители могут заметить не только нечёткое произнесение звуков, но и недостаточную координацию у детей, неуклюжесть, неопрятность, неловкость в артикуляционной и мелкой моторике; может быть повышенная саливация (слюнотечение разной степени), возможна асимметрия в работе мышц языка, щёк (при высовывании языка и выполнении им заданных движений, надувании щёк и пр.

), назализация голоса (гнусавый, носовой оттенок речи). Логопед на диагностике определяет вид дизартрии, обращая внимание на состояние мышц артикуляционного аппарата (гипер/гипотонус) для правильного подбора вида и способов артикуляционного массажа. Коррекция такого нарушения будет успешнее, если в работе участвуют невролог, врач-физиотерапевт, массажист, специалист по ЛФК, нейропсихолог. Детям показаны регулярные логопедические занятия с использованием логопедического массажа, тейпирования.

ФФНР – фонетико-фонематическое нарушение речи. Это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с нарушением восприятия (фонематический слух) и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными звуковыми заменами, смешениями, пропусками, искажениями звуков (чай – тяй, щётка – сётка, кошка – коська, самокат – фамокат, мебель – небель, космонавт — косёнат и пр.

) Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам.

Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре и звуконаполняемости слов (пувица- пуговица, кода-сковорода, нига-книга, мот-мост). То есть ребёнок может пропускать целые слоги, переставлять местами, пропускать звуки в словах.

Успешность коррекционной работы с таким нарушением зависит от регулярных, системных индивидуальных занятий с логопедом.

Заикание у детей

Речевая апраксия у детей

Речевая апраксия может проявляться задержкой речевого развития. Ребенок может произносить ограниченное число слов или лишь несколько согласных или гласных звуков. Эти симптомы, как правило, проявляются в возрасте от 18 месяцев до 2-х лет, и могут свидетельствовать о синдроме речевой апраксии.По мере того как ребенок начинает говорить больше, как правило, в возрасте  от двух до четырех лет, проявляются новые признаки речевой апраксии: искажения гласных и согласных звуков; разделение слогов или слов; и неправильное произнесение слов, например, «пока» звучит как «кака».Детям с речевой апраксией трудно управлять челюстями, губами и языком, чтобы правильно произнести звук или плавно перейти к следующему звуку.Многие дети с речевой апраксией имеют малый словарный запас или с трудом располагают слова в правильном порядке.Некоторые симптомы встречаются в основном у детей с речевой апраксией и могут быть полезны для диагностики этого состояния.Тем не менее, некоторые симптомы речевой апраксии также встречаются при других нарушениях речи, что  существенно затрудняет диагностику.

Некоторые особенности, иногда называемые маркерами, помогают отличить речевую апраксию от других видов речевых расстройств. К ним относятся:

  • Затруднение плавного перехода от одного звука, слога или слова к другому
  • Характерные «ощупывающие» движения челюсти, губ или языка, с помощью которых ребенок пытается правильно произнести звук
  • Ошибки в произнесении гласных (ребенок пытается произнести правильны гласный звук, но произносит неправильны)
  • Неправильное использований ударений, например, ребенок произносит «бАнан» вместо «банАн»
  • Использование ударений на все слоги, например, ребенок произносит «бАнАн» вместо «банАн»
  • Разделение слогов в слове и слов в предложении
  • Ребенок делает различные ошибки при попытке сказать одно и то же слово несколько раз
  • Затруднение в повторении простых слов
  • Ошибки произношения например, ребенок произносит «кот» вместо «код»

Другие симптомы речевой апраксии наблюдаются у большинства детей с нарушениями речи и не являются полезными в дифференциальной диагностике речевой апраксии:

  • В возрасте от 7 до 12 месяцев дети меньше лепечут и произносят меньше звуков, чем их ровесники
  • Дети позже начинают говорить, как правило, после 12 – 18 месяцев
  • Дети произносят ограниченное число гласных и согласных
  • Часто пропускают звуки
  • С трудном понимают речь

Другие нарушения речи, которые иногда принимают за речевую апраксию детейНекоторые другие нарушения речи порой принимают за речевую апраксию детей, поскольку их некоторые признаки могут быть общими для различных состояний. Эти расстройства речи включают нарушения артикуляции, фонационные расстройства и дизартрия.

Читайте также:  Первый признак шизофрении: распознать и остановить

Ребенок, которому трудно научиться произносить определенные звуки, но не имеющий затруднений в выполнении целенаправленных действий для произнесения звука, может иметь артикуляционные или фонационные расстройства. Эти расстройства являются более распространенными, чем речевая апраксия.

Артикуляционные или фонационные проблемы могут включать в себя:

  • Замену звука, например, «ком» вместо «дом»
  • Пропуск конечной согласной, например, «сто» вместо «стол»
  • Остановка воздушного потока при произнесении слов, например, «онце» вместо «солнце»
  • Упрощение звуковых комбинаций, например, «руна» вместо «струна»

Дизартрия является двигательным расстройством, которое развивается из-за слабости, спастичности мышц артикуляционного аппарата или неспособности контролировать их работу. Произнесение звуков затруднено, потому что речевые мышцы не могут работать так, как в норме.

Люди с дизартрией могут также иметь хриплый, тонкий или даже сдавленный голос, говорят медленно и невнятно.Дизартрию часто легче диагностировать, чем речевую апраксию.

Однако, когда дизартрия вызвана повреждением определенных участков головного мозга, которые отвечают за целенаправленные движения, может быть трудно провести границу между двумя этими состояниями.

Речевая апраксия у детей может быть вызвана рядом причин, но во многих случаях их невозможно определить. Часто у детей с речевой апраксией не обнаруживается никаких патологических изменений в головном мозге.Речевая апраксия может развиться в результате черепно-мозговых травм или заболеваний нервной системы, таких как инсульт или нейроинфекции.Речевая апраксия детей также может быть проявлением генетического заболевания, синдрома или нарушения обмена веществ. Например, она чаще встречается у детей с галактоземией.Речевую апраксию детей иногда считают «возрастным» явлением. Однако, дети не обязательно ее «перерастают». У многих детей с задержкой речи или отклонениями в развитии речь обычно развивается так же, как и у детей без подобных отклонений, но медленнее.Дети с речевой апраксией не делают типичных «возрастных» ошибок в речи. Они нуждаются в занятиях с логопедом, чтобы улучишь речь.

Дизартрия. Симптомы, диагностика и лечение

Помогаем при дизартрии. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Дизартрия — нарушение речи, вызванное заболеваниями нервной системы или расстройством в работе голосовых связок, лицевых и дыхательных мышц.

Недостаточная подвижность органов речи приводит к неправильному произношению и общей неразвитости речи. Ребенок не может правильно произносить звуки, а в случае самой тяжелой степени дизартрии — детскую речь вообще невозможно разобрать. Это ведет к социальной изолированности и, как следствие, к отклонению в развитии.

Существенные затруднения наблюдаются в обучении чтению и письму. Дизартрия встречается также у взрослых, но в этом человек хорошо слышит и пишет. Причинами взрослой дизартрии могут стать: инсульт, болезни Альцгеймера и Хантингтона, опухоль мозга, заболевания сосудистой системы и т.д.

Перенесенные ребенком энцефалит, гидроцефалия, черепно-мозговая травма, сильное отравление, менингит могут быть причинами развития недуга. Но чаще всего специалисты диагностируют частичные поражения головного мозга. Они возникают вследствии недоношенности, болезеней, перенесенных беременной женщиной, тяжелым токсикозом, асфиксией плода, а также травмами во время родов.

Дизартрия часто встречаетсяу детей с ДЦП — в этом случае поражена центральная нервная система, а мускулатура лица неразвита. Это тяжелая форма заболевания — ребенок не способен произносить речь. В легкой форме дизартрия проявляется сложностями в работе мелкой моторики, нечетким произношением слов.

Первые отклонения, сигнализирующие о наличии дизартрии, наблюдаются у ребенка еще во младенчестве: малыш неактивно сосет грудь, можно видеть, что ребенку трудно кормиться, он часто срыгивает и давиться. Распознать дизартрию можно и чуть позднее, в возрасте, когда ребенок должен много лопотать, владеть простейшими словами.

Можно заметить постоянное напряжение губ, шеи и языка, либо наоборот — мускулатура вялая, рот постоянно приоткрыт, текут слюни, ребенок говорит “в нос”. Могут иметь место и постоянные смены излишнего напряжения и расслабления мышц. Речь ребенка сбивчива. Она может быть сначала быстрая, потом медленная, а к концу фразы ребенка практически не слышно.

Часто он пропускает звуки и буквы, вплоть до непроизношения целого ряда согласных. Голос звучит пискляво. Такие дети не любят работать пальчиками: завязывание шнурков или необходимость использования ножниц вызывает у них протест. У них не получается хорошо рисовать, т.к. они испытывают трудности в удержании карандаша/ручки. Детки не могут танцевать или петь, т.к.

заболевание ведет к нарушению слуха, не любят физические упражнения.

Диагностика и лечение

Понять, к какой форме относится тот или иной случай дизартрии, можно после проведения соответствующих исследований, которые должен делать специалист. Самостоятельно поставленный диагноз может быть ошибочным. К примеру, дизартрия может быть спутана с дислалией, а в случае последней, никаких органических повреждений мозга нет.

Знание того, в какой части мозга имеется нарушение, позволит специалисту дать четкое определение конкретному случаю.

Диагностика дизартрии начинается с проведения соответствующих исследований и анализов, таких как: МРТ головного мозга, электромиография, электронейрография, электроэнцефалография и т.д.

Дети, страдающие разными формами дизартрии, искажают речь по разному.

Для оценки сложности случая необходима логопедическая диагностика темпа речи, разборчивости, произношения, работы мышечной системы, письменной и устной речи и т.д.

Бульбарную дизартрию можно идентифицировать по затрудненному сглатыванию, особенно жидкостей. Повреждение мозжечка сопровождается растянутой речью с градацией громкости. Корковая дизартрия с нарушениями в работе мышц характеризуется сохранением структуры слова, но невозможностью произнести некоторые звуки.

Эффект гайморита, невнятная и смазанная речь могут говорить о нарушениях в подкорковых узлах. Монотонность речи при центральной параличе мышц — псевдобульбарная дизартрия. Паркинсоническую дизартрию диагностируют при излишне замедленной неэмоциональной речи. Дисфункция лицевых мышц — экстрапирамидная дизартрия.

Если ребенок не может произносить шипящие и свистящие звуки, то это стертая дизартрия. Она легче других лечится и наблюдается у детей с нормальным развитием. Существует также холодовая дизартрия: речь теряет свою четкость при понижении или повышении температуры.

Холодовая дизартрия также как и стертая хорошо поддается лечению.

Почему тысячи пациентов выбирают Центр АКМЕ

Центр “АКМЕ” более 10 лет помогает детям и их родителям избавиться от недугов нарушения речи. Собственная методика позволяет лечить и корректировать речевые сбои. Вовлеченность в процесс родителей и близких позволяет добиться не только скорейшего, но и стабильного эффекта.

Центр “АКМЕ” практикует безмедикаментозное лечение. Только в самых крайних случаях специалист назначает пациенту лекарственные препараты.

Никаких белых халатов и “больничной” обстановки: наши пациенты и их близкие чувствуют себя уютно и по-домашнему. Особенно это важно при работе с детьми. Незнакомая обстановка и новые люди не пугают маленького пациента, он расслаблен и доброжелательно настроен, а значит и выздоровление пойдет быстрее, а результат будет стабильнее.

Центр “Акме” работает со всеми видами нарушений речи, в том числе и с дизартрией. Вовремя обнаруженная дизартрия хорошо поддается лечению.

Руководствуясь выбранной методикой, логопед проводит специальные занятия на развитие артикуляции, правильного дыхания, постановки речи и ее выразительности.

Занятия, направленные на развитие мелкой моторики, и гимнастика также входят в обязательный перечень занятий с ребенком. Работа продолжается и дома. Активная позиция родителей и их желание, как можно скорее помочь своему ребенку, дают быстрые всходы: речь восстанавливается, вовлеченность ребенка в общественную жизнь углубляется.

Чтобы ваш ребенок как можно раньше поборол болезнь, почувствовал себя полноценным членом общества, подарил вам и себе радость общения – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *