Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детейОдна из специализаций медцентра «Лето» — лечение синдрома Аспергера у детей. Если вы замечаете аутистические расстройства у малыша или подростка, не затягивайте с обращением к психиатру. Своевременная консультация доктора поможет диагностировать болезнь, скорректировать поведение ребенка, приспособить его к жизни в обществе.

Общая информация о болезни

Долгое время состояние, которое сейчас носит название «болезнь Аспергера», не выделялось в виде особого нарушения развития и приравнивалось к аутизму. Только после того, как психиатр Ганс Аспергер, вплотную занялся изучением специфической патологии, оно было дифференцировано от остальных внешне схожих явлений.

Изучив поведенческие особенности детей и взрослых с данным отклонением, специалист доказал, что от аутизма оно отличается самым радикальным образом. Для людей, страдающих от синдрома Аспергера, свойственен очень узкий круг интересов, они привязаны к конкретным занятиям.

В детском возрасте обнаружить какие-то отклонения не так просто, ведь такие малыши не имеют явных задержек в развитии, в том числе, мыслительном или речевом. Психическое развитие, в отличие от детского аутизма (или аутизма раннего детства), соответствует возрасту. Роднит эти заболевания трудности в общении и социальных навыках.

Болезнь встречается у девочек реже, чем у мальчиков. Взрослые больные считаются эксцентричными, потому что у них есть проблемы с налаживанием отношений.

Несмотря на обилие информации, болезнь Аспергера ещё изучена недостаточно. Дети любят фантазировать, а среди взрослых больных много писателей, особенно фантастов, художников и музыкантов.

Настоящим чудом они считают компьютер и мировую сеть со всеми ее возможностями. Однако среди больных есть люди, которые могут нести опасность для общества.

Чтобы её снизить, необходимо позаботиться о качественной адаптации в социуме ребенка с Аспергером и смягчить у него внешние проявления заболевания.

Причины

Как и причины аутизма, причины синдрома Аспергера неизвестны. Это не наследственное заболевание, но из аутистического спектра можно унаследовать тенденцию к развитию расстройства. В качестве потенциальных триггерных обстоятельств выступают: Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

  • генетические факторы (генетические мутации хромосом: 3., 4., 7. и 11.),
  • повреждение центральной нервной системы,
  • серьезные инфекции мозга,
  • перинатальная или фетальная травма,
  • токсоплазмоз.

Кроме того, повышаются шансы на заболевание у детей, отцы которых старше 40 лет.

Признаки Аспергера у детей

Заболевание очень сложно диагностировать у маленьких детей, потому что на ранней стадии они не проявляют никаких тревожных сигналов. Они правильно развиваются, говорят и играют.

Первые признаки у детей 3 лет и меньше часто игнорируются, так как они объясняются трудной природой ребенка.

Обычно симптомы заболевания начинают наблюдаются в возрасте старше 3 лет, когда на первый план выходит отсутствие активности в группе и нежелание идти на контакт с другими детьми.

Ребенок 3 года и старше с синдромом Аспергера не любит перемен в своем окружении, нервно реагирует на появление новых людей или же уход близких, много плачет и становится беспокойным. У него могут возникнуть проблемы с адаптацией к правилам в группе сверстников. Такие дети лучше всего чувствуют себя в знакомых местах.

  • У них также есть проблемы с речью — она жесткая, педантичная. В старшем возрасте — не понимают метафорически рассказанных шуток и воспринимают все буквально. Очень часто не читают невербальные сообщения — выражения лица и жесты. Они избегают зрительного контакта, а кроме того, оставаясь с кем-то в одной комнате, держат так называемое безопасное расстояние.

Ребенок с Аспергером обычно имеет узкие, специфические интересы, их интересует только одна область, в которой они очень часто очень талантливы. К примеру, Лайонел Месси считается одним из лучших футболистов в истории футбола. Иногда пациенты проявляют способность к механическому запоминанию, например — чисел, расписаний.

Исследования, проводимые в течение нескольких лет, показали, что у больных детей: Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

  • Отсутствует чувство сострадания к окружающим, они не способны сопереживать и сочувствовать.
  • Наблюдается неуклюжесть, склонность к истерии, равнодушие к окружающим.
  • Выявляется маниакальная зацикленность на порядке (по отношению к каким-то конкретным вещам), школьники зависимы от коллекционирования предметов, иногда самых необычных.
  • Нет друзей, они закрыты для окружающих, не приемлют новых знакомств.
  • Появляется чувство необоснованного страха по отношению к самым обычным вещам и явлениям (работающей бытовой технике, грозе).

Недопонимание в контактах со сверстниками вызывает разочарование, замкнутость и функционирование в собственном мире, чаще всего дети делают то, что доставляет удовольствие.

Диагностика

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

Важную роль играет целостный подход к диагностике. До семилетнего возраста поведение ребенка может не вызывать подозрений у родителей, но его нарушения иногда замечают воспитатели детского сада. Поворотным моментом, когда появляются значимые сигналы о так называемом «групповом несоответствии», чаще всего становится начало школьного образования. Речевые расстройства не являются диагностическим критерием, поскольку ребенок с ограниченными возможностями обычно начинает говорить и читать в том же возрасте, что и его сверстники.

Диагноз выставляется психиатром по совокупности признаков и результатам теста для детей на Аспергера.

Лечение в центре психического здоровья «Лето»

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

Помимо этого, в обязательном порядке проводятся тренинги, изучаются приемы контроля настроения, варианты выхода из стрессового состояния. Параллельно применяется ряд терапевтических методик: 

  • занятия по обучению социальным навыкам,
  • занятия по сенсорной интеграции (СИ),
  • сеансы поведенческой и когнитивной психотерапии,
  • Хороший эффект дает специальная физкультура, помогающая пациентам обрести контроль над движениями.

Своевременное выявление болезни Аспергера и её комплексное лечение позволяют надеяться на благоприятный прогноз. С течением времени симптомы даже могут ослабевать. Люди с таким расстройством могут жить в счастье, функционировать каждый день и развиваться в области своих интересов при условии, что кто-то поможет им понять себя и потребности других.

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

Подозреваете у дочери или у сына синдром Аспергера? Хотите получить подробную консультацию по заболеванию? Нужно подобрать план терапии и социальной адаптации? Просто наберите 8(969)060-93-93!

Первичная консультация для будущих пациентов и их родственников в нашем Центре психического здоровья “Лето” проводится абсолютно БЕСПЛАТНО.

Несмотря на то, что лечение платно, мы делаем все от нас зависящее, чтобы услуги были доступны большинству нуждающихся.

Вы можете обратиться в любой время дня и ночи, работаем 24/7

Её можно пройти на дому, амбулаторно или в стационаре.

В случае необходимости, мы введем необходимые препараты на дому или сами осуществим доставку больного в клинику.

О возникших у вас проблемах узнают только те, кому вы скажете сами.

Мы придерживаемся международных протоколов лечения в психиатрической клинике.

Кошель Наталья Александровна

Врач психиатр-нарколог

Синдром Аспергера у детей

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

Наверное, каждый встречал людей, которые не умеют «устраиваться» в жизни. Они не до конца понимают законы общежития, у них не получается следовать общепринятым правилам поведения. Обычно они дерзки и высокомерны. И, в тоже время, очень часто оказываются абсолютно беспомощны в самых простых житейских ситуациях. Как правило, эти люди обладают широчайшими познаниями в определенных областях знаний и абсолютно безграмотны в других. Таким людям психиатры иногда ставят диагноз — болезнь Аспергера. Это заболевание — один из видов общего нарушения развития организма. И возникает оно в детском возрасте. А свое название синдром получил в честь австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера, который впервые описал его.

Синдром Аспергера — признаки

Дети, страдающие синдромом Аспергера, обладают хорошо развитым интеллектом, но, зачастую, ведут себя нестандартно. Они не признают правил, практически не способны к сопереживанию, у них не возникает желания поделиться своими чувствами.

Из-за этого им гораздо труднее «вписаться» в коллектив и завести друзей. Чаще всего это заболевание наблюдается у мальчиков.

Особенно пристально нужно наблюдать за детишками, близкие родственники которых страдают какими-либо расстройствами аутистического спектра: такая наследственность является серьезным фактором риска для развития синдрома Аспергера.

Симптомы заболевания

Первые симптомы синдрома Аспергера начинают проявляться у малышей в возрасте двух-трех лет. У кого-то они выражены более сильно, у кого-то значительно слабее. На что же нужно обращать внимание?

Наиболее частыми симптомами этого заболевания являются:

  • отсутствие друзей;
  • сложность общения с детьми и взрослыми;
  • неумение понимать чувства других людей;
  • эмоциональная холодность;
  • выраженная озабоченность своим внутренним миром;
  • неумение разделять свои достижения, интересы и удовольствия с другими;
  • длительное повторение некоторых действий;
  • психологические проблемы, возникающие при любом изменении графика или режима;
  • однотипность мышления;
  • ограниченность интересов;
  • частое повторение одних и тех же слов или целых фраз;
  • хорошо развитая механическая память, без осмысления информации;
  • неумение абстрактно мыслить;
  • неумение фантазировать;
  • дословное понимание любых идиоматических выражений;
  • повышенная концентрация на второстепенных обстоятельствах, мелочах;
  • чтение без понимания значений слов;
  • плохая зрительная память;
  • эмоции (за исключением несчастья или гнева) выражены очень слабо;
  • неуклюжесть движений;
  • мелкая дрожь («тремор») рук;
  • неумение адекватно воспринимать критику и потерю чего-либо;
  • желание во чтобы-то не стало закончить начатое дело, вплоть до одержимости.
Читайте также:  Задержка развития, что делать с таким диагнозом?

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

Диагностика и лечение

К сожалению, в настоящее время не существует ни одного теста, который мог бы однозначно выявить синдром Аспергера. Этот диагноз может поставить малышу врач-психиатр. Конечно, перед этим он будет долго наблюдать за поведением ребенка.

А вот для того чтобы исключить другие психические расстройства, скорее всего, будут назначены некоторые медицинские и нейропсихологические тесты. С терапией тоже далеко не все благополучно — пока просто не разработано никаких действенных методик лечения синдрома Аспергера.

Основная задача врачей — улучшить социальные навыки детишек, то есть научить их общаться со сверстниками и взрослыми. И это вполне удается! Для этих целей используют как различные лекарственные препараты, так и психологическую коррекцию поведения.

  • Лекарственная терапия синдрома Аспергера может проводиться препаратами различных групп — психотропные, нейролептики, стимуляторы и др. И, конечно, все они должны назначаться только врачом-психиатром.
  • Также очень важно проведение поведенческой терапии, она поможет привить малышу необходимые социальные навыки и «вписаться» в общество.

Многие малыши с болезнью Аспергера страдают от синдрома дефицита внимания — СДВ. Из-за этого они часто испытывают тревогу, страх и депрессию. Могут возникнуть и другие проблемы с психическим здоровьем. И тут на помощь ребенку должны прийти самые близкие люди — его родители.

Болезнь Аспергера — как воспитывать ребенка

Развитие детей с нарушением интеллекта, в том числе и с синдромом Аспергера, должно проходить в атмосфере любви, заботы и понимания. Родителям следует проявить максимум такта и терпения. Существует несколько простых правил, которых нужно придерживаться при общении с малышом.

  • Необходимо ограничивать излишнюю активность (одержимость) ребёнка. Просто установите точное время, в течение которого ребенок может «с головой» уходить в свои увлечения. Старайтесь никогда не отступать от заведенного распорядка.
  • Всегда используйте понятные, простые и точные слова при общении с ребенком.
  • Следите за своей речью и старайтесь не употреблять сложные речевые обороты.
  • С самого раннего возраста постоянно объясняйте малышу общепринятые правила поведения в частных и общественных местах.
  • Никогда не угрожайте ребенку и не давайте ему пустых обещаний. Просто помните, что детишки с синдромом Аспергера все воспринимают буквально.
  • Всегда хвалите и поощряйте малыша — за любые достижения! А особенно — за успехи в общении с другими людьми.

А главное — не впадайте в депрессию и отчаяние из-за того, что малыш «не такой как все». Для этого просто нет причин! Не стоит думать, что синдром Аспергера обрекает ребенка на несчастную жизнь.

Хорошо развитое логическое мышление и умение сосредоточиться на решаемой задаче нередко позволяет людям с синдромом Аспергера добиться выдающихся результатов в интересующих их темах.

Например, ребенок увлеченный строительством автомобилей, со временем может превратиться в очень успешного инженера и прожить свою жизнь в достатке и уважении.

Примеров тому — масса. Среди лиц, страдающих синдромом Аспергера, есть люди известные всему миру: режиссер Стивен Спилберг, экономист Вернон Смит, являющийся лауреатом Нобелевской премии, гемдизайнер, создавший «Покемона» Сатоси Тадзири, Брэм Коэн, создавший протокол Bit Torrent и многие-многие другие.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Синдром Аспергера у детей — симптомы и лечение

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детейСиндром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом.

Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего.

Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния.

Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.

Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.
Читайте также:  Специфический страх: кумпунофобия

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом.

Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект.

Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

Синдром Аспергера – это довольно неоднозначное расстройство, которое становится предметом множественных научных споров. Одни ученые рассматривают его как проявление аутизма и не считают правильным выделять как отдельное заболевание. Другие и вовсе не воспринимают его как патологию, а характеризуют нестандартным и отличительным поведением.

Знакомство с болезнью

Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.

Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.

Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.

Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия.

Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.

В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.

В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».

Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.

Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.

 ЭВОЛЮЦИЯ СИМПТОМОВ

Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.

Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.

Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.

Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.

Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:

  • проблемы со сном – дети плохо засыпают и спят беспокойно. Сон их поверхностный и чуткий, они реагируют на каждый звук и шорох. Ночью спят мало;
  • чрезмерное спокойствие либо, наоборот, повышенная подвижность;
  • слишком капризны;
  • привередливы в еде;
  • отставание в психомоторном развитии. Ребенок медленно осваивает главные навыки: хождение, приучение к горшку, элементарные игры.

Более явно признаки синдрома проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок идет в сад, начинает более тесно контактировать с другими детьми. Здесь обращает на себя внимание поведение малыша. В группе или на детской площадке можно наблюдать картину, когда все дети играют вместе либо небольшими группами, а один ребенок находится в стороне, обособленно от других.

Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.

У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика.

Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит.

Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.

Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.

Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.

Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.

Школьный возраст

Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути.

Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно.

А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.

Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».

Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства.

Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию.

Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.

В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.

Типичные признаки

Считается, что «любимый» возраст проявления синдрома – 6 лет и 2 месяца. В этот период у детей уже активно формируется речь, интересы и социальные взаимодействия, привязанности.

Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.

Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками.

Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.

Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.

Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.

Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.

Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.

Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.  

Читайте также:  Экспериментально-психологическое исследование

Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.

Когнитивные и двигательные особенности 

Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.

Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.

То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.

Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.

Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.

Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.

Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.

В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.

Диагностика и лечение

Золотое правило в лечении расстройства: чем раньше оно диагностировано, тем плодотворнее и удачнее его лечение. Благодаря своевременной терапии многие дети способны нормально жить и функционировать в обществе.

Проблема диагностики заключается в том, что нередко синдром Аспергера принимают за другое расстройство:

  • дефицит внимания;
  • классический аутизм;
  • шизотипическое расстройство личности;
  • ОКР;
  • последствия энцефалита.

Интересно, что, например, при ОКР навязчивости угнетают больного и приносят ему массу неудобств. Тогда как при синдроме Аспергера ребенок может вполне мирно существовать со своими компульсиями, испытывая от них удовольствие.

Поэтому следует помнить, что правильный диагноз способен установить только специалист.

Лечение расстройства начинается с разъяснения ребенку его особенностей. Для этого специалист использует упражнение на особенности, проводимое в ходе семейной встречи.

Берут 2 листа бумаги. Один озаглавливают как Качества, другой – Трудности. На каждом вписывают свойства, подпадающие под одну из категорий. В процессе участвует не только ребенок, но и его близкие. Каждый пункт затем комментируется специалистом. Беседа заканчивается словами: «Поздравляю, у тебя синдром Аспергера». Далее ребенку разъясняют его особенности.

В терапии синдрома используют медикаментозный и немедикаментозный подходы. Психотические средства помогают справиться с эмоциональным дисбалансом, но детям назначаются с осторожностью.

Немедикаментозные средства воздействия разнообразны и меняются относительно возраста ребенка. В общем, корректировочные программы направлены на развитие социальных навыков и закрепление межличностного общения, правильной манипуляции речью, управлением своими эмоциями, исправление двигательных нарушений.

Следует понимать, что психотренинги проводят не только по отношению к ребенку, но и к родителям. Обучают их правильному взаимодействию с их чадом, учат взрослых понимать особенности его внутреннего мира.

Дети с синдромом Аспергера – это особый контингент, со своеобразным мышлением и поведением. Их можно назвать менее чувственными, но более прагматичными.

Нетипичность такого ребенка подвергает его определенным испытаниям. Но правильно расставленные приоритеты и выявленные таланты позволяют воспитать из них настоящих гениев.

Пример тому – Эйнштейн и Моцарт, у которых явно прослеживались признаки синдрома. 

Синдром Аспергера у детей — Диагностика и Коррекция — LOQUAR

Одним из видов высокофункционального или «мягкого» аутизма считают синдром Аспергера у детей.

Данное расстройство, как и другие нарушения аутистического спектра, характеризуется сложностями в социальном взаимодействии, наличием ограниченных интересов, стереотипностью движений, отличным от других восприятием мира.

При этом отсутствуют проблемы с речью, интеллектуальное развитие и навыки самообслуживания соответствуют уровню нормотипичных сверстников.

Центр LOQUAR предоставляет квалифицированную помощь в лечении (коррекции) синдрома Аспергера у детей: от комплексной диагностики до эффективных методов коррекции.

Диагностика синдрома Аспергера

Дети с синдромом Аспергера диагностируются достаточно сложно, поскольку в раннем возрасте это нарушения может быть малозаметным. Существует так же проблематичность постановки диагноза из-за того, что определенные симптомы в возрасте до 3 лет могут присутствовать и у детей без аутичных проявлений. Поэтому при постановке этого диагноза опираются на такие симптомы, как:

— стереотипность движений 
— зацикленность на ритуалах и повторяющихся действиях
— неспособность понимать речевой подтекст и социальные намеки
— ограниченность в общении, неспособность устанавливать контакт с окружающими
— формальная речь, изобилующая сложными терминами (даже в раннем возрасте)
— неуклюжесть походки, раскоординированность
— бедность мимики

— неспособность понимать социальные правила общения (выдерживать дистанцию, не перебивать разговор других, не задавать неудобных вопросов и т. д.)

Заключение о синдроме Аспергера ставится, если эти симптомы есть у детей с нарушениями развития. Но известны случаи, когда этот диагноз был поставлен уже во взрослом возрасте, т. к перечисленные признаки были отнесены к «странностям» характера, а не к проявлениям аутичности.

Социальные навыки и общение

Наиболее заметен синдром Аспергера у детей в сфере коммуникации и социального взаимодействия.

В раннем возрасте это может проявляться в виде поведенческих проблем, когда в ответ на сенсорные перегрузки, новый опыт и другие травмирующие ситуации ребенок отвечает нежелательным и неуправляемым поведением (истерики, аутоагрессия и т. д.).

По мере развития ситуация может меняться в лучшую сторону, но проявления аутизма настолько вариативны, что нет единой схемы процесса, который может стать как прогрессом, так и регрессом. 

Сложности с социальным взаимодействием часто обусловлены тем, что ребенок с синдромом Аспергера не знает и не понимает, как конкретно он может начать общение со сверстником.

Эти затруднения во многом связаны с отсутствием способности распознавать эмоции других людей, чувствовать подоплеку реплик и социальный подтекст разговора.

В таких случаях могут помочь социальные истории, в ходе которых дети с синдромом Аспергера накапливают опыт и проживают заранее часто встречающиеся ситуации. Темой социальных историй может быть:

— использование общественного траспорта
— посещение магазинов, аптек
— посещение общественных мест (театр, музей, кинотеатр и т. д.)
— визит к врачу, стоматологу
— посещение банка, почты, службы доставки 
— участие в вечеринке, праздновании дня рождения 

и др.

Такие социальные истории создаются в зависимости от того, в каких именно ситуациях ребенок испытывает наибольшие затруднения. Наряду с «проживанием» этих ситуаций в теории так же эффективны практические занятия — реальные посещения общественных мест с присутствием поддерживающего человека (родителя, друга, тьютора). 

В зависимости от индивидуальных особенностей, ребенок с синдромом Аспергера может иметь высокую чувствительность, несмотря на неспособность распознавать подобные проявления у других людей.

Часто дети с синдромом Аспергера уже в подростковом возрасте осознают свои отличия от сверстников, поэтому может потребоваться помощь психолога и тераписта для разъяснения этих отличий и эмоциональной поддержки. 

Коррекция и прогнозы развития

Поскольку наличие у ребенка синдрома Аспергера часто подразумевает интеллектуальную сохранность и отсутствие явно выраженных проблем с речью, то прогноз по компенсации нарушения достаточно благоприятный. Часто люди с этим расстройством успешно социализируются, адаптируются к самостоятельной жизни, могут создавать семьи и вести активную жизнь. Но все зависит от индивидуальных особенностей. 

В любом случае, даже при отсутствии заметных нарушений дети с синдромом Аспергера нуждаются в специальном обучении и поддержке. Обучение должно включать в себя не только развитие различных бытовых и академических навыков, но и способности к совместным играм, управлению поведением, гармонизации сенсорной чувствительности, пониманию границ тела, распознаванию эмоций и чувств и многое другое. 

Симптом Аспергера, признаки которого у детей часто выявляются в достаточно позднем возрасте, поддается коррекции при условии регулярных занятий со специалистами.

В нашем Центре LOQUAR мы прописываем индивидуальный вариант программы коррекции для каждого ребенка, в зависимости от его особенностей и потребностей.

В случае, если у ребенка синдром Аспергера, ему часто бывают необходимы более углубленные занятия по освоению навыков коммуникации и контролю поведения, а так же по сенсорной интеграции.

Коррекция:

Полезные статьи и ответы на вопросы:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *