Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка 08.09.2020 5 минут чтения 2120

Оглавление

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.

Что такое тревожность? Этот эпизодические проявления страха. В каждом возрасте они свои и об этом поговорим ниже. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в «фоновом режиме» можно говорить о патологии.

Другими словами, любой ребёнок может разволноваться и начать тревожится, если в его жизни происходит какое-либо волнующее событие, пусть даже и приятное, но при этом в обычной жизни он спокоен и радостен.

Ребёнок с признаками повышенной тревожности практически не может расслабиться, и постоянно испытывает беспокойство — когда он в знакомой обстановке, при походе в гости, на праздник, в парк, когда к нему обращается незнакомый человек и т.д.

Основная сложность в диагностике повышенной тревожности у детей заключается в том, что пока они маленькие они не могут точно рассказать о проблеме, а ближе к подростковому возрасту могут настойчиво их отрицать. Вот какие признаки повышенной тревожности у вашего ребёнка должны насторожить:

Поведенческие:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

Соматические признаки (о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями). Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащённое сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затруднение дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребёнка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо,мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушение сна.

Тест на уровень тревожности ребёнка

Если вы заметили у своего ребёнка признаки повышенной тревожности, рекомендуем вам провести небольшой тест, для уточнения.

Опросник Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.

Отвечайте да, если согласны с утверждением и нет, если высказывание не относится к вашим сыну или дочери: 1. Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая 2. Ему трудно сосредоточиться 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство 4. Очень напряжён и скован вовремя выполнения заданий 5. Смущается чаще других 6. Часто говорит о напряжённых ситуациях 7. Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны 9. Руки у него обычно холодные и влажные 10. Нередко страдает расстройством стула 11. Сильно потеет, когда волнуется 12. Не обладает хорошим аппетитом 13. Засыпает с трудом, спит беспокойно 14. Пуглив, многое вызывает у него страх 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается 16. Часто не может сдержать слёзы 17. Плохо переносит ожидание 18. Не любит браться за новое дело 19. Не уверен в себе и своих силах

  • 20. Боится сталкиваться с трудностями
  • За каждый положительный ответ засчитайте 1 балл:
  • Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов— средняя; 1-6 баллов— низкая

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

Причины тревожности у детей

Большинство психологов уверены, что основная причина возникновения повышенной тревожности у ребёнка — это тревожность взрослых, которые его окружают. При этом это не наследственная черта, а особенности воспитания. Вот некоторые стили воспитания, которые могут привести к повышенной тревожности ребёнка.

  • Гиперопека. Такие родители стремятся уберечь дитя от любых угроз, в том числе и мнимых. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.
  • Повышенные требования. Эти родители или мало чего добились в этой жизни и хотят, чтобы дети воплотили их мечты или,наоборот, высоко поднялись по социальной лестнице и требуют от ребёнка соответствия высоким стандартам. И в том и в другом случая личность маленького человека и его истинные потребности игнорируются. Ребёнок боится не оправдать завышенных ожиданий, потерять любовь родителей и это формирует у него тревожность
  • Авторитарный стиль. Такие родители сами воспитывались в спартанских условиях, и своих отпрысков растят так же. Есть только обязанности и нет никаких чувств. Эмоции ребёнка отвергаются, страхи высмеиваются, мечты обесцениваются. Это формирует низкую самооценку, неуверенность в себе и как следствие повышенную тревожность.

Тревожность у детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)

У малышей формирование тревожности зависит в основном от тревожности взрослых. Чем более выражена она у родителей, тем больше шансов, что ребёнок ещё в малом возрасте приобретёт подобные черты.

Чем комфортнее чувствует себя малыш в семье, тем спокойнее и расслабленнее он будет. Основные страхи, которые могут стать триггерами повышенной тревожности в этом возрасте, это страх темноты, одиночества, замкнутого пространства.

С 5-7 лет добавляется страх смерти.

Тревожное расстройство у детей школьного возраста (от 7 до 10 лет)

Начиная со школы к основной причине повышенной тревожности — неблагоприятному семейному воспитанию добавляются социальные взаимодействия самого ребёнка.

Если он вынес из родительской среды неуверенность в собственных силах и самом себе он может начать тревожиться из-за возможной потери уважения сверстников, учителей, страха не оправдать ожидания взрослых и страха наказания, конфликтов с друзьями, если он не сможет соответствовать их требованиям и желаниям.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Коррекция тревожности у детей

Если вы видите,что ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности и хотите ему помочь, нужно помнить, что это комплексная работа:

  • Пересмотрите свои отношения с миром, если вы или ваш муж тревожны и с недоверием относитесь к будущему, избавить ребёнка от тревоги вряд ли получится
  • Поменяйте стиль воспитания, если узнали его в одном из перечисленных выше
  • Возможно, вам стоит обратиться к психологу, для того чтобы провести работу над собой, чтобы стать спокойней и уверенней, тогда ребёнок избавится от тревоги даже без посторонних вмешательств.

Важно

«Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо».

М. Лабковский

  1. Вот несколько конкретных приёмов помощи вашему тревожному малышу, которые помогут ему и научат некоторым методам совладания с тревожными мыслями и стрессом:
  2. Приём № 1: Дайте страху имя
  3. Первая психологическая тактика заключается в том, чтобы помочь разрядить тревогу ребёнка, и заняться снятием страха.

То, как это работает, довольно просто. Всё, что вы делаете —это просите малыша придумать глупое название для тех неприятных чувств, которые он испытывает. Очень важно, чтобы имя было как можно менее угрожающим. Это поможет убрать серьёзность и снизить страх.

Как только дети находят имя, которое их устраивает, следующий шаг — приказать эмоциям уйти. Например, если он решит назвать свои эмоции «Глупый ослик», он может сказать примерно следующее:

«Оставь меня в покое, Глупый ослик!»

«Глупый ослик, уходи, ты мне надоел!».

Давая своим чувствам глупое название и разговаривая с ними вслух, он будет отнимать силу у этих эмоций. И тогда ребёнок сможет успокоиться гораздо быстрее, и что очень важно, научившись этому приёму, он сможет использовать его, даже когда вас нет рядом, и самостоятельно регулировать свои чувства.

Приём № 2: Слушайте

Когда кто-то рассказывает вам о своих проблемах, в том числе и наш ребёнок, первый порыв обычно состоит в том, чтобы помочь ему с этим незамедлительно.

Однако этот импульс и эти чувства не так уж полезны, когда имеешь дело с детьми (со взрослыми зачастую тоже). Они действуют менее рационально, чем взрослые, и тревоги их не так ясно выражены.

Поэтому использование логики для объяснения того, что всё хорошо, не всегда работает так, как хотелось бы.

Попытка показать или объяснить маленькому человеку, что на самом деле ничего плохого не происходит, и причин для страха нет, на самом деле повысит его уровень тревожности, так как всё, что он поймёт, что ему не верят, а его страхи никого не волнуют.

Его чувства и эмоции пока ещё, в силу возраста не поддаются логике и разумным объяснениям, и страх не уйдёт. Вместо этогостарайтесь активно слушать ребёнка, пока вы проявляете привязанность. Например, используйте физический контакт:поцелуи или объятия, это поможет его чувствам успокоиться.

В общем, если ваш ребёнок чувствует, что его слушают и слышат, защищают, а родитель доступен, его тревога исчезнет почти сразу, и решение проблемы произойдёт легче.

Читайте также:  Первый признак шизофрении: распознать и остановить

Приём № 3: Дайте ребёнку»волшебный» успокаивающий предмет

Различные исследования показывают, что можно связать объект с определённой эмоцией. Так что если у маленького члена семьи есть специальная мягкая игрушка или защитное одеяло, например, используйте его в своих и его интересах для снятия напряжения!

Недавние исследования показывают, что сон с мягкой игрушкой помогает детям с ночными страхами. Тот же принцип применим и во многих других ситуациях снятия любого кошмара. Если он боится в первый день занятий в школе, почему бы не позволить ему взять с собой что-то, что делает его счастливым? Если объект довольно мал, другие дети даже не будут знать, что он у него есть.

Эта техника работает ещё лучше, если вы будете выбирать «защитника» вместе, их может быть несколько: для каждой ситуации свой. Попросите их выбрать предмет, который поможет им в минуту тревоги. Таким образом, ребёнок будет более вовлечён в этот процесс, и эффект будет многократно увеличиваться.

Советы родителям

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

  • Вот ещё несколько психологических советов по комплексной работе с тревогой и страхами у детей:
  • Основой всего будут работа по этим трём направлениям:
  • 1. Повышение самооценки:
  • Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
  • Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
  • Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  • Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
  • Практикуйте разговоры по душам. Это должно быть то время, когда вы полностью принадлежите ребёнку и слушаете его со всем вниманием, не отвлекаясь на телефон, других членов семьи. Время, когда он может рассказать вам всё, что его беспокоит и волнует. Ваше безраздельное внимание покажет ему, насколько его чувства и он сам важны для вас.
  • Отделяйте поступки ребенка от самого ребенка. Не говорите ему, что он плохой, если он получил двойку обидел младшую сестру. Обсуждайте и осуждайте сам поступок: «Я тебя люблю, ты очень хороший, но сейчас ты поступил нехорошо»

2. Обучение ребёнка методам совладания:

  • Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
  • Обучите его тем методам, что перечислены в гл. 6
  • Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
  • Научите его дыхательным методикам и осознанности

3. Снятие мышечного напряжения:

  • Заведите ритуалы, например, каждую субботу мы танцуем,
  • Делайте ребёнку массаж перед сном — это к тому же укрепит ваши отношения
  • Занимайтесь с ним спортом — это помогает снять напряжение и избавиться от стресса, и кроме того, сближает
  • Как можно больше обнимайтесь и целуйтесь — детям (и взрослым,впрочем, тоже)жизненно необходим тактильный контакт

Заключение

Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.

Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:

  • Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.
  • Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
  • Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  • И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы отмечаете повышенную тревожность у ваших детей, проконсультируйтесь со специалистом!

Начните работу с психологом прямо сейчас

Начать консультацию

Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

  • Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенкаДанная методика разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой.
  • Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.
  • Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, перед непосредственным проведением коррекции данного состояния психологом.
  • Обычно данный тест используется в том случае, если ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать.

Инструкция по проведению: Психолог рисует контуры двух домов (на одном или на двух листах): черного и красного цвета. Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшны. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».  (Список страхов можно скачать внизу материала) (психолог называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик.

У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».

Беседу с исследуемым специалист проводит неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» — «не боюсь».

Особенности проведения тестирования.

Избегая непроизвольного внушения страхов частым повторением вопроса о боязни страхов. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».

Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив.

Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он говорит все как есть, правду.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.

Интерпретация теста на выявление детских страхов доступна для скачивания

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

11 методик для выявления тревожности у детей

Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша.

Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые.

Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

Причины беспокоящих состояний у детей

Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:

  • критика и упрёки;
  • сравнение с детьми;
  • отсутствие поддержки;
  • нестабильность в повседневной жизни;
  • непонимание происходящих событий;
  • низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
  • совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
  • недостаток любви, внимания.

Сложности при диагностике

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребёнка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

Основные методики

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

  • «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
  • Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
Читайте также:  Нозологии детских психических расстройств

Опросник признаки психического напряжения у детей захаров

Способ скрининг-диагностики психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 Теоретические основы
  • 3 Внутренняя структура
  • 4 Интерпретация
  • 5 Клиническая значимость
  • 6 Стимульный материал
  • 7 См. также

Описание методики

Методика представляет собой опросник для родителей, предназначенный для скринингового выявления психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков.

Теоретические основы

Невротические нарушения широко распространены у детей и подростков и играют значительную роль в развитии соматической патологии. Их выявление и устранение способствуют более эффективному лечению соматических заболеваний.

Для диагностики психического напряжения и невротических тенденций психотерапевтами широко используются специализированные тесты и шкалы.

Однако в большинстве случаев пациенты с жалобами невротического спектра в первую очередь обращаются к педиатрам и терапевтам, которым необходимо обладать инструментом для первичной диагностики разнообразных невротических нарушений. Кроме того, при обследовании детей важно, что бы текст применяемого опросника был адаптирован к возрастным особенностям.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 45 пукнтов, составляющих 9 шкал: вегетативные дисфункции, астения, расстройства сна, нарушения аппетита, депрессивные расстройства, повышенная тревожность, фобии и страхи, патологические привычные действия, экатрапунитивная агрессия. Вопросы шкал не пересекаются.

Опросник предназначен для заполнения родителями (или лицами, исполняющими их обязанности).

Интерпретация

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл. Баллы по всем пунктам каждой шкалы суммируются (в каждой шкале по 5 пунктов).

Если респондент набрал 3 и более балла по шкале, то соответствующий тип расстройства считается выраженным.

Наличие выраженной проблемы по шкалам с 1 по 4 свидетельствует о необходимости консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а по любой из 5-9 шкал — на необходимость консультации психотерапевта или детского психиатра.

№ шкалы Название шкалы Пункты шкалы
1. Вегетативные дисфункции 1, 10, 19, 28, 37.
2. Астенические расстройства 2, 11, 20, 29, 38.
3. Расстройства сна 3, 12, 21, 30, 39.
4. Нарушения аппетита 4, 13, 22, 31, 40.
5. Депрессивные расстройства 5, 14, 23, 32, 41.
6. Повышенная тревожность 6, 15, 24, 33, 42.
7. Фобии и страхи 7, 16, 25, 34, 43.
8. Расстройства поведения 8, 17, 26, 35, 44.
9. Экстрапунитивная агрессия 9, 18, 27, 36, 45.

  Регулированный регулятор напряжения автомобильный

Клиническая значимость

Использование предлагаемого опросника способствует выявлению важных патогенетических механизмов психосоматических, в том числе гастроэнтерологических расстройств, сокращению сроков и стоимости лечения, уменьшению трудопотерь и пропусков занятий, улучшает прогноз заболеваний. Диагностика и последующее лечение психического напряжения и невротических тенденций — важный элемент профилактики социальной дезадаптации, суицидального поведения.

Предлагаемый способ диагностики возможно и целесообразно использовать терапевтами, педиатрами, врачами общей практики и гастроэнтерологами на амбулаторном приеме и в условиях стационара для скрининга психического напряжения и невротических тенденций, преимущественно у детей и подростков.

Источник

Реестр диагностических методик, используемых педагогом-психологом ДОУ

Ирина Марухнич Реестр диагностических методик, используемых педагогом-психологом ДОУ

В продолжение темы о документации психолога ДОУ предлагаю реестр диагностических методик, которые имею и использую в своей работе. Реестр тоже утверждается на педагогическом совете.

Эмоционально-личностная сфера

Графическая методика «Кактус» автор М. А. Панфилова (возраст с 3 лет)

Опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» А. И. Захаров (для педагогов и родителей)

Тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка (для педагогов и родителей)

Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное» с 5 лет.

Статус в группе «Два дома» Агаева Е. Л., Брофман В. В. и др. с 4 лет. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998.

Тест на определение уровня самооценки детей 4-10 лет (В. Щур «Лесенка»)

Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Тест «Я в детском саду» с 5 лет

Тест – опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин). Для родителей

Проективный тест тревожности (тест М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммл). Детям 4-7 лет

Методы выявления межличностных отношений дошкольников

(Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова)

Половозрастная идентификация, самосознание Белопольская Н. Л.

Методика исследования детского самосознания Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. М., 1995

Методика «Кинетический рисунок семьи». Автор Р. Бернс, С. Кауфман

Познавательная сфера

Диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста (разработана К. Л. Печерой, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой). Возраст 1,5 – 3 года.

  Телефонная линия напряжение сопротивление

Экспресс-диагностика познавательного развития (автор П. Мясоед). возраст от 3 до 7 лет.

Пам ять

Тест «Запоминание картинок». Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию» – М. : Новая школа, 1998

Проба на запоминание «10 слов» автор А. Р. Лурия

Память Истомина 3. М. «10 слов» Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Харьков, 1997

Мышле ние

«Разрезные картинки» (Е. Е. Кравцовой) с детьми 4-7 лет.

  • Методики «Нелепицы», возраст с 4 лет
  • «Собери картинку», возраст с 3лет
  • «Подбери заплатку к коврику»

Источник: Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию». – М. : Новая школа, 1998 г.

Бернштейн А. М. «Последовательность событий» Дубровина И. В. Готовность к школе. М., 2001

  1. Внима ние
  2. «Корректурная проба»
  3. Восприя тие
  4. «Узнай кто это?»,
  5. «Найди предметы, спрятанные в рисунке»

Источник: Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию». – М. : Новая школа, 1998 г.

Готовность к шко ле. Возраст 6-7 лет.

Мотивация Банков С. А Тестовая беседа

Произвольность методика «Домик» автор Гуткина Н. И.

Эльконин Д. Б. «Графический диктант» Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1995

Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника

Методика «Бусы»

Ориентировочный тест школьной зрелости. Автор А. Керн — Я. Йирасек

И гра

Эльконин Д. Б. Критерии развития игровой деятельности

Коммуникативные нав ыки

Степанова Г. Б. Индивидуальный профиль социального развития

Развитие мелкой мотор ики

«Моторика пальцев» Автор Н. Озерецкий

«На пути к школьному старту». Диагностика психологической готовности детей к школе Цель моей презентации: показать важность своевременной диагностической работы с детьми дошкольного возраста, преемственность детского сада.

Проект «Архитектура родного города» Аверкина Елена Филипповна, 1977 года рождения, имею высшее педагогическое образование. Окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева в 1998 году по.

Источник

Опросник. Признаки психического напряжения у детей

ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ (ОПРОСНИК).

  Гост нормы качества напряжения

  • Инструкция: Оцените наличие или отсутствие перечисленных признаков у вашего ребёнка по степени выраженности
  • 2 – средняя выраженность;
  • Затем подсчитайте общее количество баллов и определите степень выраженности психоэмоционального напряжения по схеме:
  • От 0 до 19 баллов – невысокая степень;
  • От 20 до 38 баллов – средняя степень;
  • От 39 до 58 баллов – высокая степень.
  • Данные опросника необходимы психологам как дополнительные сведения о ребёнке, который не бывает одинаковым в садике, в школе и дома.
  • Признаки психического напряжения и невротических тенденций.
  • Разборчив в еде
  • Засыпает с трудом
  • Плохо, неохотно встаёт
  • Жалуется на головные боли
  • Жалуется на боли в животе
  • Часто бывает рвота
  • Часто бывают головокружения
  • Часто дрожит от возбуждения
  • Дёргает плечом, рукой
  • Бывают припадки злости
  • Играет какой-либо частью тела
  • Боится за своё здоровье
  • Бывают побуждения постоянно и церемонно что-либо делать
  • Часто мечтает, мысли его где-то далеко
  • Не умеет сосредоточиться
  • Старается быть всегда тихим
  • Видит фантастические предметы

Боится животных. Каких?

  1. Боится чужих людей
  2. Бывает чувство стыда, виновности
  3. Бывает чувство неполноценности

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Номер материала: ДБ-246286
  • Не нашли то что искали?
  • Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.

Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Читайте также:  Клептомания: причины, симптомы, особенности проявления клептомании у детей, диагностика и лечение

Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

4. Тест и. А. Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка

  • Цель: оценка
    уровня тревожности детей.
  • Применение
    методики:
    с
    детьми 4 – 10 лет.
  • Материал:
    бланк с утверждениями.
  • Инструкция:
    внимательно прочитайте эти утверждения
    и оцените, насколько они характерны для
    вашего ребёнка
  • Процедура
    проведения:

    в регистрационном бланке отмечаются
    ситуационные формы проявления ребёнком
    тревожности, частота проявлений
    выражается по шкале от 0 до 2 баллов.
  • Варианты оценок:
  • 0 – данный пункт
    отсутствует
  • 1 – данный пункт
    проявляется периодически
  • 2 – данный пункт
    выражен и нарастает в последнее время.
  • Анализ результатов:
    подсчитывается
    сумма баллов и делается вывод о наличии
    невроза или предрасположенности к нему.
  • 1 уровень – менее
    5 баллов:
    отклонения
    несущественные и являются выражением
    проходящих возрастных особенностей
    ребёнка
  • 2 уровень – от 5
    до 9 баллов:

    необходимо внимание к этому ребёнку.
  • 3 уровень – от
    10 до 15 баллов:

    нервное расстройство, но не обязательно
    достигающее стадии заболевания.
  • 4 уровень – от
    15 до 20 баллов:

    невроз был или будет в ближайшее время.
  • 5 уровень – от
    20 до 30 баллов:

    невроз.

5. Методика м. А. Панфиловой на диагностику страхов «Страхи в домиках»

  1. Цель: диагностика
    видов страхов, определение их соответствие
    возрастным нормам.
  2. Применение
    методики:
    с
    детьми 4 – 7 лет.
  3. Материал:
    красный и черный домик.

Инструкция:
В красный и черный дом надо расселить
29 страхов.

В каком доме – красном или
черном – будут жить страшные страхи, а
в каком – не страшные? Я буду перечислять
страхи, а ты показывай мне домик, в
который поселишь этот страх.

  • Процедура
    проведения:
    проективная
    методика: работа с 29 видами страхов;
    ребенок по предложению взрослого
    «расселяет» 29 видов страхов в домиках
    разного цвета, по количеству страхов в
    каждом домике диагностируется
    соответствие/несоответствие количества
    страхов возрастным нормам.
  • Анализ результатов:
  • В нормативном
    варианте у ребенка-дошкольника
    диагностируется от 6 до 15 страхов:
Возраст Число страхов
Мальчики Девочки
3 года 9 7
4 года 7 9
5 лет 8 11
6 лет 9 11
7 лет 9 12

Обоснование
методик

Предложенные
методики имеют важное практическое
значение, т.к. при их помощи становится
возможным установление нарушений в
развитии эмоционально – личностной
сферы детей дошкольного возраста, в том
числе и с нарушениями в развитии.

По результатам,
полученным по данным методикам, можно
составить коррекционную программу,
направленную на оптимизацию самооценки
и уровня притязаний, снижения проявлений
агрессивности и тревожности, а также
создание у ребёнка чувства защищенности,
психологического комфорта, выявление
его истинных психических и физических
сил.

Для обеспечения
нормального формирования эмоционально
– личностной сферы ребёнка дошкольного
возраста и предотвращение нарушений в
её развитии большое значение имеет
динамическая оценка психического
развития и при необходимости создание
для него более благоприятных условий.

Для гармонизации
личностных черт в целом полезна пропаганда
таких воспитательных воздействий в
семье и детских учреждениях, которые
способствовали бы умениям бороться с
трудностями, управлять своими эмоциями,
ограничивать свои притязания в
соответствии с возможностями и т.д.

Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 22

Примечание:  «0» – отрицательный выбор; «+» — положительный выбор.

Пояснение факторов: Рисунки №№: 1 – игра с младшими детьми; 2- ребенок и мать с младенцем; 3 – объект агрессии; 4 — — одевание; 5 – игра со старшими детьми; 6 – укладывание спать в одиночестве; 7 – умывание;  8 – выговор; 9 – игнорировагние; 10 – агрессивное нападение; 11 – собирание игрушек; 12 – изоляция 13 – ребенок с родителями; 14 – еда в одиночестве.

В колонке ИТ/ РТЗ  дается вывод об уровнях тревожности и результатах теста по методике Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен  и тесту А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка (тест для родителей), выраженных в баллах.

Для обеспечения достоверности данных, нами параллельно было проведено тестирование родителей по методике А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка. Текст теста приведен нами в приложении № 3.

Сумма баллов в последней колонке, приведенная через дефис свидетельствует о наличии у детей невроза или предрасположенности к нему. Невроз был выявлен у трех детей (Саши, Оли и Ивана), набравших от 17 до 21 балла по субъективной шкале тревожности (СШТ).

У шестерых детей (Оли, Андрея, Ани, Димы, Олега, Вити) – выявлено нервное расстройство (от  10 до 15 баллов по СШТ). Все девять детей показали высокий уровень тревожности по методике Р. Теммл и др.). Это свидетельствует о достоверности, полученных нами результатов исследования по показателю «тревожность».

Для всех остальных детей отклонения были несущественными (в пределах нормы), в том числе и у Бориса У., чей показатель по методике Р. Теммл и др. имел среднее значение.

Таким образом по результатам вышеизложенных методик из 16 дошкольников с тревожной симптоматикой, нами были отобраны 9 с высоким уровнем тревожности, которых в последствии мы на основе уточняющих методик отнесли к детям «группы риска»: Олю В., Ивана Ч., Сашу Д., Андрея И., Аню Н., Лену Г., Диму Ю., Олега Р. и Витю Б.

(Их имена во всех таблицах нами выделены жирным шрифтом для удобства). Один дошкольник показал средний уровень тревожности (Борис У.). Остальные испытуемые показали низкий уровень тревожности.

Результаты теста тревожности позволил усомниться в некоторых результатах опроса воспитателей по поводу повышенной тревожности и неблагополучном психическом развитии шестерых детей из 16 (Иры Е., Кати С., Насти Ж., Петра Щ., Дениса А.,  Аллы М.).

С целью уточнения полученных данных по методике А.И. Захарова, тесту тревожности (Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен) и поиска возможных симптомов отклонений в психическом развитии и поведении дошкольников мы осуществили диагностику детей по проективным тестам «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и по методике А.И. Захарова.

По вопроснику А.И. Захарова, направленного на выявление страхов у детей, мы установили, что достаточно устойчивые страхи испытывают только шестеро детей из 16.  Это  Аня Н., Лена Г., Дима Ю., Саша Д., Ольга В. и Иван Ч. Наглядно это отражено нами в таблице № 6.

Для того, чтобы установить достоверность результатов беседы с детьми, мы предложили детям выполнить рисунки «Моя семья», «Несуществующее животное» (временной интервал между рисунками три дня).

Данные, касающиеся выявляемого нами показателя (наличие страхов) мы  приводим в четвертой колонке для сравнения.

  • Таблица 6
  • Результаты исследования наличия страхов у детей, предположительно
  • отнесенных к «группе риска»

Тест на оценку уровня тревожности ребенка

Тест для родителей на оценку уровня тревожности ребенка

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка. Если это ярко выражено, ставьте «+», если это проявляется периодически – «0», если это отсутствует – «-».

  1. Легко ли расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

  2. Чуть — что в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

  3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

  4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

  5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

  6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

  7. Как и в первые годы жизни, сосет соску, палец, часто вертит в руках какой-либо предмет.

  8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.

  9. Становится слишком возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

  10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

  11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

  12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

  13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становиться сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

  14. Начинает жаловаться на головные боли вечерами или боли в области живота утром, нередко бледнеет, краснеет, потеет, его беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

  15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; без причины повышается температура;

  16. Часто пропускает детский сад.

  • За каждый ответ «+» — 2 балла, «0» — 1 балл; «-»-0 баллов.
  • Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличииневроза или предрасположенности к нему.
  • 15-20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
  • 10-15 баллов – необходимо внимание к этому ребенку.
  • 5-9 баллов – отклонения несущественных и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *