Дизартрия у детей: что делать?

 Название: Дизартрия у детей.

Дизартрия у детей: что делать? Дизартрия у детей

 Дизартрия у детей. Это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется затруднениями артикуляции, дефектами звуковой артикуляции, диспрозодами.

Возможны затрудненное глотание, гиперсаливация, нарушения произвольной моторики и координации. Чтобы установить основные причины дизартрии, проводятся МРТ головного мозга и EFI. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическими и речевыми тестами.

В лечении используется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

 Дизартрия — частый патологический синдром в детской логопедии. Его стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС.

В клинике детского церебрального паралича частота дизартрийных расстройств составляет от 60 до 85%. В зависимости от языкового статуса дети с дизартрией могут принадлежать к категории уровня FFN или OHR 1–4.

Степень нарушения речи зависит от степени тяжести и локализации поражения головного мозга, от стертой дизартрии до анартрии.

Дизартрия у детей: что делать? Дизартрия у детей  Детская дизартрия — это врожденный или рано приобретенный синдром. Этиологические предпосылки его развития возникают в начальном пренатальном, родовом или послеродовом периоде. Факторами риска развития дизартрии у детей являются:  1. В дородовой период:  • генетическая патология.  • внутриутробная интоксикация и инфекция.  • гипоксия плода.  • иммунный конфликт по резус-фактору.  2. В интранатальном периоде:  • удушье при рождении.  • черепно-мозговая травма при рождении.  3. В послеродовой период:  • ядерная желтуха новорожденных.  • гидроцефалия.  • менингоэнцефалиты различной этиологии.  • травма головы.  • опухоли головного мозга.  • детские курсы.

 Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (церебральный паралич), церебральным параличом и олигофренией. Часто сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой речевого развития, заиканием, моторной алалией.

 Перечисленные побочные эффекты повреждают структуры головного мозга, регулирующие двигательные связи языка: черепные нервы (чаще IX — языкоглоточный, X — блуждающий, XII — сублингвальный; реже VII — лицевой и V — тройничный), их ядра, корковые или пирамидные пути.

В зависимости от тематики поражения развиваются различные нарушения мышечного тонуса мышц речи и двигательные расстройства, препятствующие нормальной артикуляции.  Таким образом, при повреждении корковых языковых центров артикуляторная апраксия становится главным звеном в структуре дефекта.

Спастический и вялый паралич указывают на повреждение проводящих корково-ядерных путей. При поражении стриопаллидной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола головного мозга проявляется синкинезией, ригидностью мышц и оральным автоматизмом.

Поражения мозжечка связаны с атаксией и мышечной гипотензией.

 Дизартрия у детей классифицируется с учетом локализации поражения, тяжести течения и симптоматики. В неврологической практике чаще всего используется тематическая классификация, выделяющая следующие формы:  • Псевдобульбар. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате повреждения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретическим и спастическим.  • Бульбар. Это вызвано поражением ганглиев черепных нервов, которые сосредоточены в продолговатом мозге. Не типично для детства.  • Экстрапирамидальный (подкорковый). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.  • мозжечок. Связано с повреждением мозжечка. В педиатрической практике встречается редко.  • пробка. Возникает при очаговых изменениях в двигательных областях коры. Это признают не все исследователи детей. Некоторые приравнивают его к моторной алалии, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая или кинестетическая апраксия.  В зависимости от тяжести (выраженности) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:  • анартрия — самая тяжелая форма, речь невнятная или отсутствует.  • дизартрия средней степени — тяжелые и множественные дефекты произношения звука, плохо понимаемая речь, носовой голос, низкий.

 • стертая дизартрия (минимальные дизартрические нарушения) — легкая форма, недостаточно точные артикуляционные движения, что приводит к потере фонетики и слухового восприятия.

 Признаки нарушения онтогенеза речи выявляются уже в младенчестве. Плач новорожденных прерывистый, слабый. У младенцев наблюдаются медленное сосание, рвота по отношению к молоку и частое срыгивание. Реакции на гул и тарабарщину запаздывают и характеризуются ограниченной вокализацией. Все речевое развитие искажено и задерживается во времени.  При синдроме дизартрии нарушаются все операции внешнего выражения: артикуляция и образование фонем, голос и просодия, темпоритмическая организация.  При наиболее типичной для детей форме псевдопузырька речь становится медленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены из-за пареза, силы воздушной струи недостаточны для внятной фонирования. Типичными дефектами дизартрии у детей являются палатализация (смягчение) согласных, межзубное или боковое произношение. Голос слабый, не очень четкий, хриплый, гнусавый. Речь обычно невнятная («как овсянка во рту»).  Лицо ребенка доброжелательное, асимметричное, рот часто приоткрыт. Ограничены движения губ, щек, языка. Отмечаются гиперсаливация, дисфагия, затруднение откусывания и пережевывания твердой пищи. Возможны тремор и гиперкинез в суставных и лицевых мышцах, оральные синкинезии. Дополнительные трудности с артикуляцией создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, что часто встречается у детей с дизартрией.  Синдром минимальной дизартрии характеризуется отсутствием тяжелых нарушений моторики речи. Сустав нечеткий, нечеткий. Частые фонетические дефекты — свистящий и свистящий сигматизм, ротаксизм, дефект вокализации. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).

 Ассоциированные симптомы: Диспросодия. Искажение звуков. Невнятность речи. Осиплость голоса. Ротацизм. Сигматизм. Слабость мышц (парез). Слюнотечение. Тремор.

 Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограничение речевой практики приводит к задержке умственного развития, снижению познавательной активности.

В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических нарушений развития школьных навыков (дисграфия, дискалькулия, дислексия).

Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недружелюбным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.

 Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимую информацию о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом состоянии, результатах инструментальных диагностик (МРТ головного мозга, ЭНМГ, ЭЭГ). Во время беседы с родителями выясняется психомоторное и предыдущее речевое развитие пациента, динамика заболевания и текущие жалобы.

Логопедические диагнозы дизартрии включают:  • Оценка структуры и функции артикуляционной системы. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса мимических мышц, наличие слюноотделения, синкинезии. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.  • Исследование дыхания и голоса.

Определяются тип, ритм, объем дыхания, тембр и модуляция голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос слабый, гнусавый, монотонный.  • Изучение лексико-грамматической подсистемы. Определяется состояние сенсорно-двигательного языка, объем лексических запасов.

Изучаются навыки интонации, координации, умение составлять предложение и связное высказывание.  • Избавление от фонематических процессов. Испытания проводятся на акустическое различение фонем, формирование фонематических синтезов, анализы, репрезентации.

Изучается слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (глухоногих, ротово-носовых, шипящих-шипящих, ретро-язычных-передне-язычных и ).  • Обзор фонетической подсистемы языка. Он начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодия.

 При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующие неврологические симптомы: гиперсаливация, синкинезия, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. Отчет логопеда указывает языковой статус (OHR, FFN) и клиническую форму синдрома дизартрии.

 Основными стратегическими целями и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:  • Нормализация тонуса артикуляционных мышц: дифференциальный логопедический массаж, пассивно-активная логопедия, логопедическая съемка.  • Развитие общей и мелкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.  • Развитие дыхательной функции и голоса: дыхание, фонопедические упражнения.  • Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звуковая постановка.

 Особенностью логопедической работы с дизартричным ребенком является сложность развития и закрепления артикуляционных паттернов, их точная переключаемость, благодаря чему процесс автоматизации звуков может растягиваться до бесконечности. Занятия логопедом при дизартрии у детей проводятся годами, часто до средней и старшей школы.

 Дальнейшая социализация детей с дизартрией напрямую зависит от причины и степени выраженности речевых и неврологических симптомов, полноты лечения и корректирующих мер.

Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются по ходу занятий, у них обычно нет проблем с общением и самореализацией.

Дети-инвалиды, имеющие тяжелую двигательную недостаточность, когнитивные нарушения, нуждаются в постоянной помощи и заботе.

 Профилактика дизартрии направлена ​​на предотвращение факторов, вызывающих нарушения речи: травмы головы, нейроинфекции, церебральную гипоксию, токсическое воздействие на мозг на всех этапах онтогенеза. Раннее обращение к логопеду помогает избежать психологической травмы, связанной с трудностями в общении и обучении.

 1. Логопедия. Дизартрия/ Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. – 2009.  2. Основы логопедии/ Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. − 1989.  3. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста/ Приходько О. Г.// Специальное образование. — 2010 — №2.

 4. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – 2007.

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1 Модератор контента: Васин А.С.

Дизартрия у детей — Детская поликлиника Литфонда | Москва м.Аэропорт

Дизартрия у детей: что делать?

Дизартрия – это наиболее тяжелое нарушение речи, так как связано с нарушениями в центральной нервной системе. Это заболевание проявляется нарушением произношения звуков, заменой одних звуков другими, изменение темпа речи, силы голоса. Все это приводит к тому, что речь становится невнятной, тяжелой для восприятия. Дети с дизартрией понимают, что их речь отличается от речи сверстников, им тяжело общаться, трудно находить общие темы для разговоров.

Читайте также:  Насколько у Вас редкий тип личности

Кроме этого, дети раннего возраста достаточно жестоки к тем, кто чем-то отличается от них. Все это в сумме приводит к тому, что дети с дизартрией плохо идут на контакт, они замыкаются в себе и стараются не разговаривать.

Причины дизартрии:

  • инфекции, перенесенные во время развития плода в утробе матери;
  • травма, нанесенная в процессе родов ребенку;
  • ранее перенесенные инфекционные заболевания с негативным воздействием на нервную систему и головной мозг – например, менингиты и энцефалиты;
  • врожденные пороки развития нервной системы;
  • диагностированная ишемическая болезнь новорожденных;
  • наследственные заболевания тяжелой степени.

Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. Применяются следующие мероприятия:

  • логопедическая коррекция;
  • медикаментозное лечение;
  • логопедический массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • ЛФК.

При лечении очень важно, чтобы в этом были заинтересованы родители, так как лечебные методики рассчитаны не только на время занятия в логопедическом кабинете, но и в домашних условиях.

Для детей с дизартрией основным направлением в лечении является развитие речевой мускулатуры (губы, язык, мягкое небо). Для этих целей целесообразно проводить постепенно усложняющиеся упражнения. Это можно сравнить с обучением ребенка ходьбе: сначала ползаем, затем сидим, потом учимся вставать, ходим за ручку и, наконец, самостоятельная ходьба.

Первое, что необходимо делать ежедневно, – это логопедический массаж.

Следующим этапом в лечении дизартрии у детей является применения активной гимнастики речевого аппарата.

Так как дизартрия спровоцирована нарушением работы головного мозга ребенка, очень трудно прогнозировать результат лечения. Но если подойти комплексно к лечению и начать своевременную терапию, это поможет достичь отличных результатов.

Услуги и цены

Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный

2 100 руб.

Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный

1 800 руб.

Логопедическое занятие по развитию речи (без массажа) 30 мин

1 600 руб.

Дизартрия у детей

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение дизартрии у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!

Дизартрия у детей – стойкие расстройства речи, проявляющиеся в неправильном или затрудненном звукопроизношении, вследствие патологий центральной нервной системы или некоторых заболеваний, влияющих на голосовые, мимические и дыхательные мышцы человека. При детской дизартрии наблюдаются расстройства не только в артикуляции отдельных слов и звуков, но и речи в целом, часто приводящие к проблемам с освоением письма и чтения.

Причинами дизартрии у детей нарушений могу явиться: неблагоприятное течение беременности, тяжелые роды, инфекционные заболевания мозга новорожденного, а также травмы головы, интоксикации, кровоизлияния и прочие тяжелые заболевания, провоцирующие осложнения в развитии нервной системы.

Симптомы дизартрии у детей

Речь детей-дизартриков отличается нечеткостью и невнятностью. Лицевая мускулатура очень вялая, ослабленная. Часто наблюдается повышенное слюноотделение.

Голос невыразительный: звонкий с пронзительными нотками или чересчур мягкий и тихий. Такие ребятишки либо «тараторят», произнося слова крайне быстро, либо растягивают речь, медленно проговаривая каждый слог.

При этом дыхание сбивчивое и неравномерное.

У детей с дизартрией не редко выявляется ряд сопутствующих нарушений: проблемы с жеванием, глотанием, расстройства мелкой и крупной моторики, быстрая утомляемость.

Формы дизартрии у детей

Специалисты выделяют несколько форм дизартрии у детей. Классификация основывается на различии симптоматики вследствие характера и степени повреждения нервной системы:

  • Тяжелая форма дизартрии речи у детей (анартрия) – полное или практически полное отсутствие речи и голоса у ребенка, является следствием паралича челюстно-лицевых мышц. В большинстве случаев выявляется у детей, страдающих церебральным параличом.
  • При средней степени дизартрии речи у детей – речь однообразная и монотонная, малопонятна для окружающих, произношение нечеткое и невнятное. Общение таких ребятишек крайне ограничено. Довольно часто встречается на фоне отставания в интеллектуальном развитии.
  • Легкая степень дизартрии у детей («стертая») – одна из наиболее распространенных форм дизартрии. Характеризуется незначительными отклонениями в звукопроизношении. Речь вполне понятна, однако отсутствует четкость. Диагностируется чаще всего у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) или с ослабленным артикуляционным аппаратом.

Лечение дизартрии у детей

Основная цель в лечении дизартрии у детей – это максимально возможное развитие речи ребенка для того, чтобы она стала понятна окружающим и не препятствовала развитию его личности и нахождению в социуме.

Коррекционные мероприятия обычно носят комплексный характер, в который входят: полномасштабная логопедическая и медицинская помощь, поддерживающая медикаментозная терапия, массаж и занятия лечебной физкультурой, комплекс дыхательной гимнастики, упражнения на развитие моторики.

Важно, чтобы коррекционная работа проводилась систематически. Необходимо строго исполнять все назначения и рекомендации специалистов, следить за неукоснительным выполнением домашних заданий. Особое значение имеет психологическая поддержка родных. Очень ценно, чтобы ребенок чувствовал, что он любим, хвалите его, несмотря на имеющиеся недостатки и слабости.

Дизартрия у детей

Главная »

Нарушения речи

»

Дизартрия у детей

Дизартрией у детей признано заболевание, при котором нарушено произношение слов и звуков.

Основная причина данной патологии заключена в ограниченности подвижности органов речи, то есть, неба, языка или губ.

К подобному заболеванию необходимо относиться с особой серьезностью, ведь развитие дизартрии и ее нелечение способно в будущем вызвать у ребенка общее недоразвитие произношения слов, а также трудности в навыках написания и чтения.

Примерно в 80% от всех случаев проявления дизартрии указанный недуг сопровождается детским церебральным параличом, поэтому первопричины появления данных заболеваний во многом схожи:

  • резус-конфликт;
  • недоношенность плода;
  • гипоксия плода;
  • травмы при родоразрешении;
  • сильный токсикоз женщины при беременности;
  • асфиксия младенца;
  • патологии при родах и другое.

Дизартрия у детей, лечение в 5 лет

Диагноз «дизартрия» может поставить только логопед после тщательного обследования ребенка. При осмотре логопед опирается на проведение следующих обязательных этапов обследования:

  • проведение точной оценки в речевом нарушении;
  • выявление явных расстройств, которые никак не связаны с нарушением речи;
  • оценка расстройств функционирования лицевой, а также мимической мускулатуры на лице;
  • исследование характера речи и произношения звуков и слов;
  • оценка письменной речи (только у детей, достигших 5-ти летнего возраста).

После того, как будут проведены все необходимые исследования, логопед определяет степень патологии, а также назначает индивидуальные методы лечения.

Независимо от того, какую степень дизартрии выставит маленькому пациенту логопед, в обязательно порядке должно быть проведено следующее лечение патологии:

  1. налаживание функционирования правильного дыхания;
  2. применение лечебной гимнастики для дыхательных путей;
  3. активизация органов речевого аппарата;
  4. развитие громкости голоса и четкости звуков;
  5. стимулирование и нормализация мелкой моторики;
  6. развитие навыков тональности и выразительности при произношении звуков.

Стертая дизартрия у детей, лечение, прогноз

Легкая стадия дизартрии названа стертой. При стертой дизартрии в бытовом общении у ребенка могут быть не заметны какие-либо проявляющиеся дефекты в произношении слов или звуков, родители просто могут не обращать никакого внимания на мелкие недочеты в правильности речи. Выявить дефекты развития произношения может только специалист-логопед.

Прогноз стертой дизартрии весьма оптимистичен. В большинстве вариантов, недостатки произношения исчезают сами по себе с взрослением ребенка. Но в том случае, если нарушение в произношении звуков и слов явно прогрессирует, ребенка следует показать логопеду, а также невропатологу для назначения соответствующего лечения.

Логомассаж при дизартрии, схема, последовательность

Логомассаж при дизартрии используется для эффективной коррекции произношения неправильных звуков и слов. Целью логомассажа является:

  • нормализация тонуса мышц и восстановление мимических расстройств;
  • устранение симптоматики заболевания;
  • улучшение качества артикуляционных движений;
  • увеличение силы сокращения мышц;
  • активация органов произношения речи.

Консультация для родителей: «Чем помочь своему ребенку с дизартрией?»

Проблемы речевого развития – довольно распространенное явление у маленького ребенка. Большинство малышей, испытывающих проблемы с речью, рождаются здоровыми и в физическом, и в психологическом плане. Однако одной из наиболее часто встречающихся проблем считается дизартрия.

Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо.

При дизартрии у ребенка наблюдается неправильная артикуляция, сбивается ритм разговора, отмечается нехватка воздуха при разговоре, а сама речь (в тяжелых случаях) приобретает бессмысленный и эмоциональный характер. Окружающие (прежде всего, родители), перестают понимать ребенка.

  Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи.

  • Если у ребенка обнаружилось какое-либо отклонение, нужно немедленно отвести его к специалисту, ведь только при совместной работе невролога, логопеда и родителей можно справиться с данной проблемой.
  • Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.
  • Итак, что необходимо делать, если Вашему ребенку поставили диагноз «дизартрия»:
  • Воспитание детей с дизартрией. Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других.
Читайте также:  Галлюцинации при шизофрении: нарушение восприятия, слуховые, обонятельные и другие виды, их проявления.

Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась. Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

  1. «Часики»:  широко открыть рот, перемещать язык вправо, влево. Челюсть остается неподвижной.
  2. «Качели»: широко открыть рот, поднимать язык то к верхней губе, то к подбородку. Челюсть остается неподвижной.
  3. «Лопатка»: широко открыть рот,  “широкий” язык лежит спокойно на нижней губе. Удерживать язык на счет до 5-7.
  4. «Чистим зубки»: перемещать язык по кругу «в кармашке» между губами и зубами. Челюсть при этом не двигается. Рот закрыт.
  5. «Вкусное варенье»: намазать губы вареньем, шоколадной пастой или чем-нибудь другим, что нравится ребенку. Широко открыть рот, облизать губы по кругу. Челюсть двигаться не должна.
  6. «Лошадка»: цокать язычком медленно и сильно, присасывая язычок к нёбу. Челюсть при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной. При цоканьи губы можно вытягивать вперед, можно улыбаться. Или делать попеременно: цоканье при трубочке и улыбке.
  • Гимнастика для щек. Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.
  • Упражнения для нижней челюсти. Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.
  • Речевое дыхание. Таким детям крайне важно научиться правильно дышать, для этого проводится дыхательная гимнастика.

Дыхательную гимнастику можно проводить дома и на прогулках. Упражнения выполняют лежа, сидя, стоя.

Дыхательные упражнения желательно проводить в хорошо проветренном помещении. Продолжительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. На начальных этапах не более 30 секунд, иначе у ребенка может закружиться голова. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения перед сном.

Несколько примеров упражнений для дыхания:

  • «Мишка на воздушном шаре» Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.«Давай представим, что живот – это воздушный шар. Когда делаем вдох, шарик надувается, при выдохе – животик сдувается». Для контроля на живот ребенка кладут медвежонка (либо другую игрушку). Просим ребенка поднимать игрушку вверх, делая вдох, опускать – делая выдох.
  • «Шарик поет» Основа упражнения остается та же. Просим ребенка научить шарик говорить. На выдохе, когда животик будет опускаться, поем песенку шарика «ф-ф-ф-ф-ф», «а-а-а-а-а», песенку комарика: «з-з-з-з-з-з» и т.д.В ходе упражнения формируется диафрагмальное дыхание и ведется работа над голосом.

При выполнении следующих упражнений важны условия:

  1. Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя.
  2. Плечи не должны подниматься вверх.
  3. Щеки не должны надуваться. Воздух проходит через губы.
  4. Время выполнения: не более 1 -1,5 минут на проведение одного подхода.
  • «Кораблики». Малышу предлагается таз с водой, в котором плавают бумажные кораблики. Ребенок направляет воздушную струю на бумагу, чтобы подогнать ее к противоположной стороне таза.
  • «Пузырьки». Нужен стакан воды и соломинка. Ребенку нужно делать вдох через ноздри, потом медленный выдох через рот в соломинку, чтобы на поверхности воды появились пузырьки.
  • «Ветер и снег». Из небольших кусочков ваты нужно скатать шарики и выложить на столе. Малышу предлагается дуть на «снег», как зимний холодный ветер. Ватные шарики при этом должны медленно двигаться к противоположному краю стола.
  • «Фокус». Ребенку на кончик носа кладется вата, после чего ему предлагается вытянуть язык, загнуть вверх его кончик и подуть на вату, чтобы она упала.
  • «Рисунки». Для упражнения необходим стакан с водой, лист бумаги, краски, кисточка, коктейльная трубочка. Вместе с ребенком лист точечно в хаотичном порядке раскрашиваем красками, но так чтобы в этих цветных точках было достаточное количество воды. Затем просим ребенка дуть на эти точки. Получаются красивые рисунки.
  • Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Профилактические меры

Профилактические меры первично начинаются еще во время беременности, когда мать должна следить за своим здоровьем, предохраняться от инфекционных заболеваний, отказаться от вредных привычек и т. д.

В раннем детском возрасте важно следить, чтобы ребенок был защищен от нейроинфекций и травм.

Если так вышло, что у малыша имеется предрасположенность к данному нарушению, необходимо:

  • общаться с ребенком еще до начала появления у него своей речи;
  • поддерживать все попытки к началу вокализации;
  • обучать и развивать ребенка, проводить с ним упражнения на моторику, говорение и пр.;
  • следить за отклонениями от нормы, посещать невролога и логопеда.

Врач-невролог Реут О.О.

Центр "Планирование карьеры"

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит.

Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык.

В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок.

Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить.

Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого.

Один из  заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков.

При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д.

 Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля.

Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

             У многих детей  наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии.

Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать.

Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Читайте также:  Этический кодекс врача

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно.

Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата.

На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

  • Коррекционно-педагогическая работа.
  • На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.
  • — Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.
  • — Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.
  • «Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.
  • «Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.
  • — При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

            Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии.

Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так.

 Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее.

А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

Дизартрия у детей: причины, симптомы, лечение | НейроСпектр

Сегодня диагноз дизартрия ставят примерно 6 % детей — это достаточно высокая цифра, чтобы отнести заболевание в категорию распространенных.

При этом многие родители ни разу не слышали о таком заболевании, соответственно, они не могут определить момент, что нужно начать бить тревогу — вести ребенка к специалисту. Когда стоит обращаться к врачу?

Задуматься о необходимости лечения дизартрии у детей стоит, если у ребенка замечены несколько симптомов из перечисленных ниже:

  • слабая лицевая мускулатура, рот может оставаться полуоткрытым;
  • спазмированные лицевые мышцы (малыш очень плотно смыкает губы);
  • проблемы с приемом пищи: ребенку сложно глотать, удерживать еду за щекой;
  • запоздалое появление речи;
  • повышенное слюноотделение у детей старше полугода;
  • отсутствие эмоциональной окраски при разговорах, слишком медленная или быстрая речь;
  • разговор «в нос» без видимых причин;
  • нарушения мелкой моторики: ребенку сложно завязать шнурки или застегнуть пуговицы, сложно рисовать или лепить из пластилина;
  • нарушения речевого дыхания: ребенок задыхается, произнося предложение, делает паузы.

Необходимо обратить внимание: в пять лет у ребенка должна быть окончательно сформирована артикуляция всех звуков. Если после этого возраста у ребенка остается косноязычие, это уже нельзя списать на возраст, нужно отправляться к специалисту — и чем раньше это сделать, тем более успешной будет коррекция дизартрии.

Как проводится диагностика и лечение дизартрии

Перед тем, как начать лечение, необходимо определить проблему. Обследование детей с дизартрией направлено на классификацию дефекта с учетом симптоматологии, тяжести протекания заболевания, локализации поражения.

В неврологической практике наиболее распространена топическая классификация дизартрии, в соответствии с которой выделяют следующие формы:

  1. Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия. Развивается вследствие поражения нервных подкорковых узлов.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей. Наиболее распространенный диагноз. Эта форма может быть спастической и паретической.
  3. Мозжечковая дизартрия. Развивается при повреждении мозжечка, у детей практически не встречается.
  4. Бульбарная дизартрия у детей. Возникает при поражении ганглиев черепных нервов, которые сосредоточены в продолговатом мозге. Встречается достаточно редко.
  5. Корковая дизартрия. Признается у детей не всеми исследователями, развивается из-за очаговых изменений моторных корковых областей.

Кроме формы, специалисты во время диагностики определяют выраженность симптомов — степени дизартрии у детей.

Самой легкой формой считается стертая речевая дизартрия у детей, для нее характерны неточные артикуляционные движения, легкие нарушения фонетики и слухового восприятия.

Поражения средней степени характеризуются множественными и выраженными дефектами звукопроизношения, тихим назальным голосом, малопонятной речью. Наконец, самая тяжелая форма — анартрия, для нее характерна нечленораздельная речь или полное ее отсутствие.

Обследование маленького пациента, кроме консультации со специалистом и проведения специальных логопедических проб, включает в себя МРТ, ЭЭГ, электромиографию, трансканальную магнитную стимуляцию, электронейрографию.

Где и как лечить дизартрию у ребенка

Итак, теперь понятно, что это — дизартрия у детей, какими симптомами сопровождается заболевание. Осталось сделать следующий шаг — найти специалистов, которые поставят правильный диагноз и назначат грамотное лечение.

Если планируется проходить лечение в Москве, хороший выбор — обратиться в Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».

Мы используем только современные методы в лечении детей с задержками психоречевого и речевого развития: большой опыт специалистов Центра, новейшее диагностическое оборудование позволяют нам в большинстве случаев прогнозировать наилучший исход лечения.

Важный момент: родители, записавшиеся на прием к специалистам нашего Центра, помимо самой консультации, могут получить бесплатно ссылки на полезную литературу, которая позволит им точнее оценить речевое развитие своего ребенка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *