Экспериментально-психологическое исследование

Настоящая Политика конфиденциальности определяет, каким образом ООО «Доктор Ермаков» собирает, использует, хранит и раскрывает информацию, полученную от пользователей на информационном интернет-ресурсе https://doctorermakov.ru/ (Сайт). Данная политика конфиденциальности относится к Сайту, всем поддоменам Сайта и всем продуктам и услугам, предлагаемым Сайтом.

Эта страница содержит сведения о том, какую информацию мы или третьи лица могут получать, когда Вы пользуетесь нашим Сайтом. Надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам информации о себе.

Настоящая Политика конфиденциальности распространяется непосредственно на этот Сайт и на информацию, получаемую с его помощью. Она не распространяется ни на какие другие веб-сайтам и не применима к веб-сайтам третьих лиц, которые могут содержать упоминание о нашем Сайте и с которых могут делаться ссылки на Сайт, а также ссылки с этого Сайта на другие сайты сети Интернет.

  • Если пользователь не согласен с настоящей Политикой, он обязан немедленно покинуть Сайт.
  • Как мы используем собранную информацию
  • ООО «Доктор Ермаков» может собирать и использовать личную информацию пользователей для следующих целей:
  • для улучшения обслуживания клиентов. Предоставляемая вами информация помогает нам реагировать на запросы клиентов более эффективно;
  • чтобы персонализировать пользовательский опыт. Мы можем использовать информацию для того, чтобы определить, кто из посетителей Сайта наиболее заинтересован в услугах и ресурсах, предоставляемых на нашем Сайте;
  • для улучшения нашего Сайта. Мы можем использовать обратную связь, которую Вы предоставляете, чтобы улучшить наши услуги.

Персональные данные Пользователя

Вводя личные данные в формах обратной связи на Сайте, нажимая кнопки «Отправить», «Оставить комментарий», «Оплатить», Пользователь принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, при этом такое согласие Пользователя является конкретным и сознательным.

Администрация Сайта не проверяет достоверность персональной информации, предоставляемой Пользователями, и не осуществляет проверку их дееспособности. При этом Администрация Сайта исходит из того, что информация, переданная им от пользователей, является достоверной.

Пользователь несет ответственность за предоставление персональных данных третьего лица.

Личные данные, вводимые Пользователем при заполнении формы обратной связи,  могут быть использованы Администрацией Сайта для подготовки и направления оферты, совершения сделки, выполнения услуги или улучшения качества услуг.

В отношении персональной информации Пользователя сохраняется ее конфиденциальность. Ни при каких условиях Администрация Сайта не передает персональную информацию Пользователя третьим лицам за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

  1. Пользователь соглашается с тем, что Администрация Сайта вправе использовать персональные данные Пользователя для осуществления  электронной новостной или рекламной рассылки, в том числе посредством  email-писем и SMS-сообщений.
  2. Обработка персональных данных Пользователей
  3. Принятие условий настоящей Политики в части положений об обработке персональных данных, осуществляется путем проставления Пользователем соответствующей отметки при заполнении любой формы обратной связи и является выраженным осознанным согласием Пользователя на обработку персональных данных.

Пользователь соглашается с тем, что Администрация Сайта имеет право на хранение и обработку, в том числе и автоматизированную, любой информации, относящейся к персональным данным Пользователя в соответствии с Федеральным законом от 27.07.

2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, предоставленных Пользователем при заполнении формы обратной связи на Сайте.

Согласие на обработку персональных данных может быть в любой момент отозвано Пользователем путем письменного обращения в адрес Администрации Сайта. В случае отзыва Пользователем согласия на обработку персональных данных, Администрация Сайта удаляет персональные данные Пользователя и не вправе использовать их в будущем.

Как мы защищаем вашу информацию

Администрацией Сайта обеспечивается конфиденциальность и безопасность при обработке персональных данных.

Мы принимаем соответствующие меры безопасности по сбору, хранению и обработке любых собранных данных для защиты их от несанкционированного доступа, изменения, раскрытия или уничтожения Вашей личной информации (имя пользователя, пароль, информация транзакции и данные, хранящиеся на нашем Сайте).

Общий доступ к личной информации

Мы не продаем, не обмениваем или не даем в аренду личную информацию пользователей. Мы можем предоставлять общие агрегированные демографические данные, не связанные с личной информацией, нашими партнерами и рекламодателями для целей, описанных выше.

Мы можем использовать сторонних поставщиков услуг, чтобы помочь нам управлять нашим бизнесом и Сайтом или управлять деятельностью от нашего имени, например, проведение рассылки или статистические и иные исследования.

Мы можем делиться этой информацией с этими третьими лицами для ограниченных целей при условии, что Вы дали нам соответствующие разрешения.

Изменения в политике конфиденциальности

ООО «Доктор Ермаков» имеет право по своему усмотрению обновлять данную политику конфиденциальности в любое время. В этом случае мы опубликуем уведомление на главной странице нашего Сайта и сообщим Вам об этом по электронной почте.

Мы рекомендуем пользователям регулярно проверять эту страницу для того, чтобы быть в курсе любых изменений о том, как мы защищаем личную информацию, которую мы собираем.

Используя Сайт, Вы соглашаетесь с принятием на себя ответственности за периодическое ознакомление с Политикой конфиденциальности и изменениями в ней.

Ваше согласие с этими условиями

Используя этот Сайт, Вы выражаете свое конкретное и осознанное согласие с этой Политикой. Если Вы не согласны с этой политикой, пожалуйста, не используйте наш Сайт. Ваше дальнейшее использование Сайта после внесения изменений в настоящую политику будет рассматриваться как Ваше согласие с этими изменениями.

Отказ от ответственности

Помните, политика конфиденциальности при посещении сторонних Сайтов третьих лиц, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов.

Как с нами связаться

Если у Вас есть какие-либо вопросы по политике конфиденциальности, использованию Сайта, или иным вопросам, связанным с Сайтом, пожалуйста, свяжитесь с нами по электронной почте: dr-a.ermakov@yandex.ru.

Реквизиты ООО «Доктор Ермаков»:

Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Доктор Ермаков»Сокращенное наименование: ООО «Доктор Ермаков»Дата регистрации: 04 сентября 2015 г.Фактический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул.Крылова, 36, офис 93Почтовый адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Крылова, 36, офис 93

Юридический адрес: 630084, г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 464

Контактный телефон: +7 (383) 373-54-64

+7 913-929-06-40Адрес электронной почты: dr-a.ermakov@yandex.ru

  • Структура и органы управления:
  • Директор: Ермаков Андрей Анатольевич
  • Реквизиты счетаСчет получателя: 40702810864640000366Получатель: ООО «Доктор Ермаков»
  • ИНН получателя: 5410052570

КПП получателя: 541001001Банк получателя: ФИЛИАЛ «НОВОСИБИРСКИЙ» ПАО КБ «УБРИР»

Корр. счет: 30101810450040000845

БИК: 045004845

Справочник по психиатрии

Экспериментально-психологические исследования в психиатрии — методы,
направленные на выявление в анализ тех или иных особенностей психики
путем создания специальных (стандартных или варьируемых) контролируемых
условий.

Они применяются для распознавания и дифференциальной
диагностики психических заболеваний или других патологических состояний.

Это одна из прикладных задач, решаемых патопсихологией — областью
психологии, изучающей нарушения психических процессов и психических
свойств личности при разных видах патологии мозга.

В психиатрической литературе место и роль
экспериментально-психологических методов в клинико-нозологической
диагностике оцениваются противоречиво.

Вопрос осложняется и особым (по
сравнению с другими параклиническими, лабораторными методами) положением
экспериментально-психологического метода по отношению к
клинико-психопатологическому методу исследования больных.

При
существенных различиях между этими двумя методами у них есть
определенное совпадение сфер приложения: особенности психики больных
людей.

Методы и цели патопсихологических исследований можно разделить на две
категории.

Психологический эксперимент как продолжение
клинико-психопатологического исследования
для утонченного
психопатологического анализа. Это особенно важно тогда, когда
обнаружение тех или иных симптомов одним лишь
клинико-психопатологическим методом затруднено.

Такой психологический
эксперимент вошел в клиническую практику довольно рано, почти
одновременно со становлением самой психиатрии, и используется не только
психологами, но и врачами при беседе с больным («естественный
эксперимент»).

Как правило, психологические Экспериментальные методики,
доступные врачу, представляют собой довольно простые виды «умственных» и
практических заданий, предлагаемых больным в разных вариантах и
комбинациях в зависимости от целей дифференциальной диагностики и
направленности на выявление тех или иных расстройств психики.

Для обнаружения симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения
темпа психической деятельности применяются следующие методики.

Корректурная проба: больному предлагают вычеркнуть из
стандартного текста буквы К и Р. Быстрое выполнение
задания с ущербом для точности наблюдается при маниакальных и
паралитических синдромах, чрезвычайно медленное — при депрессии.

Читайте также:  Сколько лет вы проживете?

Заметно
медленнее и хуже здоровых справляются с заданием больные с сосудистыми и
иными органическими поражениями мозга.

Сказывается и отношение
обследуемого к заданию (при активной заинтересованности результат -может
быть вдвое лучше), а также утомление.

Метод отыскивания чисел (таблицы Шульте): цифры от 1 до 25 в
таблицах приведены вразброс. Больному предлагают указкой показать их и
называть вслух по порядку. Медленный темп характерен для больных
атеросклерозом головного мозга в связи с периодическим торможением их
психической деятельности. Равномерный замедленный темп наблюдается при
эпилепсии.

Счет по Крепелину: элементарная арифметическая задача —
складывание чисел «столбиком». Темп и точность выполнения отражают
утомляемость, врабатываемость, отношение обследуемого к заданию.

Отсчитывание: последовательное вычитание чисел, например,
отнимать «в уме» по 7 из 100 (93, 86, 79, 72 и т. д.). Таким путем
исследуются навыки счета, устойчивость внимания, затрудненность
интеллектуальных процессов.

Для выявления расстройств памяти используют заучивание слов
(или цифр), пересказ несложных сюжетов, опосредованное
запоминание попарно предъявляемых слов, связанных по смыслу.

Для выявления своеобразия мышления больных шизофренией (вычурность,
резонерство, соскальзывание, несобранность и др.

), конкретности и
поверхностности суждения олигофренов, неопределенности суждений больных
с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга применяются
методы: раскрытие иносказательного смысла пословиц,
метафорических выражений, сравнение предметов и понятий по
признакам сходства и отличий (например, «дождь и снег», «обман и
ошибка»), а также метод пиктограмм (по А.

 Р. Лурия). Последний
заключается в том, что больному предлагают с помощью собственноручных
рисунков, набросанных для памяти, запомнить произнесенные
экспериментатором 10—16 слов. Таким образом исследуют и память, но
главное — особенности ассоциирования.

Все перечисленные и многие иные методы направлены на выявление
интеллектуальных, речевых, перцептивных, мнестических расстройств, а
возможности экспериментально-психологического обнаружения изменений
личности (эмоционально-волевых, характерологических и других свойств)
более ограничены.

Экспериментально-психологические методы исследования используются не
всегда, а лишь в определенных клинических ситуациях, чаще при стертых,
благоприятных, «малосимптомных» вариантах разных психических болезней, и
некоторых стадиях заболевания (начальный этап, ремиссии), когда
клиническая симптоматика недостаточно выражена, «замаскирована» другими
процессуальными симптомами. Иногда экспериментально-психологические
методы привлекают для подкрепления результатов, полученных при
психопатологическом исследовании.

Психологический эксперимент применяется для решения
дифференциально-диагностических задач и как способ выявления собственно
психологических характеристик измененной психической деятельности при
разных психических болезнях и состояниях.

В этих целях используются
специальные, более сложные экспериментально-психологические методы,
применение которых относится к компетенции патопсихологов, требует
специальной квалификации и опыта экспериментальной работы и основывается
на результатах предварительных клинико-лабораторных корреляционных
исследований.

В ходе таких исследований получают характеристики
психической деятельности, имеющие то или иное
дифференциально-диагностическое значение.

В психиатрических клиниках разных стран используют множество
методических приемов.

Одним из основных и наиболее плодотворных путей,
по которому успешно следует отечественная патопсихология, является
экспериментальное изучение измененной структуры психических процессов
(мыслительных, перцептивных, речевых, мнестических, эмоциональных и др.)
при разных видах патологии мозга. Этот подход характеризуется следующими
основными принципами.

Во-первых, экспериментальные исследования (и соответствующие им
методики) не универсальны, а «прицельны», направлены на анализ
определенных видов патологии психики. Например, метод «формирования
искусственных понятий», предложенный и примененный в психиатрии в
связи с гипотезой о нарушении понятийного мышления при шизофрении
(Л. С.

 Выготский), используется для выявления особенностей этой стороны
мыслительной деятельности при разных психических поражениях мозга.
Метод «классификации предметов», созданный и использованный
К.

 Гольдштейном для изучения «категориальности» психической
деятельности, широко применяется для анализа нарушений абстракции и
обобщения при разных видах патологии (олигофрения, эпилепсия,
травматические и сосудистые поражения мозга, шизофрения).

Во-вторых, экспериментальные методики строятся по принципу
моделирования определенных (воспроизводимых и контролируемых) ситуаций,
требующих от больного какой-либо деятельности, в которой и проявляются
интересующие экспериментатора нарушения психики. Например, деятельность
при обследовании методом исключения предметов («четвертый
лишний») связана со способностью к выделению существенных признаков,
отвлечению, обобщению.

Еще одним принципом служит анализ экспериментальных данных,
органически связанный с отмеченными выше особенностями методических
приемов.

Заключение экспериментатора основывается не только и не столько
на конечном результате деятельности больного, сколько на качестве
выполнения им экспериментального задания.

Существенна не выраженность
той или иной «функции», свойства психики, а организация деятельности,
отличие структуры психических процессов больного от нормы.

Экспериментальное обследование больного не стандартизировано,
комплекс методик подбирают индивидуально, в соответствии с конкретной
дифференциально-диагностической задачей, состоянием больного в момент
обследования, уровнем его образования и возрастом.

Результаты исследований позволяют использовать определенные
характеристики измененной структуры психической деятельности в качестве
дополнительных дифференциально-диагностических данных. При шизофрении,
например, констатируется «искажение» процесса обобщения в отличие от
заболеваний органического генеза (травмы, церебральный атеросклероз и
т. д.

), когда на первый план выступает снижение уровня обобщений. Эта
патология мыслительной деятельности больных шизофренией заключается в
«разноплановости», многоаспектности мышления, когда равнозначно
актуализируются и используются как существенные, практически значимые,
так и случайные, малозначимые свойства и характеристики объектов.

Это
может сочетаться с сохранностью операционной стороны мыслительной
деятельности и запаса знаний, формально-логической правильностью
суждений. Проявления патологии интеллектуальной деятельности больных
шизофренией не зависят от сложности предъявляемых экспериментальных
заданий.

Наиболее отчетливо данная патология проявляется при
использовании методик с «глухой» инструкцией, дающей больному
возможность самостоятельного подхода к решению экспериментальной задачи.

У больных эпилепсией на первый план выступает снижение способности к
обобщению, абстрагированию, выделению существенного наряду со
склонностью к детализации, застреванию на несущественных обстоятельствах
и трудностью переключения мыслительной деятельности.

Эти особенности
мышления больных эпилепсией сочетаются, как правило, с сужением и
трудностью распределения (переключения) внимания. Ухудшение памяти
проявляется в снижении способности как к удержанию нового материала, так
и к воспроизведению актуализации прежних знаний. Отмечается общее
замедление темпа интеллектуальной деятельности.

Практическое применение данных, полученных методами патопсихологии, —
см. в разделах, посвященных нозологическим формам.

Экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ)

Экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ)

Экспериментально-психологическое исследование — это метод, позволяющий выявить особенности психики путем применения специальных тестов или создания специальных контролируемых условий.

 ЭПИ проводит психолог или врач, имеющий специальную подготовку в области медицинской психологии.

Цель такого исследования — выявить нарушения психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, интеллекта и др.) и вообще личности. 

Если речь идет о пациенте с психическим расстройством, то особое внимание уделяется маловыраженным, «замаскированным» нарушениям, которые могут не проявляться при клиническом обследовании.

Например, с помощью специальных приемов удается установить характерные для шизофрении искажения процесса обобщения, когда заболевание еще в самом начале и общее нарушение мышления еще не проявилось.

Или при начинающемся слабоумии: тонкие нарушения памяти и внимания также могут быть установлены только с помощью специальных психологических методик. У больных с дефектами психики ЭПИ позволяет оценить наиболее сохранные стороны личности, навыки и умения.

Кроме того, специальные приемы помогают обнаружить те болезненные переживания, которые пациент не раскрывает (скрытую депрессию, психотравмирующие ситуации и т.п.).

Если же ЭПИ проводится в отношении здорового человека, оно может быть направлено на более глубинное исследование личности, определение индивидуальных особенностей психики с тем, чтобы получить возможность более детально разобраться в психологической проблеме, с которой обратился пациент; помочь ему разрешить конфликты в семье или в коллективе; решить проблему профориентации или поиска других жизненных ориентиров.

В целом, ЭПИ позволяет получить более развернутую и объективную информацию о состоянии различных психических сфер личности, а это может быть очень полезно для постановки основного диагноза, выяснения глубины и характера поражений и оценки эффективности проводимого лечения. Кроме того, данное исследование помогает в решении вопросов о профессиональной пригодности, трудовой, военной и судебно-психиатрической экспертизы.

Направляя больного на психологическое обследование, врач-психиатр должен четко сформулировать вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. Например, необходимо выяснить уровень интеллекта, наличие нарушений мышления, характерных для шизофрении; изменений памяти и внимания, присущих органическому поражению мозга; личностных особенностей при неврозах и психопатиях и т.д.

Медицинский психолог представляет врачу полученные результаты обследования больного и их толкование. Для клинического диагноза эти данные служат только вспомогательным материалом, их окончательная оценка остается за врачом.

Читайте также:  Боязнь заболеть раком: как называется эта фобия, проявления страха неизлечимой болезни, методы лечения

Методик проведения ЭПИ довольно много. Самые распространённые из них направлены на решение следующих задач:

  • Определение типа личности и особенностей характера.
  • Выявление своеобразия мышления, конкретности, поверхностности или неопределенности суждений:
  • Определение способов психологической защиты и типов реагирования в критических ситуациях.
  • Обнаружение симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения темпа психической деятельности;
  • Выявление расстройств памяти и т.д..

Запись на консультации производится круглосуточно по телефону в Н.Новгороде (831) 429-05-83.

Экспериментально-психологические исследования в психиатрии

Экспериментально-психологические исследования в психиатрии — это методы, направленные на выявление и анализ тех или иных особенностей психики путем создания специальных контролируемых условий. Они применяются для распознавания и дифференциальной диагностики психических расстройств различного генеза, личностных особенностей.

Как правило, психологические экспериментальные методики, доступные врачу, представляют собой простые виды «умственных» и практических заданий, предлагаемых больным в разных вариантах и комбинациях в зависимости от целей дифференциальной диагностики и направленности на выявление тех или иных расстройств психики.

Психологический эксперимент применяется для решения дифференциально-диагностических задач и как способ выявления собственно психологических характеристик измененной психической деятельности при разных психических расстройствах. В этих целях используются специальные, более сложные экспериментально-психологические методы, применение которых относится к компетенции патопсихологов и требует специальной квалификации и опыта экспериментальной работы.

В настоящее время используется множество методических приемов. Следует иметь в виду, что экспериментальные исследования не универсальны и направлены на выявление определенных видов патологии психики. Экспериментальные методики строятся по принципу моделирования определенных ситуаций, требующих от больного какой-либо деятельности, в которой и выявляются особенности расстройств.

Комплекс методик подбирают индивидуально в соответствии с конкретной дифференциально-диагностической задачей, состоянием больного на момент обследования, уровнем его образования и возрастом.

Результаты исследований позволяют использовать определенные характеристики измененной структуры психической деятельности в качестве дополнительных дифференциальнодиагностических данных.

Для обнаружения симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения темпа психической деятельности применяются следующие методики.

Корректурная проба (Bourdon, 1895) — больному предлагают вычеркнуть из стандартного текста буквы «К» и «Р». Быстрое выполнение задания с ущербом для точности наблюдается при маниакальных и паралитических синдромах, чрезвычайно медленное — при депрессивных состояниях, сосудистом и ином органическом поражении мозга.

Счет по Крепелину (Krepelin E., 1895) — элементарная арифметическая задача (складывание чисел «столбиком»). Темп и точность выполнения отражают утомляемость и работоспособность больного.

Отсчитывание (Krepelin E., 1895) — последовательное вычитание чисел, например, отнимать «в уме» по 7 из 100 (93, 86, 79, 72 и т.д.). Таким путем исследуются навыки счета, устойчивость внимания, истощаемость, критика к своему состоянию.

Для выявления расстройств памяти используют заучивание слов (или цифр), пересказ несложных сюжетов, опосредованное запоминание попарно предъявляемых слов, связанных по смыслу.

Метод пиктограмм (Лурия А.Р., 1973) заключается в том, что больному предлагают с помощью собственноручных рисунков, набросанных для памяти, запомнить произнесенные экспериментатором 10-16 слов. Таким образом исследуют память — информативным является соотнесение результатов непосредственного и опосредованного запоминания.

Для изучения когнитивной деятельности больных используются раскрытие иносказательного смысла пословиц, метафорических выражений, сравнение предметов и понятий по признакам сходства и отличий, а также специальные методики.

Ассоциативный эксперимент (Jung C., 1906). Используется для анализа характера ассоциаций пациента и скорости их образования. Испытуемому зачитывают подготовленный ряд слов и предлагают отвечать как можно быстрее на каждое из них первым пришедшим в голову словом.

Регистрируются время реакции и ответы пациента.

Анализируются семантический уровень ответов, их адекватность стимулам, изменения времени реакции на различные по содержанию стимулы, внешние проявления эмоциональных реакций, соотношение времени реакции на заведомо нейтральные или ситуационно-значимые слова.

Психометрические методы исследования интеллекта и аномального развития

Шкала Binet—Simon (1905, 1908). Шкала предназначена для оценки интеллектуального развития ребенка. По совокупности выполнения заданий определяется уровень интеллекта — Intellectual Quotinent (IQ) с помощью формулы соотношения показателей умственного и хронологического возраста:

IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) х 100.

В норме величина IQ, принятая за 100, колеблется от 70 до 130. Показатели IQ для дебильности составляют 70-50, для имбецильности 50-30 и для идиотии — менее 30. Интеллектуальные тесты при всей их ценности для диагноза нарушений психического развития имеют определенные границы. У одного и того же пациента IQ может колебаться во времени.

Тест Векслера (Wechsler D., 1949, 1955) является наиболее известным и получившим широкое распространение во многих странах. В настоящее время при исследовании пользуются несколько вариантов теста Векслера, ориентированных на различные возрастные характеристики обследуемых.

Тест состоит из 11 отдельных методик (субтестов). Все субтесты разделены на 2 группы — 6 вербальных и 5 невербальных.

К вербальным субтестам относятся следующие.

1.    Общая осведомленность. Общая понятливость. Арифметика.

2.    Нахождение сходства. Воспроизведение цифровых рядов. Словарь.

К невербальным субтестам относятся следующие.

  1. Шифровка. Нахождение недостающих деталей в картине.
  2. Кубики Кооса (Kohs S.C., 1923). Последовательность картин. Сложение фигур.

Результаты выполнения каждого субтеста оцениваются в баллах. Затем по специальной таблице первичные оценки переводятся в унифицированные, позволяющие анализировать разброс, шкальные оценки.

С учетом возраста подсчитывается отдельно вербальный и невербальный показатели, а затем общий показатель.

Тест Векслера используется не только для определения уровня интеллектуального развития, структуры психического дефекта, но и в дифференциально-диагностических целях выявления признаков органических, эндогенных заболеваний, расстройств личности.

Таблицы Равена (Raven J., 1936). Тест предназначен для оценки способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Тест состоит из невербальных заданий, и поэтому результаты тестирования меньше зависят от образования и знаний пациента.

Всего тест Равена содержит 60 заданий, распределенных по 5 сериям. Правильное решение каждого задания оценивается в 1 балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель оценивается как уровень интеллектуальных возможностей.

Рисовальный тест Куглера (Kugler K., 1970). Используется для диагностики интеллектуального развития детей. Тест состоит из 7 усложняющихся фигур, которые ребенок должен самостоятельно нарисовать.

Фигура с изображением креста обязательно должна быть выполнена 7-летним ребенком, с ней справляются и 6-летние дети. Невыполнение рисунка 8-летним ребенком свидетельствует с большой вероятностью о слабоумии.

Приводится специальная форма подсчета результатов.

Проективные методы исследования личности

Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей и нарушений личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению. Различные проективные методики объединяются общими принципами подбора стимульного материала, поведения психолога при обследовании, постановкой диагностических задач. К ним относятся:

  1. неопределенность стимулирующего материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;
  2. обследование протекает при полном отсутствии оценочного отношения к ответам пациента со стороны психолога, — это условие, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками;
  3. проективные методы измеряют не ту или иную психическую функцию, а определенный модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

Тест Роршаха (Rorschach H., 1921). Метод применяется в различных областях психологической диагностики для целей консультирования, профориентации, при изучении расстройств поведения, психосоматических заболеваний, неврозов и психозов. Материал теста состоит из 10 таблиц с пятью по-лихромными и пятью одноцветными изображениями.

Таблицы предъявляются испытуемому в определенной последовательности и положении. При обработке протокола каждый ответ испытуемого регистрируется по 4 категориям: локализация, детерминанты, содержание, оригинальность-популярность.

Данные теста позволяют оценить интеллектуальные способности пациента, особенности аффективной сферы, характер социальных контактов, такие черты личности, как экстраверт-ность/интровертность и др.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) (Murrey H., Morgan C.D., 1935). Используется обычно вместе с тестом Роршаха. В настоящее время материал ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением неопределенных ситуаций. Каждая из таблиц допускает возможность неоднозначной интерпретации.

Пациенту предлагают набор из 20 таблиц и просят его составить по каждой из них небольшой рассказ, в котором должны быть описаны мысли и чувства персонажей, их настоящее, прошлое и будущее.

Наиболее широко применяется ТАТ при пограничных состояниях для выявления аффективных конфликтов, ведущих мотивов, отношений, ценностей, индивидуальных способов разрешения конфликтных ситуаций, механизмов психологической защиты, импульсивности-подконтрольности, эмоциональной устойчивости-лабильности, эмоциональной зрелости-инфантильности.

Результаты ТАТ позволяют оценить интеллектуальные возможности пациента, нарушения восприятия и мышления, повышенную агрессивность, депрессивные переживания, суицидальные намерения.

Читайте также:  Лечение нарушений настроения

Тест Люшера оценивает потребности индивида по предпочтению цвета. Согласно тесту могут быть определены следующие психологические потребности:

  • серый — в покое, отдыхе, пассивности;
  • синий — в удовлетворении, спокойствии, устойчивости, положительной привязанности;
  • зеленый — в самоутверждении;
  • красный — в активном действии и достижении успеха;
  • желтый — в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;
  • фиолетовый — в уходе от реальности, индивидуалистич-ности;
  • коричневый — в психологическом и физиологическом комфорте;
  • черный — в независимости, протесте, негативизме по отношению к любым авторитетам, давлению извне.

Данные теста с определенным допущением позволяют выявить личностные характеристики обследуемого.

Личностные опросники (анкетные методы исследования личности)

Необходимость получить объективные данные о личностных особенностях обследуемого наталкивается на ограничения, связанные с недостаточностью самооценки пациентов, различными установочными аффектами.

Для минимизации влияния этих факторов необходимо так построить опросник, чтобы диагностическое значение имела лишь корреляция, установленная между частотой высказывания и выраженностью того или иного качества, которое в некоторых случаях нельзя вывести из смыслового содержания вопроса.

Авторы личностных опросников формулируют вопросы по возможности нейтрально, маскируя их цель и избегая ценностных категорий. В методики вводятся вопросы, специально предназначенные для выявления отношения испытуемого к исследованию.

Достоверность полученных результатов устанавливается путем нахождения корреляции между личностными признаками, определяемыми независимыми клиническими наблюдениями или ранее проверенными экспериментальными методами, и ответами на вопросы, которыми этот признак должен быть выявлен. Надежность личностных опросников связана с процедурой их стандартизации на репрезентативных группах популяции.

Миннесотский многомерный личностный опросник (Minnesota Multiphase Personality Inventory, ММР1) (Hathaway S., McKinley, 1941). Имеются его русские модификации — методика многостороннего исследования личности (Березин Ф.Б., Мирошников М.П. 1976), вариант Института им. В.М.

Бехтерева (1970), стандартизованный метод исследования личности — СМИЛ (Собчик Л.Н., 1971). Тест предназначен для оценки психического состояния и характерологических особенностей личности, может быть использован при обследовании психически больных для установления синдромального диагноза.

MMPI состоит из 550 утверждений, затрагивающих состояние соматической и неврологической сфер, психологические характеристики, психопатологические нарушения, при этом каждое из них пациент должен оценить по отношению к себе как верное или неверное.

MMPI состоит из 13 основных шкал, 3 из которых являются оценочными и характеризуют отношение пациента к обследованию (шкалы лжи, аггравации и симуляции, неадекватности самооценки), 8 клинических шкал (ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойяльности, психастении, шизоидности, гипомании) и 2 психологических (мужественности-женственности, социальной интроверсии). Названия шкал отражают только ту группу больных, по которой валидизировалась данная шкала MMPI. Интерпретация результатов проводится в терминах психического состояния или личностных черт. Тест эффективен при индивидуальных и массовых обследованиях, при контроле за терапией. Высокий уровень формализации допускает компьютерную (имеются варианты компьютерных программ теста) обработку и хранение данных.

16-факторный личностный вопросник Кеттелла (16 PF) (Cattell R., 1966) — тест создан на основе использования факторного анализа для изучения структуры личности. При исследовании взрослых применяются 3 пары (мужские и женские варианты) эквивалентных опросников с учетом образования.

Формы А и В, предназначенные для обследования лиц с образованием не ниже 7-8 классов, состоят из 187 вопросов. Процедура обработки первичных данных формализована. Каждому личностному фактору, выделяемому с помощью теста, дается развернутое психологическое описание.

Недостатком опросника является отсутствие оценочных шкал, позволяющих учитывать установочные тенденции испытуемых.

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков (Иванова Н.Я., Личко А.Е., 1976, 1981) предназначен для определения в подростковом возрасте (1418 лет) типов характера при различных его акцентуациях, формирующейся психопатии, психопатических развитиях, психопатоподобных нарушениях. В каждом наборе — от 10 до 19 ответов.

Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящие и неподходящие для себя ответы. Допускается множественный выбор (2-3 ответа). Вопросник содержит 2 оценочные шкалы («объективной» и «субъективной» оценок), позволяющие диагностировать самооценку испытуемых, откровенность, диссимилятивные тенденции, соотнесенные с объективной характеристикой.

С помощью ПДО диагностируется 11 основных типов акцентуаций характера и психопатий: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, варианты смешанных типов. Кроме того, ПДО позволяет оценить такие показатели, как психологическая склонность к алкоголизации и делинквентному поведению.

Что такое экспериментальное психологическое исследование (ЭПИ)?

В процессе воспитания и обучения ребенка, современные родители неизбежно встречаются с психологом. Чаще всего встреча происходит по необходимости, во время так называемого «переживания кризиса возраста», который совпадает с серьезными изменениями в жизни семьи и ребенка.

Например, в момент адаптации к детскому саду в 2-3 года (кризис «Я сам!»), для определения школьной зрелости и готовности к систематическому школьному обучению в 6,9 – 8 лет (кризис 7 лет), в 9-11 лет (при начале среднего обучения), в старших классах для профориентации.

Родителей может беспокоить настроение, поведение, взаимодействие с ребенком. К психологу может направить доктор, рекомендовать обратиться воспитатель, учитель. Тогда родитель впервые слышит о психодиагностике или ЭПИ.

Чтобы Вы не тратили время и деньги на рассказ специалиста о важности такого исследования, давайте разберемся, что это такое.

ЭПИ (экспериментально-психологическое исследование) — это выявление и анализ особенностей личности, характера ребенка, возможных нарушений психического развития. Установление причины текущего состояния и определение возможных способов его улучшения, прогноз реабилитации.

Зачем заботливым родителям так важна психодиагностика:

  1. Чтобы создать оптимальные условия для психического развития своего ребенка, позволяя вырасти ему психологически здоровым, а значит успешным и счастливым. 
  2. Для получения важных и полезных советов по развитию, воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями (дети, имеющие определенные заболевания и особенности развития). 
  3. Если семья ребенка переживает сложную жизненную ситуацию, конфликты между супругами, кризисные детско-родительские отношения. 
  4. Если у ребенка страхи, невротические реакции, вредные привычки.
  5. Если ребенок сверхподвижен, неловок, у него отсутствует чувство опасности.
  6. Если ребенок не говорит или внезапно замолчал.
  7. Не смотрит в глаза, предпочитает быть в одиночестве и играть с неигровым материалом.

Когда воспитатели и учителя рекомендуют консультацию психолога:

  1. Ребенок испытывает трудности в усвоении образовательной программы детского сада, школы. Его навыки не сформированы по возрасту.
  2. Ребенок не усидчив и не внимателен. Он не может организовать свою деятельность и бесцельно двигается. Он нарушает режим дня, нормы и правила учреждения.
  3. Имеются трудности в развитии речи. Не слышит или не понимает обращенную речь взрослого.
  4. Ребенок драчлив, агрессивен. Не умеет играть со сверстниками.
  5. У ребенка вредные привычки (грызет ногти, сосет палец, держит руку в трусах).

Когда врачи (невролог, психиатр, педиатр) направляют к психологу:

  1. Для определения психологических причин в задержке развития ребенка. 
  2. Для определения уровня психического развития и его соответствия возрастным нормам.
  3. Для определения или уточнения причины заболевания ребенка.
  4. Для рекомендаций семье по созданию условий для выздоровления ребенка или решения его психологических проблем. Для налаживания нормальных детско-родительских отношений.
  5. Для оказания психотерапевтической помощи ребенку.

Эксперт ответит на самый важный вопрос родителя: «Почему мой ребенок ведет себя так? Как ему помочь?». Для этого психолог организует встречу с Вами и ребенком следующим образом: знакомство с родителями, ребенком и «проблемой» + игровое время (диагностическое) с мамой и ребенком + рекомендации семье по развитию и воспитанию ребенка (возможному коррекционно-развивающему процессу).

  • Родители получают документ «Заключение по данным экспериментально-психологического обследования ребенка».
  • Эксперт сможет объяснить родителям:
  1. Как развиваются психические процессы (восприятие, мышление, речь, память и т.д.), физическое развитие, социальные эмоции, самосознание и соответствует ли их уровень развития возрастным возможностям Вашего ребенка.
  2. Как правильно помогать своему ребенку, что для этого делать родителям. Определяется тактика психотерапевтической коррекции.
  3. Как понять неговорящего ребенка, мотивы его «плохого» поведения и как изменить негативное поведение ребенка, как создать позитивные детско-родительские отношения.

Само по себе ЭПИ уже оказывает лечебный эффект, поскольку семья и ребенок получают эмоциональную поддержку, ощущение возможности решения проблемы и уверенности в выздоровлении.

Психотерапевтическое значение ЭПИ возрастает при повторном его проведении в процессе решения имеющихся проблем. Оно необходимо для контроля динамики изменений.Таким образом, ЭПИ или психодиагностика является важным этапом сотрудничества семьи и психолога для решения проблемы.

Десненко Инна Викторовна детский психолог ДМЦ «ПЛЮС»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *